logo
Автоматизированная система связи и оперативного управления гарнизона пожарной охраны

2.2 Расчет основных характеристик системы оперативной связи

Центр управления силами и средствами пожарной охраны является основным звеном гарнизона ПО, обеспечивающим прием и обработку информации, выработку управленческих решений и их передачу исполнителям. От оперативности, надежности и безошибочности работы всех подсистем ЦУС зависят размер материальных и социальных последствий от пожаров. Для минимизации времени ликвидации пожаров диспетчерский состав ЦУС должен непрерывно и своевременно получать информацию о пожарах, различных ЧС, об изменении оперативной обстановки в гарнизоне, передислокации и движении сил и средств, изменении дорожной обстановки и др.

Диспетчерским составом ЦУС за минимальное время должна осуществляться быстрая и безошибочная обработка и регистрация всех видов поступающей информации; выработка управленческих решений по высылке и передислокации сил и средств к месту пожара; доведение приказов и распоряжений в ПЧ; информационная поддержка РТП в пути следования к месту пожара и на пожаре.

Для выполнения этих задач ЦУС оборудуются техническими средствами связи, подключенными к магистральным каналам проводной сети связи.

Все вызовы, поступающие в СОДС гарнизона ПО, условно можно разделить на три основных типа: вызовы-сообщения, связанные непосредственно с пожарами; вызовы информационного характера и вызовы-помехи.

Вызовы-помехи, в отличие от вызовов сообщений и вызовов информационного характера, не несут полезной информации и создают дополнительную нагрузку на диспетчеров, снижают оперативность приема сообщений о пожарах. Вызовы-помехи разделяют на следующие виды:

Вызовы-помехи 1 вида. К ним относятся вызовы, связанные с потребностью абонентов в получении различной справочной информации, а также хулиганством отдельных абонентов.

Вызовы-помехи 2 вида. Это вызовы, связанные со случайным обращением абонентов к диспетчеру ЦУС при ошибочном наборе номера телефона.

Вызовы-помехи 3 вида. Такие вызовы связаны с отсутствием в линии специальной связи "01" речевой информации, т.е. когда абонент молчит.

Вызовы-помехи 4 вида. Когда по линии специальной связи "01" проходят сигналы "занято" (сигналы отбоя абонента).

Вызовы информационного характера связаны с передачей информацией об изменении оперативной обстановки на территории гарнизона. Они также создают дополнительную нагрузку на каналы связи и диспетчерский состав и должны учитываться при построении оптимальной структуры системы.

По каналам проводной и радиосвязи на ЦУС поступает поток вызовов, характеризующийся неравномерностью поступления вызовов во времени. Особенно эта неравномерность наблюдается по часам суток. Число вызовов резко увеличивается около 7-ми часов утра, затем плавно увеличивается до максимального значения (около 18-ти часов) и уменьшается до минимального значения в ночные часы. Неравномерность поступления вызовов по дням недели менее ярко выражена, однако наблюдается резкое уменьшение числа вызовов в воскресные дни. Наблюдается также зависимость числа вызовов и по отдельным периодам времени года.

Расчет основных характеристик системы оперативной связи гарнизона пожарной охраны проводится на основе теории массового обслуживания. При этом под качеством обслуживания понимается, насколько своевременно проведено обслуживание поступивших в систему сообщений о пожарах. СОДС как система массового обслуживания характеризуется: входным потоком вызовов; количеством каналов обслуживания и вероятностью отказа в обслуживании вызовов. Для проведения практических расчетов в теории массового обслуживания наиболее часто рассматривается пуассоновский (простейший) поток вызовов, в котором вероятность поступления в промежуток времени ровно вызовов задается формулой Пуассона

.

Простейший поток обладает тремя основными свойствами: стационарностью, отсутствием последействия и ординарностью. Случайный поток называется стационарным, если вероятность поступления определенного количества вызовов в течение определенного отрезка времени зависит от его величины и не зависит от начала его отсчета на оси времени. То есть для задания простейшего потока достаточно задать только плотность (интенсивность) потока вызовов .

Отсутствие последействия состоит в том, что вероятность поступления за отрезок времени определенного числа вызовов не зависит от того, сколько вызовов уже поступило в систему. Отсутствие последействия предполагает взаимную независимость процесса обслуживания вызовов в не перекрывающиеся между собой промежутки времени.

Ординарность потока вызовов означает практическую невозможность появления двух и более вызовов в один и тот же момент времени.