logo
Внедрение цифровой системы радиосвязи стандарта GSM-R на Белорусской железной дороге

ВВЕДЕНИЕ

цифровой радиосвязь сеть

Основная цель обеспечения безопасности движения поездов - уменьшение количества случаев браков и аварий при повышении скоростей движения поездов, пропускной способности участков и направлений, а также сокращение непроизводительных расходов за счет создания многофункциональной системы управления и обеспечения безопасности движением поездов с использованием новых технических средств и технологий управления, цифровых систем связи и новых методов технической диагностики.

Системы цифровой технологической радиосвязи (ЦТРС) играют значительную роль в осуществлении железнодорожных перевозок как средство оперативного управления перевозочным процессом, обеспечения безопасности движения, контроля состояния железнодорожных устройств, организации и реализации технологических процессов, которые выполняются линейными подразделениями железнодорожного транспорта.

В настоящее время, телекоммуникационная сфера - одна из элементов интенсивного развития инфраструктуры общества, определяющая степень информационного и технического прогресса государств и наций. Современные тенденции развития систем связи определяются мобильностью абонента, широкополосностью, мультисервисностью, масштабируемостью, доступностью инфокоммуникационных услуг, образующих концепцию сетей следующего поколения.

Железнодорожные цифровые системы связи формируют престижность компании-перевозчика, влияют на эффективность работы перевозочного процесса и обеспечивают безопасность железнодорожных перевозок. Большинство железнодорожных компаний эксплуатируют аналоговые сети связи, которые исчерпали все свои технологические ресурсы и не пригодны для внедрения широкополосного обмена данными с подвижными объектами.

Значительная часть каналообразующего и приёмо-передающего оборудования существующих железнодорожных сетей морально и физически устаревшая. Сеть не имеет единой системы управления, характеризуется высокими эксплуатационными издержками, высоким энергопотреблением, низким качеством связи, большими габаритами беспроводных устройств.

На транспорте особое место занимает радиосвязь, являющаяся в большинстве случаев единственным средством связи с подвижными объектами транспорта. Современные системы поездной радиосвязи, требуют организации гибкой цифровой транспортной инфраструктуры сети, совместимой с различными технологиями фиксированного и мобильного доступа.

Существующая структура радиосвязи в нашей стране уже не удовлетворяет возрастающим требованиям организации перевозочного процесса. Это обстоятельство обуславливает внедрение новых средств связи на железнодорожных сетях страны. Модернизация систем радиосвязи железнодорожного транспорта предполагает замену существующей системы радиосвязи на систему стандарта нового поколения - GSM-R. Без внедрения сети стандарта GSM-R невозможен процесс интеграции транспортной системы Беларуси и Европы, который рекомендован Международным союзом железных дорог к использованию на европейских железных дорогах. Поэтому строительство сети GSM-R является одним из стратегических направлений развития Белорусской железной дороги.

Стандарт GSM-R создан для железных дорог на основе самого распространенного в мире стандарта сухопутной (сотовой) подвижной радиосвязи GSM в рамках программ EIREnE (European Integrated Railway Radio Enchanced Network) и MORANE (Mobile Radio for Railways Networks in Europe).

Предусматривается, что средства стандарта GSM-R должны заменить различные, одновременно работающие сегодня на железных дорогах системы связи, обеспечить передачу речи и данных, а также работу приложений для систем управления движением поездов.

От обычного GSM систему отличает поддержка некоторых специальных функций, разработанных по заказу железнодорожников. Поскольку сети GSM-R закрытые, для них могут создаваться всевозможные приложения, отвечающие современным потребностям заказчиков в той или иной стране.

Стандарт GSM-R обеспечивает предоставление не только услуг голосовой связи и сигнализации. По новой технологии будут работать такие приложения, как отслеживание грузов, цифровое видеонаблюдение на поездах и железнодорожных станциях, информационные услуги для пассажиров. В целях обеспечения совместимости европейских железных дорог и использования единой коммуникационной платформы стандарт GSM-R объединяет все ключевые функции и наработки 35 типов аналоговых систем, использовавшихся ранее. Он является безопасной платформой для голосовой связи и передачи данных между оперативным персоналом железных дорог, включая машинистов, диспетчеров, работников маневровой группы, специалистов в составе сопровождения поезда и начальников станций.

Такие функциональные возможности GSM-R как групповые вызовы, трансляция голоса, соединение с абонентом с учетом его местоположения, а также освобождение линии для срочных вызовов значительно улучшают качество коммуникаций, возможности для совместной работы и управления безопасностью движения поездов и персонала. Кроме того, стандарт GSM-R позволяет обеспечить беспрерывную связь машиниста с диспетчером при скорости подвижного состава до 350-400 км/ч. Таким образом, данная технология позволяет снять один из основных барьеров на пути создания сверхскоростных поездов.

В настоящее время АО «Литовские железные дороги» произвели монтаж оборудования цифровой системы радиосвязи для железнодорожного транспорта стандарта GSM-R и в 2011 году полностью отказались от эксплуатации аналоговых систем радиосвязи.

При переходе соседних дорог на новый цифровой стандарт поездной радиосвязи, Белорусская железная дорога может потерять значительные финансовые средства на перевозках в связи с оборудованием локомотивов радиостанциями аналоговой радиосвязи.

Исходя из этого, актуально рассмотреть вариант внедрения цифровой системы радиосвязи стандарта GSM-R на Белорусской железной дороге.