Двигатели для микроперемещений
В приводах подачи прецизионных шлифовальных станков, приборов точной механики и оптики часто требуется отработка перемещений, составляющих несколько микрометров, а иногда и десятые доли микрометра. При использовании для этой цели шаговых двигателей как обладающих малым угловым шагом все же необходима механическая передача с большим передаточным отношением, которой свойственны существенные погрешности. Так как в перечисленных установках очень высоки точностные требования, то применение шаговых двигателей практически исключается. Частичным решением задачи может быть использование шаговых двигателей с электрическим дроблением шага, когда посредством специальной электронной схемы при подаче очередного импульса обеспечивается перемещение не на полный шаг, а только на его часть. По сути дела в этом случае от дискретного управления переходят к непрерывному. Однако и здесь не обойтись без механической передачи.
В связи с этим для микроперемещений необходимы двигатели, выполненные на иной физической основе. Принципиально возможно построение двигателей на основе теплового расширения тела, электромагнитного взаимодействия, магнитострикций; обратного пьезоэффекта.
Двигатели для микроперемещений, построенные на тепловом расширении тела, не используются из-за большой инерционности и отрицательного влияния температурных полей на окружающие приборы и узлы.
Двигатели, выполненные как втяжные или поворотные электромагнитные устройства, иногда находят применение, однако очень трудно в них обеспечить тяговое усилие, слабо зависящее от перемещения. Кроме того, такой двигатель весьма инерционен из-за большой индуктивности тяговой катушки. Полоса пропускания управляющего сигнала в нем составляет 10...20 Гц. Положительное качество двигателя – обеспечение достаточно больших перемещений, определяемых ходом электромагнита (ход может составлять несколько миллиметров). В большинстве случаев в прецизионных установках наряду с микроперемещениями необходимы и относительно большие юстировочные подачи.
Более широко применяют магнитострикционные двигатели, в которых используется свойство стержня из ферромагнитного материала изменять длину под воздействием магнитного поля. Максимальное относительное изменение продольных размеров стержней из таких материалов, как никель, железоникелевые, железохромникелевые и железокобальтовые сплавы, сплавы типа инвар и другие, может составлять (20...50)·10-6. Следовательно, при длине 100 мм свободный конец стержня может перемещаться на 2... 5 мкм. Пороговая чувствительность составляет 0,05...0,10 мкм. Недостаток магнитострикционного двигателя, так же как и электромагнитного – инерционность, обусловленная процессами, происходящими в намагничивающей катушке. Однако индуктивность ее несколько меньше, так как зазора в магнитной цепи может не быть. Все же полоса пропускания и в этом случае не превышает 30 Гц. На точность работы двигателя существенно влияют внешнее тепловое поле и нагрев стержня. Следует иметь в виду, что намагничивающая катушка двигателя сама создает ощутимое тепловое поле, так как ее размеры и потребление энергии достаточно велики.
Наиболее предпочтителен пьезоэлектрический двигатель, выполняемый обычно как столбик из пьезокерамических шайб, склеенных между собой. Исходным материалом для пьезокерамики служат оксиды металлов (титанат бария, цирконат-титанат свинца и др.). Когда к торцевым поверхностям шайб приложено напряжение, то в зависимости от ориентации электрического поля столбик сжимается или удлиняется. В некоторых пределах зависимость удлинения от напряженности электрического поля носит линейный характер. Максимальное относительное удлинение может составлять (5...7)·10-4. Следовательно, пьезостолбик длиной 50 мм может обеспечить перемещение до 25 мкм, т. е. примерно на порядок больше, чем в магнитострикционных двигателях. Напряжение, подаваемое на шайбу, достаточно велико – до 300 В. Потребление энергии незначительно.
Существенное достоинство пьезоэлектрического двигателя быстродействие. Полоса пропускания достигает 1000 Гц. К недостаткам как магнитострикционного, так и пьезоэлектрического двигателей относится наличие петли гистерезиса в характеристиках. Ширина петли может достигать 20...30 % максимального перемещения. В пьезоэлектрических двигателях влияние гистерезиса можно несколько ослабить предварительным сжатием столбика шайб.
Усилия, которые могут создавать магнитострикционный и пьезоэлектрический двигатели, естественно, зависят от размеров стержня и шайб и в реальных двигателях составляют несколько сотен ньютонов.
Часто максимальные перемещения, которые могут обеспечить магнитострикционный и пьезоэлектрический двигатели, недостаточны. Тогда приходится прибегать к шаговым двигателям, построенным на тех же принципах. Работу шагового пьезоэлектрического двигателя поясняет Рис.22.11. Двигатель состоит из столбика пьезоэлектрических шайб 2 и двух зажимных устройств 1 и 3 на его концах. При нормальной работе в непрерывном режиме зажимное устройство 3 зафиксировано, а устройство 1 свободно. В зависимости от напряжения, поданного на шайбы, осуществляются микроперемещения конца А.
Рис.22.11. Схема шагового пьезоэлектрического двигателя:
1,3 — зажимные устройства; 2 — шайба пьезоэлектрическая
При использовании возможного ресурса перемещений и соответственно при достижении напряжением предельного значения зажим 1 фиксирует конец А, напряжение с шайб снимается, а зажим 3 освобождает конец В. При этом столбик шайб сжимается до исходной длины (конец В подтягивается). После этого зажим 3 вновь фиксируется, а зажим 1 – отпускает конец А; далее вновь подается напряжение на шайбы и двигатель начинает работать, перемещая конец А, соответственно управляя объектом, механически связанным с двигателем. Если одного шага перемещения оказывается недостаточно, то цикл повторяется. Зажимными устройствами управляют с помощью специального коммутатора. Для того чтобы зафиксировать конец столбика шайб, можно установить механические устройства (например, цанговые зажимы) с управлением от магнитов или тех же пьезокерамических элементов – шайб.
Шаговый магнитострикционный двигатель работает на том же принципе.
- Департамент образования и молодежной политики
- Оглавление
- Предисловие
- 1. Введение. Классификация элементов систем автоматики Основные понятия и определения
- Обзор развития, современное состояние и значение элементов и технических средств автоматики
- Основные принципы управления и регулирования
- 2. Типовые структуры и средства асу тп Обобщенная блок-схема асу тп. Комплекс типовых функций
- Локальные системы контроля, регулирования и управления
- Автоматизированные системы управления технологическими процессами
- Принципы функциональной и топологической децентрализации
- 3. Типизация, унификация и агрегатирование средств асу тп Основные сведения
- Унифицированные сигналы устройств автоматизации
- Последовательная передача данных
- Параллельная передача данных
- Агрегатные комплексы
- 4. Функциональные схемы автоматизации Общие сведения
- Изображение технологического оборудования и коммуникаций
- Примеры построения условных обозначений приборов и средств автоматизации на функциональных схемах
- Позиционные обозначения приборов и средств автоматизации
- Примеры выполнения функциональных схем автоматизации
- Последовательность чтения функциональных схем автоматизации
- 5. Автоматические регуляторы систем автоматики Общие сведения
- Структурные схемы автоматических регуляторов
- 6. Электронные элементы систем автоматики Электронные компоненты
- Резисторы
- Конденсаторы
- Катушки индуктивности
- Полупроводниковые диоды
- Биполярные транзисторы
- Полупроводниковые тиристоры
- Программируемые логические контроллеры
- 7. Электромагнитные устройства автоматики Электромагниты
- Электромагнитные реле
- Типовые релейные схемы
- Синтез и минимизация дискретных схем логического управления
- 8. Выбор элементов систем автоматики Общие сведения
- Выбор промышленных приборов и средств автоматизации
- 9. Трансформаторы Принцип действия и конструкция
- Основные режимы работы и соотношения в трансформаторе
- 10. Измерительные преобразователи Общие сведения
- Основные характеристики датчиков систем автоматики
- 11. Датчики температуры Общие сведения
- Манометрические термометры
- Термометры сопротивления
- Термоэлектрические преобразователи
- 12. Датчики угловых перемещений Общие сведения
- Шифраторы углового перемещения (положения)
- 13. Датчики давления Общие сведения
- Классификация измерительных преобразователей давления
- Пружинные приборы
- Тензометрические измерительные преобразователи
- Пьезоэлектрические измерительные преобразователи
- 14. Датчики уровня жидкостей и сыпучих материалов Общие сведения
- Уровнемеры поплавковые, буйковые, акустические, ультразвуковые, радиоизотопные, емкостные, дифманометрические
- Датчики-реле уровня поплавковые, емкостные, индуктивные, радиоизотопные, фотоэлектрические, акустические, мембранные и работающие на принципе проводимости
- 15. Технические средства измерения и контроля углового перемещения Тахогенераторы. Общие сведения
- Синхронные тахогенераторы
- Асинхронные тахогенераторы
- Индукторные тахогенераторы
- 16. Технические средства измерения и контроля расхода материалов Общие сведения
- Объемные счетчики
- Скоростные счетчики
- Расходомеры переменного перепада давления (дроссельные расходомеры)
- Расходомеры обтекания
- Расходомеры переменного уровня
- Электромагнитные расходомеры
- 17. Технические средства измерения и контроля уровня среды Визуальные средства измерений уровня
- Поплавковые средства измерений уровня
- Буйковые средства измерений уровня
- Гидростатические средства измерений уровня
- Электрические средства измерений уровня
- Акустические средства измерений уровня
- Ультразвуковые средства измерений уровня
- Радарные средства измерений уровня
- Измерения уровня с помощью магнитных погружных зондов
- Вибрационные сигнализаторы уровня
- 18. Исполнительные механизмы и устройства систем автоматики Общие сведения
- Иу электрические, пневматические и гидравлические
- Электрические исполнительные устройства
- Основные характеристики эиу с электродвигателями
- Позиционные эиу
- 19. Управление вентильными преобразователями Классификация управляемых преобразователей
- Тиристорные преобразователи постоянного тока
- Импульсные преобразователи постоянного тока
- Коммутаторы переменного напряжения
- Непосредственные преобразователи частоты
- Инверторы напряжения
- 20. Электрические машины постоянного тока Общие сведения. Конструкция
- Машина постоянного тока независимого возбуждения. Режимы работы и механические характеристики
- Машина постоянного тока последовательного возбуждения. Режимы работы и механические характеристики
- 21. Электрические машины переменного тока Асинхронная машина переменного тока. Конструкция, режимы работы, механические характеристики
- Синхронная машина переменного тока. Конструкция, режимы работы, механические характеристики
- 22. Электрические микромашины Электрические микромашины постоянного тока
- Электрические микромашины переменного тока
- Шаговые и моментные двигатели
- Двигатели для микроперемещений
- Литература
- 628400, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ,