logo search
LEKZII

Связь между информацией, сообщением и сигналом. Виды сигналов.

Термин “информация” произошел от латинского слова “informatio”, что означает “разъяснение” или “изложение”. Вопрос “Что такое информация?” покажется очень простым. Действительно, в быту это понимается как передача сведений между людьми. Слово “информация” во множественном числе так и произносится – “сведения”. Однако даже при таком понимании это нечто большее. Рассмотрим следующие примеры информации:

Примеров приводить можно бесконечно много. Они позволяют сделать обобщение и дать для обиходной речи такое нестрогое определение информации.

Информация – это совокупность сведений о всевозможных объектах, явлениях и процессах окружающего нас мира, это отражение реального мира. С практической точки зрения информация – это нечто абстрактное. Абстрактная информация всегда представляется в виде конкретного сообщения. Можно сказать, что сообщение выступает в качестве материальной оболочки для представления информации и ее передачи. Сообщение служит переносчиком информации, а информация – содержанием сообщения.

Эти два понятия являются основными в информатике. Научные значения этих понятий несколько отличаются от понимания в обиходной речи и связаны с теорией вероятности. Информационное сообщение от источника сообщения поступает на кодирующее устройство, передается по каналу связи, декодируется и поступает получателю сообщения.

Человек воспринимает сообщения посредством органов чувств. Приемники информации в технике воспринимают сообщения с помощью различной измерительной и регистрирующей аппаратуры. В обоих случаях с приемом информации связано изменение во времени какой-либо величины, характеризующей состояние приемника. Сообщение от источника к приемнику передается в материально-энергетической форме (электрической, световой, звуковой и т.д.).

Соответствие между сообщением и информацией не является взаимно однозначным. Одна и та же информация может быть передана с помощью различных сообщений. Например, общеизвестно, что о начале войны с Германией Сталину поступали самые различные сообщения от разведчиков и дипломатов, от торговых представителей и простых граждан, но все они несли одну и ту же информацию: летом 1941 года Германия нападет на СССР. И, наоборот, одно и то же сообщение может нести различную информацию. Например, сообщение по радио или телевидению о падении самолета с пассажирами на борту несет совершенно разную информацию для обывателя, руководства авиакомпании и родственников погибших. Все зависит от того, как сообщение интерпретируется получателем, то есть как получатель понимает и соотносит полученное сообщение применительно к себе.

Процесс интерпретации может осуществляться человеком или группой лиц, биологическими объектами (например, рефлексы собак) или техническими устройствами автоматики и, конечно, компьютером. Он зависит от многих факторов: что за получатель интерпретирует сообщение, какой информацией он уже располагает, с каких позиций рассматривает сообщение и т.д. Процесс интерпретации в общем случае не может быть определен формально, в то время как сообщение существует всегда в какой-то определенной форме. В этом и заключается абстрактность информации в отличие от конкретности сообщения.

Покажем на примерах связь между сообщением и информацией.

Таким образом, исходя из примеров, в отличие от обиходной речи, в информатике под информацией мы будем понимать сообщение.

Для существования информации обязателен какой-то материальный объект, хранящий или передающий ее. Его будем называть носителем информации. В качестве носителей информации могут быть объекты любой физической природы. Современная техника в качестве носителей при передаче информации чаще всего использует:

В качестве долговременных носителей информации при хранении, помимо бумаги, наиболее часто используются намагниченные пленки и покрытия, светочувствительные фотопленки и кинопленки, а также специальные немагнитные полимерные покрытия, обрабатываемые лучом лазера.

Информация на носителе существует в виде сигнала.

Сигнал – это материальное воплощение сообщения в виде, используемом в информационных системах при передаче, обработке и хранении информации. При передаче и обработке информации сигнал представляет собой процесс изменения во времени и пространстве некоторой физической величины (например, импульсы тока), характеризующей состояние информационной системы. Иногда такие сигналы называют динамическими. В системах хранения информации сигналы преобразуются в состояния некоторого материального носителя (записи в виде отверстий на перфоленте, намагниченностей магнитных материалов, изображений на фотопленках и кинопленках) и т.д. Эти сигналы иногда называют статическими.

Та характеристика сигнала, которая служит для представления информации, называется параметром сигнала. Для примера возьмем радио. Передатчик, входящий в состав радиопередающего устройства, вырабатывает ток высокой частоты и питает им передающую антенну (несущая частота).

Управляющее устройство изменяет амплитуду или частоту этого тока в соответствии с передаваемыми сигналами. Данный процесс называется модуляцией, а получающийся при этом высокочастотный ток называется модулированным током. В качестве простейшего управляющего устройства может использоваться микрофон. Модулированный ток высокой частоты, действующий в передающей антенне, вызывает излучение электромагнитной энергии в окружающее пространство в виде радиоволн. Следовательно, сигналом являются электромагнитные волны. В диапазоне средних волн (СВ) сообщения передаются путем изменения амплитуды колебаний, а в диапазоне ультракоротких волн (УКВ) – путем изменения частоты колебаний (амплитудная и частотная модуляция). В первом случае на СВ параметром сигнала является амплитуда, а во втором случае на УКВ – частота колебаний.

Сигнал, воспроизводящий все мгновенные значения физической величины на отрезке времени его существования, называется непрерывным, или аналоговым. В общем случае можно сказать, что характеристики всех явлений реального мира описываются с помощью аналоговых сигналов (световое излучение, звук, давление, температура, электромагнитные волны и т.д.). Это сигналы, передаваемые по радио и телевидению, телефонные сигналы, многие сигналы систем телемеханики и автоматического управления, измерения, регулирования и другие. Поэтому на первых этапах развития вычислительной техники широкое применение находили так называемые аналоговые вычислительные машины (АВМ), или моделирующие установки.

Если параметр сигнала может принимать лишь конечное число значений и существовать лишь в конечном числе моментов времени, то такой сигнал называется дискретным. Вид такого сигнала представляет собой скачкообразное изменение во времени с одного уровня на другой, то есть сигнал имеет импульсную форму. Эти сигналы используются в средствах вычислительной техники, телеграфии, в импульсных системах управления и регулирования. Импульсная техника зародилась в начале 30-х годов прошлого века в связи с развитием работ по телевидению. С этого момента происходит бурное развитие импульсной техники в связи с внедрением импульсных методов работы в радиолокацию, радиосвязь, радионавигацию, радиотелеметрию, радиоизмерения, телефонию, телевидение и т.д.

Дискретные сигналы используются для передачи дискретных сообщений, которые представляют собой (конечные или бесконечные) последовательности знаков.

Аналоговый сигнал, изменяясь во времени, принимает огромное множество информационных значений. В отличие от этого, дискретный сигнал имеет только два информационных значения.

Как ни странно на первый взгляд, это отличие дает дискретным сигналам, по сравнению с непрерывными, большие преимущества. Аппаратура для приема, обработки и передачи дискретных сигналов значительно проще, чем для аналоговых, а значит надежнее и дешевле. В каждом дискретном сигнале легче исправлять ошибки, неизбежно появляющиеся вследствие различных помех. Для дискретных сигналов разработаны специальные методы автоматического обнаружения и исправления ошибок при передаче и обработке информации за счет избыточно введенных сигналов в сообщение на случай пропадания одного или нескольких импульсов в сообщении. Так как дискретный сигнал имеет ступенчатую форму, то есть принимает два значения, то незначительные изменения сигнала по величине можно игнорировать. При этом значение несущей им информации не изменяется. Дискретные устройства потребляют меньше энергии, чем аналоговые.

Любой аналоговый сигнал может быть с той или иной степенью точности преобразован в дискретный путем квантования (деления) по уровню или по времени. Точно так же дискретные сигналы могут быть преобразованы в аналоговые. Для этого используются аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи (АЦП и ЦАП). Учитывая преимущества дискретных сигналов, любой физический процесс может быть представлен посредством дискретных сигналов либо смоделирован с их помощью.

В настоящее время во всех развитых странах мира бурно ведутся разработки бытовой и промышленной аппаратуры передающей, обрабатывающей и принимающей дискретную информацию. Такая техника получила название цифровой. Создание цифровой промышленной и бытовой информационной техники открывает возможности единого подхода к ее проектированию и изготовлению, а также созданию общих хранилищ информации больших объемов. В этих хранилищах могут храниться любые виды информации: телевизионные передачи, кинофильмы, тексты документов, чертежи, картины и рисунки, музыка и т.д. Обработка и представление этой информации на компьютерах производится одинаково. Поэтому сейчас бурно развиваются новые компьютерные технологии, например, мультимедиа, представляющие на экране монитора пользователю одновременно движущиеся картинки, сопровождаемые музыкой и пояснительным текстом.

Лекция 4

Общие процессы восприятия, сбора,

передачи и представления

информации человеком

Восприятие информации – это процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь системы с внешней средой.

Для развитых систем восприятия можно выделить несколько этапов переработки поступающей информации:

Восприятие информации живыми существами обеспечивается анализаторами (сенсорными системами). Анализаторы в биологии – это сложные системы нервных клеток (нейронов), осуществляющие восприятие и анализ информации об окружающей организм среде (или внутри самого организма) и формирующие специфические для данного анализатора ощущения. Анализатор получает название по тому виду сенсорной информации, для восприятия которого он специально приспособлен. Раздражители, несущие нам информацию, бывают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные, а также сила земного тяготения. Каждый анализатор состоит из воспринимающего отдела – рецептора, проводниковой части и высших нервных центров в коре головного мозга.

Следовательно, познание и восприятие человеком окружающего мира начинается с восприятия его органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Именно они доносят до сознания информацию о самых разнообразных свойствах предметов, явлений и процессов, окружающих человека. После того, как физические раздражители: световые или звуковые волны, запахи, жар или холод и т.д. преобразуются рецептором в нервные импульсы, они существуют в виде кода нервных импульсов в специфических сенсорных каналах нервной системы. В последствии мозг реконструирует образ события, складывая вместе всю информацию, получаемую в данный момент от каждого из активированных рецепторов. Эта совокупность информации и интерпретируется мозгом для создания той конструкции, которая называется "восприятием" события.

Мозг человека способен из всего обилия поступающей информации отобрать ту, которая существенна в данный момент, в данной ситуации. Эта информация превращается в признаки, позволяющие мозгу в дальнейшем распознавать объекты, процессы, явления, с которыми человеку приходится иметь дело. Поэтому свойство мозга отражать и познавать внешний мир предстает как звено в развитии процессов, связанных с передачей и обработкой информации. С этой точки зрения мозг человека представляет собой исключительно сложную кибернетическую систему, хранящую и обрабатывающую поступающую из внешнего мира самую разнообразную информацию.

Однако формирование знаний человека происходит не только на основе получаемой им информации от органов чувств. Овладение ядерной энергией, выход в открытый космос, синтез все новых и новых материалов, бурное развитие микроэлектроники и на ее основе компьютеров – все это лежит за пределами чувственного познания человека. Это продукт коллективной интеллектуальной деятельности. Поэтому наличие предшествующей информации для более полного и достоверного восприятия последующей информации в познании имеет решающее значение.

“ Если я видел дальше других, то это потому, что стоял на плечах гигантов”, – говорил И.Ньютон, имея в виду использование им ранее накопленных знаний.

Возможность передачи знаний от одного человека другому – вот в чем заключается прогресс человечества в целом и каждого его представителя.

Понятие о знаках. С появлением жизни на нашей планете появилось общение. Первобытные люди быстро пришли к осознанию необходимости накопления и фиксирования приобретенных еще незначительных знаний, чтобы воспользоваться ими в дальнейшем. Люди начинают делать рисунки на скалах, песке, дереве и т. д., то есть отражать и фиксировать полученную информацию при помощи знаков. Таким образом, не осознавая важность события, человечество шагнуло в мир информации.

Возможность передачи знаний одного человека другому появилась, видимо, именно тогда, когда первобытный человек научился каким-то образом обозначать предметы и их признаки, давать им имена и фиксировать свои сообщения, то есть научился различать отдельные предметные области. Ведь и сейчас предмет, его признаки или явления “присутствуют” в человеческом мышлении только тогда, когда они как-то обозначены, – человек видит предмет, знает его имя, слышит о нем что-то и т.д.

Процесс передачи информации можно представить следующим рисунком:

Для того чтобы передаваемое сообщение было понятным, необходимо, чтобы:

  1. предметная область А содержалась в предметной области В;

  2. кодирование и декодирование информации были взаимообратными операциями.

Это настолько важно в информатике, что запишем два вывода:

Разберем следующие примеры. Пусть нарушен первый вывод: "Дефицит какарбоксилазы повышает уровень пировиноградной кислоты в крови, что в результате приводит к ацидозу". А теперь скажите, если наступит ацидоз – это хорошо или плохо? А пировиноградная кислота содержится в винограде? Не приводит ли поедание винограда к ацидозу? Вы ответите на эти вопросы, если владеете предметной областью, иначе …Увы!

Пусть нарушен второй вывод. Вы получили телеграмму на китайском языке. Если Вы его не знаете, то сообщение для вас будет всего лишь последовательностью символов, не несущих никакой информации.

Понятие знака занимает важное место в информатике, логике, лингвистике, психологии, философии и других разделах современной науки и человеческого знания. Важнейшее качество знака – его ассоциативность. Чем оно однозначнее, тем проще его восприятие. Возьмем, к примеру, буквы. Каждая из них воспринимается однозначно, чего нельзя сказать о жестах. Для понимания природы знака первостепенное значение имеет выделение особых социальных (знаковых) ситуаций, в которых происходит использование знака. Новые знаки появляются тогда, когда назревает социальная необходимость в них. Одну из таких ситуаций мы назвали – это попытки первобытного человека осознать и как-то обозначить явления, процессы, предметы и их признаки в окружающем его мире. Другой пример. С появлением автомототранспорта и стремительным ростом его числа, увеличением интенсивности движения на дорогах появилась необходимость в регулировании движения с целью его безопасности, которая вызвала к жизни знаки дорожного движения. Аналогичные ситуации возникали при развитии химии, математики, физики и т.д., когда человеку необходимо было как-то зафиксировать математические действия или химические реакции – появлялись системы специальных знаков. Для записи музыки и шахматных партий возникли нотная грамота и специальные знаки шахмат.

Знак – минимальная, неделимая единица информации, выражающая определенное суждение о предмете, явлении или смысл чего-то.

Использование знаков неразрывно связано с передачей информации.

Важнейшее свойство знака – обозначать что-либо. В силу этого невозможно понимание знака без его значения: предметного (обоз­начаемый им предмет), смыслового (образ обозначенного им предмета) и экспрессивного (выражение с его помощью чувств). В понятие знака входят не только фонемы и графемы, то есть звуки, буквы, знаки препинания, цифры, знаки операций и т.д. Это понятие значительно шире: кивок (“да”) или покачивание (“нет”) головой – тоже знаки. На определенном уровне слова тоже могут быть знаками, например, в стенографии, и даже целые предложения могут представлять собой знаки, например, при переводе с одного языка на другой.

Человек вскоре осознал, что окружающий мир безбрежен и необходимых знаков может быть бесчисленное множество и разнообразие. Все их просто человек не в состоянии запомнить и воспринять. Поэтому человек начал из них комбинировать новые конструкции – слова. Появилась идея выделить некоторое ограниченное число простых знаков, из которых путем соединения их при соблюдении определенных правил, получать произвольные слова, последовательности слов и т.д. Таким образом, возник алфавит. Возникновение слов породило предложения, то есть высказывания мыслей. Это позволило большим массам людей общаться друг с другом, делиться знаниями. Набор знаков, в котором определен их линейный порядок, есть алфавит. Кроме известных нам алфавитов языков народов мира, алфавитом являются, например, 12 знаков Зодиака, знаки семафорной (флажковой) сигнализации на флоте, 10 арабских цифр для записи любых чисел (числовых слов), нотная грамота, знаки математических действий, двоичный алфавит для представления любой информации в информационной технике и, в частности в компьютерах и т.д.

Возникновение алфавита очень заметная веха в развитии информационных процессов. К сожалению, возникновение его породило немало проблем. Дело в том, что когда люди создавали алфавит, каждая община, регион или страна вкладывали в его создание различные соображения. В итоге появилась огромная масса алфавитов по всей планете, что затруднило быстрое распространение знаний, информации, затормозило прогресс развития человечества. Некоторые алфавиты и по сей день чрезмерно затруднены для восприятия даже теми, кто изучает их с детства. Например, китайский алфавит, насчитывающий более 10000 знаков. Причем эти знаки обозначают не одну букву, как принято в большинстве алфавитов, а целые высказывания.

В контексте рассмотрения алфавита, с точки зрения обработки информации, важно отметить физическое представление любой информации в компьютере. В компьютерах на физическом уровне используется двоичный алфавит: цифры 1 и 0. Эти цифры представляются в виде двух различных уровней напряжения или тока (потенциальный способ), либо в виде импульсов (импульсный способ), рис. 1. Высокий уровень или наличие импульса обычно принимают за цифру 1, а противоположное положение – за цифру 0. Цифры 1 и 0 могут отличаться также потенциалами или импульсами противоположного знака. В схемах компьютера переменные и соответствующие им сигналы изменя- Рис. 1

ются не непрерывно, а в дискретные моменты времени t = 1,2,…, i. Временной интервал между двумя соседними моментами дискретного времени называется тактом или периодом представления информации. Отметка моментов дискретного времени осуществляется тактовым генератором компьютера, вырабатывающим синхронизирующие импульсы (СИ).

Для представления и передачи двоичных машинных слов, код которых содержит несколько двоичных разрядов, применяют последовательный или параллельный способы. При последовательном способе каждый временной такт используется для отображения одного разряда слова, все разряды которого передаются последовательно и фиксируются одним и тем же элементом. Номер разряда определяется номером такта, который отсчитывается от нулевого положения, совпадающего с началом слова. Таким образом, двоичный код слова представляется в виде некоторой временной последовательности потенциальных или импульсных сигналов, соответствующих значениям цифр в разрядах слов. При параллельном способе все разряды двоичного кода слова передаются в одном такте, фиксируются отдельными элементами для каждого разряда и передаются по отдельным линиям связи, каждая из которых предназначена для представления и передачи только одного разряда слова. При этом код слова развертывается не во времени, а в пространстве, так как все разряды слова передаются одновременно.

Для достижения высокого быстродействия основные устройства современных компьютеров строятся параллельными. Хотя они требуют больше аппаратуры, так как при параллельном коде надо иметь столько шин, а также запоминающих и преобразующих элементов, сколько разрядов в слове, однако это не представляет трудности, так как современная микроэлектроника позволяет иметь несколько сложных функциональных схем на одном полупроводниковом кристалле в одном корпусе микросхемы.

На логическом уровне информация может представляться в других алфавитах. Следовательно, существует необходимость находить между разными алфавитами взаимное соответствие.

Использование алфавита для создания слов со временем стало подчиняться определенным правилам. Ими же было описано построение наборов слов – предложений. Возникла необходимость в дальнейшей систематизации этих структур. Это положило начало возникновению языка.

Понятие о языках. По сути, в любом алфавите можно составить сколь угодно много знаковых конструкций. Главное в этом, чтобы слова несли определенный смысл, и чем он уже, тем однозначнее будет воспринято слово, тем яснее будет вложенный в него смысл. Таким образом, знаковые конструкции, составленные из определенного алфавита, обязаны подчиняться определенным правилам.

Множество всех слов и других конструкций, записываемых в данном алфавите согласно правилам, есть знаковая система, или язык.

Язык – это средство отражения и познания окружающего нас мира. Основными функциями любой знаковой системы являются:

Осуществление любой из них предполагает определенную внутреннюю организацию знаковой системы, то есть наличие различных знаков и законов их сочетания. В соответствии с этим выделяются три основные группы правил:

1. Семантика – изучает знаковые системы как средство выражения смысла. Правила интерпретации (выражения смысла) знаков и составленных из них конструкций и являются предметом рассмотрения семантики. Конструкция из символов алфавита называется имеющей смысл, если она поддается истолкованию с помощью правил интерпретации, принятых для данной знаковой системы.

2. Синтаксис – изучает внутреннюю структуру знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям. Правила построения различных конструкций из знаков алфавита, то есть правильное написание их и есть синтаксис знаковой системы, или языка.

3. Прагматика (прагматизм – дело, действие) – определяет практическую значимость и ценность знаковых систем, то есть значение их для практических приложений.

В настоящее время появилась новая дисциплина – семиотика, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков. Семиотические исследования способствуют формализации новых областей науки, что позволяет подходить с единых позиций к познанию и изучению различных явлений, процессов и объектов окружающего мира, подтверждая его материальное единство. Понятия и методы семиотики приобретают большое значение в связи с развитием теории и практики хранения и обработки информации.

Всякий информационный процесс может осуществляться только при наличии языка, описывающего объекты и связи между ними.

Языки бывают естественными и искусственными. Естественный язык – это язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Это языки устной и письменной речи народов мира. Искусственный язык создается людьми для каких-то узких потребностей. Это язык математических формул, язык записи шахматных партий, язык записи химических формул, нотная грамота, язык обозначений на электрических схемах, языки программирования высокого уровня, языки различных указателей, например знаков дорожного движения и т.д.

Искусственный язык, предназначенный для записи информации в запоминающие устройства информационной машины или системы, называется информационным. Ни один из естественных языков не может быть применен в качестве информационного. Этому препятствуют недостаточно четкая и однозначная структура таких языков. Некоторые словосочетания в ходе развития и эволюции языка приобретают иной либо многозначный смысл. Так, иностранец, в совершенстве знающий грамматику русского языка и обладающий огромным словарным запасом, но не знающий смысла фразеологических сочетаний, встанет перед проблемой понимания таких из них, как: “заварить кашу”, “потерять голову”, "намылить шею”, “съесть собаку”, “зарыть талант в землю” и т.д. Имеется большое количество грамматических исключений; слова - синонимы (различные слова, обозначающие один и тот же объект), например, дорога – путь; слова - омонимы (одинаково звучащее одно и то же слово, обозначающее различные объекты), например: линия, воля, авторитет и т.д. Логические связи во фразах реальных языков также выражены недостаточно отчетливо, что делает неудобным вывод логических следствий из посылок, заданных в форме фраз естественного языка.

Информационный язык должен быть приспособлен к использованию его в машине, которая не обладает интеллектом. Производя различные действия над текстами, помещаемыми в запоминающее устройство, машина не может обращаться к их интуитивному смыслу, она должна ограничиваться лишь анализом их формальной структуры. Поэтому информационный язык должен быть однозначным – каждое его выражение должно допускать единственное толкование. Язык, в котором каждое выражение имеет только одно толкование или один смысл, называют формализованным.

Для создания и использования информационных систем на практике всегда оказывается необходима фиксация не только смысла выражения (семантический уровень формализации языка), но и правил построения слов, выражений из заданного алфавита, то есть жесткое задание грамматики языка (синтаксический уровень формализации). Язык, который получается в этом случае, называют формальным. Формальными языками являются все языки общения с компьютером – языки программирования высокого уровня.

Рассуждая о понятии языка с точки зрения использования его в информационных системах, надо помнить и о существовании языка, на котором происходит обмен информацией между компонентами машины на физическом уровне.

Язык, правила интерпретации которого реализованы в компьютере аппаратно, называется машинным языком, или системой команд машины. Система команд зависит от конкретного аппаратного исполнения логики устройства.

Понятие знаковой системы, или языка, играет основополагающую роль в построении любой информационной системы.

Многообразие источников и потребителей информации привело к существованию различных форм ее представления: символьной, текстовой, графической, звуковой и т.д.

Символьная форма информации основана на использовании символов: букв, цифр, знаков математических и логических операций, других знаков. Она является наиболее простой, поэтому на практике применяется для передачи сигналов о различных событиях. Например, уличный светофор или знаки дорожного движения несут несложную информацию о правилах движения. В компьютере это, например, признаки нажатия специальных управляющих клавиш на клавиатуре (Caps Lock, Num Lock, Scroll Lock, Ctrl, Alt, Ins, Shift и др.). При нажатии любой из этих клавиш в соответствующий бит 417h байта памяти заносится 1. Символьная информация значима, прежде всего, по своим информационным качествам, при этом порядок расположения знаков относительно друг друга роли не играет.

Текстовая форма информации является более сложной формой. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы, цифры, математические и другие знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетаниях и зависит от расположения знаков относительно друг друга. Например, "кот–кто–ток", или 7285–2857–5782. Символы в словах и числах одни и те же, но, в зависимости от расположения, информацию несут разную.

Тексты бывают самые разнообразные. Понятие "текст" в широком смысле не требует никаких ограничений не только на набор изображающих знаков, но и на правила интерпретации текста. Любая информация, представленная в символьной форме, может рассматриваться как текст. Это могут быть различные документы: анкеты, отчеты, статьи, письма, программы, написанные на языках программирования высокого уровня, или массив десятичных чисел: 67,3; 453,7; 98,65; 104,8; 234,00; 93,73; 578,12; 326,12; 98,62... , вводимых в компьютер для расчетов. Все это текстовая информация. Она чрезвычайно удобна благодаря письменному отображению человеческой речи и наиболее распространена.

Графическая форма информации принципиально отличается от текстовой тем, что в ней используется единственный вид изображающего символа – точка на плоскости. Все изображения объектов конструируются из точек. Графическая форма представления данных более информативна и является самой емкой и сложной формой, в которой могут быть представлены графики, чертежи, фотографии, видеоролики, кадры фильмов или телепередач и т.д. Использование цвета еще более существенно повышает информационную емкость такой формы данных.

Звуковая форма информации также является очень емкой и сложной формой, в которой представляются речь, вокальные произведения, музыка, звуковые сигналы и др.

С широким распространением текстовой формы информации в виде представления различных структур связаны и формы ее обработки на компьютерах. Одними из первых наиболее распространенных и популярных были и остаются до сих пор системы обработки текстов, системы обработки электронных таблиц и системы управления базами данных.

Подведем итоги сказанного:

1. Информация передается посредством сообщений, составленных на некотором языке.

2. Большинство языков задаются конечным алфавитом и правилами образования конструкций из символов этого алфавита.

3. Чтобы сообщения, передаваемые с помощью языка, были понятны, необходимо знать, какими именами обозначены объекты и отношения между ними в языке, на котором передается сообщение, – правила интерпретации. Для формальных языков правила должны быть заданы так, чтобы их могла реализовать машина.

В заключение следует подчеркнуть, что только язык является средством фиксирования и сохранения накопленных человечеством знаний и передачи их от поколения к поколению.

Лекция 5