4. Развитие информационного рынка
Развитие информационного рынка - это главный фактор информатизации. Информация превращается в обыкновенный товар, в товар, который становится самым массовым в купле-продаже. Уже во многих развитых странах именно информационный рынок занимает ведущие позиции, опередив по темпам роста и своему обороту рынок материальных товаров и услуг. Информационный рынок или рынок знаков - это рынок закодированных в той или иной форме знаний, их материальных носителей и средств переработки и применения [2, С. 96]. Структура информационного рынка выглядит следующим образом:
1. Традиционная бумажная информация: книги, журналы, патенты, лицензии, ноу-хау, проектная документация, рецепты;
2. Опытные партии товаров, оборудования, препаратов, технологических комплексов, имеющие информационное значение;
3. Современная машинная информатика: алгоритмы, модели, программы;
4. Техника создания всей «знаковой продукции»: компьютеры, средства связи, интегральные схемы, техника видео- и аудиозаписи и т.д.;
5. Средства производства и использования знаковой продукции: бумага, магнитные ленты, диски и т.д.;
6. Вспомогательные материалы и оборудование: оргтехника, мебель для вычислительных центров и т.д.;
7. Реклама и рынок зрелищ;
А также к информационному рынку относится класс платной информации и коммерческие услуги: электронная почта, электронные газеты и журналы, дискуссии, референдумы, услуги городских справочных бюро, прогноз погоды, электронный телефонный справочник и т.д., и т.п. Товар явился исходным пунктом происхождения капитала, а рынок стал основой формирования индустриального общества. Информационный же товар выступает фактором формирования информационного общества с его информационным рынком.