Тема 1: Программа изучения дисциплины.
История возникновения и развития железных дорог.
Структура управления железнодорожным транспортом.
Основные показатели работы железнодорожного транспорта.
Краткое содержание лекции.
Данная дисциплина представляет собой энциклопедию ж.д.т. Она является вводной частью таких дисциплин как «Техническая эксплуатация и безопасность движения», «Организация перевозок грузов и пассажиров», «Вагоны» и другие.
Транспорт играет важную роль в национальном хозяйстве страны. От степени его развития и эффективности работы зависит бесперебойная деятельность всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, каждого предприятия.
Транспортная система представляет собой большой и сложный комплекс путей сообщения. Единая транспортная система России включает в себя различные виды транспорта, которые можно разделить на три группы: транспорт общего пользования (ж.д.т., морской, речной, автомобильный, воздушный), специализированные виды транспорта (нефте- продукто-, газопроводы, ЛЭП), транспорт необщего пользования (в сфере производства и обслуживания, в населенных пунктах).
Все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга.
Почему стали строить железные дороги?
Возникновение ж.д.т. было обусловлено потребностями развивающейся промышленности, торговли, сельского хозяйства. К концу 18 века человечество накопило большой объем знаний, который позволил создать новый вид транспорта. В 1803 году английский изобретатель Ричард Тревитик построил первый паровоз, который работал на руднике. Он же построил и первую кольцевую железную дорогу в центре Лондона в 1808 году для развлечения горожан. Позднее Д.Стефенсон улучшил конструкцию паровоза и в 1814 году его локомотив «Блюхер» мог развивать скорость 6 км/ ч и передвигать повозки массой 30 т. В 1829 году прошел конкурс среди паровозов, на котором выиграла «Ракета» Роберта Стефенсона. Его паровоз обогнал мчащуюся галопом лошадь.
В России многим деятелям пришлось доказывать значимость железных дорог. В 1834 году отец и сын Черепановы построили на Нижнетагильском металлургическом заводе первую рельсовую дорогу на паровой тяге. Ими же был сооружен и первый отечественный паровоз (его называли «сухопутный пароход»). Постепенно железные дороги стали появляться в различных районах России. Первая дорога общего пользования Петербург – Царское село – Павловск была протяженностью 27 км, по ней курсировал один паровоз и восемь пассажирских вагонов. Скорость была 60 км/ч.
К 1900 году железные дороги соединили Сибирь с Центральными районами.
В конце 19 – начале 20 века в качестве городского транспорта стали строить конно-железные дороги (конки), по которым лошади тянули специальные вагонетки. В 1854 году конки появились в Петербурге, в 1972 – в Москве. В 20 веке их заменили на удобный рельсовый транспорт – трамвай.
Условно можно выделить несколько основных периодов зарождения и развития железных дорог:
1 период (до 1860-х гг.) – создание и развитие основных технических средств транспорта; строительство первых ж.д.;
2 период (1860 – 1900 гг.) - формирование мировой сети ж.д.;
3 период (1900 – 1950 гг.) – интенсивное развитие и совершенствование системы железнодорожного транспорта, который становится основным видом сухопутного транспорта;
4 период (1950 – 1980 гг.) – ж.д. начинает уступать в конкурентной борьбе с другими видами транспорта;
5 период (с 1980-х гг.) – скоростные и высокоскоростные магистрали, которые возвращают железным дорогам достойное место на рынке транспортных услуг.
В настоящее время в состав железнодорожной сети входит 17 дорог. По железным дорогам перевозится более 80% промышленных грузов (уголь, лес и другие) и более 30% пассажиров. Железные дороги связывают в одно целое все области, районы и города страны, являясь важнейшей отраслью народного хозяйства.
Для оценки работы ж.д.т. используют следующие показатели:
грузооборот – представляет собой произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки (тонно - километры);
пассажирооборот – представляет собой произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки (пассажиро - километры);
экономические – характеризуют эффективность работы ж.д.т. (производительность труда, прибыль, рентабельность перевозок, себестоимость услуг).
Основные обязанности железнодорожников
Основными обязанностями работников ж.д.т. являются удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды.