logo search
учебное пособие Устр

5.3.3. Система смазки

Система смазки служит для бесперебойной подачи масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения трения и износа деталей, а также для отвода от них тепла.

Система смазки двигателя циркуляционная. Комбинированная.

В систему смазки двигателя входят: масляный бак 1 (рис.64), трехсекционный масляный насос (две секции – откачивающие 17 и одна – нагнетающая 11), центробежный маслоочиститель МЦ-1, масляный фильтр 13, масляный радиатор 8, маслозакачивающий насос 18, манометр 10, термометр 9, маслопроводы.

Масляный бак расположен в передней части силового отделения у левого борта машины.

Заправочная емкость масляной системы 63л, заправочная емкость бака 43л.

Внутри бака установлен обогреватель 2 масла. Обогреватель масляного бака соединен через входной трубопровод 3 с подогревателем. Во время работы системы подогрева во внутренние полости обогревателя поступают горячие газы и подогревают масло в баке.

Масло заправляется в бак через заливной трубопровод, сверху которого крепится заливная горловина, закрываемая пробкой-клапаном. Для доступа к пробке над баком в крышке силового отделения имеется лючок, закрываемый крышкой. Для проверки количества масла в баке внутри заливного патрубка расположен указатель 4 уровня масла. На указателе нанесены деления с оцифровкой: 10, 15, 18Н, 20, 25, 30, 35, 40 и 43В,соответствующие количеству литров масла в баке. Метка 43В соответствует максимальному уровню масла в баке, а 18Н – минимальному уровню. Работа двигателя, при наличии в баке меньше 18л масла, запрещается.

Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к трущимся деталям двигателя и для забора масла из маслосборников картера и подачи его в масляный бак.

Насос установлен на нижней половине картера двигателя.

Масляный насос – шестеренчатого типа, трехсекционный: одна секция нагнетающая и две – откачивающие.

Все три секции насоса (рис.65) расположены в корпусе 10 в одной горизонтальной плоскости.

Масляный насос приводится во вращение рессорным валиком от двигателя.

При работе насоса во всасывающей полости нагнетающей секции создается разрежение. Поступающее из бака по маслопроводу в камеру масло входит в промежутки между зубьями шестерен и нагнетается в полость нагнетающей секции, откуда масло проходит под давлением по каналу и далее по маслопроводу к масляному фильтру, а затем в двигатель.

Откачивающие секции насоса работают аналогично нагнетающей секции. Масло из переднего и заднего маслосборников нижней половины картера по двум маслопроводам засасывается через отверстия к всасывающим полостям откачивающих секций. Шестернями масло подается в общую полость, откуда отводится по маслопроводу с поворотным угольником – в масляный радиатор, а затем – в бак.

Маслоочиститель МЦ - 1 предназначен для тонкой очистки масла от механических примесей. Он установлен в силовом отделении корпуса возле тягового двигателя.

Маслоочиститель (рис.66) состоит из следующих основных деталей: корпуса, крышки 9, ротора 13 и сливного патрубка 15.

Работа маслоочистителя основана на принципе использования центробежных сил для разделения масла и механических примесей вследствие разности их плотностей.

Маслоочиститель подключен параллельно к откачивающей магистрали, имея свободный слив отфильтрованного масла в картер двигателя.

При работе большая часть масла (70-80%) из откачивающих секций масляного насоса проходит через редукционный клапан 27 к радиатору 8 и в масляный бак.

Так как перепускное отверстие в корпусе клапана небольшого диаметра, то в маслопроводе, проводящем масло к маслоочистителю, создается давление, величина которого ограничивается пружиной клапана. Меньшая часть масла под давлением, поддерживаемым редукционным клапаном поступает к центробежному маслоочистителю и по каналам в корпусе попадает в рабочую полость ротора. Затем масло проходит через щелевые фильтры трубок и поступает к соплам.

Масло, вытекая из сопел в виде двух противоположно направленных струй, создает реактивный момент, который вращает ротор вместе с находящимся в нем маслом. Под действием центробежных сил механические примеси, находящиеся в масле и имеющие большой удельный вес, отбрасываются к периферии и отлагаются на стенках ротора плотным слоем. Очищенное масло свободно сливается по патрубку и шлангу в картер двигателя.

При эксплуатационных скоростях и нормальных температурных режимах работы двигателя ротор центробежного фильтра вращается со скоростью 5500-6000 об/мин.

Масляный фильтр МАФ предназначен для очистки масла, поступающего из масляного бака к трущимся деталям. Он установлен с левой стороны на верхней половине картера двигателя и закреплен стяжными лентами.

Фильтр состоит (рис.67) из корпуса 5, крышки 2, двух фильтрующих секций 6 и 7, стержня 20, перепускного и запорного клапанов.

Фильтрующие секции очистки 6 и 7 представляют собой гофрированные стаканы с навитой на них латунной калиброванной лентой специального профиля, образующей конические щели шириной 0,04-0,09 мм для прохода масла.

Масло из полостей фильтрующих секций отводится в полость стержня 20, откуда через запорный клапан подается к крышке центрального подвода.

Перепускной клапан служит для перепуска масла к крышке центрального подвода, минуя фильтрующие секции очистки в случае их засорения.

Запорный клапан при неработающем двигателе препятствует перетеканию масла из бака в картер двигателя вследствие разности уровней масла, а также препятствует прохождению масла от крышки центрального подвода к фильтру при пользовании маслозакачивающим насосом МЗН-2.

Работа масляного фильтра. При работающем двигателе масло из нагнетающей полости масляного насоса по трубопроводу через втулку 25 подается в полость корпуса фильтра и заполняет внутренний объем вокруг фильтрующих секций очистки. Затем масло под давлением, создаваемым насосом, проходит через щели фильтрующих элементов, очищаясь от механических примесей, и через отверстия в полом стержне 20 поступает во внутреннюю полость последнего. Из внутренней полости стержня отфильтрованное масло, через два овальных отверстия на противоположном конце стержня 20 и сверление в корпусе фильтра, проходит через запорный клапан фильтра, и поступает по маслопроводу в крышку центрального подвода масла.

В том случае, когда масло загустеет или засоряется фильтрующие секции, сопротивление фильтрующих секций настолько возрастает, что масло не в состоянии будет проходить через щели секции, в этом случае откроется перепускной клапан и масло, минуя фильтрующие секции, пройдет не фильтрованным по специальному каналу через запорный клапан по маслопроводу в крышку центрального подвода масла.

Масляный радиатор служит для охлаждения масла, выходящего из двигателя. Охлаждение осуществляется потоком воздуха, который создается в эжекторе системы охлаждения двигателя.

Масляный радиатор – трубчатый (рис.68), двухрядный, четырехходовой.

Он установлен наклонно в корпусе эжектора над водяным радиатором в сборе с металлическим ограждением.

Маслозакачивающий насос МЗН-2 служит для подачи масла в главную магистраль системы смазки двигателя перед его запуском. Насос установлен с левой стороны двигателя на кронштейне, приваренном к раме двигателя и закреплен стяжным хомутом.

Маслозакачивающий насос – шестеренчатого типа (рис.69), имеет привод электродвигателя 7.

Питание электродвигателя 7 осуществляется от аккумуляторных батарей машины.

При включении электродвигателя масло закачивается насосом из бака через сетчатый фильтр 20 и подается в двигатель через запорный клапан в крышку центрального подвода, минуя масляный фильтр.

Управление электродвигателем насоса осуществляется кнопкой включения НАСОС МАСЛА, расположенной сбоку на щитке приборов механика – водителя.