logo search
ОНИ

Измерение расхода топлива расходомером поршневого типа

Основу расходомера топлива поршневого типа (рис. 29-8) составляет двухобъемный поршень с полостями АиБ, электромагнитные клапаныЭМК1 ЭМК4, переключательП1и электронный блок счета ходов поршня (показан в левой части рисунка 29-8).

Расходомер устанавливается в топливную магистраль между топливным насосом и карбюратором. Он работает следующим образом. При нахождении переключателя П1 в левом положении (как показано на рис. 29-8) ток от источника питанияИП поступает на электромагнитные клапаныЭМК2 иЭМК3, удерживая их в открытом состоянии. При этом электромагнитные клапаныЭМК1 иЭМК4обесточены и находятся в нормально закрытом состоянии.

Топливо поступает в расходомер под давлением, создаваемым топливным насосом и через открытый клапан ЭМК3начинает заполнять полостьВ. Поршень под давлением топлива начинает перемещаться влево, вытесняя топливо из полостиА, через открытый электромагнитный клапанЭМК2в карбюратор. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока поршень не вытеснит все топливо из полостиА, а его шток не переключит контактыК1иК2 переключателяП1в левое положение. В левом положении контактК2разомкнется и обесточит электромагнитные клапаныЭМК2иЭМК3, а контактК1замкнется соединив источник питанияИПс электромагнитными клапанамиЭМК1иЭМК4.

Рис. 29-8. Функциональная схема расходомера топлива поршневого типа

При этом электромагнитные клапаны ЭМК2иЭМК3закроются и движение топлива через них прекратиться, а электромагнитные клапаныЭМК1иЭМК4откроются и топливо от топливного насосе начнет заполнять полостьА перемещая поршень вправо.

Двигаясь вправо поршень выталкивает находящееся в полости Втопливо через открытый электромагнитный клапанЭМК4в карбюратор. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока поршень не вытеснит все топливо из полостиВ, а его шток не переключит контактыК1иК2 переключателяП1в правое положение и процесс повторится.

Таким образом поршень расходомера будет циклически перекачивать топливо из полостей АиБв карбюратор двигателя.

Для определения количества израсходованного двигателем топлива необходимо знать объем полостей АиБ, а также количество ходов, сделанных поршнем в единицу времени, либо общее количество ходов на участке пройденного автомобилем пути. В первом случае определяется мгновенный расход топлива, а во втором – путевой. Расходомер позволяет решить и первую и вторую задачи. Переключение режимов работы расходомера осуществляется переключателемП2.

Измерение мгновенного расхода топлива.Для измерения мгновенного расхода топлива расходомер считает количество ходов, сделанных поршнем в единицу времени (за 10 секунд). ПереключательП2находится в положении, показанном на рис. 29-8. Чтобы определить количество полных ходов поршня достаточно посчитать количество переключений переключателяП1. Для этого к цепи питания электромагнитных клапанов ЭМК1и ЭМК4подключен формирователь импульсов ФИ. При каждом включении электромагнитных клапановЭМК1иЭМК4на выходе формирователяФИ вырабатывается один стандартный электрический импульс. При работе расходомера эти стандартные импульсы от формирователяФИпоступают на входБ логического устройстваЛУработающего по принципу «2-И».

Параллельно с ними на вход Алогического устройстваЛУпоступают импульсы от электронного секундомера, выполненного на базе кварцевого генератора опорных частотГОЧи пяти делительных декадДД1 ДД5. При работе генератора с частотой 10000 Гц длительность импульса на входеА (после пяти делительных декад) составляет 10 секунд.

Таким образом счетные декады СчД1 СчД3считают количество полных ходов поршня расходомера за время, равное 10 секундам. После 10 секундного счета следует 10 секундная пауза, в течение которой счетные декады отображают результат счета. После этого устройство управления сбросомУУСобнуляет счетные декады, и начинается новый цикл измерения мгновенного расхода топлива.

Измерение путевого расхода топлива.Для измерения путевого расхода топлива переключательП2переводят в правое положение, при котором его контактыК3 иК4размыкаются, а контактК5замыкается. В этом режиме счетные декады будут непрерывно считать общее количество ходов поршня на отрезке пути пройденном автомобилем, поскольку при замкнутом контактеК5 импульсы от формирователяФИбудут поступать на оба входаАиБлогического устройстваЛУи условие «2-И» будет выполняться всегда. При этом общее количество топлива делят на пройденный автомобилем путь.

Тарировка расходомеров топлива

Для того чтобы по показаниям электронного блока расходомера можно было определить расход топлива необходимо его протарировать. Тарировку расходомеров выполняют на специальной установке, схема которой представлена на рис. 29-9.

Установка состоит из заполненной жидкостью емкости 6 с мерной трубкой 8, приемной емкости 3, регулируемого насоса 7, дросселирующего крана 4, манометра 5 и секундомера 9.

Датчик 2 расходомера подключают к выходному патрубку насоса 7. Выходной патрубок датчика соединяют с манометром 5 и дросселирующим краном 4. К датчику 2 подключают электронный блок 1 расходомера и включают его в режим измерения расхода. С целью защиты от возгорания в емкость 6 заливают негорючую жидкость по вязкости аналогичную топливу (например, жидкость «Wins»). Тарировку выполняют при температуре окружающей среды 202оС, в диапазоне расхода от 0,1 до 2,0 л/мин.

Рис. 4.49. Схема установки для тарирования расходомеров топлива.

1 – электронный блок расходомера; 2 – датчик расходомера; 3 – приемная емкость; 4 – кран дросселирующий; 5 – манометр; 6 – емкость с жидкостью; 7 – регулируемый насос; 8 – мерная трубка; 9 – секундомер

В начале, включают насос 7 в режиме малого расхода (с малой частотой вращения). Краном 4 устанавливают давление жидкости в магистрали на уровне 15 30 кПа. С помощью секундомера засекают времяtррасхода мерного объемаVжидкости, а также показанияХпна электронном блоке расходомера. Величину израсходованного объемаVжидкости из емкости 6 регистрируют при помощи мерной трубки 8. Затем определяют величину часового расхода топлива по формуле:

, [л/мин].

Вышеперечисленные процедуры выполняют несколько раз, при этом увеличивая производительность насоса 7 (за счет увеличения частоты его вращения) и устанавливая краном 4 заданную величину давления в магистрали. Результаты измерений заносят в тарировочную таблицу.

Тарировочная таблица

Параметр

Результаты замеров

Q, [л/мин]

0,09

0,31

0,72

1,12

1,37

1,59

1,83

2,02

Хп [имп/с]

6

20

48

75

90

104

118

128

Рис. 4.50. Тарировочный график расходомера топлива

По итогам тарировки строят тарировочный график (рис. 4.50) зависимости величины расхода топлива Qот показаний частотыХпна электронном блоке расходомера.

На графике определяют наибольшее отклонение Δизмеренных значений расходаQот линейного тарировочного графика.

Это наибольшее отклонение Δи будет являться абсолютной погрешностью измерения.

Относительная погрешность измерения расхода определяется по формуле:

где Qmax – максимальное значение измеренного расхода топлива.