logo
Информационные процессы в экономике

2. Проблемы внедрения информационных технологий в гуманитарной сфере

Одним из важнейших достижений современной цивилизации на пороге третьего тысячелетия являлось повсеместное и широкое внедрение информационных технологий, основанных на использовании компьютерной техники и средств связи, во все сферы жизни общества. Наиболее впечатляющие успехи в этой области наблюдаются в отраслях гуманитарных наук (истории, археологии, лингвистике и др.), образования и культуры, где традиционно уже на протяжении многих тысяч лет технические средства, как воплощение инженерно-технических знаний применялись в весьма ограниченных масштабах.

Информационные технологии - это системным образом организованная совокупность методов и средств реализации операция: сбора, регистрации, накопления, передачи, поиска обработки и защиты информации на базе применения современных технических средств. Василевский И.П. Информационные технологии: масштабы и эффективность использования // Мировая экономика и международные отношения, 2004. - № 5. - С. 5.

Основной целью информационных технологий является производством информации для ее анализа человеком и принятием на его основе управленческих решений.

Информационная технология как всякая система состоит из ряда элементов - базы знаний (база данных и прикладное программное обеспечение), информационно-технологических процессов, модели предметной области и опорной технологии (аппаратные средства и системное и инструментальное программное обеспечение).

В качестве примера современных информационных технологий можно сказать назвать информационно-вычислительные сети, которые представляют собой аппаратные средства, программы, банки данных и др. а так же люди, включенные в этот комплекс технических ресурсов. Создание этих сетей обусловлено всей логикой исторического развития компьютеров, нацеленной на хранение всех человеческих знаний. Как новые средства социальной коммуникации информационно-вычислительные сети получили большое развитие и обеспечивают развитие общения между учеными и научными коллективами.

Примером современных информационных технологий являются также экспертные системы. Они появились в результате исследований логики человеческого мышления, анализа возможностей этого мышления и других интеллектуальных процессов, а так же программного обеспечения компьютерных систем. В экспертных системах функционирует база знаний и решатель. База знаний представляет собой модель экспертных знаний - знаний специалистов в данной предметной области. В решателе собираются логические операции, с помощью которых устанавливаются связи между профессиональными знаниями экспертов и реальными ситуациями. Подобные системы способны принимать решения, вступать в общение с пользователем, объяснять принимаемые решения и содержат в информационном массиве практически всю известную в заданной области информацию, знания и опыт специалистов. Таким образом, в экспертных системах сделана попытка заменить высококвалифицированного специалиста компьютером. Определенный интерес представляет применение экспертных систем при создании проблемно-ориентированных баз данных и организации автоматизированного поиска нужных сведений. Весьма перспективно применение экспертных систем для анализа научно-технической информации и ее аналитической обработки, а так же поиска технических решений.

В настоящее время многие ученые и педагоги-практики сосредоточились на решении проблемы внедрения современных информационных технологий в сферу гуманитарных исследований и образования. Процесс этот необходимо начинать как можно раньше - со студенческой скамьи, а, возможно, и в старших классах средних учебных заведений гуманитарной ориентации. Для формирующегося поколения специалистов использование электронных документов, телекоммуникационных систем и т.п. технологий должно быть столь же естественным, как для их предшественников работа с информацией, записанной на традиционных носителях. Добиться этой естественности поможет их погружение на этапе обучения в особую среду, основанную на активном использовании новых информационных технологий. Подобные среды создаются в результате активного взаимодействия, сотворчества обучающего и обучаемых, с учетом их личностных качеств, интересов, профессиональной готовности и ряд других параметров. Данные среды принято называть дидактическими компьютерными средами (ДКС) Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования. - Волгоград: "Перемена", 2001. - С. 145.. Их особенности, состав, принципы построения детально разработаны А.В. Петровым, А.М. Коротковым, Е.А. Локтюшиной и рядом других исследователей.

Выделяют особую группу ДКС, специально предназначенную для подготовки специалиста-гуманитария. Основное их назначение - обеспечение свободного доступа к информации, предоставление инструментов для ее получения, обработки, хранения и использования, а также создание условий для самореализации, творческой деятельности в избранной области и презентации результатов интеллектуального труда. Отвечая в целом общим параметрам ДКС, они имеют и ряд характерных особенностей.

В то же время, в системе образования сложилась ситуация, когда в области гуманитарной информатики нет специалистов. В России лишь начинаются фундаментальные исследования в области информатизации социальной сферы, практически не изучаются закономерности развития информационного общества, не исследуется в историческом развитии и философском осмыслении понятие информационная культура. И это обстоятельство, прежде всего, сказывается на образовании. Техническое совершенство в области информационных технологий сводится практически на "нет" в отсутствие соответствующих педагогических средств. А создать такие средства можно только на основе новых методологических принципов из области гуманитарных наук. Демкин В.П., Можаева Г.В. Гуманитарная информатика как модель гуманитарного образования в информационном обществе // Высшее образование в России, 2003. - № 2. - С. 18.

Для решения этих проблем необходимы специалисты-гуманитарии, которые помогут развивать информатику как науку, определяющую во всех отношениях развитие современного общества. Необходимо создать систему подготовки кадров - специалистов в области гуманитарной информатики, как науки, изучающей закономерности возникновения и развития информации в обществе, закономерности и последствия информационных процессов в обществе, философию и методологию информационного общества, и самой информатизации как социального явления. Необходима организация и постановка научных исследований в области информатизации путем объединения усилий специалистов в различных гуманитарных областях и в области информатики.

Решение проблем современного гуманитарного образования связано с построением концепции гуманитарного образования в информационном обществе, обоснованием информатизации как нового качества системы образования в информационном обществе, а также с разработкой концепции гуманитарной информатики как междисциплинарной науки, направленной на развитие личности в условиях информационного общества. Конкретный механизм решения этих проблем заключается в создании в университетах кафедр гуманитарных проблем информатики, что позволит развивать новое направление в образовании, создавать современное научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение образовательных программ. [9, 17] Это будет являться одной из форм реализации научно-образовательной модели гуманитарного образования в условиях информационного общества.