logo
Проектирование беспроводной сети на основе технологии WiMax для Ставропольского филиала ОАО "ЮТК"

Информационные базы и информационные потоки

010

Студент Федоренко Н.В.

03.02.11

10

13.02.11

Информационные системы

011

Студент Федоренко Н.В.

15.02.11

10

25.02.11

Проблемные ситуации и способы их решения

012

Студент Федоренко Н.В.

01.03.11

12

13.03.11

Всего затрачено дней

62

1.2 Характеристика предприятия ОАО "ЮТК"

1.2.1 Общая характеристика предприятия

Ставропольский филиал ОАО "ЮТК" - структурное подразделение Южной телекоммуникационной компании, ведущего оператора связи и Интернет-провайдера в Южном федеральном округе и Северо-Кавказском федеральном округе. Лицензионная территория ЮТК охватывает весь Ставропольский край. Телекоммуникационная инфраструктура филиала объединяет 26 районов края и 7 городов краевого подчинения.

Ставропольский филиал предоставляет населению и юридическим лицам традиционные и современные услуги: местную и внутризоновую связь, широкополосный доступ в Интернет, IP-TV, построение VPN (виртуальные частные сети), услуги интеллектуальных сетей связи, Call-центра и т.д.

1.2.2 Организационная структура предприятия

Структура ОАО "ЮТК" представляет собой дивизионную систему управления (дивизионы - структурные подразделения компании), с централизованным аппаратом управления, находящимся в генеральной дирекции (Краснодарский край, г. Краснодар).

В структуру предприятия входят 10 филиалов. Филиалы Компании расположены в десяти регионах ЮФО, за исключением Чеченской Республики, Республики Дагестан и Республики Ингушетия.

Структура ОАО "ЮТК" показана на рисунке 1.1

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.1 - Структура ОАО "ЮТК"

Структура Ставропольского филиала ОАО "ЮТК" представлена на рисунке 1.2.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.2 - Структура Ставропольского филиала ОАО "ЮТК"

КУЭС - коммерческий узел электросвязи, осуществляет работу с клиентами (оплата счетов, заключение договоров);

ТУЭС - технический узел электросвязи;

УО - узел обслуживания, сервис;

ЦНТ - цех новых технологий;

МТС - междугородняя телефонная станция;

ЛТЦ - линейно технический цех (6 отделений), кабельное хозяйство по городу и краю;

ОЭС - отдел электросвязи, эксплуатации оборудования;

УЭСПД - участок эксплуатации сетей передачи данных;

УМС - узлы мультисервисных сетей (сеть SDH);

ГТППУПД - группа технической поддержки предоставления услуг передачи данных, настройка ПК и. т.д.;

РЦУСС - региональный центр управления сетями связи, мониторинг магистральных сетей и оборудования.

На макроуровне Ставропольский филиал ОАО "ЮТК" взаимодействует, с независимыми компаниями. Схема взаимодействия Ставропольского филиала ОАО "ЮТК" на макроуровне представлена на рисунке 1.3.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.3 - Схема взаимодействия Ставропольского филиала ОАО "ЮТК" на макроуровне

На микроуровне Ставропольский филиал ОАО "ЮТК" взаимодействует, с дочерними и зависимыми компаниями. Схема взаимодействия Ставропольского филиала ОАО "ЮТК" на микроуровне представлена на рисунке 1.4.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1.4 - Схема взаимодействия Ставропольского филиала ОАО "ЮТК" на микроуровне

1.2.3 Организационно-управленческая модель

В таблице 1.3 отражены функциональные задачи и подзадачи. В таблице 1.4 представлены функциональные задачи, а также структурные подразделения ОАО "ЮТК", участвующие в решении этих задач.

Таблица 1.3 - Группы функциональных задач и подзадач

Название функциональной задачи

Название функциональной подзадачи

1. Работа с клиентами

1.1 Предоставление телекоммуникационных услуг физическим лицам

1.2 Предоставление телекоммуникационных услуг юридическим лицам

1.3 Обслуживание ГОС заказов

1.4 Ремонт и обслуживание телекоммуникационного оборудования

1.5 Работа с поставщиками оборудования

Продолжение таблицы 1.3

1.6 Работа с поставщиками программного обеспечения

1.7 Предоставление необходимой информации о продукции клиентам

2. Управление ресурсами и средствами предприятия

2.1 Управление материальными ценностями предприятия

2.2 Разработка и проектирование новых видов т услуг

2.3 Управление финансами предприятия

2.4 Управление кадрами

2.5 Управление информационной системой

3. Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности

3.1 Составление бухгалтерской отчетности

3.2 Составление налоговой отчетности

3.3 Работа по хранению, учету и использованию архивных документов

4. Планирование стратегии предприятия

4.1 Оперативное планирование

4.2 Среднесрочное планирование

4.3 Долгосрочное планирование

4.4 Модернизация предприятия

4.5 Внедрение новых телекоммуникационных технологий

5. Строительство и социальное развитие

5.1 Предоставление сотрудникам социальных услуг

5.2 Поддержание в работоспособном состоянии подведомств объектов и сооружений

5.3 Обеспечение внутренней безопасности и пропускного режима

2. Управление ресурсами и средствами предприятия

2.1 Управление материальными ценностями предприятия

2.2 Разработка и проектирование новых видов т услуг

2.3 Управление финансами предприятия

2.4 Управление кадрами

2.5 Управление информационной системой

3. Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности

3.1 Составление бухгалтерской отчетности

3.2 Составление налоговой отчетности

3.3 Работа по хранению, учету и использованию архивных документов

4. Планирование стратегии предприятия

4.1 Оперативное планирование

4.2 Среднесрочное планирование

4.3 Долгосрочное планирование

4.4 Модернизация предприятия

4.5 Внедрение новых тел. технологий

5. Строительство и социальное развитие

5.1 Предоставление сотрудникам социальных услуг

5.2 Поддержание в работоспособном состоянии подведомств объектов и сооружений

5.3 Обеспечение внутренней безопасности и пропускного режима

Таблица 1.4 - Организационно-управленческая модель ОАО "ЮТК"

Функциональные

области

Структурные подразделения

Работа с клиентами и поставщиками

Управление ресурсами и средствами предприятия

Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности

Планирование стратегии предприятия

Строительство и социальное развитие

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5.1

5.2

5.3

Генеральный директор

*

*

*

+

*

+

*

+

*

+

Директор по информационным технологиям

*

*

+

*

+

Директор по экономике и финансам

+

Технический директор

+

*

+

Директор по безопасности и режиму секретности

*

+

Главный бухгалтер

*+

*+

Коммерческий директор

*+

*+

*+

*

+

*

Примечание - на пересечении строк ответственных лиц (подразделений) и столбцов (номеров и наименований задач) в таблице 1.4 проставлены следующие символы: + - основной участник процесса; - частичное участие в процессе; * - основная ответственность за выполнение процесса.

1.3 Технические и программные средства ЭИВТ предприятия

1.3.1 Задачи решаемые с использованием средств ЭИВТ

К основным задачам, решаемым с использованием средств ЭИВТ, можно отнести следующие:

­ высокоэффективное управление и обработка информационных потоков в подразделениях ОАО "ЮТК";

­ обеспечение бесперебойного функционирования комплекса программно-технических средств локальной сети предприятия;

­ обеспечение бесперебойного функционирования средств связи, коммуникаций и оргтехники;

­ мониторинг работоспособности и эффективности магистральной сети;

­ работа и обслуживание биллинговой системы предприятия;

­ техническая поддержка пользователей услуг передачи данных.

1.3.2 Технические средства

На предприятии используется мощное телекоммуникационное оборудование и компьютерные системы. Основные технические средства приведены в таблице 1.4.

Таблица 1.5 - Основные технические средства

Группа средств

Средства

Кол-во

Компьютеры

Сервер автоматизации и сбора статистики

1

Сервер биллинга "ONYMA"

1

Телекоммуникационный сервер

5

Сервер управления DSL систем

3

Почтовые сервера

5

Сервер поисковой системы "КУРС"

1

Рабочие станции отдела информационных технологий

50

Рабочие станции отдела новых технологий

60

Рабочие станции отдела технической поддержки

20

Телекоммуникационное оборудование

Магистральное оборудование DWDM

6

Оптические боксы

100

Оборудование кабельных систем

200

DSL оборудование

50

VDSL, VDSL2 оборудование

30

Сетевые коммутаторы

1000

Оборудование печати

Лазерные принтеры

50

Струйные принтеры

20

Ксероксы

12

Другое оборудование

Системы мониторинга сети

10

Системы телефонии

25

Системы телеграфа

7

1.3.3 Программные средства

Программные средства, используемые на предприятии, приведены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 - Использование программных средств

Программные средства

Категория

Номера и наименование задач

1. Работа с клиентами и поставщиками

2. Управление ресурсами и средствами предприятия

3. Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности

4. Планирование стратегии предприятия

5. Строительство и социальное развитие

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5.1

5.2

5.3

СЭД

уникальное

+

ONYMA

уникальное

+

/

КУРС

уникальное

+

Huawei

уникальное

+

+

Red Hat Linux Enterprise Server

системное

/

Windows XP

системное

Open Office

общего назначения

Примечание - на пересечении строк и столбцов в таблице 1.6 проставлены следующие символы: + - основное использование в процессе, решение основных задач; - частичное использование, вспомогательное использование;

/ - обеспечение работы других средств.

1.3.4 Локальная сеть предприятия

ОАО "ЮТК" включает как магистральные сети, объединяющие филиалы, так и большое количество локальных сетей технических центров, офисов и групп.

В данном подразделе рассмотрена локальная сеть группы технической поддержки предоставления услуг передачи данных (ГТППУПД).

Локальная сеть отдела ГТППУПД, включает следующие компоненты:

­ коммутатор Cisco Catalist 3550-24;

­ принтер HP LaserJet 1400;

­ рабочие станции операторов;

­ сервер Q-Tech.

Локальная сеть имеет звездообразную топологию, используется технология Fast Ethernet (100 Мб/c), витая пара категории UTP 5. Доступ к глобальной сети на скорости до 4 Мб/с. Схема локальной сети представлена на рисунке 1.5.

Основные возможности Cisco Catalist 3550-24:

­ шина с пропускной способностью 8,8 Гбит/с;

­ скорость пересылки 4,4 Гбит/с;

­ возможность выбора физического интерфейса для портов Gigabit Ethernet (SX или LXLH);

­ расширенные функции безопасности (ACL, TACACS+, RADIUS) и управления;

­ маршрутизация IP (RIPv1, RIPv2, OSPF, IGRP, EIGRP).

Сервер Q-Tech используется для мониторинга и конфигурирования удаленного сетевого оборудования оператора. Включает базу данных (MySQL), программный сетевой фильтр (ip-tables), работает под управлением ОС Red Hat Enterprise Linux.

Рисунок 1.5 - Схема локальной сети отдела ГТППУПД.

1.3.5 Организация доступа к мировым информационным сетям

ОАО "ЮТК" является крупным телекоммуникационным провайдером, доступ к мировым информационным сетям предоставляется по следующим технологиям:

­ xDSL - в частности, ADSL, ADSL2, VDSL, VDSL2, эти технологии обеспечивают высокоскоростной цифровой доступ по абонентской телефонной линии. Максимальная скорость нисходящего потока до 50 Мб/c, зависит от линии связи;

­ ISDN - цифровая сеть с интеграцией обслуживания. Позволяет совместить услуги телефонной связи и обмена данными. Передача данных со скоростью до 64 кбит/с по абонентской проводной линии и обеспечение интегрированных телекоммуникационных услуг (телефон, факс, и пр.);

­ ETTH - один из способов постоянного подключения к Интернету по протоколу Fast Ethernet, скорость подключения до 100 Мбит/с.

­ EV-DO - технология передачи данных, используемая в сетях сотовой связи стандарта CDMA, максимальна скорость нисходящего потока до 3,1 Мб/с.

­ WiMAX (IEEE 802.16-2004) - технология беспроводного широкополосного доступа четвертого поколения, находится в стадии разработки.

1.3.6 Обеспечение информационной безопасности, защита информации

Технологически развитая телекоммуникационная сеть предприятия, большое количество оборудования, сервисных приложений и огромное число служащих, требуют жесткую и эффективную систему информационной безопасности. Для решения вопросов безопасности и управления, правлением ОАО "ЮТК" создан отдел информационной безопасности.

Доступ к внутренним информационным системам управления, осуществляется через централизованные центра аутентификации и авторизации. Каждому оператору системы присваивается уникальный логин и пароль, а также пользовательские права доступа (администратор, оператор, аналитик и. т.д.). Логин и пароль оператора меняются по истечению установленного времени. Конфиденциальные данные, включая информацию об абонентах, важные управляющие документы, передаются по защищенным каналам, используя различные механизмы и протоколы безопасности. На предприятии функционирует комплекс антивирусного ПО Kaspersky Total Space Security, что обеспечивает многоуровневую защиту рабочих станций, ноутбуков, смартфонов, почтовых серверов, серверов совместной работы и интернет-шлюзов.

Для обеспечения целостности и безопасности локальных сетей предприятия, а так же VPN услуг, используются аппаратно-программные сетевые экраны и фильтры (ОС Red Hat Enterprise Linux, Cisco PIX 5x, 6x).

1.3.7 Информационные базы и информационные потоки

Система информационных потоков - совокупность физических перемещений информации, дающая возможность осуществить какой-либо процесс, реализовать какое-либо решение. Наиболее общая система информационных потоков - это сумма потоков информации, которая позволяет вести предприятию финансово-хозяйственную деятельность.

Информационные потоки обеспечивают нормальную работу организации. Цель работы с информационными потоками - оптимизация работы предприятия.

Для создания системы информационных потоков необходимо:

­ определить структуру предоставляемой информации;

­ проанализировать существующий на предприятии документооборот;

­ провести классификацию распространяемой информации.

На предприятии должна функционировать эффективная динамическая подсистема отчетности. Такая подсистема должна обеспечивать руководителей актуальной информацией, необходимой для принятия адекватных управленческих решений, выявлять нарушения исполнительской дисциплины. Можно выделить следующие процессы организационно-распорядительного документооборота:

­ регистрация, рассмотрение и обработка входящих документов;

­ подготовка, согласование и отправка исходящих документов;

­ подготовка, согласование, подписание и исполнение распорядительных документов;

­ обработка информационно-справочных документов.

В качестве инструмента для решения задач, связанных с автоматизацией бизнес-процессов организационно-распорядительного документооборота, используется платформа EMC Documentum. Система электронного документооборота (СЭД) функционирует на предприятии с 2005 года. Сервер СЭД расположен в Краснодаре. Сегодня в системе работают более 3000 сотрудников в 10 филиалах ОАО "ЮТК".

СЭД обеспечивает высокую скорость обработки данных, расширенные функциональные возможности работы с документами и поручениями, создание проектов поручений, ответов на запросы из филиалов и в филиалы.

На рисунке 1.6 представлен документооборот ОАО "ЮТК".

Рисунок 1.6 - Структурная схема документооборота ОАО "ЮТК"

Таблица 1.7 - Документооборот ОАО "ЮТК"

док-та

Название

документа

Кем готовится

Кем используется

Кол-во экземпляров

Периодичность

Примечание

1

Поручение на оказание услуг

Заказчик

Исполнитель

1

По требованию

2

Задание на разработку локальной сети

Руководитель отдела

Исполнитель

1

По требованию

Постановка задачи

3

Задание на приобретение оборудования

Руководитель отдела

Исполнитель

1

По требованию

4

Задание по настройке оборудования

Руководитель отдела

Исполнитель

1

По требованию

Распределе ние задания

5

Отчет о выполненной работе

Исполнитель

Заказчик

2

По требованию

6

Акт выполнения работы

Бухгалтерия

Заказчик

2

По требованию

Продолжение таблицы 1.7

7

Платежные поручения

Заказчик

Бухгалтерия

2

По требованию

Оплата услуг

8

Приказы, распоряжения и т.д.

Начальник ТУЭС

Руководитель отдела

1

По требованию

9

Отчет о работе

Руководитель отдела

Начальник ТУЭС

1

По требованию

1.3.8 Проблемные ситуации и способы их решения

На любом крупном предприятии существуют проблемные ситуации, и ОАО "ЮТК" не является исключением. Множество возникающих проблем требуют, быстрой и адекватной оценки.

Благодаря эффективной политике в области информационной безопасности, мощных систем мониторинга сети и высокого уровня работающего персонала, большинство проблем удается решить в кратчайшие сроки.

На этапе предпроектного исследования на предприятии выявлены следующие проблемные ситуации, таблица 1.8.

Таблица 1.8 - Проблемные ситуации и способы их решения

Проблемная ситуация

Способ решения

1

2

1. Низкая скорость передачи абонентских данных

Замена устаревшего сетевого оборудования с целью повышения пропускной способности сети

2. Неустойчивая работа базы данных системы мониторинга

Переход на более производительную СУБД

3. Неавтоматизированное ведение журналов операторской отчетности отдела ГТППУПД

Разработка электронного журнала для работы с абонентами сети

4. Неэффективная работа городской оптико-волоконной сети, предоставляющей доступ по технологии ETTH

Применение кольцевой топологии и соответствующего сетевого протокола

Продолжение таблицы 1.8

5. Отсутствие решений предоставляющих беспроводной широкополосный доступ к глобальным сетям

Проектирование и внедрение систем беспроводного доступа, четвертого поколения

1.3.9 Выбор проблемной ситуации для решения

Одной из центральных задач ставропольского филиала ОАО "ЮТК", является обеспечение абонентов широкополосным беспроводным доступом четвертого поколения. В связи большого спроса и актуальности этой услуги, необходимо эффективное и быстрое решение этой проблемы. Задача требует качественного проектирования и развертывания беспроводных сетей стандарта 4G. Предоставление услуг ШБД, позволит филиалу составить серьезную конкуренцию, существующим операторам беспроводной связи, а также обеспечить абонентов услугой, не имеющей аналогов на региональном рынке

Проектируемая система ШБД, будет основана на стандарте WiMAX, спецификации IEEE 802.16-2004 (IEEE 802.16d).

Работы по проектированию системы выполняются инициативно без оплаты.

Требования к проекту формулируемые со стороны заказчика:

а) разрабатываемая система должна обеспечивать фиксированный широкополосный беспроводной доступ по технологии WiMAX;

б) зона покрытия - город Ставрополь, соответствующие параметры сигнала в установленных границах;

в) использование оборудования ШБД отечественного производства;

г) рабочий частотный диапазон 2,4 ГГц;

д) возможность дальнейшего масштабирования системы ШБД, взаимодействие с существующими проводными сетями;

е) обеспечение высокой надежности и безопасности сети, применение средств информационной защиты;

ж) расположение базовых станций с привязкой к существующим АТС.

Проведенное выше рассмотрение позволяет перейти к этапу формулировки задач проектирования.

1.4 Формулировка задач проектирования

1.4.1 Общие сведения о проекте

Общие сведения о разрабатываемом проекте представлены в таблице 1.9.

Таблица 1.9 - Общие сведения о проекте

Полное наименование системы

Проект беспроводной сети на основе технологии WiMAX, стандарта IEEE 802.16-2004, 802.16d

Данные о хозяйственном договоре на создание (передачу) программно-технической продукции (номер договора, дата договора и пр.);

Договор о разработки проекта беспроводной сети, №1274, от 10.03.2011 г. Ставропольский филиал ОАО "ЮТК" ТУЭС

Наименование предприятия-заказчика

Ставропольский филиал ОАО "ЮТК" технический узел электросвязи

Данные об исполнителе проекта (номер учебной группы, Ф. И.О. студента-дипломника

Федоренко Никита Владимирович,

ФИТТ, гр. ИС-061

1.4.2 Назначение, цели создания системы

Проектируемая широкополосная беспроводная сеть, стандарта IEEE 802.16d, предназначена для организации абонентского доступа к глобальным и региональным информационным сетям.

Основные цели разрабатываемого проекта:

­ предоставить пользователям сети, качественно новые возможности беспроводного Интернета;

­ увеличить скорость передачи пользовательских данных, по сравнению с существующими решениями;

­ обеспечить абонентов услугами цифровой телефонии (VoIP) и цифрового телевидения (IPTV);

­ обеспечить устойчивое покрытие всех районов города.

1.4.3 Характеристика объекта проектирования

Основным объектом проектирования является, непосредственно, процесс создания системы ШБД, стандарта IEEE 802-16d.

Процесс разработки является более ресурсоемким, и в простейшем представлении заключается в следующем:

­ исследования особенностей географического расположения региона для развертывания системы ШБД;

­ расчет зон покрытия базовых станций (БС);

­ выбор радиочастотного диапазона приемопередающего оборудования;

­ выбор оборудования БС и АС;

­ выбор сетевого оборудования, осуществляющего работу системы ШБД;

­ выбор площадок для установки БС;

­ подключение к магистральным сетям, настройка оборудования и радиорелейной связи между БС;

­ установка и настройка программных комплексов, обеспечивающих эффективную работу системы;

­ установка и подключение абонентского оборудования;

­ тестирование системы ШБД;

­ разработка документации.

1.4.4 Требования к системе

Проектируемая система должна отвечать следующим требованиям:

­ соответствовать стандарту IEEE 802.16-2004, IEEE 802.16d, технологии WiMAX;

­ обеспечивать соответствующие параметры сигнала в установленных границах;

­ рабочий частотный диапазон 2,4 ГГц, в соответствии с требованиями МинСвязи;

­ возможность масштабирования, взаимодействие с существующими проводными сетями;

­ обеспечивать высокую надежность и безопасность сети, применение средств информационной защиты;

­ работа сетевых сервисов по протоколу IP, конвергенция с IP сетями;

­ обеспечивать параметры QoS, end-to-end QoS;

­ иметь мощную и эффективную систему мониторинга и управления;

­ обеспечивать использование секторально-направленных антенных комплексов;

­ использовать высокоэффективные трансмитерные схемы.

1.4.5 Состав и содержание работ по созданию системы

Стадии создания информационных систем, этапы и содержание работ по ним, а также исполнители и сроки выполнения указаны в плане-графике работ с отражением нижеследующих этапов:

1) техническое совещание. После заключения Договора на проектирование системы ШБД по технологии WiMAX, между разработчиком (Федоренко Никита Владимирович) и заказчиком (ставропольский филиал ОАО "ЮТК" ТУЭС) согласованы основные этапы разработки системы, требования к программно-аппаратным средствам и уточнения спецификаций и характеристик проекта. Также рассмотрены объемы работ, которые необходимо выполнить для создания сети ШБД, сроки выполнения работ, определены ответственные лица и способы взаимодействия;

2) обработка исходных данных. Следующая документация, которая потребуется для выполнения проекта, предоставлена разработчику на первом техническом совещании:

а) пояснительная записка технологической части проекта;

б) копия технологического регламента;

в) монтажно-технологические схемы с КИПовской обвязкой;

г) перечень КИПовских позиций с указанием уровней входных и выходных сигналов;

д) описание алгоритмов управления;

е) описание алгоритмов связного, последовательного и логического управления;

ж) логические схемы управления;

з) принципиальные схемы управления приемопередающим оборудованием;

и) схемы электроснабжения антенных комплексов и помещений управления;

к) спецификация сетевого оборудования;

л) планы размещения оборудования в помещениях АТС;

3) выполнение рабочего проекта. После разработки проекта, заказчику представлен результат для согласования, в сроки, определенные договором на проектирование. В технорабочем проекте представлены следующие виды документации:

а) документация по общесистемным решениям;