Опыт и проблемы лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов "Ростелеком"

курсовая работа

1.1 Понятие, структура и развитие отрасли связи

лицензирование государственное регулирование связь

Связь - отрасль инфраструктуры и не создает вещественного продукта. Главное ее отличие от других отраслей экономики состоит в высокой фондоемкости, что обуславливает высокую долю амортизации в затратах и высокой трудоемкости - немалая доля в себестоимости приходится на фонд оплаты труда.

Сегодня российская международная связь обеспечивает потенциальное вхождение нашего государства в международное сообщество. Можно констатировать, что проблемы с международной связью в России сняты не только на сегодняшний день, но и на ближайшие 10 лет.

В структуре связи страны следует, прежде всего, выделять две главные составляющие: электросвязь, включая радиовещание и телевидение, и почтовую связь. С помощью средств электросвязи осуществляется передача и прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по проводным, радио, оптическим и другим электромагнитным системам. Основной функцией почтовой связи является прием и доставка почтовых отправлений, материальных ценностей и денежных средств.

Электросвязь, являясь наиболее мощной компонентой телекоммуникационного сектора страны, объединяет в себя комплекс сетей (технологических систем), используемых для передачи различных видов информации. Совокупность технологически сопряженных сетей электросвязи на территории страны, объединенных общим централизованным управлением, составляет единую сеть электросвязи Российской Федерации.

Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:

- сеть связи общего пользования;

- выделенные сети связи;

- технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

- сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи:

- определяет порядок их взаимодействия, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - порядок централизованного управления сетью связи общего пользования;

- в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их проектированию, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию.

Требования к применяемым средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию устанавливаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Операторы связи всех категорий сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации обязаны создавать системы управления своими сетями связи, соответствующие установленному порядку их взаимодействия.

Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.

Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Выделенными сетями связи являются сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Они не имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств. Технологии и средства связи, применяемые для организации выделенных сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.

Выделенная сеть связи может быть присоединена к сети связи общего пользования с переводом в категорию сети связи общего пользования, если выделенная сеть связи соответствует требованиям, установленным для сети связи общего пользования. При этом выделенный ресурс нумерации изымается и предоставляется ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования.

Оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи осуществляется на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой выделенной сети связи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Эти сети не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Связь для нужд государственного управления, в том числе президентская связь, правительственная связь, связь для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Обеспечение связи для нужд органов государственной власти, в том числе президентской связи, правительственной связи, связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, является расходным обязательством Российской Федерации.

Подготовка и использование ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Центры управления сетями связи специального назначения обеспечивают их взаимодействие с другими сетями единой сети электросвязи Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Отношения в области почтовой связи регулируются международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О связи» О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ (в ред. от 29 апреля 2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 28. Ст. 2895; Российская газета. 2008. 7 мая. и федеральным законом о почтовой связи, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

То есть в Федеральном законе выделяется четыре вида сетей связи, каждая из которых имеет в свою цель создания и правила функционирования.

Но так было не всегда. Начиная с 1992 года в телекоммуникационной отрасли проходила реформа, в основу которой была положена приватизация государственных предприятий электросвязи путем их акционирования. Принципы реформирования были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 1992 г. № 526 «О Программе акционирования и приватизации в отрасли «Связь» на 1992 год» О программе акционирования и приватизации в отрасли "Связь" на 1992 год (прогноз на 1993-1994 годы): Постановление Правительства РФ от 25 июля 1992 г. N 526 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. 7 сентября. № 10. Ст. 773. и Концепцией программы Российской Федерации в области связи, одобренной Советом Министров - Правительством Российской Федерации (протокол № 11 от 25 марта 1993 г.)

В результате реформы Министерство Российской Федерации по связи и информатизации перестало быть собственником сетей и предприятий электросвязи и прекратило выполнять хозяйственные функции в области электросвязи. В настоящее время Министерство Российской Федерации по связи и информатизации выполняет функции государственного регулирования в отрасли. К ним относятся: реализация государственной политики в отрасли «Связь и информатизация», проведение научно-технической политики, лицензирование деятельности физических и юридических лиц в сфере оказания услуг связи, сертификация средств связи, регулирование совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти использования частотного ресурса Российской Федерации, осуществление контроля за развитием рынка услуг связи и рынка оборудования связи и стимулирование их развития, управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях, координация деятельности операторов связи, прогнозирование развития сетей связи, формирование и защита информационных ресурсов страны.

В результате приватизации было создано 127 акционерных обществ электросвязи. Оператором междугородных и международных услуг электросвязи стало акционерное общество «Ростелеком».

Проведенная 1992-1998 годах реформа в отрасли «Связь и информатизация» сыграла положительную роль и обеспечила ее превращение в эффективно функционирующую и высокорентабельную отрасль, которая в будущем призвана сыграть роль системообразующей отрасли экономики. Однако анализ работы традиционных операторов связи в последние годы выявил нарастание негативных тенденций в их деятельности, и прежде всего снижение их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Это свидетельствует о необходимости принятия соответствующих решений, направленных на изменение правил регулирования рынка телекоммуникационных услуг с целью его дальнейшего расширения и развития.

В процессе развития телекоммуникационного рынка на сегодняшний день сформировались следующие основные сегменты.

1. Мобильная связь. Переживает период динамичного роста, в этом сегменте рынка развернулась наиболее острая конкурентная борьба. В настоящий момент в России насчитывается более 2,9 млн. абонентов мобильной связи, что соответствует уровню охвата 2 процента. Количество абонентов мобильной связи увеличивается в 1,5 - 1,8 раза ежегодно. Лицензии Минсвязи России //http://www.electrosviaz.com (Дата обращения: 25.04.2010). Наблюдается постоянное снижение тарифов на услуги мобильной связи. Инвестиционная и маркетинговая стратегия операторов мобильной связи со стороны государства не контролируется. Потенциал роста рынка мобильной связи оценивается как высокий.

2. Местная телефонная связь. Обеспечивается 92 традиционными операторами связи и около 2700 новыми операторами связи.

3. Междугородная и международная связь. Здесь доминирует акционерное общество «Ростелеком», которое пропускает около 70 процентов всего междугородного и международного трафика Российской Федерации. При этом операторы других сетей в той или иной степени используют инфраструктуру этого акционерного общества при оказании ими услуг связи.

4. Передача данных, телематические услуги (включая Интернет). Один из наиболее быстро развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка, в том что касается роста абонентской базы и развития инфраструктуры. Активных пользователей Интернета в России насчитывается около 2,5 млн. человек. Количество абонентов увеличивается на 50 процентов в год и в дальнейшем также ожидается активный рост.

В настоящее время на телекоммуникационном рынке России наблюдаются серьезные диспропорции: предприятия, владеющие 87 процентами традиционной инфраструктуры, дают только 54 процентов доходов отрасли, а предприятия, владеющие 13 процентами новой инфраструктуры, - 46 процент доходов; капитализация системообразующих предприятий отрасли (2 млрд. долларов США) ниже, чем капитализация трех крупных новых операторов - акционерных обществ «Мобильные Телесистемы», «Вымпелком» и корпорации «Голден Телеком» (2,9 млрд. долларов США); 54 тыс. населенных пунктов в России не телефонизированы, при этом в развитии связи на всей территории страны участвуют только традиционные операторы; тарифы на услуги местной телефонной связи для населения покрывают только 77 процентов затрат. Лицензии Минсвязи России //http://www.electrosviaz.com (Дата обращения: 25.04.2010).

Отрасль телекоммуникаций остается одной из наиболее динамично развивающихся -- сказал на подведении итогов минувшего года министр связи и массовых коммуникаций России И.О. Щёголев. Отрасль телекоммуникаций: планы масштабны и амбициозны // Электросвязь. № 2. 2010. С. 2. Прирост объемов услуг электросвязи в 2009 г. составил примерно 19 %, что сопоставимо с 22 % в 2007--2008 гг. Доходы от услуг связи по сравнению с 2008 г. выросли на 1,6 % -- до 1,3 трлн. руб.; оборот отрасли ИКТ в целом по итогам 2009 г. -- 1,8 трлн. руб.

Ведущая тенденция рынка - 2009 -- снижение темпов роста мобильной связи и превращение широкополосного доступа в Интернет в драйвер отрасли. Продолжился процесс перетекания услуг телефонии с фиксированных сетей на сотовые, активно развивается мобильный ритейл, а на самом рынке все чаще происходят слияния и поглощения (самые яркие примеры интеграции бизнеса -- «ВымпелКом» и «Голден Телеком», МТС и «Комстар»).

Основным фактором, не позволившим отрасли сползти в пропасть кризиса, стал бизнес операторов связи: хотя их суммарные доходы сократились, доходы от услуг пострадали меньше -- абоненты сохранили привычный профиль потребления в голосовом сегменте.

По мнению главы компании «Центртелеком» В.А.Мартиросяна, сложные экономические условия изменили ситуацию на телеком-рынке ЦФО несущественно: абонентская база и основные финансовые показатели стабильно росли за счет расширения ассортимента продуктов и услуг, проектов по модернизации инфраструктуры и повышения активности маркетинга. Отрасль телекоммуникаций: планы масштабны и амбициозны // Электросвязь. № 2. 2010. С. 2.

Таким образом, существенные диспропорции развития данной отрасли обеспечивает особую актуальность государственного регулирования отрасли телекоммуникационных услуг

Делись добром ;)