Новые информационные системы и технологии

реферат

2. Человек и информационное общество

В ХХ веке человечество вступило в новый этап своего развития, характеризуемый нарастанием темпа и масштабов технических изменений, ростом влияния технических наук на самые различные сферы человеческой деятельности. Развитие техники и технического знания все в большей степени определяет тенденции и ускоряет развитие самого общества. Сегодня бытие человека заметно меняется не только на протяжении человеческой жизни, но и на более коротких отрезках времени.

Изменения в сфере техники и технического знания, охватившие за два столетия практически весь мир, переводят общество в новое качественное состояние, идут процессы концентрации и глобализации жизнедеятельности, общественного сознания, культуры, пробивается своеобразное понимание переходного характера нынешнего человеческого общества, когда коренным образом меняется не только тип производства, но и весь строй жизни.

В философии все чаще ставится вопрос об изменении характера познавательного отношения человека к миру, выражающееся в абсолютизации структурно-функциональных, формально-логических и модельных подходов в научном познании, использовании интеллектуально-информационных систем в технике. Выявлена проблема деградации субъекта познания в условиях, когда информация обретает черты особого рода, несоразмерной человеку, самодеятельной и самодостаточной, знаково-символической реальности.

И все же, сколько бы ни размышляли философы над перспективами информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной самой себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.

А.И. Ракитов, один из ведущих специалистов в нашей стране в области философии компьютерной революции, выделил в концепции информационного общества следующие моменты:

в информационном обществе любой индивид или организация в любой точке страны в любое время может на основе компьютерного доступа и систем связи получить любую информацию, которая необходима для решения технических, социальных и личных проблем;

в информационном обществе современные информационные технологии производятся и функционируют в доступном для человека режиме;

информационное общество имеет возможность производить необходимые информационные ресурсы в том объеме, который мог бы поддерживать развитие науки и производства на современном уровне.

в обществе происходит усиленная компьютеризация и автоматизация различных сфер промышленности и управления;

изменяются радикальным образом социальные структуры, в информационной сфере количество работающего населения составляет не менее 50 % общего числа занятых. При этом снижается количество работающих в традиционных сферах, производительность их увеличивается.

И далее он говорит: "то, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с понятием общество". Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.:Политиздат, 1991. - 287 с.

Но помимо этого абстрактного родового существа, обитаемого в философских трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются и побеждают, терпят поражение, занимаются бизнесом, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и старости, обладают властью или сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах. Тем не менее, человек рано или поздно, с большей или меньшей остротой, тревогой и страхом задумывается о смысле своего бытия, о смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности. Поэтому на вопрос о том, каков на самом деле человек - мудр он или глуп, разумен или неразумен, добр или зол, философ может дать только один ответ: человек разнообразен. Но при этом он радикально отличается от всех других существ на Земле. Его отличие, прежде всего в разуме. Отличается он и технологичностью деятельности, стремлением к творчеству, к свободе. Ракитов А.И. выделяет эти четыре великих фундаментальных признака человека. В новом веке новые информационные технологии впервые открывают перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах.

В современных условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа. Информационная технология ведет человечество к созданию интеллектуальных компьютерных систем и уже сейчас необходимо задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которыми они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным.

Сможет ли человечество выжить в условиях невероятного усложнения задач, подлежащих срочному решению, если он не будет формировать информационную компьютерную революцию и не усилит свой интеллект искусственным?

В последнее время наблюдается возрастание интереса к искусственному интеллекту, вызванное повышением требований к информационным системам. Умнеет программное обеспечение, умнеет бытовая техника. Мы неуклонно движемся к новой информационной революции, сравнимой по масштабам с развитием Интернета, имя которой - искусственный интеллект.

Японский социолог Дж. Масуда, развивая концепцию информационного общества, выдвинул идею появления нового человека -- “человека интеллигентного”. Он считает, что мозг, сознание человека есть высший этап эволюционного развития. Именно используя мозг как высшее интеллектуальное устройство, человек мог победить всех своих биологических конкурентов. Биологические параметры мозга ограничивают усвоение информации. Здесь сказывается и объем биологической памяти, и возможности чтения, скорость произнесения речи и т.д. Все эти ограничения снимаются новыми информационным технологиями.

Новые информационные технологии, с точки зрения Масуды, резко повышают уровень информированности человека, позволяют обрабатывать гигантские массивы информации, сконцентрировать свои усилия на решении творческих задач, неподвластных компьютеру. Все это повлияет на характер творчества, образа жизни, на саму эволюцию человеческого рода.

Понятию “человек интеллигентный” близко понятие “homo electronicus”(“хомо электроникус”). В этой модели будущего человека он в глобальном масштабе взаимодействует с новыми информационными технологиями, его деятельность протекает в информационно насыщенной среде. Роботизация и автоматизация освобождает человека от физического труда. Новые информационные технологии позволяют улучшить биоантропологические показатели человека, увеличить продолжительность жизни, сохранить творческую активность. Новые желания нового человека будут зависеть не от его физических способностей, выносливости, а от уровня информированности, умения владеть новыми информационными технологиями, функционировать в информационно насыщенном мире.

Необходимым элементом новой культуры является способность охватить весь объем информации, относящейся к тому виду деятельности, которым занят человек. Отсюда необходимость снятия различного рода информационных ограничений, связанных с доступностью использования информационных ресурсов, с их объемами. Этот доступ должен быть всеобщим и обеспечивать развитие различных фаз интеллектуального процесса человеческой деятельности, начиная от этапа мотивации и целеполагания, заканчивая оценкой полученного продукта деятельности и коррекции исходных оснований в зависимости от этой оценки. Только массовое умение использования новых информационных технологий даст возможность к устойчивому развитию общества.

В информационном обществе важнейшим фактором общественного развития становится зависимость между информацией и временными характеристиками социальных процессов вообще и технологических в частности. Информация -- это то, что перестраивает воспринимающую ее систему. Поэтому и доступ к информации, и производство информации, и передача информации, и искажение информации являются тем механизмом, который существенно влияет на временные характеристики любого социального изменения.

В информационном обществе претерпевает изменение такое качество социального времени, как иерархичность: человек живет сразу в нескольких временных плоскостях и ему постоянно приходится выбирать одну из них в качестве первичной. Иерархизация разных пластов или плоскостей социального времени -- центральная черта человеческой жизни. Распределение времени человека, предсказуемость его поведения тесно связаны; друг с другом. Без организации социального времени и выбора одной из плоскостей в качестве предпочтительной в данный момент невозможно планировать деятельность.

В информационном обществе создаются условия для большей независимости личного времени от времени общества. Работа с компьютером позволяет подключаться к банку данных, не выходя из собственной квартиры в любое удобное время суток; по-своему планировать свой рабочий день; экономить время жизни на перемещениях в пространстве и т.д.

Таким образом, следует выделить следующие парадоксы и противоречия времени информационного общества:

- противоречие между доступностью и закрытостью информации влечет за собой замену действительного времени иллюзорным;

- противоречие между возможностью творчества и навязыванием стереотипов мышления и поведения через компьютерные программы влечет за собой подчинение ритмам общества в ущерб индивидуализации времени;

В информационном обществе возникают и другие временные парадоксы. Так, скорость передачи информации, на первый взгляд, сокращает время коммуникации. Но доступность и богатство информации расширяет время человека, вписывающего новую информацию в свой духовный мир. Второй парадокс: воспринимая новую информацию и делая ее достоянием своего внутреннего “я”, индивид уверен, что информацию переработал именно он; с другой стороны, использование механизмов психологического восприятия делает человека объектом манипулирования со стороны собственников и производителей программных продуктов.

Время информационного общества порождает ряд новых особенностей: на смену синхронизации (которая все еще сохраняется, а в ряде случаев приобретает и новое качество) приходит разнофазность развития; однонаправленность времени превращается в разнонаправленность; центральной чертой человеческой жизни становится иерархичность времени и необходимость постоянного выбора между временными плоскостями; преобладание общественного времени в индустриальном обществе сменяется акцентом на личное время, которое делается все более независимым от времени общества: линейность и циклизм в понимании времени сменяются пониманием полевой природы времени, а господство естественнонаучных представлений - все более усложняющимся психологизмом.

Обобщая существующие подходы к трактовке понятия "информационное общество", можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается:

& общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;

& общество знания, т.е. общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

& глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.

Информационное общество будет постепенно трансформироваться в "общество мудрости", где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах. Мудрость, основанная на информации и знании, поможет сформировать общество, существующее в благоприятной окружающей среде, принимающее во внимание интересы и благосостояние каждого и стремящееся к включению всех граждан в активную продуктивную деятельность, придающее социальным и культурным аспектам жизни не меньшее значение, чем материальным и экономическим.

По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Одной из основополагающих характеристик информационного общества является его глобальный характер. В процессе его формирования постепенно стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики, значительно более динамичным и конкурентным становится рынок. Для каждого государства в этих условиях критическое значение приобретает развитие национальной информационной инфраструктуры и ее эффективная включенность в глобальную информационную инфраструктуру.

Главная цель построения информационного общества - улучшение жизни людей, их максимальная самореализация - может быть достигнута лишь при соблюдении ключевого принципа: любое развитие должно опираться не на объекты, а на людей.

Подведя итоги вышесказанному можно вывести, что информационному обществу присущи:

1. Характерные черты:

решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

главной формой развития является информационная экономика;

в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

сформировано единство всей человеческой цивилизации;

реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

2. Опасные тенденции:

возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

все большее нарушение (или даже разрушение) посредством информационных технологий частной жизни людей или организаций;

усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

Делись добром ;)