1.2 Виды систем охлаждения
По способу охлаждения трансформаторы делятся на следующие группы:
а) с естественным воздушным охлаждением;
б) с форсированным воздушным охлаждением;
в) с естественным масляным охлаждением;
г) с форсированным масляным охлаждением.
Трансформаторы с воздушным охлаждением называются сухими; трансформаторы с масляным охлаждением - масляными.
Все виды охлаждений трансформаторов, используемых в данное время, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Соответствие условных обозначений видов систем охлаждения, принятых по ГОСТ, СЭВ и МЭК[1]
Условное обозначение вида охлаждения |
Вид системы охлаждения трансформатора |
||
ГОСТ |
СЭВ и МЭК |
||
Сухие трансформаторы |
|||
С |
AN |
Естественное воздушное при открытом исполнении |
|
СЗ |
ANAN |
Естественное воздушное при закрытом исполнении |
|
СГ |
Естественное воздушное при герметичном исполнении |
||
СД |
ANAF |
Воздушное с принудительной циркуляцией воздуха |
|
Масляные трансформаторы |
|||
М |
ONAN |
Естественная циркуляция масла и воздуха |
|
Д |
ONAF |
Принудительная циркуляция воздуха и естественная циркуляция масла |
|
МЦ |
OFAN |
Принудительная циркуляция воздуха и принудительная циркуляция масла с ненаправленным потоком масла |
|
НМЦ |
ODAN |
Принудительная циркуляция воздуха и принудительная циркуляция масла с направленным потоком масла |
|
ДЦ |
OFAF |
Принудительная циркуляция воздуха и масла с ненаправленным потоком масла |
|
НДЦ |
ODAF |
Принудительная циркуляция воздуха и масла с направленным потоком масла |
|
Ц |
OFWF |
Принудительная циркуляция воды и масла с ненаправленным потоком масла |
|
НЦ |
ODWF |
Принудительная циркуляция воды и масла с направленным потоком масла |
|
Трансформаторы с негорючим жидким диэлектриком (НЖД) |
|||
Н |
LNAN |
Естественное охлаждение НЖД |
|
НД |
LNAF |
Охлаждение НЖД с принудительной циркуляцией воздуха |
|
ННД |
LFAF |
Охлаждение НДЖ с принудительной циркуляцией воздуха и с направленным потоком жидкого диэлектрика |
Рассмотрим систему охлаждения типа Д (принудительная циркуляция воздуха и естественная циркуляция масла) подробнее, оценим её достоинства и разберем недостатки.
Данная система проста и достаточно не дорога в изготовлении. Применяется для трансформаторов мощностью от 16 до 63МВЧА. К недостаткам стоит отнести образование застоев масла и как следствие неравномерное распределение тепла по всему объему масляного бака. Состоит система из масляного бака, заполненного трансформаторным маслом, в котором находится непосредственно сам трансформатор. На баке так же расположены радиаторы-охладители, с закрепленными на них вентиляторами для обдува. Вентиляторы нагнетают воздух с большей скоростью, чем при естественной циркуляции, увеличивая при этом теплоотдачу. По сравнению с системой охлаждения типа М (естественная циркуляция масла и воздуха) теплоотдача при охлаждении типа Д увеличивается в 2,5 раза.
Принцип работы системы охлаждения трансформаторов типа Д представлен на рисунке 1.
Обмотки и сердечник трансформатора при работе нагреваются, отдавая своё тепло маслу. В верхних слоях производится измерение температуры масла с помощью термометра манометрического конденсационного показывающего сигнализирующего ТКП-160Сг-М1. На приборе заданы установки по температуре, при которых происходит включение и отключение двигателей вентиляторов обдува. Включение или отключение происходит в момент, когда сигнализирующая стрелка, показывающая текущую температуру, достигает одной из границ, в этот момент срабатывает микропереключатель, и подает сигнал в шкаф автоматики обдува трансформатора, в котором собрана релейно-контакторная схема управления двигателями обдува.
Рисунок 1 - Принципиальная схема естественного масляного охлаждения трансформатора при принудительной циркуляции воздуха
А - место попадания, циркулирующего, охлаждённого масла в обмотку с бака; В - место выхода, циркулирующего, нагретого масла с обмотки в бак; С - место попадания, циркулирующего, нагретого масла в бак с обмотки; D - место выхода, циркулирующего, охлаждённого масла с бака в обмотку.
В точке А масло, циркулирующее в баке трансформатора, попадает в обмотку, проходя по ней оно нагревается и по закону теплообмена поднимается вверх, достигая при этом точки В. После чего из точки В масло, находящееся в верхних слоях выдавливается в радиаторы маслом из более низких слоев. Масло, продвигаясь от точки В до точки С немного охлаждается, это связано с теплоотдачей кот крышки трансформатора и верхней частью трансформаторного бака. На участке С-D масло интенсивно охлаждается при помощи вентиляторов, расположенных под радиаторами и нагнетающими воздух вертикально вверх. После прохождения данного участка охлажденное масло снова поступает в точку А и процесс повторяется снова.
- Введение
- 1. Анализ способов и систем охлаждения силовых трансформаторов
- 1.1 Общие положения
- 1.2 Виды систем охлаждения
- 1.3 Основные характеристики термометра ТКП-160Сг-М1
- 1.4 Система контроля и диагностики трансформаторного оборудования НЕВА-АСКДТ
- 1.5 Оптоволоконные системы измерения температуры наиболее нагретых точек обмотки трансформаторов
- 2. Специальная часть
- 2.1 Тепловые процессы в трансформаторе
- 2.2 Разработка микропроцессорной системы управления охлаждением трансформатора
- 2.3 Макетная часть
- Системы охлаждения трансформаторов
- 5.2 Системы охлаждения силовых трансформаторов
- Системы охлаждения силовых трансформаторов.
- 2.3. Системы охлаждения трансформаторов
- 11.2. Микропроцессорная автоматизированная система управления гэс
- 3.2.4. Системы охлаждения трансформаторов
- 1. Системы охлаждения силовых трансформаторов.
- 8 Системы охлаждения трансформаторов
- 3.Системы охлаждения трансформаторов.