Тема 8: Организация железнодорожных перевозок.
Организация движения поездов.
Краткое содержание лекции.
Перевозочный процесс включает в себя операции по перевозке и обслуживанию пассажиров, погрузке, выгрузке грузов и подаче для этого вагонов, уборке их и включению в поезд, продвижение по участку и другие операции.
Принципы организации перевозочного процесса:
обеспечение безопасности движения;
обеспечение сохранности грузов;
внедрение передовой технологии;
внедрение научной организации труда и современных методов управления;
повышение производительности труда и эффективности использования технических средств;
высококачественное обслуживание пассажиров;
обеспечение взаимодействия с другими видами транспорта.
Грузовые перевозки.
Транспортирование грузов осуществляется согласно плану перевозок, утвержденному ОАО «РЖД». Размеры грузопотоков зависят от размещения районов производства и потребления, ассортимента выпускаемой продукции.
От плана перевозок зависит потребность железных дорог в материально- и энергоресурсах, а также в рабочей силе.
Система планирования перевозок является единой для всей транспортной системы страны. Поэтому при планировании не допускаются встречные перевозки однородных грузов; излишне дальние перевозки; перевозки по ж.д., которые могут осуществлять другие виды транспорта.
Для выполнения грузовых операций и хранения грузов ж.дороги имеют комплекс устройств и сооружений, состоящих из крытых складов, контейнерных и навалочных площадок, весового хозяйства и баз.
Для погрузки и выгрузки применяют различные приспособления и механизмы.
Пассажирские перевозки.
Основная задача планирования и организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении при высокой культуре обслуживания на вокзалах и в поездах.
При планировании перевозок определяют пассажиропотоки по направлениям и периодам года, а для пригородного движения – по месяцам, дням и часам суток. Пассажирские поезда делятся на 3 группы:
- дальние, следующие на расстояние свыше 700 км,
- местные – от 150 до 700 км,
- пригородные – до 150 км.
Дальние и местные поезда подразделяются на скоростные, скорые и пассажирские. Скоростные и скорые поезда имеют остановки только на больших станциях, пассажирские – на всех или на большинстве станций.
Формирование поездов.
Система организации и продвижения груженых и порожних вагонопотоков определяется планом формирования поездов. Выбор оптимального плана формирования поезда осуществляют с помощью ЭВМ.
Поездом называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или нескольким локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы.
Поезда делятся на внеочередные и пожарные.
К внеочередным поездам относятся пожарные, восстановительные, снегоочистители, автомотрисы, дрезины, предназначенные для восстановления движения. Очередные поезда: пассажирские, почтово-багажные, воинские, грузо -пассажирские, людские, грузовые, хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
Каждому поезду присваивают номер. При формировании поездов подсчитывают их массу брутто. Норма длины поезда выбирается в соответствии с длиной приемо - отправочных путей станций.
Порядок приема, отправления и сквозного пропуска поездов осуществляется согласно ПТЭ и Инструкций.
Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов требует четкой организации управления движением поездов и необходимого взаимодействия работников всех служб. Оперативное управление процессом перевозок осуществляет диспетчерский аппарат, несущий сменное дежурство.