Формулирование цели и постановка задач исследования
Перед началом проведения исследования формулируется его цель. Цель исследования обязательно должна быть социально значимой, т.е. направленной на повышение уровня и безопасности жизни людей, снижения негативного воздействия на экологию окружающей среды, снижения затрат на производство, эксплуатацию, хранение и утилизацию автомобильной техники и её компонентов и т.п. Вот несколько примеров целей научных исследований:
1) Целью работы является повышение безопасности автотранспортных средств за счет повышения информативности и снижения трудоемкости диагностирования тормозных систем АТС с пневматическим приводом на стендах с беговыми барабанами в условиях эксплуатации (из диссертации А.А.Смолина);
2) Целью работы является повышение безопасности автомобилей, оснащённых ABS в условиях эксплуатации на основе эффективного контроля технического состояния тормозной и антиблокировочной систем в процессе их совместного функционирования на инерционных роликовых диагностических стендах (из диссертации Портнягина Е.М.)
3) Цель исследований - повышение эффективности использования и активной безопасности автомобилей за счет реализации высокоинформативных, оперативных динамических методов и средств технического диагностирования пневматического тормозного привода и пневмоаппаратов, на основе современных компьютерных технологий и системной последовательности (из диссертации Федотова А.И.)
Для достижения поставленной цели (в рамках научного исследования) исследователь ставит ряд научных задач. При выполнении кандидатской диссертации количество научных задач обычно в пределах 3 5, при выполнении докторской, 5 7 (иногда и больше).
Здесь следует обратить внимание на то, что задачи научного исследования должны быть именно научными, а не инженерными, и уж тем более не учебными. В качестве одного из примеров, приведем задачи научного исследования, сформулированные в кандидатской диссертаций:
1) Задачи исследования (из диссертации Е.М. Портнягина):
1. Теоретически обосновать метод контроля тормозной эффективности и устойчивости автомобилей с функционирующей ABS при их диагностировании на роликовых стендах и разработать математическую модель системы «Автомобиль (подрессоренная масса, подвеска – тормозная система – ABS – колеса) – стенд», позволяющую выполнять аналитические исследования процесса торможения автомобиля с функционирующей ABS на роликовых стендах с учётом влияния наиболее значимых факторов, характеризующих взаимодействие элементов системы;
2. Теоретически обосновать тестовые режимы диагностирования тормозных систем автомобилей с функционирующей ABS, а также интегральные показатели эффективности совместного функционирования тормозной системы и ABS на роликовых стендах:
- интегральный показатель тормозной эффективности автомобиля с ABS;
- интегральный показатель устойчивости автомобиля с ABS при торможении;
- интегральные показатели качества регулирования антиблокировочной системой процесса торможения колёс автомобиля.
3. Выполнить экспериментальную проверку метода контроля тормозной эффективности и устойчивости автомобилей с функционирующей ABS при их диагностировании на роликовых стендах, дать сравнительную оценку разработанного метода с существующим, основанным на показателях, регламентируемых ГОСТ Р 51709-2001.
2) Задачи исследования (из диссертации И.М.Григорьева):
1. Разработать теоретические предпосылки метода функционального диагностирования аппаратов многоконтурного пневматического тормозного привода (МПТП) на стенде с беговыми барабанами.
2. Разработать математическую модель пневмоаппарата как объекта диагностирования и на её основе установить функциональные связи диагностических признаков с параметрами технического.
3. Разработать диагностический комплекс и алгоритм функционального диагностирования аппаратов МПТП с пневматическим управлением.
4. Произвести экспериментальную проверку и технико-экономическую оценку разработанного метода функционального диагностирования аппаратов МПТП с пневматическим управлением.
Виды научных исследований. В технике, наибольшее распространение получили два вида научных исследований: экспериментальные и аналитические.
В ходе экспериментальных научных исследований новые знания получают на основе анализа информации, полученной в процессе измерения и обработки параметров на натурном объекте исследования. В зависимости от цели и задач экспериментального исследования, автомобиль (его исследуемый агрегат, система, деталь и т.п.) может находиться как в функционирующем, так и не функционирующем состоянии.
Аналитические научные исследования принципиально отличаются от экспериментальных. В ходе аналитических научных исследований новые знания получают на основе анализа информации, полученной в процессе моделирования (или расчета) исследуемых параметров на ЭВМ. Чаще всего для этого используют (или разрабатывают) математические модели исследуемого процесса, на их основе пишут алгоритмические программы, которые и позволяют расчетными методами устанавливать закономерности между исследуемыми параметрами.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Методологические основы научного познания и творчества
- Формулирование цели и постановка задач исследования
- 2. Теоретические и эмпирические методы исследования
- Методика планирования экспериментального исследования
- Тема 3. Изучаемые вопросы: Методика планирования экспериментального исследования; Цель планирования экспериментального исследования; Определение объема выборки методом проверки статистических гипотез.
- Оборудование для задания тестовых режимов
- Измерительные приборы и системы, используемые при проведении научных исследований
- Измерение сил с помощью тензорезисторного моста
- Тарировка тензометрических измерителей силовых параметров
- Измерение давления
- Измерение интервалов времени
- Измерение скорости вращения
- Измерение угла поворота вала
- Измерение температуры
- Термопреобразователи сопротивления
- Анализ температурных полей
- Гироскопический метод измерения углов
- Измерение расхода топлива расходомером поршневого типа
- Оборудование для визуализации результатов измерений
- Тема 6. Изучаемые вопросы: Принцип работы электронно-лучевого осциллографа; Калибровка электронно-лучевого осциллографа.
- Аналого-цифровое преобразование измеряемых сигналов
- Тема 7. Изучаемые вопросы: Числовой код и представление чисел в виде двоичного кода; Принцип аналого-цифрового преобразования.
- Метрологические характеристики аналого-цифрового преобразования
- Теория и методология научно-технического творчества
- Статистические характеристики
- Аналитические научные исследования на автомобильном транспорте
- Аппроксимация данных с использованием метода наименьших квадратов
- Построение трендовых моделей при помощи диаграмм
- Регрессионный анализ
- Тема 11. Изучаемые вопросы. Методика проведения регрессионного анализа; Построение модели множественной регрессии в среде mikrosoft excel.
- Пример использования множественной линейной регрессии
- Контрольные вопросы
- Список основной литературы:
- Список дополнительной литературы:
- Оглавление
- Основы научных исследований Учебно-методическое пособие
- Иркутский государственный технический университет
- 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83