logo search
ТИП ГОСы (49 вопросов)

10. Принципы построения гсп

В основу построения ГСП положены следующие принципы: выделение устройства по функциональным признакам, минимизация номенклатуры изделий, блочно-модульное построение технических средств, агрегатное построение систем управления, совместимость приборов и устройств.

По функциональному признаку все изделия ГСП делятся на четыре группы: устройства получения информации о состоянии процесса; устройства приема, преобразования и передачи информации по каналам связи; устройства преобразования, хранения, обработки информации и формирование команд управления; устройства использования командной информации для воздействия на объект управления.

СИ входят в число устройств входят в число первой и второй групп перечисленных групп и представляют собой первичные, промежуточные, масштабирующие (нормирующие) измерительные преобразователи, измерительные приборы и системы.

Блочно-модульный принцип построения средств ГСП обеспечивает возможность создания различных функционально сложных устройств из ограниченного числа более простых унифицированных блоков и модулей путем их наращивания и стыковки. Это позволяет создавать новые СИ и автоматизации из уже существующего набора узлов и блоков, что дает существенный экономический эффект.

ИУ и системы составляют самую многочисленную группу изделий ГСП, составляющую более половины номенклатуры промышленных изделий ГСП. Они обеспечивают получение измерительной информации о физических величинах (параметрах), характеризующих технологические процессы, свойства и качество продукции.

Классификация ИУ ГСП, учитывающая вид входных и выходных сигналов, приведена на рисунке. Под «естественным» входным сигналом в приведенной классификации понимают выходную физическую величину первичного ИП, полученную однократным простым («естественным») преобразованием измеряемой величины и не соответствующую по параметрам унифицированным сигналам. При этом под простым преобразованием понимают только преобразование, используемым для измерения физическим явлением. Несмотря на большое разнообразие величин, виды естественных выходных сигналов ГСП удается ограничить десятью, приведенными на рисунке.

Техническая основа ГСП. Для преобразования естественного выходного сигнала в унифицированный в ГСП используются нормирующие преобразователи. В ГСП, несмотря на значительное разнообразие измеряемых величин и используемых для этого принципов измерений, применяются четыре структурные схемы измерительных устройств, а именно: схема прямого однократного преобразования, схема управляющего преобразования (часто называется компенсационной), схема последовательного прямого преобразования, схема прямого дифференциального преобразования.

Основа технологии ГСП – представление проектируемой программы в виде графа, описывающего ход вычислительного процесса программы, т.е. порядок передачи управления между различными ее модулями. Процесс написания исходного текста заменяется процессом построения программы из блоков – подпрограмм, соединяемых в соответствии с логикой работы алгоритма.

Технология ГСП поддерживает жесткие стандарты на описание и документирование программных модулей, представление и поддержание информационного обеспечения программных модулей предметной области. Для каждой предметной области (ПО) строится единая информационная среда, позволяющая унифицировать проектирование и написание программных модулей разными разработчиками.

Программирование в технологии ГСП начинается с изучения предметной области, в среде которой будет осуществляться разработка программного продукта. Предметная область - сфера деятельности программиста и одновременно его среда программирования.

Под предметной областью в дальнейшем понимается среда программирования, состоящая из общего набора данных ( словарь данных ) и набора программных модулей ( словарь и библиотека программных модулей ) (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Предметная область в технологии ГСП

Словарь данных представляет собой таблицу, в которой каждому данному указано уникальное имя, его тип, начальное значение и краткий комментарий к его назначению в ПО.

В ГСП отмечают два аспекта, объединяющие разные трактовки модуля: выделение в обособленную самостоятельную единицу каких-то действий, функций и данных; выделение в самом модуле его внешности (интерфейса) - той части, посредством которой модуль связан с внешним миром (другими модулями, операционной средой ит.п.).

Под модулем понимают независимую программную единицу, реализующую определенную функцию в процессе преобразования некоторого агрегата данных .

Довольно часто по разным причинам ограничивают размеры модуля, например, по соображениям удобства редактирования и наглядности или из соображений сокращения времени трансляции и т.д. В технологии ГСП размеры базовых модулей ограничены соображениями возможности проведения полного цикла тестовых испытаний.

Однако для ГСП наиболее существенным является свойство независимости (ортогональности) базовых моделей. Ортогональность подразумевает однозначное, исключающее дублирование, распределение функций между модулем и остальной программой.

Программные модули делятся на базовые модули и объекты. Под базовым модулем понимается исходный текст программного модуля, написанного в виде функции на одном из алгоритмических языков (например, С или Pascal), но с учетом ограничений технологии ГСП.

Характерная форма модуля — это файл, содержащий часть текста программы и являющийся объектом для текстового редактора. Удобство редактирования и наглядность диктуют ограничения сверху на размер модуля, который обычно колеблется в диапазоне 30-300 строк исходного текста.

Базовый модуль на уровне интерфейса оперирует формальными параметрами и описывает алгоритм преобразования формальных параметров. В технологии ГСП понятие формального параметра заменено понятием типа данного, поскольку на самом деле другие атрибуты параметров в базовых модулях не несут никакой смысловой нагрузки, важен лишь тип параметра и порядок его использования, а “осмысление” назначения параметров возникает только после их аппликации к фактическим параметрам. Например, процедура, реализующая формулу A = B*C, в одной интерпретации типов данных вычисляет силу F по заданным ускорению a и массе m материальной точки (F = a m) , в другой - путь S, по заданной скорости V и времени t (S = V t).

На основе базового модуля создаются объекты технологи ГСП, называемые акторами . Один базовый модуль может породить множество объектов.

Под актором понимается специальным образом построенный в технологии ГСП программный модуль, выполняющий определенные действия над данными ПО.

Акторы производят те же действия, что и породивший их базовый модуль, но над конкретными данными ПО (см. рисунок 3).

Соответствие между базовым модулем B i и актором A j порождает соответствие между подмножеством типов T i и подмножеством данных предметной области D j :

.

Рисунок 3 – Базовый модуль и акторы

Привязка объектов к данным ПО производится путем формирования так называемого паспорта объекта. Процедура привязки называется паспортизацией объекта.

Под паспортом объекта понимается таблица, содержащая перечень имен формальных параметров и соответствующих им имен данных ПО с указанием способа получения ими своих значений. По способу получения своих значений данные в паспорте делятся на три группы:

  1. инициируемые (импортируемые) данные, которые должны принять значения до их использования объектом;

  2. вычисляемые (экспортируемые) данные, которые впервые получают свои значения в процессе выполнения объекта;

  3. множества инициируемых и вычисляемых данных могут пересекаться, образуя множество модифицируемых (изменяемых) данных.

Таким образом, создание объекта на основе базового модуля сводится к формированию паспорта объекта. Процесс паспортизации заключается в установлении соответствий между именами формальных параметров базового модуля и именами данных ПО. При этом необходимо следить за совпадением типов формальных параметров базового модуля и соответствующих данных ПО.

На основе паспорта между базовым модулем и актором осуществляется односторонняя связь типа “один ко многим”. Каждый актор имеет свой прототип в виде базового модуля, а на основании каждого базового модуля можно построить один или несколько акторов (рисунок 4):

Рисунок 4 – Связь базового модуля и акторов

Это свойство полиморфизма объектов позволяет избежать избыточности при порождении новых акторов, которые различаются между собой только привязкой по данным. Другими словами, на основе одного отлаженного и оттестированного базового модуля за счет механизма автоматизированной привязки по данным можно построить несколько корректных акторов, что позволяет значительно повысить степень надежности проектирования.

Кроме акторов в технологии ГСП используются еще два вида объектов: предикаты и агрегаты . Отличие между объектами заключается в способе использования данных. Акторы и агрегаты могут изменять значения данных, на которые они настроены, а предикаты не изменяют значений данных. При этом акторы и агрегаты вырабатывают признак аварийного или нормального завершения выполнения, а предикаты — признак истинности или ложности проверки некоторого условия над значением данных.

Формально предикат представляет собой отображение из множества данных предметной области на множество логических значений “истина” и “ложь”. Невозможность изменения предикатом данных, с которыми он работает, делает все его данные входными.

Объекты являются исходным материалом для графического программирования. Результатом графического программирования являются агрегаты. Агрегат создается в форме графа, в котором объекты ПО играют роль вершин и дуг. Дуги — предикаты, а вершины — акторы или агрегаты. Дуги графа определяют передачу управления от одной вершины к другой.

Предикат — это логическая функция, которая в зависимости от значений данных ПО равна 0 или 1. Если значение 0, то переход по дуге запрещен. Иначе — переход разрешен. Переход выполняется по самой приоритетной из всех разрешенных дуг, выходящих из текущей вершины, после ее срабатывания. Корневой вершиной графа A 0 является такая вершина, из которой есть маршрут по графу в любую другую вершину, и которая помечена как корневая. С этой вершины начинается выполнение алгоритма, реализованного граф-агрегатом. Аналогично определяется концевая вершина A n — это вершина, в которую есть маршрут из любой другой вершины, и которая не имеет исходящих дуг-предикатов. Концевых вершин на графе может быть несколько, если все они удовлетворяют поставленным условиям.

Развитие вычислительного процесса в агрегате происходит путем передачи управления из одной вершины в другую, начиная с корневой. Этот процесс завершается, когда достигнута концевая вершина. Пример агрегата, построенного в системе графосимволического программирования GRAPH, приведен на рисунке 5.

Рисунок 5 – Пример агрегата технологии ГСП

В наиболее общем виде программирование в технологии ГСП состоит из этапов, представленных на рисунке 6.

Рисунок 6 – Этапы создания ПП в рамках технологии ГСП

  1. Создание словаря данных ПО. На данном этапе создаются новые типы и структуры данных, а также происходит накопление словаря данных, где хранится информация обо всех переменных программы. Этот этап целесообразно реализовать с помощью удобного, гибкого многооконного интерфейса пользователя с информационным фондом системы.

  2. Разработка базовых модулей. Это этап традиционного текстового программирования, на котором программист работает с исходными текстами программ, учитывая, однако, требования стандарта ГСП к оформлению этих текстов.

  3. Создание объектов ПО. Этот этап производится автоматически после привязки формальных параметров базовых модулей к фактическим данным предметной области.

  4. Конструирование агрегатов. На этапе графического программирования пользователь может создать графовый образ новой программы.

Разработанный и отлаженный агрегат, в свою очередь, может быть использован в качестве исходного материала при конструировании следующих агрегатов. Следовательно, в общем случае агрегат имеет иерархическую структуру.

Эффективность программирования в технологии ГСП возрастает по мере развития пользователем своей среды программирования. Доля текстового программирования с традиционной трудоемкой отладкой постепенно снижается, и программирование перерастает в конструирование агрегатов из надежных программных модулей. Отладка при этом заключается только в корректировке структуры графа.