Математическое описание динамики системы
Для того, чтобы иметь возможность выполнять все необходимые расчеты, прежде всего, нужно найти передаточные функции всех элементов системы, отражающие в динамике математическую зависимость между их входными и выходными величинами.
Электронный усилитель
Входной величиной электронного усилителя является напряжение рассогласования U2 , а выходной - напряжение Uу. Переходные процессы, происходящие в электронных усилителях, гораздо быстрее, чем в ЭМУ, генераторе и двигателе, поэтому ими можно пренебречь. Таким образом, пренебрегая инерционностью усилителя (то есть влиянием резистора Rу и индуктивностью катушки Lу) и считая его линейным, получим его передаточную функцию:
Wус(p) = Kус.
Электромашинный усилитель.
Входной величиной ЭМУ является напряжение на обмотках катушки управления Uy, а выходной напряжение на «щётках» ЭМУ (ЭДС) Eэмy.
Рис. 2. К определению передаточной функции ЭМУ.
Под действием напряжения Uу возникает ток , который в катушке порождает магнитный поток . Этот поток наводит в обмотках якоря ЭДС индукции. В короткозамкнутой цепи ЭМУ протекает ток , вызывая поток , действующий на вторичную обмотку ЭМУ. Поскольку ЭМУ - усилитель двухкаскадный, (t) = f(,) и = (коэффициент усиления по току управляющей цепи) для первого каскада, а (t)=f(,) и = - соответственно для второго каскада (коэффициент усиления по току короткозамкнутой цепи)[2].
Запишем уравнения по второму закону Кирхгофа для цепи управления и поперечной короткозамкнутой цепи:
;
Э.Д.С. вращения поперечной цепи якоря равна:
; (1)
А Э.Д.С. продольной цепи равна:
; (2)
Из (2) найдем, что:
;
Подставив полученное значение тока в (1) получим:
;
Из последнего выражения с учетом выражения (1) получим значение тока управляющих обмоток:
;
Запишем теперь уравнение связывающее между собой величины Uy и Eэму:
;
Вынесем за скобки множитель и разделим на него правую и левую часть полученного выражения:
;
коэффициент передачи ЭМУ;
постоянная времени управляющей цепи;
постоянная времени короткозамкнутой цепи.
;
Применим преобразование Лапласа с нулевыми начальными условиями и запишем передаточную функцию ЭМУ:
;
;
Генератор.
Генератор выступает как усилительный элемент: он усиливает мощность сигнала, который приходит на его вход.
Рис. 3. К определению передаточной функции генератора.
Входной величиной генератора является напряжение на обмотках катушки возбуждения Eэму (ЭДС ЭМУ), а выходной напряжение на «щётках» генератора (входное напряжение якорной цепи). Обмотка возбуждения - это проволока с большим количеством витков; если по ней течёт ток, то возникает магнитное поле, и якорь начинает крутиться, в результате чего в нём возникает ЭДС и появляется напряжение : чем оно больше, тем быстрее вращается якорь. Генератор работает только при Eэму>0.
Запишем уравнение для цепи возбуждения генератора:
, (3)
где и индуктивность и сопротивление цепи возбуждения.
Поскольку поток возбуждения (t)= (t), а (t)= = (t), то (t)= , подставим это выражение в (3) и в полученном уравнении перенесём и множитель в правую часть этого уравнения:
;
Для более простого вывода передаточной функции генератора будем считать, что генератор работает в режиме «холостого хода», а значит, можем принять равными величины и . Также выразим коэффициент передачи генератора: = .
Применим преобразование Лапласа с нулевыми начальными условиями к выражению:
.
Запишем передаточную функцию для генератора:
;
постоянная времени цепи генератора.
Двигатель.
Рис. 4. К определению передаточной функции двигателя.
В [1] на стр. 11 в качестве примера рассматривается определение передаточной функции электродвигателя в системе регулирования его скорости:
Интересующая нас выходная величина двигателя это его скорость , а внешние (входные) воздействия - это, с одной стороны, электродвижущая сила Eэму, наводимая в главной обмотке якоря ЭМУ (Rя и Lя - суммарные активное сопротивление и индуктивность обмоток якоря ЭМУ и двигателя), с другой - момент нагрузки на валу , являющийся возмущающим воздействием. Поэтому для описания динамики двигателя нужно связать дифференциальным уравнением скорость двигателя с электродвижущей силой ЭМУ и моментом нагрузки .
По второму закону Кирхгофа уравнение электрического равновесия для цепи якоря:
,
где - напряжение самоиндукции
- падение напряжения на активном сопротивлении обмотки якоря
- противо-ЭДС, возникающая в обмотке якоря двигателя при вращении.
Момент вращения, развиваемый двигателем на валу, преодолевает момент нагрузки и инерцию вращающихся частей. Тогда уравнение равновесия моментов на валу двигателя:
,
где - приведенный к валу двигателя момент инерции всех вращающихся частей.
Противо-ЭДС пропорциональна скорости вращения якоря:
;
А момент вращения якоря пропорционален току якоря:
;
Из уравнения равновесия моментов на валу двигателя и выражения для момента вращения якоря найдем ток якоря:
Подставляя полученное для тока якоря выражение и выражение для противо-ЭДС в уравнение электрического равновесия для цепи якоря, получим:
Или
Применим преобразование Лапласа с нулевыми начальными условиями:
,
где- постоянная времени якорной цепи
- электромеханическая постоянная двигателя
- коэффициент передачи двигателя по управляющему воздействию
- коэффициент передачи двигателя по возмущающему воздействию
Находим теперь из полученного уравнения передаточные функции двигателя по управляющему воздействию:
;
И по возмущающему воздействию:
;
В двигателях малой и средней мощности электромагнитные переходные процессы заканчиваются значительно быстрее механических вследствие малой величины Tя. Пренебрегая постоянной времени Tя по сравнению с Tд, получаем упрощенные передаточные функции двигателя упрощенные передаточные функции двигателя по управляющему воздействию:
;
И по возмущающему воздействию:
;
Тахогенератор.
Рис. 5. К определению передаточной функции тахогенератора.
Тахогенераторы часто работают в переходных режимах, при непрерывном изменении как входного (угол поворота или частота вращения), так и выходного (ЭДС якоря) параметров. Процессы, происходящие в тахогенераторе в неустановившихся режимах, описываются дифференциальными уравнениями. Если пренебречь размагничивающим действием реакции якоря, то уравнение переходного процесса тахогенератора примет вид:
,
где ;
- угол поворота вала тахогенератора;
- угловая скорость вала тахогенератора.
Так как на выходе тахогенератора включено сопротивление усилителя, которое можно представить в виде резистора сопротивлением , то ток якоря:
,
а производная тока:
.
Подставив эти два уравнения для тока и его производной, а также значение ЭДС в уравнение для переходного процесса тахогенератора, после несложных преобразований получим:
;
,
где - постоянная времени якорной цепи;
- коэффициент передачи тахогенератора при нагрузке.
Изображение по Лапласу ( при нулевых начальных условиях) для последнего полученного уравнения имеет вид:
,
следовательно, передаточная функция тахогенератора:
.
Поскольку нагрузкой тахогенератора (ТГ) является вход электронного усилителя, сопротивление которого, как правило, велико, постоянная времени ТГ оказывается достаточно малой по сравнению с постоянными времени остальных элементов. Поэтому (пренебрегаем инерционностью), то передаточная функция ТГ примет такой окончательный вид:
.
Установив передаточные функции всех элементов, входящих в систему авторегулирования, можно составить математическое описание всей системы. Удобнее всего представить его в виде структурной схемы, которая строится, исходя из функциональной схемы и полученных передаточных функций элементов системы. Данная структурная схема представлена на рис. 6.
Рис. 6. Структурная схема системы регулирования скорости двигателя.
Приведем представленную структурную схему к типовому виду. Для этого необходимо, чтобы: обратная связь должна быть единичной, входная величина должна быть такой же физической природы, что и выходная, и перед контуром обратной связи не должно быть звеньев.
Воспользовавшись структурными преобразованиями, вынесем КТГ из ветви обратной связи:
Рис. 7. Структурная схема САУ с единичной обратной связью.
Если мы отбросим звено, стоящее перед контуром обратной связи, считая входным воздействием некое щЗАД, а также отбросим звено после Mн , считая возмущающим воздействием щн (добавка скорости со стороны нагрузки), мы получим типовую структурную схему САУ:
Рис. 8. Типовая структурная схема САУ.
Передаточная функция разомкнутой нескорректированной САУ принимает такой вид:
.
- Система автоматического регулирования скорости двигателя
- Математическое описание динамики системы
- Расчет необходимого коэффициента передачи и проверка устойчивости нескорректированной САУ
- Построение желаемой ЛАЧХ (первоначальный вид)
- Уточнение желаемой ЛАЧХ, определение итоговой передаточной функции последовательного корректирующего звена
- Выбор способа реализации корректирующего устройства (последовательное или параллельное)
- Оптимизация параметров корректирующего устройства по интегральному квадратичному критерию, выбор схемы корректирующего устройства и расчет его параметров
- Определение показателей качества и запасов устойчивости скорректированной САУ
- Построение области устойчивости скорректированной САУ в плоскости параметров, заданных руководителем
- Заключение
- Тар (теория автоматического регулирования)
- В.2. Развитие теории автоматического регулирования
- Применение в теории автоматического регулирования
- Элементы линейной теории автоматического регулирования
- 5.3. Принципы управления теории автоматического регулирования.
- Основные этапы в истории науки об управлении: автоматика, теория автоматического регулирования
- 1 Предмет, задачи и цель дисциплины «Теория систем автоматического регулирования»