logo search
Лекция 7

2009 Год – 265,6 млрд. Руб.,

2010 год – 317,4 млрд. руб.,

2011 год - 395,4 млрд. руб.,

2012 год – 428,4 млрд. руб., (план)

Строительство новых железнодорожных линий до 2030 г.

и механизмы его финансирования

Вопрос финансирования воспроизводства ОС является самым проблемным в компании. Потенциал частных инвестиций в отрасль ограничен, так как проекты с инфраструктурной составляющей в настоящее время окупаются более 20 лет. Частные инвесторы при существующей крайне низкой рентабельности железнодорожного бизнеса в России и недостатках регуляторной системы инвестируют в очень низкие сегменты, в которых можно получить доходность выше среднеотраслевой.

У ОАО «РЖД» при нынешней тарифной политике собственных средств хватает только на половину потребностей. Ситуация усугубляется тем, что железнодорожный транспорт в России с 1992 года хронически недофинансировался в сравнении с растущими потребностями страны. Все эти годы железные дороги продолжали работать за счет использования внутренних резервов, ответственности и дисциплины железнодорожников, запаса прочности советской техники, которая продолжает работать и в настоящее время сверх срока службы..

Регулируя тарифы, государство тем самым формирует размер инвестиционного фонда ОАО «РЖД», то есть совокупность средств, которыми располагает компания на модернизацию и развитие. Дефицит инвестиционной программы ОАО «РЖД» до 2015 года составляет 400 млрд. руб. Кроме железнодорожной инфраструктуры эта программа включает локомотивы, путевую технику, устройства сигнализации и связи и др. Только на приобретение нового подвижного состава требуется не менее 3,1 трлн. руб.

Фактически с момента своего создания ОАО «РЖД» остается основным инвестором магистрального железнодорожного транспорта по всем направлениям , кроме приобретения грузовых вагонов.

Одним из вариантов решения проблемы может стать изменение подходов к формированию инвестиционной программы ОАО «РЖД», в частности переход к проектному принципу. При этом в качестве потенциальных инвесторов компания может привлекать государственные структуры, частных российских и иностранных инвесторов. При использовании подхода проектного финансирования для каждого проекта формируется перечень конечных целей и оценка влияния его реализации на доходы и расходы компании, а значит, и на необходимый объем финансирования. Одновременно ОАО «РЖД» предоставляет в Правительство свои предложения об индексации тарифов. Правительство, рассмотрев представленные компанией проекты, предлагаемые изменения тарифов и оценив их влияние на экономику страны в целом, может принять окончательные решения об утверждении объема и состава инвестиционной программы и выделении целевых субсидий, восполняющих недостаток других источников финансирования.

Для обеспечения участия других инвесторов, необходимо обеспечение инвестиционной привлекательности проектов, для этого участие государства в развитии железнодорожного транспорта может осуществляться несколькими путями:

  1. предоставление средств федерального бюджета в рамках долгосрочных целевых программ;

  2. предоставление средств федерального бюджета на участие в инвестиционных проектах на условиях государственно-частного партнерства;

  3. введение инвестиционной составляющей в грузовых тарифах ОАО»РЖД» с целью реализации инфраструктурных проектов;

  4. установление на отдельных участках новых линий тарифов, обеспечивающих возврат вложенных в их строительство средств;

  5. принятие иных форм государственной поддержки в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с планами Правительства государственно-частное партнерство должно стать основным способом организации строительства новых капиталоемких железнодорожных линий с окупаемостью 10-15 лет.