3.5.3. Транкинговые сети стандарта tetra
Общая характеристика
Система стандарта TETRA (трансевропейская система транкинговой связи) представляет собой совокупность спецификаций, разработанных ETSI и определяющих цифровую ТСС. Стандарт TETRA базируется на технической идеологии GSM.
Стандарт TETRA включает в себя две спецификации: TETRA Voice + Data (TETRA V+D) и TETRA Packet Data Optimized (TETRA PDO). TETRA V+D - это стандарт на интегрированную систему передачи речи и данных, TETRA PDO - стандарт, описывающий специальный вариант ТСС, ориентированный только на ПД [22, 25, 46, 50].
Радиоинтерфейс стандарта TETRA предполагает работу в стандартной сетке частот с шагом 25 кГц. Для систем стандарта TETRA могут использоваться диапазоны от 150 МГц до 900 МГц, однако реально в странах Европы будут выделены частоты в диапазонах частот 410-430 МГц, 870-876/915-921 МГц, или в диапазонах частот 450-470 МГц, 385-390/395-399,9 МГц. Дуплексный разнос для систем стандарта TETRA должен составлять 10 МГц.
В радиоканале используется относительная фазовая модуляция типа тг/4-DQPSK с постоянной огибающей. Таким образом, каждому символу модуляции соответствует передача двух бит информации. Для преобразования речи в стандарте TETRA V+D используется кодек с алгоритмом CELP. Скорость цифрового речевого потока на выходе кодека составляет 4,8 кбит/с. До поступления на вход модулятора, к речевому потоку добавляется корректирующий код, после чего производится межблочное перемежение.
Полная пропускная способность одного канала в системе стандарта TETRA V+D составляет 7200 бит/с. Стандарт TETRA PDO обеспечивает ПД со скоростью 28,8 кбит/с. ПД может производиться по схемам «точка-точка» и «точка-многоточие». Кроме того, стандарт TETRA предусматривает поддержку протокола Х.25 для пользовательских приложений. Наличие в стандарте спецификаций на шлюз с ISDN и PDN обеспечивает возможность взаимодействия с внешними СПД.
Спецификация стандарта TETRA не накладывает ограничений на архитектуру сети связи. Благодаря модульному принципу построения могут быть реализованы разнообразные конфигурации сетей с различной географической протяженностью.
Сети стандарта TETRA предполагают распределенную инфраструктуру управления и коммутации, обеспечивающую быструю передачу вызовов и сохранение локальной работоспособности системы при отказе ее отдельных элементов. Основными элементами сетей TETRA являются базовые и мобильные станции, устройства управления БС, контроллеры БС, ДП, терминалы ТОЭ.
Функции сетевого обслуживания и межсистемного взаимодействия определяются следующими специфицированными интерфейсами:
-
Air Interface - радиоинтерфейс между БС и АР;
-
Direct Mode Operation - интерфейс прямого соединения между двумя АР;
-
Terminal Equipment Interface - интерфейс между АР и терминалом ПД;
-
Inter System Interface - межсистемный интерфейс для объединения нескольких систем (возможно, разных фирм-изготовителей) в единую сеть;
-
Line-connected Station Interface - интерфейс для подключения ДП к базовому оборудованию;
-
Network Management Centre Interface - интерфейс для подключения ТОЭ;
-
Gateways to PABX, PSTN, ISDN, PDN - интерфейс для подключения к УАТС, ТфОП, ЦСИС, СКП.
В стандарте TETRA предусматривается не только прямая связь между АР, но и использование АР в качестве РТ для расширения зоны обслуживания.
Система стандарта TETRA может функционировать в следующих режимах: транкин-говой связи; с открытым каналом; непосредственной связи.
В режиме транкинговой связи обслуживаемая территория перекрывается зонами действия БС. Стандарт TETRA позволяет строить как системы с выделенным частотным КУ, так и с распределенным. При работе сети связи с выделенным КУ приемопередающие станции предоставляют абонентам несколько частотных каналов, один из которых (КУ) специально предназначается для обмена служебной информацией. При работе сети с распределенным КУ служебная информация передается либо в специально выделенном временном канале (одном из 4-х каналов, организуемых на одной частоте), либо в контрольном кадре мульти-кадра (одном из 18).
Каналы передачи сообщений могут выделяться в соответствии со следующими способами.
-
Транкинг сообщений. Канал присваивается в начале сеанса связи и освобождается по его окончанию.
-
Транкинг передач. Канал присваивается только на время одной транзакции (периода передача/прием), после чего он освобождается. Для следующей транзакции может быть вы делен новый канал.
-
Квазитранкинг передач. Канал так же, как и в транкинге передач освобождается после транзакции, однако с некоторой задержкой, что позволяет снизить количество сигналов управления.
В режиме с открытым каналом группа пользователей имеет возможность устанавливать соединение «точка - многоточие» без установочной процедуры. Любой абонент, присоединившись к группе, может в любой момент использовать этот канал. В этом режиме PC работают в двухчастотном симплексе.
В режиме непосредственной (прямой} связи между терминалами устанавливаются двух- и многоточечные соединения по радиоканалам, не связанным с КУ сетью, без передачи сигналов через БС.
В системах стандарта TETRA мобильные станции могут работать в режиме «двойного наблюдения» (Dual Watch), при котором обеспечивается прием сообщений от абонентов, работающих как в режиме транкинговой, так и прямой связи.
В системах стандарта TETRA поддерживаются передача речи и данных.
При этом речь и данные могут передаваться одновременно с одного терминала по различным логическим каналам.
Для передачи речи используются службы речевой связи, обеспечивающие следующие режимы:
-
речевая связь с индивидуальным вызовом абонентов (коммутируемое двухточечное со единение между двумя МА или между МА и стационарным терминалом для обеспечения прямой двухсторонней связи в режиме дуплекса или двухчастотного симплекса):
-
многосторонняя речевая связь, предполагающая групповой вызов абонентов (коммутируемые многопунктовые двунаправленные соединения между вызывающей стороной и несколькими вызываемыми абонентами при использовании симплексного режима связи);
-
циркулярная связь с широковещательным вызовом (односторонняя передача речевой информации от вызывающей стороны нескольким вызываемым абонентам).
Все режимы речевой связи предусматривают возможность передачи как открытой речевой информации, так и речи, защищенной с помощью определенных алгоритмов шифрования. В стандарте описываются следующие виды ПД:
-
ПД с коммутацией цепей. Данный вид имеет режимы передачи, аналогичные речевому обмену (двухточечное и многоточечное соединение, широковещательная передача). Скорость обмена определяется числом временных интервалов, выделенных для связи, и классом защиты от ошибок;
-
коммутируемые пакеты данных. Транслируются по виртуальным цепям или в виде дейтаграмм. В первом случае возможны только двухточечные соединения, во втором - многоточечные соединения и широковещательная передача;
-
короткие сообщения (до 2048 бит). Передаются оперативно независимо от передачи речи и данных.
TETRA предоставляет пользователям ряд дополнительных услуг:
-
вызов, санкционированный диспетчером (режим, при котором вызовы поступают только с санкции диспетчера);
-
приоритетный доступ (в случае перегруженности сети доступные ресурсы присваиваются в соответствии со схемой приоритетов);
-
приоритетный вызов (присвоение вызовов в соответствии со схемой приоритетов); избирательное прослушивание (перехват поступающего вызова без влияния на работу других абонентов);
-
дистанционное прослушивание (дистанционное включение АР на передачу для прослушивания обстановки у абонента);
-
динамическая перегруппировка (динамическое создание, модификация и удаление групп пользователей);
-
идентификация вызывающей стороны (возможность получения информации о персональном идентификаторе вызывающего абонента) и др.
Стандарт TETRA обеспечивает два уровня безопасности передаваемой информации: стандартный, использующий шифрование радиоинтерфейса (обеспечивается уровень защиты информации, аналогичный системе сотовой связи GSM); высокий, использующий сквозное шифрование (от источника до получателя).
Средства защиты радиоинтерфейса стандарта TETRA включают механизмы аутентификации абонента и инфраструктуры, обеспечения конфиденциальности трафика за счет потока псевдоимен и специфицированного шифрования информации. Определенная дополнительная защита информации обеспечивается возможностью переключения информационных каналов и КУ в процессе ведения сеанса связи.
Архитектура сети
Функциональные схемы построения различных ТСС стандарта TETRA представляются как совокупность элементов сети, соединенных определенными специфицированными интерфейсами. Сети стандарта TETRA содержат следующие основные элементы.
-
базовая приемопередающая станция (BTS) - обеспечивает связь в определенной зоне (ячейке). БС выполняет основные функции, связанные с передачей радиосигналов: сопряжение с MC, шифрование линий связи, пространственно-разнесенный прием, управление выходной мощностью мобильных PC, управление радиоканалами;
-
устройство управления БС (BCF) - элемент сети с возможностями коммутации, который управляет несколькими БС и обеспечивает доступ к внешним сетям ISDN, PSTN.PDN, РАВХ, а также используется для подключения ДП и терминалов ТОЭ;
-
контроллер БС (BSC) - элемент сети с большими по сравнению с устройством BCF коммутационными возможностями, позволяющий обмениваться данными между не сколькими BCF. Так же, как и BCF обеспечивает доступ к внешним сетям. BSC имеет гибкую модульную структуру, позволяющую использовать большое число интерфей сов разного типа. В сетях TETRA контроллеры БС могут выполнять функции сопряжения с другими сетями TETRA и управления централизованными БД;
-
ДП - устройство, подключаемое к контроллеру БС по проводной линии и обеспечивающее обмен информацией между оператором (диспетчером сети) и другими пользо вателями сети;
-
мобильная станция (MS);
-
стационарная радиостанция (FRS - Fixed Radio Station) - PC, используемая абонентом в определенном месте.
-
терминал ТОЭ - терминал, подключаемый к УУ базовой станцией BCF и предназначенный для контроля за состоянием системы, проведения диагностики неисправностей, учета тарификационной информации и т.п. С помощью таких терминалов реализуется функция управления ЛС (LNM - Local Network Management).
Благодаря модульному принципу разработки оборудования, ТСС стандарта TETRA могут быть реализованы с разными иерархическими уровнями и различной географической протяженностью (от локальных до национальных). Функции управления БД и коммутации распределяются по всей сети, что обеспечивает быструю передачу вызовов и сохранение ограниченной работоспособности сети даже при потере связи с ее отдельными элементами.
На национальном или региональном уровне структура сети может быть реализована на основе сравнительно небольших подсетей TETRA, соединенных друг с другом с помощью межсистемного интерфейса ISI для создания общей сети. Под подсетью обычно понимают автономную и самосогласующуюся сеть. При этом возможно централизованное управление сетью. Вариант построения такой сети показан на рис. 3.23.
Каждая подсеть TETRA выполняет свои функции управления и коммутации, а также предоставляет возможность для централизованного управления сетью более высокого уровня. Структура подсети зависит от трафика, а также от требований к эффективности установления связи. Вариант сложной конфигурации подсети стандарта TETRA показан на рис. 3.24.
В случае, если не требуется резервирование каналов, возможно и достаточно создание подсети по конфигурации звезды (рис. 3.25).
При использовании линейных трактов (например, конвейеров) подсеть TETRA может быть реализована в виде длинной линии (цепи). В этом случае каждый модуль УУ базовой станции BCF (Base Station Control Function) наряду с требуемой дальностью связи обеспечивает локальный доступ к внешним сетям (рис. 3.26).
Простейшая конфигурация подсети TETRA (рис. 3.27) включает только один модуль BCF.
В ТСС стандарта TETRA предусматриваются различные способы обеспечения отказоустойчивости, позволяющие в случае отказа отдельных элементов сети сохранять полную или частичную работоспособность, возможно, с ухудшением ряда параметров, таких как время установления соединения и т.д. Для сетей национального уровня, как правило, используется несколько альтернативных маршрутов соединения сетей регионального уровня, путем соединения контроллеров БС. Кроме этого, для региональных сетей предусматривается взаимное копирование БД в контроллерах БС.
Рис. 3.23. Структура сети национального или регионального уровня
Рис. 3.24. Конфигурация подсети стандарта TETRA
Рис. 3.25. Подсеть TETRA, построенная по конфигурации звезды
Рис. 3.26. Конфигурация подсети стандарта TETRA в виде цепи
Рис. 3.27. Конфигурация TETRA с одним модулем BCF
Предоставляемые услуги
Режимы передачи речевой информации. В системах стандарта TETRA информационный обмен обеспечивается с помощью телесервисных служб. Поддерживаются передача речи и данных. При этом речь и данные могут передаваться одновременно с одного терминала по различным логическим каналам.
Службы речевой связи обеспечивают следующие режимы: речевая связь с индивидуальным вызовом (ИВ) абонентов; многосторонняя речевая связь, предполагающая групповой вызов (ГВ) абонентов; широковещательная передача речи.
Все режимы речевой связи предусматривают возможность передачи как открытой речевой информации, так и речи, защищенной с помощью определенных алгоритмов шифрования.
Индивидуальный вызов предполагает установление коммутируемого двухточечного соединения между двумя МА или между МА и стационарным терминалом для обеспечения прямой двухсторонней связи. ИВ и последующий обмен речевой информацией может производиться либо в дуплексном режиме, либо в режиме двухчастотного симплекса. ИВ может быть инициирован любым пользователем TETRA и направлен любому абоненту, зарегистрированному в данной системе с определенным адресом, включая абонентов ТфОП, внешних УАТС и т.п. Соединение, установленное с помощью ИВ, может быть прервано как вызывающим, так и вызываемым абонентом.
Групповой вызов предполагает установление коммутируемого многоточечного двунаправленного соединения между вызывающей стороной и несколькими вызываемыми абонентами. Обмен речевой информацией после ГВ производится только в режиме двухчастотного симплекса. При этом обмен сообщениями между членами группы осуществляется в режиме «каждый слышит каждого». ГВ может быть инициирован либо МА, либо диспетчером сети с помощью линейного терминала (ЛТ). Инициатор (контролер) группового соединения (ГС) отвечает за все аспекты соединения (начисление оплаты, возможности использования вспомогательных служб и т.д.). В определенных ситуациях вызывающий абонент может передавать свои полномочия по установлению ГС другому члену группы с помощью вспомогательной службы «передачи управления».
Для установления ГС используется групповой номер, который присваивается каждому из членов группы. Групповой номер МА может быть присвоен оператором сети статически при конфигурации системы; динамически по радиоинтерфейсу при модификации групп абонентов.
Групповой вызов может быть передан всеми БС, в зонах действия которых зарегистрированы МА данной группы. Существуют 2 модификации ГВ: стандартный ГВ; ГВ с подтверждением.
Стандартный ГВ предназначен для быстрого установления соединения. Прерывание соединения может производиться только инициатором ГС. ГВ с подтверждением требует большего времени на организацию ГС, однако он обеспечивает проверку присутствия всех абонентов группы.
При ГВ с подтверждением обеспечивается следующий порядок работы. Вызывающий абонент посылает в инфраструктуру сети ГВ с подтверждением, после чего инфраструктура начинает осуществлять вызов членов группы. Если инфраструктура не имеет списка членов группы, об этом сообщается инициатору сообщения. Каждый член группы, получивший сигнал вызова, посылает в инфраструктуру сигнал подтверждения вызова и переходит в режим речевой связи в выделенном канале. Сообщения об отсутствии абонентов или их занятости передаются на терминал инициатора сообщения. Вызывающий абонент может начать передачу сообщений по окончанию установления соединения или прервать соединение, если примет решение о недостаточности состава абонентов, установивших ГС.
Стандарт TETRA при использовании одной из своих вспомогательных служб предусматривает возможность более позднего подключения к группе абонента, который был занят в момент установления соединения. Выход из ГС при вызове с подтверждением может быть произведен любым абонентом.
Широковещательный вызов (ШВ) предназначен для организации односторонней передачи речевой информации от вызывающей стороны нескольким вызываемым абонентам. ШВ и последующая передача речевой информации производится в симплексном режиме. Он может быть инициирован либо МА, либо диспетчером сети с помощью ЛТ.
Вызываемые абоненты называются широковещательной группой. Такая группа может включать как МА, так и ЛТ. Члены группы имеют один общий широковещательный номер, который может совпадать с групповым номером. Если МА зарегистрированы в зонах действия нескольких БС, вызов может быть послан на все базовые станции. При этом диспетчер сети может выбрать режим стандартного ШВ или ШВ с подтверждением. Широковещательное соединение может быть прервано только инициатором вызова.
Сетевые процедуры. Представляют собой реализуемые с помощью инфраструктуры сети функции, которые предоставляют абонентам основные услуги при работе в сети, а оператору - возможность эффективного управления, и обеспечиваются стандартизированными службами TETRA. Набор используемых сетевых процедур для конкретной сети определяется оператором. К основным сетевым процедурам относятся: регистрация МА и роуминг; повторное установление связи; аутентификация абонентов; автоматическое отключение/подключение абонента при отсутствии связи; отключение абонента оператором сети; управление потоком данных.
Процедура регистрации МА предназначена для прикрепления абонента к одной или нескольким зонам обслуживания БС. Под роумингом понимается процедура регистрации и выделения новых каналов доступа при перемещении абонента из одной зоны в другую. Все пользователи сети регистрируются в соответствии с принадлежностью к определенной территории, обслуживаемой несколькими БС. В пределах данной территории абоненты могут свободно перемещаться и устанавливать связь друг с другом. В зависимости от потребностей и статуса абонента эта территория может быть ограничена зоной действия одной БС или распространяться на всю сеть. Если АС зарегистрирована только в одной зоне, то при перемещении ее в другую зону по инициативе абонента может быть проведена новая регистрация, в результате чего будет изменено или скорректировано состояние регистра положения АС. Если АС зарегистрирована в нескольких зонах, то обеспечивается автоматический роуминг, т.е. возможность пользователя перемещаться из зоны в зону без необходимости повторной регистрации.
Процедура повторного установления связи означает возможность сети менять используемую абонентом БС в случае ухудшения условий связи. Если в процессе соединения MC регистрирует ухудшение условий связи, она проверяет возможность установления связи в соседних зонах (ячейках) и посылает в сеть запрос на новый радиоканал.
Основной целью процедуры аутентификации является исключение НСД в систему. В стандарте TETRA в текст передаваемого сообщения включается пароль, который знают отправитель и получатель. Получатель передает шифрованное с помощью пароля сообщение и получает ответ, после чего расшифровывает сообщение и путем сравнения принятого пароля с переданным получает удостоверение в подлинности абонента. При обнаружении НСД оператор сети может применить процедуру отключения данного AT.
Отключение/подключение AT от/к сети может быть выполнено по инициативе абонента. При отключении абонента данная процедура обеспечивает запись содержимого буфера состояния AT в БД инфраструктуры сети, после чего инфраструктура меняет статус абонентского терминала на отключенный. Все вызовы, поступающие к отключившемуся абоненту, буферизируются в инфраструктуре. При очередном подключении данная процедура реализует возможность быстрого вхождения в систему без проведения полной процедуры регистрации. Абоненту может быть предоставлена информация о вызовах, полученных в течение времени отключения.
Процедура отключения абонента оператором сети предполагает блокирование AT. Данная процедура может применяться оператором в случаях: обнаружения НСД в систему путем аутентификации абонента; обнаружения терминала с невнесенной абонентской платой; необходимости деактивизации неисправного терминала.
Блокирование AT осуществляется передачей специальной команды и изменением статуса абонента в БД инфраструктуры сети.
Процедура управления потоком данных предназначена для реализации возможности сети переключать на себя поток данных, направленный к определенному терминалу. При перегрузке AT, т.е. невозможности терминала принять всю поступающую информацию в РМВ, по определенной команде от абонента инфраструктура сети может временно приостановить поток данных к абоненту. Дальнейшая информация буферизируется в инфраструктуре. Поток данных возобновляется также по команде, поступающей от AT.
Дополнительные услуги. Обеспечиваются вспомогательными службами стандарта TETRA и предоставляются абонентам при включении список доступных услуг, хранящихся в его терминале и сети.
Дополнительные услуги можно разделить на классы: специализированные (введенные в стандарт по заявке служб общественной безопасности и правоохранительных органов) и стандартные (предназначенные для всех пользователей, включая коммерческих операторов сетей).
Данное деление носит достаточно условный характер, так как услуги, введенные в стандарт по заявкам служб общественной безопасности, могут использоваться и коммерческими организациями по соглашению между ними и операторами сетей стандарта TETRA.
К специализированным услугам относятся следующие: вызов, санкционированный диспетчером; приоритетный вызов; приоритетный доступ; избирательное прослушивание; дистанционное прослушивание; динамическая перегруппировка; идентификация вызывающей стороны.
Вызов, санкционированный диспетчером. Реализует возможность осуществления прямых соединений между определенными категориями абонентов (например, связь подвижных абонентов с ТфОП, УАТС и т.п.) только с санкции диспетчера сети. Если производится вызов, требующий санкционированного соединения, он направляется диспетчеру, который либо переадресует его вызываемому абоненту, либо прерывает вызов.
Приоритетный вызов. Обеспечивает возможность предпочтительного обслуживания вызовов некоторых абонентов, имеющих более высокий статус по сравнению с другими. В системе может быть несколько уровней приоритетов. Приоритетный вызов может быть передан на любой AT. Уровень приоритета определяется инфраструктурой сети на основе анализа статуса вызывающего абонента и сохраняется неизменным в течение всего соединения.
Приоритетный доступ. Позволяет в случае перегруженности сети перераспределить доступные ресурсы в соответствии со схемой приоритетов. Это означает, что при отсутствии ресурсов сети служба будет прекращать соединения с более низким приоритетом, предоставляя высвобождающиеся ресурсы более приоритетному вызову.
Избирательное прослушивание. Данная услуга позволяет несанкционированному для данного вызова пользователю прослушивать разговор. Как правило, такая возможность предоставляется диспетчеру сети, хотя допускается организация прослушивания переговоров любым абонентом сети. При прослушивании диспетчер может либо вступить в разговор, либо прекратить ведение разговора. Стандарт допускает возможность одновременного прослушивания нескольких переговоров. Выбор абонентов, пользующихся данной службой, является прерогативой оператора сети. В случае использования одной сети TETRA несколькими группами абонентов диспетчерам разрешается прослушивание переговоров только своей группы.
Дистанционное прослушивание. Обеспечивает возможность включения по определенной команде АС в режим передачи без разрешения на это ее пользователя. Данный режим может применяться для акустического прослушивания обстановки у конкретного абонента.
Динамическая перегруппировка. Обеспечивает возможность создания, модификации и удаления групп пользователей в процессе работы в сети связи, т.е. возможность удаленного управления АС. Абонент, имеющий право на проведение динамической перегруппировки, направляет соответствующий запрос в инфраструктуру, в котором указывает новый присваиваемый номер группы и список индивидуальных идентификаторов, которым должен быть присвоен этот ГН. После этого инфраструктура рассылает всем указанным абонентам новый ГН.
Идентификация вызывающей стороны. Предоставляет пользователям сети (диспетчеру и МА) возможность получения информации о персональном идентификаторе вызывающего абонента (фактически произвести аутентификацию абонента). При этом вызывающая сторона не может запретить данный режим.
К стандартным услугам относятся: выбор зоны; идентификация номера абонента; сообщение о вызове; изменение маршрута прохождения вызова; вызов с использованием списка абонентов; адресация с использованием коротких номеров; ожидание вызова; удержание вызова; завершение вызова для занятого абонента; передача управления групповым соединением; подключение вызова; ограничение установления вызова; сохранение вызова; подключение к соединению в течение сеанса связи; информация об оплате.
Выбор зоны. Позволяет абоненту задавать зону, в которой должно быть установлено соединение. При этом к абонентам, находящимся вне пределов выбранной зоны, вызов не поступает. Выбираемые зоны маршрутизации вызова могут ограничиваться одной ячейкой или включать несколько ячеек.
Идентификация номера (ИИ) абонента. В стандарте определены следующие 4 независимые службы ИН: ИН вызывающего абонента; ограничения ИН вызывающего абонента; ИН вызываемого абонента; ограничения ИН вызываемого абонента.ИН вызывающего абонента позволяет вызываемому абоненту определять идентификационный номер пользователя сети, от которого получен вызов. Возможность определения ИН вызывающего абонента может быть блокирована с помощью службы ограничения ИН вызывающего абонента, которая назначается вызываемым абонентом.
Служба ИН вызываемого абонента предоставляет вызывающему абоненту возможность получения дополнительных сведении о точном адресе вызываемого абонента. Возможность определения номера абонента, которому посылается вызов, может быть блокирована службой ограничения ИН вызываемого абонента, которая назначается вызываемым абонентом.
Сообщение о вызове. Предоставляет вызывающему абоненту возможность информировать другого абонента о своем вызове и оставить ему свой номер для осуществления обратного соединения.
Изменение маршрута прохождения вызова. В стандарте определены следующие 4 вспомогательные службы переадресации: безусловной переадресации вызова; при занятости абонента; при отсутствии ответа от абонента; при нахождении абонента вне зоны связи.
Все службы переадресации позволяют МА перенаправить поступающие вызовы (все или от определенной группы абонентов) к другому пользователю сети (по другому номеру). Переадресация может производиться как при любой ситуации (1 служба), так и в зависимости от определенных условий (2...4 службы). Активизация данных служб не запрещает вызываемому абоненту самому инициировать вызовы.
Вызов с использованием списка абонентов. Позволяет пользователю определить список номеров, которые могут быть вызваны последовательно. Этот список может включать в себя индивидуальные или групповые номера. При инициализации процедуры вызова по списку вызов направляется к первому абоненту в списке. Если вызов проходит, производится соединение с ним и процедура прекращается. В случае занятости первого абонента или его недоступности вызов перенаправляется второму абоненту в списке и т.д. до тех пор, пока не будет установлено соединение или не окончится список. При окончании списка процесс поиска не возобновляется. В службе сохраняется приоритетность вызовов. Если вызов по списку направляется группе абонентов, занятой ведением переговоров, то вызывающий абонент может быть присоединен к текущему ГС.
Адресация с использованием коротких номеров. Обеспечивает пользователям сетей стандарта TETRA возможность осуществлять вызов путем передачи сокращенного номера вместо полного, осуществляемой инфраструктурой. При этом пользователи не имеют возможности изменять короткие номера, т.е. назначение этого номера является функцией оператора сети.
Ожидание вызова. Обеспечивает оповещение пользователя, ведущего переговоры, о поступлении другого вызова. Определяется и отображается на индикаторе тип вызова и идентификационный номер вызывающего абонента. Вызываемый абонент может либо ответить, либо игнорировать вызов. Число ожидающих вызовов не может превышать 1.
Удержание вызова. Позволяет пользователю прервать текущее соединение, подключиться к ожидающему вызову, а затем повторно установить прерванное соединение. Служба назначается только при наличии в АС индикации режима удержания вызова.
Завершение вызова для занятого абонента. Позволяет пользователю автоматически завершить вызов в случае занятости абонента на момент первоначальной попытки установления соединения. При занятости абонента и получении запроса на автоматическое завершение вызова инфраструктура сети ставит данный вызов в очередь, анализирует состояние вызываемого абонента, а после прекращения его соединения направляет ему задержанный вызов.
Передача управления групповым вызовом. Определяется как разрешение на отключение соединения. В любое время инициатор ГС (вызывающий абонент) имеет возможность отключиться от соединения и передать функцию управления им другому абоненту в пределах группы. После этого данный абонент становится контролером группы и получает право на отключение ГС.
Подключение вызова. Возможно включение режима, при котором один пользователь, взаимодействующий с другим, может сделать участником вызова третьего абонента. При этом местонахождение подключаемого к соединению абонента не ограничивается пределами тех зон, в которых находятся абоненты, ведущие переговоры. Возможное число подключаемых в течение соединения абонентов определяется оператором сети.
Ограничение установления вызова. Позволяет пользователю блокировать определенные категории входящих или исходящих вызовов. При блокировке входящих вызовов вызывающему абоненту передается сообщение о наложенных на данный вызов ограничениях.
Сохранение группового соединения при приоритетном вызове. Предоставляет возможность сохранения ГС при поступлении приоритетного вызова к одному из членов группы. Для индивидуального соединения поступление приоритетного вызова автоматически прерывает сеанс связи. В случае ГС и при наличии доступных ресурсов сети, приоритетный вызов не прекращает сеанс связи в целом, а только отключает вызываемого абонента от ГС. Если вызываемый абонент является инициатором (контролером) ГС его функции по завершению сеанса связи передаются другому абоненту.
Подключение к соединению в течение сеанса связи. С помощью службы абонент имеет возможность присоединиться к ГС после момента первоначального установления связи, в процессе ведения переговоров в группе. В случае ГВ с подтверждением вызывающему абоненту предоставляется информация о номере нового абонента и времени его присоединения.
Информация об оплате. Предоставляет пользователю сведения о стоимости разговора в начале, в течение или по окончании разговора.
Большинство дополнительных услуг, обеспечиваемых вспомогательными службами, доступны пользователям сетей стандарта TETRA во всех режимах передачи речевой информации, однако некоторые из них имеют ограничения по использованию в определенных режимах. Доступность использования вспомогательных служб показана в табл. 3.1.
- Глава I общие сведения о сетях подвижной связи
- 1.1. Назначение сетей подвижной связи
- 1.2. Сети сотовой подвижной связи
- 1.3. Сети транкинговой связи
- 1.4. Сети персонального радиовызова
- 1.5. Сети мобильной спутниковой связи
- Глава 2 сети сотовой подвижной связи
- 2.1. История развития сотовых сетей
- 2.1.1. Основные даты
- 2.1.2. Поколения сотовой связи
- 2.2. Элементы сетей сотовой связи
- 2.2.1. Функциональная схема
- 2.2.2. Подвижная станция
- 2.2.3. Базовая станция
- 2.2.4. Центр коммутации
- 2.2.5. Интерфейсы сотовой связи
- 2.3. Основные стандарты сотовой связи
- 2.3.1. Аналоговые системы сотовой связи
- 2.3.2. Цифровые системы сотовой связи
- 2.4. Организация каналов доступа
- 2.4.1. Полосы частот сотовой связи
- 2.4.2. Пути повышения емкости системы сотовой связи
- 2.4.3. Принцип повторного использования частот
- 2.4.4. Методы множественного доступа
- 2.4.5. Многолучевое распространение
- 2.5. Процесс обслуживания вызова
- 2.5.1. Алгоритмы функционирования ссс
- 2.5.2. Инициализация и установление связи
- 2.5.3. Аутентификация и идентификация
- 2.5.4. Передача обслуживания
- 2.5.5. Роуминг
- 2.6. Сигнализация в сотовых сетях
- 2.6.1. Сигнализация в сетях стандарта gsm
- 2.7. Услуги сотовой связи
- 2.7.1. Службы сотовой связи
- 2.7.2. Дополнительные услуги
- 2.7.3. Пакетная коммутация в сетях подвижной связи
- 2.11.4. Служба передачи коротких сообщений sms
- 2.11.5. Мобильный доступ к сети Интернет
- Глава 3
- 3.1. Классификация сетей транкинговой связи
- 3.2. Принципы построения транкинговых сетей
- 3.3. Услуги сетей транкинговой связи
- 3.5.3. Транкинговые сети стандарта tetra
- Глава 4
- 4.1. Принципы организации пейджинговой связи
- 4.1.1. Классификация систем пейджинговой связи
- 4.1.2. Ведомственные пейджинговые сети
- 4.1.3. Городские пейджинговые сети
- 4.1.4. Региональные сети персонального радиовызова
- 4.1.5. Федеральные сети персонального радиовызова
- 4.1.6. Спутниковые системы персонального радиовызова
- Глава 5
- 5.5.1. Классификация сетей спутниковой связи
- 5.3. Характеристика систем спутниковой связи
- 5.3.1. Низкоорбитальные системы спутниковой связи
- 5.3.2. Среднеорбитальные системы спутниковой связи
- 5.3.3. Геостационарные системы спутниковой связи