Методы разделения канальных сигналов
Методы формирования канальных сигналов и их разделения можно разделить на простейшие, когда первичные сигналы передаются без каких-либо преобразований в исходном диапазоне частот, и методы, основанные на дополнительном преобразовании первичных сигналов в канальные с наделением их определенными отличительными признаками.
Простейшие методы разделения канальных сигналов.
Наиболее простым методом разделения канальных сигналов является метод уравновешенного моста (рис. 7).
Если сопротивления проводов физической цепи ZП1 = ZП2 = ZП, то при Z1 = Z2 = Z3 = Z4=Z0 схема рис. 7 образует уравновешенный мост с сопротивлениями плеч Z0 и Z0 + ZП. В такой схеме разность потенциалов, создаваемая источником сигнала HC1 между точками а, б и а', б" равна нулю и, следовательно, сигнал C1(t) от источника HC2 не воздействует на приемник сигнала ПС2; сигнал C2(t) от источника ИС2 не воздействует на приемник сигнала ПС1 так как разность потенциалов, создаваемая источником сигнала ИС2 между точками с и с', равна нулю. Таким образом, при идеальной уравновешенности моста двухпроводную физическую цепь (линию связи) можно использовать для организации двух независимых каналов, обеспечивающих передачу сообщений от источника ИС1 к приемнику ПС1 и от источника ИС2 к приемнику ПС2.
Рис. 7. Схема разделения каналов методом уравновешенного моста
Цепь в данном примере является трехпроводной: роль третьего провода выполняет «земля». Разумеется, если , то равновесия моста можно добиться соответствующим подбором сопротивлений Z1...Z4. Однако на практике не удается достичь идеального уравновешивания моста и поэтому между каналами возникают взаимные помехи.
Дополнительные цепи, образованные методом уравновешенного моста, называются искусственными, или фантомными. Искусственные цепи используются для передачи токов дистанционного питания, совместного телеграфирования и телефонирования, передачи дополнительных телефонных разговоров (в частности, для служебной связи).
Наибольшее применение нашли искусственные цепи на основе дифференциальных трансформаторов, известные как схемы Пикара. При наличии двух двухпроводных цепей с помощью дифференциальных трансформаторов (ДТ1...ДТ3) может быть организована искусственная, или фантомная телефонная цепь (рис. 8).
Рис. 8. Схема искусственной телефонной цепи
Двухпроводные цепи, используемые для устройства искусственной цепи, в этом случае называются основными цепями. В точках А-А дифференциальных трансформаторов искусственной цепи могут быть включены телеграфные аппараты, т. е. на искусственную телефонную цепь может наложена цепь передачи телеграфных сигналов.
Разделение сигналов по методу уравновешенного моста имеет существенный недостаток: при помощи этого метода удается получить не более двух-трех дополнительных связей на одной физической цепи. Искусственные цепи применяют как вспомогательные, совместно с более совершенными методами разделения канальных сигналов.
Принципы линейного разделения сигналов. Первичные сигналы , поступающие на входы каналов системы передачи, могут одновременно существовать в одинаковых или перекрывающихся' спектрах частот. Как следует из рис.5, в устройствах Mi осуществляется формирование отличающихся друг от друга канальных сигналов . Преобразование первичного сигнала в канальный сигнал можно, в общем виде, описать выражением
(10)
где Мi - оператор, осуществляющий преобразование i-го первичного сигнала в i-й канальный сигнал. Как правило, преобразование Мi осуществляется путем модуляции сигналом некоторого сигнала , называемого переносчиком. Как известно, процесс модуляции можно представить как умножение модулирующего сигнала на переносчик . Если принять, что сигнал представляет собой медленно меняющуюся функцию времени сi, остающейся постоянной на периоде переносчика , то процесс формирования i-го можно записать в виде
(11)
Рассмотрим аддитивную линейную N-канальную систему передачи, в которой групповой сигнал S(t) получается суммированием канальных сигналов sk(t) (9), т. е.
(12)
Разделяющие устройства Фi представляют линейные четырехполюсники, действие которых описывается линейным оператором Фi. Операцию разделения и преобразования сигналов на приеме можно описать выражением
(13)
В аддитивных линейных многоканальных системах передачи оператор разделения Фi является линейным и поэтому (13) можно представить в виде
(14)
Условие разделения сигналов (13) с учетом (14) можно записать следующим образом:
(15)
Выражение (15) показывает, что с помощью линейного оператора Фi i-го канала из группового сигнала выделяется только i-й канальный сигнал и что на выходе i-ro канала сигналов, передающихся по другим каналам, не будет. Затем с помощью устройства Дi (см. рис. 5) i-й канальный сигнал преобразуется в i-й первичный сигнал .
Чтобы канальные сигналы удовлетворяли условию разделения (15), они должны быть линейно независимыми. Канальные сигналы как функции времени, будут линейно независимыми, если нельзя подобрать такие числовые коэффициенты не равные нулю, для которых
(16)
Действительно, коэффициенты характеризуют амплитуду первичных сигналов, которую, как допускалось выше, можно считать постоянной на периоде переносчика . Если канальные сигналы линейно зависимы, то при некоторых значения коэффициентов можно получить . При этом , т. е. условия разделения (15) не выполняется. Тождество (16) возможно лишь при .
Следовательно, для получения линейно независимых канальных сигналов необходимо использовать линейно независимые переносчики , так как канальные сигналы представляют собой модулированные переносчики.
Можно показать, что к линейно независимым относятся, например, следующие последовательности функций:
или
если - вещественные числа.
Для функций вида имеем , что означает их линейную зависимость. Линейное разделение функций такого вида невозможно, и их, следовательно, нельзя использовать в качестве переносчиков для формирования канальных сигналов.
В общем случае критерий линейной независимости функций , определенных на интервале , дается теоремой Грама, которая формулируется следующим образом:
Для того чтобы функции были линейно независимыми, необходимо и достаточно, чтобы был отличен от нуля определитель матрицы , элементы которой определены соотношением
(17)
Таким образом, условие линейной независимости функций можно записать в следующей форме:
(18)
где G [ ] называется определителем Грама.
Из множества функций, удовлетворяющих условию (18), выделяется класс ортогональных функций. Функции (i = 0, 1, 2,..., N) называются ортогональными с весом р(t) на интервале 0...Т, если они удовлетворяют следующим условиям:
(19)
где р (t) - некоторая фиксированная неотрицательная функция, не зависящая от индексов i и j; - постоянная величина, пропорциональная среднеквадратичному значению или средней мощности j-го сигнала. Для некоторого класса ортогональных функций весовая функция р (t) = 1.
Известно много классов функций, удовлетворяющих условию ортогональности. К ортогональным функциям времени относятся периодические последовательности импульсов, не перекрывающиеся во времени. На основе таких переносчиков строятся многоканальные системы передачи с временным разделением каналов (СП с ВРК), основанные на различных видах импульсной модуляции.
К классу ортогональных сигналов относятся и канальные сигналы с неперекрывающимися частотными спектрами. В таких системах передачи канальные сигналы являются ортогональными в частотной области, т.е. они удовлетворяют соотношению
(20)
На основе таких канальных сигналов строятся системы передачи с частотным разделением каналов (СП с ЧРК).
Из всего сказанного следует, что обобщенную структурную схему линейной аддитивной многоканальной системы передачи можно представить в следующем виде, рис. 9.
Рис. 9. Обобщенная структурная схема многоканальной системы передачи с линейным разделением сигналов - каналов
На передающей стороне первичные сигналы поступают на вход устройств М1, М2,..., MN, на другой вход которых от генераторов переносчиков поступают линейно независимые или ортогональные переносчики , переносящие первичные сигналы в канальные сигналы . Затем канальные сигналы суммируются, и формируется групповой многоканальный сигнал S(t).
На приемной стороне групповой сигнал, изменившийся под воздействием различного вида помех и искажений S'(t), поступает на перемножители П1, П2,..., ПN, на другой вход которых от генераторов переносчиков поступают переносчики . Результаты перемножения поступают на интеграторы И1, И2,..., ИN, на выходе которых получаются канальные сигналы, изменившиеся под воздействием различного вида помех и искажений, .
Далее канальные сигналы поступают на устройства Д1, Д2,...,ДN, преобразующие канальные сигналы в первичные, претерпевшие изменения под воздействием помех и искажений, .
Функционирование системы передачи возможно при синхронном (а иногда и синфазном) воздействии переносчиков на устройства преобразования М на передаче и умножения П на приеме. Для этого на приемной стороне в групповой сигнал вводится синхросигнал (СС), а на приемной стороне он выделяется из группового сигнала приемником синхросигнала (ПС).
Кроме уже указанных систем линейно независимых и ортогональных переносчиков, находят применение переносчики на основе функций Якоби, Лежандра, Лаггера, Уолша и множества других. В этих системах канальные сигналы могут совпадать по времени
и иметь перекрывающиеся спектры, поэтому такие системы могут быть названы системами с разделением сигналов по форме.
В настоящее время наибольшее распространение получили аналоговые системы передачи с частотным разделением каналов и цифровые системы передачи с временным разделением каналов.
Нелинейное и комбинационное разделение каналов. В настоящее время нелинейные методы разделения каналов для построения многоканальных систем передачи применяются крайне редко и общая теория нелинейного разделения не разработана пока в общем виде. Однако применение некоторых методов нелинейного разделения сигналов позволяет существенно повысить эффективность использования физических цепей. Рассмотрим разработанные к настоящему времени два метода нелинейного разделения каналов.
РАЗДЕЛЕНИЕ ПО УРОВНЮ. Разделением по уровню назовем случай, когда сигналы различных каналов имеют одинаковую форму, передаются одновременно и различаются только величиной. Такие сигналы линейно зависимы и линейными методами их не разделить. Пусть, например, имеются прямоугольные амплитудно-модулированные импульсы. Если амплитуды импульсов могут принимать в каждом канале любое из значений то разделение невозможно. В самом деле, если принимается, скажем, значение то неизвестно, передается ли импульс амплитудой по одному каналу или импульс с амплитудой по одному и по другому каналу. К тому же, неизвестны и не могут быть установлены номера каналов, которым принадлежат составляющие принятого сигнала. Разделение возможно лишь при соблюдении определенных условий, которые и установим.
Рассмотрим в качестве примера разделение двух каналов, сигнал каждого из которых представляет собой случайную последовательность импульсов, имеющих амплитуду A1 в первом канале и А2 во втором. Сигналы обоих каналов могут быть принципиально всегда разделены при условии . Рассмотрим возможный процесс разделения (см. рис. 10 а).
В простейшем случае первый сигнал выделяется с помощью порогового устройства путем ограничения смеси двух сигналов снизу на уровне А2 и сверху на уровне А1 , т. е. путем вырезания из смеси полосы высотой (см. рис. 10, б).
В результате такого ограничения выделяется канальный сигнал , но уменьшенный в (А1 – А2) раз. Этот сигнал усиливается до номинального значения усилителем с коэффициентом усиления К=А1/(А1 -А2) (см. рис. 10 б) и поступает на выход первого канала. Сигнал s2(t) второго канала получается путем вычитания сигнала первого канала из группового сигнала S(t) (см. рис. 10 6).
Рис. 10. Разделение по уровню: а - временные диаграммы; б - функциональная схема разделения
Разделение по уровню возможно и в том случае, когда число каналов больше двух, при условии, что высоты канальных импульсов убывают, т.е.
и что где N - число каналов. Разделение сигналов по уровню применяется в некоторых системах передачи цифровой информации в сочетании с другими методами разделения и позволяет существенно повысить их информационную эффективность.
КОМБИНАЦИОННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ. Возможен метод разделения каналов, переводящий задачу построения многоканальных систем передачи в несколько иную плоскость. Рассмотрим передачу двоичных импульсных последовательностей импульсов по двум каналам, полагая, что амплитуды импульсов в обоих каналах одинаковы. Оба канала работают двоичным кодом с элементами 0 и 1 (рис. 11). Возможные комбинации сигналов в обоих каналах в линии приведены в табл. 1.
Таблица 1
Как видим, сигналы обоих каналов будут смешаны, следовательно, разделить их будет невозможно, так как суммарный сигнал, равный единице, означает наличие импульса в одном канале и отсутствие в другом, но неизвестно, в каком именно. Но возможно вместо суммарного сигнала передавать номер комбинации, так как этот номер однозначно определяет сигналы каждого из каналов в отдельности. Таким образом, дело сводится к передаче четырех чисел, которые могут быть переданы любым способом, т. е. закодированы любым кодом и переданы посредством любого вида модуляции.
Рис. 11. К комбинационному разделению сигналов
Построение многоканальной системы передачи сводится теперь к созданию некоторого устройства, на N входов которого поступают канальные сигналы и которое вырабатывает результирующий или линейный сигнал в форме кодовой комбинации, отображающей совокупность мгновенных значений канальных сигналов в данный момент. Число таких комбинаций равно, очевидно, М = mN, где N - число каналов, a m- основание кода в канале до преобразования или число возможных состояний канального сигнала. Так при импульсной пятиканальной системе и при применении в каждом канале кода с основанием десять, необходимо передавать в каждый тактовый интервал пятизначное десятичное число. Число 20 739 означает, например, что по первому каналу передается сигнал 2, по второму - 0, по третьему - 7 и так далее. Это число может быть закодировано как угодно, совершенно независимо от того, каков код канала. Таким образом, линейный сигнал не есть просто сумма или смесь канальных сигналов; линейный сигнал представляет собой отображение определенной комбинации канальных сигналов. Выбор способа отображения комбинаций может быть различным. Например, в качестве линейных сигналов для двухканальной системы передачи можно применить синусоидальные колебания, начальная фаза которых, в зависимости от комбинации канальных импульсов, принимает одно из четырех возможных значений. Возможно также использование четырех колебаний с частотами .
Для передачи N двоичных сигналов необходимое число различных сигналов в линии, соответствующее различным параметрам переносчика (частоты, фазы и др.), равно 2N. Однако в линию в любой момент (такт) времени передается только один сигнал, т.е. необходимая мощность сигнала в линии уменьшается, что является достоинством этой системы. Комбинационная система выгодна при небольшом числе каналов, так как увеличение числа каналов (кратности системы) резко увеличивает необходимое количество передаваемых сигналов, что приводит к усложнению системы.
Приемник такой системы каждому их М вариантов линейного сигнала должен сопоставлять определенную комбинацию канальных сигналов, посылаемых N получателям сообщений.
Большой практический интерес представляют комбинированные системы, в которых используются одновременно различные методы разделения каналов: комбинированные системы с применением частотного разделения, комбинированные системы с использованием временного разделения, комбинированные системы с использованием частотного и временного разделения.
Наибольшее распространение получили системы, в которых сочетаются методы линейного разделения ортогональных сигналов в виде отрезков синусоидальных колебаний и комбинационно-фазовой модуляции каждого из этих колебаний.
- Основы построения телекоммуникационных систем и сетей
- Предисловие
- Введение
- Лекция 1
- Основные понятия и определения
- Основные понятия и определения. Классификация систем электросвязи
- Вопросы и задачи для самоконтроля
- Лекция 2 Первичные сигналы электросвязи Первичные сигналы электросвязи и их физические характеристики
- Сигналы передачи данных и телеграфии
- Вопросы и задачи для самоконтроля
- Лекция 3 Каналы передачи Каналы передачи, их классификация и основные характеристики
- Типовые каналы передачи
- Вопросы и задачи для самоконтроля
- Лекция 4 Двусторонние каналы Построение двусторонних каналов
- Развязывающие устройства, требования к ним и классификация
- Анализ резисторной дифференциальной системы
- Лекция 5 Трансформаторная дифференциальная система Анализ трансформаторной дифференциальной системы
- Определение условия непропускания тдс от полюсов 4-4 к полюсам 2-2
- Определение входных сопротивлений тдс
- Определение затуханий уравновешенной тдс в направлениях передачи
- Анализ неуравновешенной трансформаторной дифференциальной системы
- Сравнение трансформаторной и резисторной дифференциальных систем
- Лекция 6 Двусторонний канал как замкнутая система Устойчивость двусторонних каналов
- Устойчивость телефонного канала
- Искажения от обратной связи
- Вопросы и задачи для самоконтроля к лекциям 4-6
- Лекция 7 Общие принципы построения многоканальных систем передачи
- Обобщенная структурная схема многоканальной системы передачи
- Методы разделения канальных сигналов
- Взаимные помехи между каналами
- Вопросы и задачи для самоконтроля
- Лекция 8 Принципы формирования канальных сигналов в системе передачи с частотным разделением каналов
- Формирование канальных сигналов
- Способы передачи амплитудно-модулированных сигналов
- Квадратурные искажения при передаче амплитудно-модулированных сигналов
- Лекция 9 Методы формирования одной боковой полосы. Искажения в каналах и трактах сп с чрк
- Фильтровой метод формирования обп
- Многократное преобразование частоты
- Фазоразностный метод формирования обп
- Искажения в каналах и трактах систем передачи с частотным разделением каналов
- Вопросы, задачи и упражнения для самоконтроля к лекциям 8и9
- Лекция 10 Принципы построения и особенности работы систем передачи с временным разделением каналов Структурная схема системы передачи с временным разделением каналов
- Формирование канальных сигналов в системах передачи с временным разделением каналов
- Формирование канальных сигналов с помощью амплитудно-импульсной модуляции.
- Формирование канальных сигналов с помощью широтно-импульсной модуляции.
- Формирование канальных сигналов на основе фазоимпульсной модуляции.
- Выбор вида импульсной модуляции для построения систем передачи с временным разделением каналов
- Помехоустойчивость амплитудно-импульсной модуляции.
- Выбор вида импульсной модуляции для построения систем передачи с временным разделением каналов
- Помехоустойчивость амплитудно-импульсной модуляции.
- Переходные влияния между каналами систем передачи с временным разделением каналов
- Оценка переходных помех 1-го рода.
- Оценка переходных помех 2-го рода.
- Обобщенная структурная схема системы передачи с временным разделением каналов на основе фазоимпульсной модуляции
- Вопросы, задачи и упражнения для самоконтроля
- Лекция 11 Общие принципы формирования и передачи сигналов в цифровых системах передачи Постановка задачи
- Квантование сигналов по уровню
- Оценка шумов квантования Оценка шумов при равномерном квантовании.
- Гармонический сигнал.
- Речевой сигнал.
- Речевой сигнал, поступающий от разных источников.
- Многоканальный групповой телефонный сигнал.
- Телевизионный сигнал.
- Оценка шумов квантования при неравномерном квантовании.
- Кодирование квантованных сигналов
- Обобщенная структурная схема цифровой системы передачи
- Виды синхронизации в цифровых системах передачи
- Принципы регенерации цифровых сигналов
- Линейное кодирование в цсп
- Лекция 12
- Разностные методы кодирования.
- Иерархия цифровых систем передачи
- Дифференциальная импульсно-кодовая модуляция
- Дифференциальная импульсно-кодовая модуляция как система с линейным предсказанием.
- Дельта-модуляция
- Иерархия цифровых систем передачи на основе импульсно-кодовой модуляции
- Объединение цифровых потоков в плезиохронной цифровой иерархии
- Объединение цифровых потоков в синхронной цифровой иерархии
- Вопросы и задачи для самоконтроля к лекциям 11 и 12
- Лекция 13 Общие принципы построения волоконно-оптических систем передачи Краткий исторический очерк
- Обобщенная структурная схема волоконно-оптической системы передачи
- Классификация волоконно-оптических систем передачи. Способы организации двусторонней связи на основе волоконно-оптических систем передачи. Способы уплотнения оптических кабелей
- Лекция 14 Основные узлы оптических систем передачи. Оптический линейный тракт Оптические передатчики
- Требования к источникам оптического излучения: их параметры и характеристики
- Оптические приемники
- Лавинные фотодиоды (лфд).
- Шумы приемников оптического излучения.
- Модуляторы оптической несущей
- Виды модуляции оптической несущей.
- Обобщенная структурная схема оптического линейного тракта
- Оптические усилители
- 1. Усилители Фабри - Перо.
- 2. Усилители на волокне, использующие бриллюэновское расстояние.
- 3. Усилители на волокне, использующие рамановское расстояние,
- 4. Полупроводниковые лазерные усилители (пплу)
- 5. Усилители на примесном волокне
- Вопросы и задачи для самоконтроля к лекциям 13 и 14
- Лекция 15 Общие принципы и особенности построения систем радиосвязи Основные понятия и определения. Классификация диапазонов радиочастот и радиоволн. Структура радиосистем передачи.
- Общие принципы организации радиосвязи. Классификация радиосистем передачи
- Особенности распространения радиоволн метрового -миллиметрового диапазонов
- Антенно-фидерные устройства
- Лекция 16 Построение радиорелейных и спутниковых линий передачи Основные понятия и определения. Классификация радиорелейных линий передачи. Принципы многоствольной передачи
- Виды модуляции, применяемые в радиорелейных и спутниковых системах передачи
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 17 Особенности построения оборудования радиорелейных и спутниковых систем передачи Принципы построения оборудования радиорелейных линий передачи прямой видимости
- Особенности построения тропосферных радиорелейных линий
- Передача сигналов телевизионного вещания по радиорелейным линиям
- Спутниковые системы передачи
- Много станционный доступ с разделением сигналов по форме.
- Принципы построения систем спутникового телевещания - ств
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 18 Общие принципы построения телекоммуникационных сетей Основные понятия и определения
- Назначение и состав сетей электросвязи
- Методы коммутации в сетях электросвязи
- Структура сетей электросвязи
- Принципы построения взаимоувязанной сети связи Российской Федерации
- Многоуровневый подход. Протоколы, интерфейс, стек протоколов
- Элементы теории телетрафика
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 19 Особенности построения вторичных телекоммуникационных сетей Состав и назначение сетей телефонной связи
- Структура вторичных цифровых сетей общего пользования.
- Состав и назначение телеграфных сетей
- Сети передачи данных
- Информационно-вычислительные сети. Сети эвм
- Телематические службы
- Цифровые сети интегрального обслуживания
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 20 Принципы построения сетей и систем радиосвязи Основные понятия и определения
- Основы построения систем сотовой связи
- Основы транкинговых систем радиосвязи
- Основы построения систем беспроводного абонентского радиодоступа
- Технико-экономические аспекты системы беспроводного абонентского радиодоступа
- Вопросы для самоконтроля,
- Основы построения телекоммуникационных систем и сетей