logo
Блоки и агрегаты системы автоматического управления, регулирования, защиты, контроля и диагностики газотурбинной энергоустановки ГТА-6РМ

3.1 Определение средней наработки на отказ аварийной защиты

Согласно критерию отказа, несрабатывание аварийной защиты произойдет в случае, когда не выполняется аварийный останов (АО) ГТА вследствие отсутствия выходных команд управления исполнительными механизмами, формируемых системой при наличии любого из сигналов с признаками аварийной ситуации.

Выходные команды управления для выполнения процедуры АО формируются системой при отказе цепи управления ОГК-1, а также при следующих входных сигналах, имеющих признаки аварийной ситуации:

а) по блоку БУД-6 РМ

- аналоговые сигналы: nтк1, nтк2, nст1, nст2, Тт1-12, Тт2-12, Ртг вх , Тк , Vрк , Vкзо

- дискретные сигналы: Vавар , БУШ норм , АО (от кнопки), АО БЗД, Рм вх мин , АО ГТД АСУ,

- информационные сигналы по КИО: h м тг , nтк2, nст1, Защита ТГ, допуск на программу ВНА;

б) по блоку БЗД-96-60: аналоговые сигналы nтк1, nст1.

Наименование сигналов дано согласно перечню № 439-В6-01-011ТБ.

Анализ сигналов показывает, что формирование АО осуществляется как непосредственно аппаратурой САУ, так и внешними устройствами (ГТД АСУ, ПУ).

В случае формирования АО непосредственно аппаратурой САУ несрабатывание защиты может произойти, если исправный центральный процессор платы 5066 (ЦП), получив сигналы с признаками аварийной ситуации, выдает команды управления для выполнения процедуры АО, которые затем блокируются неконтролируемыми отказами тех устройств, которые задействованы в цепи прохождения и выдачи управляющих команд: Откр КПВ, Откр 30В, Прикр ВНА, Закр ОГК1, Откл Q1БУД, Откл Q1БУГ.

Для этого случая на рисунке 1(схема а) представлена логическая структурная схема для оценки показателя Тав. защ. . Как видно, схема представляет параллельно-последовательное соединение (в смысле надежности) входящих в неё устройств:

а) Логическая структурная схема для оценки Тав. защ. (по БУД-6РМ, БУГ-6РМ, К-30ГР, АИК-25Р).

- параллельное соединение - в цепях прохождения сигнала ОтклQ1,т. к. пропуск аварии может произойти только при одновременных отказах в блоках БУД-6РМ и БУГ-6РМ;

-последовательное соединение - для остальных устройств, одиночные отказы которых могут привести к пропуску аварии.

Дополнительно в САУ предусмотрена защита двигателя при достижении параметрами nтк1, nст1, nст2 предельных значений. В этом случае блок БЗД-96-60 должен сформировать сигнал АО и выдать управляющуюкоманду на закрытие ОГК-1. Блокировка управляющей коианлы может произойти при неконртолируемых отказах устройств, указанных в логической структурной схеме «б»(см. рисунок1).

В случае формирования АО внешними устройствами к несрабатыванию защиты могут привести не только неконтролируемые отказы устройств, указанных на рис. 1, но и неконтролируемые отказы по информационным каналам связи, по источнику питания, по ЦП и по плате АСКВ (платы ЦП и АСКВ соединены параллельно, т. к. пропуск аварии по вине этих плат может произойти только при их одновременных отказах).

Для этого случая нет необходимости приводить логическую структурную схему (в смысле надёжности), т.к. она имеетнезначительные отличия от схемы на рисунке1.

. В общем случае показатель Тав. защ. Определяется как величина, обратная интенсивности отказов устройств лав. защ. , приводящих к несрабатыванию защиты

Расчётные значения лав. защ. приведены в приложении Б (см. раздел Б.1)

Тогда для случая несрабатывания защиты при АО, формируемом непосредственно аппаратурой САУ,

В Тз задано значение показателя - 100000ч. , не менее.

Таким образом, требование Тз по этому показателю выполняется.

Рассмотрение несрабатывания защиты для частного случая (превышение, nтк, nст ) сводится к вычислению вероятности совместного появления отказов устройств, указанных в схемах а) и б) на рисунке1.

Поскольку вероятность совместного появления событий равна произведению вероятностей появления каждого события в отдельности, то эта вероятность равна

Q(t)=( лав. защ х t) x(лав. защ х t).

Для t=1час Q(1)=6х10.

Тем самым, каждое отказное состояние, приводящее к превышению nтк, nст , без парирования отказа, т.е.к несрабатыванию защиты, оценивается вероятностью порядка - 10 10.По меркам оценки особых ситуаций, например, для неназемных САУ ГТД, такая ситуация оказывается практически невозможной.