§2. Эксплуатация электросепараторов.
Электросепараторы – довольно простые аппараты, однако в них происходят сложные физические процессы, требующие от обслуживающего персонала специальных знаний и понимания происходящих явлений.
Наблюдение за работой электросепараторных установок должны осуществлять лица, знакомые с обслуживанием аппаратов высокого напряжения и особенностями эксплуатации электросепараторов. Указанные лица должны руководствоваться инструкцией по обслуживанию электросепараторов, утвержденной директором предприятия.
Эта инструкция, а так же – сменный журнал, журнал текущего ремонта и паспрорт высоковольтной кстановки должны находиться в помещении электросепараторной.
При одиночном дежурстве не разрешается открывать дверки в обшивке сепаратора и производить текущий ремонт оборудования, за исключением смены предохранителей, протирки, подтягивания контактов на стороне аппаратуры низкого напряжения, при обязательном предварительном снятии напряжения с данного аппарата.
Подавать напряжение на подготовленный к пуску сепаратор разрешается только при нормальном режиме его работы, установление для обработки данного материала.
Выполнять на сепараторе операции, для которых не предназначен, не разрешается.
Отключения сепаратора производиться в случае нарушения установленного технологического режима при неисправности аппаратуры и оборудования, а так же при явных отклонениях наблюдающихся показаний и явлений от нормы (например, при наличии искровых разрядов между электродами).
Дежурный производит пуск и установку повышающее-выпрямительного агрегата, включение и отключение линий низкого и высокого напряжения и электросепараторов.
Перед началом работы сепаратор пропускается сначала вхолостую для проверки готовности его к работе. \после этого включают высокое напряжение и проверяют неисправность последнего. При эксплуатации электросепараторов необходимо:
1. Добиваться максимальной эффективности обогащения обрабатываемых материалов путем поддержания заданных электрических и механических режимов работы. Следует понимать, что регулировка сепаратора всегда производиться применительно к конкретному материалу, требующему для получения хороших результатов определённых условий.
Работа электросепаратора зависит не только от качества ухода за оборудованием и правильной эксплуатации его, но и о постоянства состава питания. В частности, при снижении крупности исходного материала питание должно уменьшаться, т.к. избыток его снижает качество сепарации. При повышенном содержании проводящих компонентов, вызывающих частые разряды между электродами, питание так же должно уменьшаться. Регулировать питание нужно, начиная с минимальной производительности питания.
2. Обеспечить бесперебойную работу питателя, не допуская чтобы сепаратор работал вхолостую, т.к. это значительно снижает его среднюю производительность.
3. Следить за своевременной загрузкой и разгрузкой бункеров сепаратора и уборкой полученных продуктов.
4. Периодически очищать сепараторы, электроды и другие части сепаратора от основной на них пыли, снижающей ток и ухудшающей работу электросепаратора. Изоляторы протирать чистой тряпкой с порубленными краями с применением небольшого количества сухой соды или спирта. Следить за исправностью изоляторных коробок.
5. Заменять все оборванные коронирующие провода, следить, чтобы все они имели одинаковые размеры.
6. Следить за подлежащей центровой (с помощью шаблона) и натяжной коронирующих электродов, не допускается отклонение их от наружного положения более чем на 3-5 мм. Необходимо помнить, что даже один плохо отцентрированный провод будет сильно ухудшать работу всей установки.
7. Понимать, что к деталям электросепараторной установки (особенно с высоковольтными конденсаторами), отключенным от ВН, можно прикасаться только после их разрядки. Для этой цели применяются специальные ручные, механические или автоматические разрядники.
8. Перед началом работы убедиться в отсутствии посторонних предметов в электросепараторе и людей в высоковольтной кабине; проверить плотность закрывания всех смотровых отверстий и люков в обшивке сепаратора, а так же дверей высоковольтной кабины.
Снять надписи, предупреждающие о не включении этой линии.
9. Следить чтобы масло из трансформатора не подтекало, своевременно подтягивая для этого болты в крышке или принимая другие нужные меры.
10. Производить через каждые 6 месяцев испытания трансформаторного масла на пробой и один раз в год – полный анализ масла. Перед заливкой в высоковольтные аппараты Uпроб.>30 кВ. Масло для пробы отбирать со дна трансформатора, результаты испытаний заносить в журнал. Следует помнить, что часть электросепараторной установки, находящийся под высоким напряжением, сильно притягивают пыль, плотно осаждающуюся на их поверхности. Поэтому все такие места необходимо периодически обтирать спиртом.
Дежурный по электросепараторной должен следить за показаниями контрольно-измерительных и считываемых приборов и записывать в установленное время их показания в сменный журнал. По окончании смены электросепараторная должна быть приведена в порядок.
Хорошая работа эл.сепаратора возможна лишь при условии, что обслуживающий персонал знает его особенности умеет вовремя обнаруживать и устранять не исправности и точно соблюдать правлоа эксплуатации.
Не обходимо помнить что любая не исправность аппарата, даже если она допускает возможность продолжения работы эл.сепаратора, должна быть непременно устранена.
Помещение эл.сепараторной посторонние лица не допускаются.
Эксплуатация заземляющих устройств сводится к проверке целостности соединений заземлений, к измерениям сопротивлению растекания.
Переходное сопротивление заземления не обходимо мереть не реже 2 раз в год (летом и зимой) исправное заземление должно иметь сопротивление не более 2 Ом. Заземляющие шины обычно окрашиваются в синий цвет.
Высоковольтный трансформатор устанавливается так, что бы со всех сторон был зазор не менее 50 см.
t >16 корпус сепаратора пыленепроницаем. Заземляющая проводка сечением не менее 10 .
Л.18 Эксплуатация источников питания сельскохозяйственных потребителей.
П.1 Электростанции для резервного электроснабжения с/х потребителей.
Высокая степень надёжности электроснабжения сельских потребителей может быть достигнута повышением надёжности работы элементов электрических сетей, их резервированием, а также автоматизацией и телемеханизацией.
Разные способы резервирования обеспечивают различную степень повышения надёжности. Однако и при сетевом резервировании не устраняются отключения ТП 10/0,4 кВ, велика вероятность одновременного повреждения основной и резервной воздушных ЛЭП при гололёде, грозе, сильном ветре, а также возможны повреждения в сети высокого напряжения, особенно при резервировании от той же подстанции, которая осуществляет основное питание. Поэтому сетевое резервирование не гарантирует абсолютной надёжности электроснабжения.
В этих условиях наиболее эффективно резервирование электроприёмников 1 и 2 категории с помощью ДЭС. Использование автономных электростанций полностью исключает перерывы, вызванные аварийными и плановыми отключениями в электросетях, и даёт экономический эффект даже при наличии сетевого резервирования. Этот эффект определяется путём сопоставления ожидаемого ущерба от недоотпуска электроэнергии и затрат на резервирование.
Резервные электростанции целесообразно применять при условии, если удельный ущерб от недоотпуска электроэнергии равен или больше удельных приведённых затрат на электроэнергию, вырабатываемую резервной электростанцией.
В соответствии со своим назначением резервные электростанции работают только при перерывах в системе центрального электроснабжения. В сельских сетях общая длительность перерывов даже в самых неблагоприятных условиях не превышает 150 – 200 часов в год. Фактическое же время работы резервных электростанций ещё меньше из-за возможного несовпадения перерывов электроснабжения и технологических процессов с.х. производства.
Для повышения эффективности использования резервных электростанций необходимо на аварийный период вводить принудительный график электроснабжения путём отключения неответственных потребителей, а также сдвига по времени технологических процессов. При нарушении работы магистральных участков сети ДЭС через передвижную подстанцию следует подключать к неподвижному участку линии 10 кВ или непосредственно к шинам 0,4 кВ ТП. Также к шинам ТП станция подключена при повреждениях ответвлений от магистрали. При нарушении работы ВЛ 0,4 кВ станция подключается к распределительным щитам потребителя.
Промышленность выпускает стационарные и передвижные ДЭС. В ДЭС включаются:
Системы охлаждения дизеля с насосами, баками и трубопроводами;
Системы питания топливом дизеля с топливными баками, масляными радиаторами, насосами и маслопроводами;
Системы запуска дизеля с электрическим стартером, аккумуляторной батарей и зарядным генератором или воздушным компрессором, пусковыми клапанами и трубопроводами.
Системы подогрева дизеля с подогревательными лампами и змеевиками для подогрева отопительно-вентиляционными установками;
Щиты управления, защиты и сигнализации с комплектом соединительных кабелей;
Аккумуляторная батарея с выпрямителями для её подзарядки, которая служит для запуска дизеля и питания постоянным током схем управления, сигнализации, цепей возбуждения.
Стационарные станции предназначены для работы в закрытых помещениях с . Помещение должно быть огнестойким, иметь приточную вентиляцию и отопительную систему. Всё основное и вспомогательное оборудование размещают свободно, чтобы обеспечить к нему доступ, а также иметь место для ремонтной зоны.
Стационарные электростанции состоят из дизельного двигателя, синхронного генератора переменного трёхфазного тока и вспомогательного оборудования (щит управления, радиатор, топливный бак). Все основные узлы смонтированы на сварной раме. Двигатель и генератор соединены между собой эластичной муфтой. Двигатели четырёхтактные (четырёх и шести цилиндровые) бескомпрессорные с предкамерным распыливанием топлива.
Частоту вращения вала регулирует всережимный центробежный регулятор, обеспечивающий устойчивую работу на всех скоростных режимах.
Система смазки комбинированная – циркуляционная, под давлением и с разбрызгиванием. Система охлаждения – закрытая принудительная, с циркуляцией воды от центробежного насоса и охлаждением её в трубчатом четырёх рядном радиаторе. Имеется на станции щит управления, выхлопная труба, набор запчастей и принадлежностей инструмента и приспособлений для их обслуживания.
Передвижные электростанции (ПЭС) предназначены для работы на открытом воздухе при . По мощности их делят на 3 основные группы:
Малой – до 10 кВт.
Средней – 100 кВт.
Большой мощности – более 100 кВт.
Передвижные электростанции должны иметь защиту от стационарных воздействий и обеспечивать работу в условиях вибрации и тряски. Их различают по способу транспортирования – переводные и прицепные. Размещают их на тракторном и автомобильном прицепе, в кузове автомобиля или в закрытом вагоне.
Передвижные станции следует использовать в первую очередь для сокращения продолжительности перерывов в электроснабжении при ремонтах, реконструкции или плановых отключениях электросетей. В состав ПЭС кроме электроагрегата входят инвентарные гибкие кабели для присоединения потребителей.
Кроме того комплект запчастей и инструмента и принадлежностей пожаротушения.
С увеличением мощности станции удельные затраты снижаются. При использовании двух агрегатов повышается надёжность резервирования.
Дизельные и бензоагрегаты используются в с.х. от 2-х до 100 кВт. При резервируемой нагрузке до 50 кВт вместо стационарных ДЭС могут применяться передвижные резервные источники. ДЭС на фермах КРС на 1000 голов – 1,2 тыс. рублей. Птичник на 40 тыс. кур-несушек – 32 тыс.руб.
П.2 Резервные источники питания с приводом от трактора.
Потребность в агрегатах автономного питания в настоящее время быстро растёт. Но их выпускают в ограниченном количестве.
Кроме того, использование серийных резервных электростанций как стационарных, так и передвижных связано с необходимостью установки первичного двигателя-дизеля, которые используются незначительное число часов в году, равное суммарной продолжительности аварийных и плановых отключений. Двигатели внутреннего сгорания составляют значительную часть стоимости электростанции и требуют существенных денежных и трудовых вложений на их обслуживание. Поэтому целесообразно использование источников электроснабжения на основе синхронного генератора с приводом от внешнего мобильного первичного двигателя – с/х трактор. В мобильных вариантах генератор со щитом управления может устанавливаться непосредственно на шасси трактора; на одноосном прицепе; на металлическом каркасе, навешиваемом с помощью навесной системы на трактор. Для резервного электроснабжения разработано мобильное энергетическое средство на базе трактора К – 701 (МЭС). Применяется как тяговое, электростанция, и для с/х машин с электроприводом активных рабочих органов.
Генератор типа ГСС 104 – ЧЭУ2 мощностью 200 кВт со статической системой возбуждения, номинальным напряжением 400/230 В, током 360 А, h = 0,91, . Можно делать прямой пуск К.З. АД Р = до 125 кВт. Рассчитан на продолжительную работу. Расход топлива на 10 – 12 часов работы МЭС. Загрузка трактора 1350 ч. в гор. Использование МЭС только резервным источником электроснабжения на молочных фермах в течении 50 -60 часов в год окупает затраты на электросистему.
Латвийским НИИМЭСХ разработаны и применяются передвижные резервы. Электростанции с приводом от вала отбора мощности Т150 или МТЗ – 80. В бывшем Союзе изготовляется навесная электростанция СНТ – 12А, предназначенная для электроснабжения выносных стригальных цехов. Станция навешивается на навесную систему тракторов МТЗ – 50, МТЗ – 80. Станция состоит из сварной рамы, на которой смонтированы генератор, щит управления с приборами и одноступенчатый редуктор.
Генератор – ЕСС 5 – 62 – 4У2 мощностью 12 кВт. U = 400 В. щит управления ЩУП – 62 – ЧПУ4. Масса станции 410 кг.n = 1500 при частоте вал отбора мощности 557.
В стационарном исполнении (РИПТ) генератор устанавливается в помещении и через спец. Отверстие в стене с помощью карданного вала соединяется с валом отбора мощности подъехавшего трактора.
В Германии, Англии, Австрии используются такие системы. Стоимость таких электростанций в 3 раза ниже стоимости агрегатов с приводом от бензиновых или дизельных двигателей.
П.3 Эксплуатация резервных электростанций.
Организация эксплуатации.
Элементы резервного источника, включаю ДЭС, находятся на балансе с.х. предприятия.
Эксплуатация электрооборудования, включая источники резервного электроснабжения осуществляется энергослужбой хозяйства и с участием Агропромэнерго.
Резервный источник может находится в ведении руководителя производственного объекта. Он несёт в этом в этом случае полную ответственность за нормальную эксплуатацию резервного источника в соответствии с указаниями руководителя энергослужбы хозяйства (главного энергетика).
При поступлении на место эксплуатации нового или капитально отремонтированного резервного источника питания (РИП) проверяется комплектность агрегата, техническое состояние оборудования и соответствие основных параметров технической характеристике. Проверка производится внешним осмотром и включением под нагрузку.
Ввод в эксплуатацию РИП производится приказом по хозяйству на основании акта приёмки агрегата. При обнаружении во время приёмки некомплектности или неисправности оборудования заводу-изготовителю предъявляется рекламация.
Персонал, обслуживающий электростанции, должен ясно представлять принцип работы установленного оборудования, схем управления и сигнализации, блоков автоматики и регулирования, а также конструктивные особенности, компоновку и взаимосвязь отдельных элементов оборудования. К обслуживанию ДЭС могут быть документы распоряжением главного энергетика только специалисты, изучившие и освоившие техническую документации на установлено оборудование, его материальную часть, знающие условия её эксплуатации.
Лица, обслуживающие ДЭС, должны пройти специальную квалификационную комиссию проверку знаний правил технической эксплуатации электроустановок, технической безопасности и пожарной безопасности, эксплуатационных инструкций, техминимума по обслуживанию и способов оказания первой помощи при несчастном случае.
Каждая электростанция должна иметь оперативный журнал, где дежурным электромехаником регистрируется: дата, время и причина включения; количество наработанных часов с момента начала эксплуатации и выработанной электроэнергии; нагрузка генератора (в кВт и А); замеченные неисправности, поломки и меры, принятые для их устранения; расход топлива и масла; должны быть также должностные и эксплуатационные инструкции и журнал дефектов и повреждений оборудования.
Подготовка электроагрегата к работе.
Очистить от пыли, протереть или просушить открытые электроизоляционные детали; если необходимо – произвести сушку генератора.
При подготовке ДЭС к работе следует проверить степень разреженности аккумуляторных батарей. Пуск дизеля стартером при разреженности аккумуляторов > 50 % не разрешается.
Расходный топливный бак должен быть заполнен топливом, а кран установлен в положении открыто. Уровень топлива в расходном баке контролируется по указателю уровня топлива. Полный бак – 4 – 8 часов непрерывной работы в зависимости от мощности и типа станции.
Необходимо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, заправить расходные и дополнительные масляные баки, а также заправить водостойкой системой охлаждения, течь должна отсутствовать. Положение выключателей и переключателей на панелях, щитах управления генератора и дизельной автоматики должно соответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС. Автоматический выключатель генератора в силовой сети должен быть отключён, а переключатель цепей управления следует поставить в режиме управления или автоматический пуск.
Пуск и остановка электростанций могут быть ручными – с местного щитка управления дизеля, дистанционными – с пульта дистанционного управления или автоматический без вмешательства обслуживающего персонала по сигналу автоматически при изменении контрольных параметров в сети.
А. Ручной пуск и остановка производится в соответствии с заводской инструкцией. После запуска и прогрева дизеля на холодном ходу его частоту вращения постепенно доводят до максимальной.
Б. затем возбуждают генератор и по частотомеру устанавливает частоту 50 Гц с помощью изменения частоты вращения дизеля.
В. Вращением ручки установки напряжения по вольтметру устанавливается номинальным напряжением генератора.
Г. После этого подключают нагрузку к генератору.
После пуска проверяют нормальную работу системы охлаждения воды и масла.
Для остановки ДЭС следует отключить автоматическое отключение генератора (снять нагрузку), снизить напряжение генератора и уменьшить частоту вращения дизеля до полной его нагрузки.
Недопустимо превышение номинального значения тока, напряжения и мощности. Допускается несимметричная нагрузка до 25 % номинального тока и перегрузка по току не более 10 % в течении 1 часа.
Температура подшипников - на ощупь контроль. или термометром на крышках в доступных местах. Контроль составной изоляции 1 раз в год – Агропромэнерго. Проверка крепления, нагрева обмотки – 1раз в 7 – 15 дней. Измерение сопротивления заземления 1 раз в год. Пробный пуск резервной электростанции 1 раз в год. Устранение недостатков по мере необходимости.
Контроль пуска подшипников – через деревянную рейку. Один конец к уху – другой к части подшипного щита. Хорошее состояние – равномерный гул без стуков и ударов.
За изоляцией следят прибор контроля изоляции и аварийными сигналами и предупредительными сигналами.
ТО и ремонт - внешний осмотр – 1 раз в 7 – 15 дней.
ТО – 1 – через 125 часов наработки.
ТО – 2 – через 500 часов наработки.
ТО – 3 – через 1000 часов наработки.
То и ремонт синхронного генератора и другого оборудования электротехнической части электростанции проводят одновременно с техническим обслуживанием первичного двигателя электростанции и в те же сроки. В соответствии с ППРЭсх ТО электромашин проводят на месте их установки, без демонтажа и разборки.
Все работы проводятся по системе ППРЭсх. Виды и периодичность технического обслуживания дизельных двигателей принимают в соответствии с ГОСТ. Установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное ТО (ЕТО), первое, второе, третье ТО (ТО – 1, ТО – 2, ТО – 3). Для электростанции работающих на открытом воздухе (передвижные) применяют дополнительное сезонное ТО (СТО), которое проводят после остановки электроагрегата с целью подготовки.
Л.19
Эксплуатация элементов зарядной цепи автотракторного электрооборудования.
П.1 Аккумуляторные батареи.
1.1Назначение аккумуляторной батареи, требования к ней и основные неисправности аккумуляторной батареи.
Аккумуляторная батарея, устанавливается на тракторе, автомобиле, служит для пуска двигателя с стартером, питание постоянным электрическим током других прибор электрооборудования
При неработающем двигателе или при работе его на малых оборотах. Для пуска двигателя стартером должна кратковременно отдавать ток большой величины при малом внутреннем падении напряжения.
Таким свойством обладает аккумуляторные батареи с кислотным электролитом и свинцовым пластинами. Поэтому такие аккумуляторные батареи называются стартерными.
Аккумуляторная, батыря состоит из трех (6v) или шести (12v) последовательно соединенных аккумуляторов напряжением 2в каждый соединение.
К стартерным аккумуляторным батареям предъявляют следующие требования:
1)Получение возможно большей мощности, необходимом для многократных пусков двигателя без промежуточной зарядки батареи.
2) Длительный срок службы.
Основные неисправности аккумуляторной батареи.
1.) Окисление полюсных выводов.
Устраняется при попадании на них электролита, отсутствие смазки на выводах и неплотном креплении наконечников. Проводов окисленные выводы повышают сопротивление в цепи всех потребителей особенно стартера, сто ухудшает их работу. Окисленные выводы зачищают наждачной шкуркой и смазывают техническим вазелином.
2) Трещины в мастике, крышках и стенках бака, являются причиной понижения уровня электролита в аккумуляторной батарее. Электролит попавший на поверхность крышки, замыкает полюсные выводы полублоков пластин, что ускоряет саморазряд аккумуляторов.
В случае соприкосновения заряженных пластин с воздухом, губчатый свинец отрицательных пластин переходит в гидроокись свинца, вызывая нежелательные уплотнение активной массы. Пористость активной массы уменьшается, что затрудняет доступ электролита в глубокие слои пластин. В работе будет участвовать меньше активной массы, что снижает емкость батареи. Кроме того, на оголенной части пластин происходит образование крупных трудно растворимых кристаллов свинца, что еще больше снижает емкость батареи.
П.3 Трещина во внутренней стенке бака.
Вызывает замыкание электролитом разноименных групп пластин двух соседних аккумуляторов, соединенных между собой свинцовой перемычкой, и происхолит их саморазряд, а в дальнейшем образование труднорастворимых кристаллов свинца.
Плотность электролита в этих аккумуляторах будет меньше, чем в иправных, ЭДС двух соседних аккумуляторов, замыкающихся через электролит будетравна 2В.
Поврежденные крышки, баки и мастику заменяют.
Ускоренный саморазряд аккумуляторов.
При эксплуатации и длительном хранении батарей каждый исправный аккумулятор постепенно разряжается и теряет свою емкость даже в том случае, если к нему не подключают никаких потребителей. Это явление называется саморазрядом.
По ГОСТ 9590-71 нормальный (естественный) саморазряд новых аккумуляторов при бездействии в течении первых 14 суток соответствует потере первоначальной емкости не более 10%. При более длительном бездействии аккумулятора саморазряд уменьшается наполовину.
Для батарей б/у саморазряд превышает нормы ГОСТ. Такой саморазряд называется ускоренным.
Причины ускоренного саморазряда – замыкание выводов аккумуляторов, замыкание разноименных пластин или при разрушении сепараторов, образование местных токов в активной массе пластин и разной плотности в верхних и нижних слоях электролита (при доливке водой)
5) Пониженная или повышенная плотность электролита.
При понижении плотности электролита увеличивается внутреннее сопротивление батареи и снижается ее емкость.
В случае повышения плотности электролита больше нормы ускоряется разрушение активной массы и решеток пластин, что снижает срок службы и емкость батареи.
Если плотность больше нормы в АБ доливается дисцилированная вода и доливкой электролита плотности 1,4 г/см3, когда она ниже нормы.
6). Сульфатация пластин.
Сульфатацией называют образование крупных трудно растворимых кристаллов свинца на поверхности пластин и на стенках пор активной массы, кристаллы сульфата закупоривают поры активной массы положительных и отрицательных пластин, сто препятствует проникновению электролита в глубь пластин. В результате не вся активная масса будет участвовать в работе, что снижает емкость аккумулятора.
Сульфатированная батарея из за малой емкости быстро разряжается при резком падении напряжения, особенно при включении стартера.
При зарядке сульфатирофанной батареи быстро повышается напряжение и температура электролита, а также начинается бурное газовозделение, в то врема как плотность электролита повышается незначительно, поскольку часть серной кислоты остается связанной в сульфате.
П.7 Преждевременное разрушение пластин.
В аккумуляторах происходит при длительном перезаряде, т.е когда полностью заряженная батарея остается под напряжением зарядного устройства и через нее проходит зарядный ток.
Т.к у заряженного аккумулятора активная масса преобразована на положительных пластинах в РвО2, а на отрицательных в Р6, дальнейший заряд вызывает только бесцепный электролиз воды, содержащейся в электролите. На водород и кислород и вредное окисление решеток выделяющимися кислородом сильное окисление сопровождается разрушением пластин.
Одновременно в порах активной массы пластин будет накапливаться значительное количество газов водорода и кислорода, из за чего давление в порах будет возрастать, что вызовет разрыхление и выкрашивание активной массы и даже отрыв ее от решеток пластин. Из за меньшей механической прочности активной массы положительных пластин при перезарядку батареи разрушается быстрее, чем активная масса отрицательных пластин.
2) Так же получается при зарядке аккумуляторов большой силой зарядного тока в конце заряда при повышении плотности и температуры электролита.
3) При креплении батареи на автомобиле.
8. Короткое замыкание разноименных пластин происходит при разращении сепараторов, большом выпадении активной массы на дно бака и на кромках сепаратора выступающих над верхней частью пластин. При работе батареи идет перемешивание электролита между нижней и верхней частями бака и переносит электролит частичками высыпавшейся активной массы на верхние торцы сепараторов и пластин, что вызывает частичное замыкание их короткозамкнутый аккумулятор быстро разряжается и пластины его сульфатируются, плотностью электролита в таком аккумуляторе будет очень малой.
При полном КЗ зарядка аккумулятора невозможна т.к. ЭДС = 0. При полном КЗ разобрать аккумулятор и устранить дефекты вызывающие КЗ. При частичном – промыть аккумулятор дистиллированной водой.
П.1.2.Подготовка новых аккумуляторных батарей к эксплуатации.
Электропитание для аккумуляторной батареи приготовляют из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды.
Заряженный электролит приготавливают из технической серной кислоты или грунтовой воды, резко сокращает срок службы аккумуляторной батареи.
В исключительных случаях пойдет дождевая вода или от таяния снега вода. Их надо фильтровать через бумажный фильтр и чтобы не было контакта с металлом.
В воду добавляют кислоту. Если попадает кислота на одежду надо немедленно смочить ее 10% водным раствором нашатырного спирта или соды, а затем тщательно промыть водой.
Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторную батарею, зависит от района эксплуатации и времени года (Северный район 1,28 (1,3) Центр – 1,22 (1,25))
Vл 6 ст-45 – 3,0 л электролит
Vл 6 ст -60 – 3,8л
Для 1,28 колич. Сери. Кислоты.
365 см3 на 1л
1,27 – 345 см3
Величина плотности электролита зависит от температуры. При смешивании серной кислоты и дистиллированной воды температура электролита повышается, поэтому при определении плотности электролита замеряют его температуру и прибавляют к показанию арсометра температурную поправку
+60 t электролита (+0,03)
+45 t (+0.02)
+30 t (+0.01)
+15 t (0)
-10 t (-0.01)
-20 t (-0.02)
Температура, заливаемого АБ эл-та недолжна превышать 25 °С, т.к в процессе пропитки пластин температура его повышается 4-6 ч выдерживается АБ для пропитки пластин у сухозаряженных батарей- 2-3 ч.
По окончанию пропитки проверяют уровень электролита и если надо доливают эл-ит той же плотности. Если t≤30°С ? то она может быть поставлена на зарядку АБ с сухозаряженными пластинами допускается вводить в эксплуатацию без зарядки, если γ↓≤0,03г/см3 . АБ заряжают постоянным током. Продолжительность зарядки новой АБ от 25 – 50ч. С сухозаряддными элементами продолжительность 8-16 ч.
Признаки окончания зарядки.
1)Плотность эл-та достигла наибольшего значения и в течении 3х часов не увеличивается.
2)Напряжение на клеммах АБ достигло наибольшей величины 2,5÷2,7 В и не увеличивается в течении 3х часов
3) Во всех АБ наблюдается обильное газовыделение (кипение эл-та).
Обычно к концу зарядки плотность эл-та бывает выше или ниже нормы, поэтому ее приводят к норме. Для γ↓ - отсос грушей и добавляют дистиллированную воду
Для γ↑ доливают электролит плотностью 1.4 г/см3 . Запрещается доливать в батарею неразбавленную кислоту. После доливки зарядку продолжают в течении 30 мин.
П 1,3 Техническое обслуживание и текущий ремонт АБ.
Уход за АБ проводится при техническом обслуживании машины. Он заключается в ежесменной проверке технического состояния и очистке АБ. При ежесменном уходе АБ очищают от пыли и грязи, электролит пролитый на поверхность АБ вытирают сухой тряпкой. Наружным осмотром проверяется состояние бака и мастики. АБ с трещинами в мастике и просачивании эл-та из бака отправляют в ремонт.
Проверяют надежность соединения проводов с выводными клеммами АБ.
При техническом уходе 1 - делают операции ежесменного технического ухода, проверяют электролит.
Проверка разреженности АБ.
Уровень эл-та на 10 – 15 мм выше предохранительного щитка, проверяется плотность эл-та и разреженность АБ по нагрузочной вилке.
При тех уходе 2 –выполняют операции ТУ №1 и если необходимо регулируют регулятор напряжения.
Текущий ремонт АБ предусматривает припайку перемычек, выходных клемм, заливку мастики , также замену электролита.
П 1,4 Хранение АБ
Новые, не залитые эл-том АБ хранятся в чистом, сухом, вентилируемом, отапливаемом и затемненном помещении.
Хранение АБ в сыром помещении приводит к полному их разряду, и сульфатации пластин.
Устанавливаются АБ на стеллажи в один ряд, крышками вверх. Пробки элементов должны быть завернуты, пыль регулярно стирается.
Максимальный срок хранения в сухом состоянии не более 3х лет. По истечении срока хранения АБ должны быть заряжены и сданы в эксплуатацию. Хранят АБ с электролитом в полностью заряженном состоянии.
При хранении АБ с электролитом в заряженном состоянии при – температуре их первоначальная заряженность сохраняется, а износ пластин уменьшается. Хранение АБ при t = 18 – 20 °C приводит к саморазряду отрицательных пластин и коррозии решеток положительных пластин.
НА хранение ставят только полностью исправные АБ
П 2.1 Генераторы. Назначения и основные неисправности генераторов.
Генератор, установленный на трактор или авто, является источником эл энергии, используемой для питания потребителей (кроме стартера) и зарядки АБ .
На тракторах и авто применяют генераторы с напряжением 12 и 24 В, мощностью от 150 -3500 Вт.
Тракторные генераторы закрытого исполнения, а автомобильные – защищенного исполнения. В тракторных генераторах нет приточной вентиляции. Вращающиеся части автогенераторов защищены корпусом и крышками, в которых имеются отверстия для приточной вентиляции. Генераторы всех типов крепят на трактор и автомобиль при помощи приливов на крышках (лап) или при помощи фланца.
Основным видом привода генератора является клиноременная передача.
Шестеренчатый привод применяют при фланцевом креплении. Генераторы как тракторные так и автомобильные есть постоянного тока с электромагнитным возбуждением, так и переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов и электромагнитным возбуждением (с кремниевыми и селеновыми выпрямителями)
Основные неисправности генераторов.
1)Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора.
Возникает при загрязнении и замасливания контактных колец, большом износе щеток и контактных колец, уменьшении давления пружин на щетки и зависании щеток в щеткодержателях. При таких неисправностях повышается сопротивление в цепи возбуждения, следовательно уменьшается мощность генератора. Напряжение генератора до заданной величины достигает только при повышенной частоте вращения ротора.
2) Обрыв обмотки возбуждения чаще всего возникает в местах пайки концов обмотки к контактным кольцам. Определяется омметром. При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора будет индуктироваться ЭДС не более 5В , обусловленная остаточным магнетизмом стали ротора.
3)Замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора
Происходит из за разрушения изоляции обмотки. Замкнутая на корпус обмотка заворачивается и по ней не будет проходить ток. Генератор работать не будет.
4) Межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения.
Возникает из за разрушения изоляции провода обмотки при нагреве или механическом повреждении. В результате уменьшается сопротивление цепи обмотки возбуждения, что вызывает увеличение тока возбуждения, еще увеличится t обмотки и т.д.
Определяется омметром.
5)Замыкание обмотки ротора на корпус.
В следствие механического или теплового повреждения изоляция обмотки.
При этом значительно снижается мощность генератора КЗ неисправных фазовых обмоток с корпусом и диодами выпрямителями.
6) Обрыв цепи фазовой обмотки статора вызывает выключение фазы, что увеличивает сопротивление в цепи остальных фаз. Снижается мощность генератора и АБ не будет полностью заряжаться.
7) Межвитковое замыкание в катушках обмотки статора.
Возникает при разрушении изоляции обмотки. При выполнении нагрузки напряжение генератора резко уменьшается. Определяется осмотром или дефектоскопом ПДО-1.
8)Замыкание зажима + генератора на корпус происходит из за разрушения изоляции зажима или изоляции провода, подключенного к этому зажиму. При этой неисправности генератор и АБ будут КЗ корпусом автомобиля. Обмотка и диоды выйдут из строя.
9) Пробой диодов выпрямительного блока происходит при перегреве током большой силы, повышения напряжения генератора выше нормы и механическом повреждении. При пробое он проводит ток в обоих направлениях, а сопротивление его равно 0.
Проверка омметром
3,1 Реле-регулятор. Назначение , основные неисправности.
Реле-регулятор служит:
1) Для автоматического включения АБ, когда напряжение генератора больше напряжения АБ, и выключения АБ, когда напряжение генератора меньше напряжения АБ.
2)Для поддержания постоянства напряжения генератора.
3) Защита генератора от перегрузки.
Реле-регулятор состоит из 3х приборов:
Реле обратного тока, ограничителя тока и регулятора напряжения, смонтированных на одной панели и заключенных в общий кожух. У реле-регуляторов, работающих совместно с генераторами переменного тока, нет реле обратного тока, так как выпрямитель не пропускает большого тока в обратном направлении.
Вместо реле обратного тока применяется реле включения, которое размыкает цепь АБ, предохраняя ее от разрядки.
По назначению РР – делится на тракторные и автомобильные. У тракторных РР герметизировано основание. Могут быть РР- механическими, электронно-механическими и электронными.
Основные неисправности реле регулятора.
В РР возникают различные неисправности, вызывающие увеличение или уменьшение регулируемого напряжения генератора. При пониженном напряжении уменьшается сила зарядного тока даже при разряженной АБ. Повышение напряжения выше нормы - ↑Iзар при заряженной АБ.
1)Окисление контактов регул. напряжения реле-регуляторов возникает в следствие искрообразования между контактами. Оно усиливается при допустимом увеличении силы тока возбуждения (м/в замыкания обмотки возбуждения генератора) из за окисления повышается сопротивление цепи возбуждения генератора и уменьшается сила тока возбуждения и напряжения генератора.
При загрязнении контактов регулятора напряжения РР36Г в момент их замыкания не будет запираться транзистор и напряжение генератора будет больше нормы.
2. Нарушение регулировки регулятора:
Вызывает изменение установленного значения напряжения генератора, которое уменьшается при снижении упругости пружины якорька и уменьшения зазора между якорьком и сердечником (при неправильной регулировке). При увеличении натяжения пружины и большей величине зазора между якорьком и сердечником напряжение генератора возрастает.
3. Обрыв основной обмотки.
При этой неисправности не будет намагничиваться сердечник регулятора и напряжение генератора сильно увеличится. Обрыв цепи основной и других обмоток реле –регуляторов возникает при механическом повреждении или перегреве. Проверяют омметром.
4. Обрыв выравнивающей обмотки.
В этом случае в цепь обмотки возбуждения включаются дополнительные резисторы, что снижает силу тока возбуждения, поэтому напряжение генератора не будет достигать установленной величины.
5. Обрыв цепи резисторов.
При нарушении цепи дополнительных резисторов в момент срабатывания регулятора прерывается цепь возбуждения и в обмотке индуктируется очень большая ЭДС самоиндукции.
6. Обрыв ускоряющего регулятора .
Прервёт цепь основной обмотки регулятора, что вызовет значительное повышение напряжения генератора.
7. Пробой транзистора РР36Ч и выходного транзистора РР350 и 356.
При перегреве их током большой силы, напряжение генератора не регулируется и достигается большой величины - . При обрыве в цепи транзистора (прерывается цепь возбуждения генератора и он не возбуждается.
8. Тепловое разрушение стабилитрона.
Стабилитрон тогда проводит ток в обоих направлениях. В РР350 и РР356 при этом будет закрыт выходной транзистор, поэтому напряжение генератора будет очень малой величины.
П3. Техническое обслуживание генераторов и реле-генераторов.
Срок службы генераторов и реле-регуляторов (РР) во многом зависит от правильного и своевременного ухода за ними. Генератор и реле-регулятор должны быть правильно установлены на тракторе и автомобиле. Натяжение ремня генератора регулируют так, чтобы прогиб ремня от усилия 6 – 7 кгс был равен 15 – 20 мм. Чрезмерное натяжение ремня шарикоподшипников. Слабое – ремень снашивается и уменьшается частота вращения генератора.
При тех. уходе 1 проверяют надёжность крепления наконечников соединительных проводов с клеммами генератора и реле-регулятора. Особое внимание обращают на провод, соединяющий массу генератора с массой реле-регулятора. Проверяют крепление генератора на кронштейне двигателя и натяжение приводного ремня.
При тех. уходе 2 кроме операций ТУ-1 дополнительно проверяют состояние поверхности коллектора, щёток и работу реле-регулятора не снимая генератор с двигателя.
При тех. уходе 3 (по окончании сезонных работ) рекомендуется произвести профилактический ремонт (осмотр) генератора и реле-генератора в мастерской.
При ремонте разбирают генератор, проверяют целостность монтажных проводов, изоляции обмоток и сальников, состояние щёток и коллектора, заменяют смазку в шарикоподшипниках, очищают детали от пыли и грязи, зачищает подгоревшие контакты и регулируют реле-генератор.
Л.20 Эксплуатация паровых и водогрейных котлов.
П.1 Регистрация и освидетельствование.
В соответствии с “Правилами” котлы, самостоятельные пароперегреватели и групповые экономайзеры до пуска в работу подлежат регистрации в местных органах “гостехнадзора”.
Для регистрации котлоагрегата в местные органы Гостехнадзора представляются следующие документы:
Паспорта установленной формы с приложением чертежей фактического использования топочного устройства;
Акт об исправности котла, если он прибыл с завода-изготовителя в собранном виде или переставлен с одного места на другое.
Удостоверение и качестве монтажа с указанием допущенных отклонений от проекта;
Чертежи помещения котельной (план, продольный и поперечный разрезы);
Справки и соответствии химической подготовки воды проекту;
Справки о наличии и характеристике питательных устройств.
“Правилами” предусмотрено техническое освидетельствование котла до пуска в работу и периодически в процессе эксплуатации. Техническое освидетельствование производится инспектором котлонадзора в присутствии начальника или зам. Начальника котельной.
Техническое освидетельствование котла состоит из внутреннего осмотра и гидравлического испытания. Целью внутреннего осмотра является: удостовериться при первичном освидетельствовании, что котёл построен, установлен и оборудован в соответствии с “правилами” и представленными при регистрации документами; а также, что котёл и его элементы находятся в исправном состоянии; установить при периодических и досрочных освидетельствованиях исправность котла и его элементов, а также надёжность и безопасность дальнейшей его эксплуатации.
При внутреннем осмотре котла и его элементов необходимо проверить нет ли причин, надрывов, выпучин и коррозии на внутренней и наружной поверхности стенок, нарушений плотности и прочности сварных, заклёпочных и вальцовачных соединений, а также повреждений обмуровки, которые могут привести к перегреву металла элементов котла. Целью гидравлического испытания является проверка плотности элементов котла и их соединений.
Периодическое техническое освидетельствование котлов, находящихся в эксплуатации производится инспектором котлонадзора в следующие сроки: внутренний осмотр – не реже одного раза в течение года; гидравлическое испытание – не реже одного раза в восемь лет. Перед гидравлическим испытанием должен быть произведён внутренний осмотр. Досрочное техническое освидетельствование котла производится инспектором котлонадзора в следующих случаях:
Если котёл не работал более одного года;
Если котёл был демонтирован и вновь установлен;
Если произведена замена хотя бы части листа или применена сварка элементов котла (исключение: единичные трубы);
Если производилось выправление выпучин и вмятин основных элементов котла;
Если заменено более 25 % всего числа заклёпок в какой-либо части.
Результаты освидетельствования и заключение о возможности работы котла с указанием разрешённого давления и сроков следующего освидетельствования записываются в паспорт котла.
Каждый вновь установленный котёл, подогреватель, экономайзер может быть пущён в работу на основании письменного распоряжения администрации предприятия после приёмки приёмочной комиссией от монтажной организации и при наличии разрешения инспектора котлонадзора. Разрешение на эксплуатацию котла записывается в паспорт котла инспектором котлонадзора после первичного технического освидетельствования и осмотра во время парового опробывания.
П.2 Эксплуатация паровых котлов.
При эксплуатации вертикально-цилиндрических котлов особое внимание должно быть обращено на систематическое наблюдение за состоянием поверхности нагрева. Наиболее частыми повреждениями этих котлов являются выпучины и трещины топочных устройств. В связи с этим у котлов топочная камера покрыта защитной огнеупорной обмуровкой, за целостностью которой необходимо систематически следить. При наладке котла и настройке автоматики особо тщательно должен быть выбран воздушный режим топки во избежание химической неполности горения при эксплуатации, т.к. это приводит к отложению сажи на поверхности нагрева, очистка которых крайне трудна. Периодически следует производить полный анализ продуктов горения и следить за изменением температуры уходящих газов. Повышение температуры уходящих газов после пуска котла указывает на загрязнение поверхности нагрева.
Вертикально-водотрубные котлы имеют горизонтальную и вертикальную ориентацию поверхности нагрева. У этих котлов имеется достаточно недостатков: значительный износ воздуха в газоход, недостаточная степень заводской готовности, длительные сроки монтажа, эксплуатационный КПД ниже расчётного, от 2 до 7 % перерасход топлива только из-за присосов воздуха. В связи с указанными недостатками этих котлов типа ДКВР для сжигания газа и мазута были разработаны котлы ДЕ, а твёрдого топлива – КЕ. Они поставляются в полной заводской готовности. В ходе эксплуатации котельного агрегата возможен выход из строя отдельных труб поверхности нагрева. В этом случае до замены труб ставится заглушка из патрубка, вырезанного из трубы и донышка.
При эксплуатации любых котельных агрегатов инженерно-техническим персонал должен уделять особое внимание своевременному выявлению повреждений труб поверхности нагрева. При образовании в трубах котла, а особенно пароперегревателя свищей, выходящие из них с большой скоростью пар и вода, перемешиваясь с золой, интенсивно разрушают соседние трубы. Свищи опасны и при сжигании мазута. Неплотности в трубах поверхности нагрева котла можно выявить по шуму в газоходах, снижению уровня воды в барабане котла, расхождению показаний паромера и водомера, появление воды в шлаковых и золовых бункерах. В течение смены необходимо не менее двух раз произвести обход котла, просматривая через гляделки состояние поверхности нагрева, прослушивая топку, газоход пароперегревателя, газоходы котла и водяного экономайзера. На неработающем котле неплотности в трубах могут быть обнаружены по селевым подтёкам.
Выход из строя труб поверхности нагрева паровых котлов наблюдается также из-за нарушения циркуляции воды. Поэтому для повышения надёжности циркуляции необходимо следить за поддержанием правильного режима горения, обеспечивать равномерное питание котла водой, не допускать резких колебаний давления пара и уровня воды в барабане котла, не допускать зашлаковывания поверхности нагрева, следить за чистотой внутренних поверхностей труб.
Под правильным режимом горения понимается отсутствие тепловых перекосов в работе топки и первых газоходов котла, а также удара факела в экраны и обмуровку, окончание процесса горения в пределах топочной камеры, поддержание оптимального избытка воздуха в топке, отсутствие шлакования.
Повышать давление в котле следует постепенно; особенно при малой нагрузке котла, т.к. при интенсивной форсировке топки заметно увеличивается тепловосприятие экранных труб, а паросодержание возрастает значительно медленнее, ибо часть теплоты расходуется на подогрев воды до более высокой температуры насыщения, соответствующей возросшему давлению. При сбросе нагрузки следует немедленно уменьшить форсировку топки во избежание перегрева экранных труб из-за ухудшения циркуляции. Особенно быстро изнашиваются задвижки и вентили, которыми в эксплуатации пользуются для регулирования расхода воды или пара. Перед каждым пуском котельного агрегата вся установленная арматура должна проверятся на лёгкость хода путём открывания и закрывания её. При работе котельного агрегата плотность арматуры проверяется ощупыванием трубопровода, который при закрытом положении арматуры должен быть холодным.
При внутреннем осмотре котла итр должен обращать внимание на состояние следующих элементов.
В барабанах осматриваются внутренние поверхности, сварные и заклёпочные швы, концы завальцованных или приваренных труб и штуцеров. Повреждения у этих котлов (вертикальных -водотрубных) главным образом в нижних барабанах, в местах сопряжения продольных и поперечных заклёпочных швов. Внутренние поверхности котла могут иметь коррозионный износ, в основном в местах поступления питательной воды, слабой циркуляции воды и в местах отложения шлака.
При осмотре труб проверяются угловые экранные трубы, горизонтальные и слабонаклонные участки кипятильных труб. Кольцевые и продольные трещины, свищи, деформация труб из-за отложения накипи или нарушения циркуляции.
Наружная поверхность труб осматривается из топки и газоходов. Разрывы, прогибы, вырывание труб из трубных решеток чаще бывают в первых рядах труб, обращённых к топке.
П.3 Водогрейные и пароводогрейные котлы.
Эксплуатация стальных прямоточных водогрейных и комбинированных пароводогрейных котлов имеет свои особенности, обусловленные их конструкцией и режимом работы.
Основной особенностью водогрейных котлов является работа их при постоянном расходе сетевой воды и вимочении непосредственно в тепловую сеть.
Основной особенностью комбинированных пароводогрейных котлов является необходимость регулирования паровой и водогрейной нагрузок, а также наличие двух различных циркуляционных контуров: одного для выработки перегретой воды, другого для выработки пара.
Надёжность и долговечность работы водогрейных котлов зависит главным образом от условий циркуляции воды и стойкости поверхности нагрева к коррозии.
В циркуляционном контуре водогрейного котла недопустимо закипание воды, т.к. это приводит к гидравлическим ударам и может вывести котёл из строя. Чтобы этого не было недопустимы тепловые перекосы в топке. Для этого необходимо одинаковое изменение тепловой мощности всех работающих горелок.
Водогрейные котлы в течение большей части отопительного сезона эксплуатируются с низкими нагрузками при низких температурах обогреваемой среды и останавливаются на длительный срок в летнее время.
У водогрейных котлов наблюдаются следующие виды коррозии наружных поверхностей: низкотемпературная сернокислотная, местная под неудаляющимися золовыми отложениями низкотемпературная кислородная, стояночная. Наиболее эффективным способом борьбы с низкотемпературной сернокислотной и кислородной коррозией является повышение температуры стенки труб путём увеличения температуры воды на входе в водогрейный котёл.
При временной работе котла на мазуте температура на входе в котёл воды не менее , а при сжигании только сернистых мазутов около.
При сжигании природного газа не содержащего серы температура должна быть не менее . Поддержание указанных температур на входе в котёл достигается смещением выходящей из котла воды с обратной сетевой водой, т.е. рециркуляция горячей воды.
В водогрейных котлах при сжигании сернистых мазутов весьма опасна мастная коррозия труб под неудаляемыми золовыми отложениями.
Защита – очистка от золовых отложений.
Для предотвращения стояночной коррозии производят консервацию наружной поверхности нагрева минеральными маслами – трансформаторным и др. В период “стоянки” котла следует периодически проверять наличие масляной плёнки на трубах и при высыхании снова производить промывание. Во избежание высыхания масла верхний ряд труб конвективной поверхности нагрева покрывают листами толя.
При эксплуатации комбинированный пароводогрейных котлов с экранными контурами включение в выносные циклоны, во избежание нарушения циркуляции в этих контурах надлежит недопускать резкого снижения уровня воды в выносных циклонах и непосредственного обогрева экранных труб факелом.
Надо тщательно регулировать положение факела газомазутных горелок, чтобы не было перегрева боковых стенок или заднего экрана.
В процессе эксплуатации пароводогрейных котлов должен быть усилен контроль за водным режимом агрегата.
- §2. Причины и закономерности появления отказов.
- §3. Некоторые законы распределения отказов.
- §2. Надежность систем из последовательно и параллельно соединенных элементов.
- §1.1 Особенности влагообмена между изоляцией электродвигателей и окружающей средой.
- §1.2 «Особенности влагообмена между изоляцией трансформатора и окружающей средой».
- §1.3 « Общие вопросы сушки изоляции электрических машин и трансформаторов»
- §2. «Способы сушки р до 15кВт, Рл 300 Вт »
- §3. Способы предупреждения увлажнения изоляции асинхронного электродвигателя.
- §4. Способы сушки изоляции обмоток трансформаторов.
- 3. Способы предупреждения увлажнения изоляции асинхронного двигателя.
- 2.3 Основные модификации фазочувствительных устройств защиты электродвигателей.
- §1. Требования к транспортировке, хранению, монтажу и эксплуатации тэНов.
- §2. Эксплуатационные параметры нагревателей с тэНами.
- §3. Эксплуатационные параметры электродных электроводонагревателей.
- §4. Эксплуатационные параметры электрокалориферов.
- §5. Периодичность то и тр, состав работ по то и тр,
- §1. Характеристика электронно-ионных процессов.
- §0. Установки эит.
- §1. Эксплуатация электрофильтров.
- §2. Эксплуатация электросепараторов.