logo
Организация сети передачи голоса по IP протоколу на базе распределенной локальной вычислительной сети АГУ

3.1. Исследование рынка IP телефонии

Сети IP-телефонии уже активно используются как частными лицами, так и целыми компаниями. Это понятно, ведь интеграция голоса и данных позволяет создавать единую сеть коммуникаций, обслуживание которой может производить один администратор. А если учесть, что Интернет-телефония существенно сокращает расходы за междугородние и международные разговоры, то сразу становится понятным, почему рынок IP-телефонии неуклонно растет. По прогнозам западных компаний (Frost&Sullivan, Killen&Associates, IDC) объем рынка в среднем будет возрастать на 130-140% ежегодно. Также повысится доля разговоров по IP-сетям относительно традиционной телефонии: если в 1998 году трафик по IP-сетям составлял 1% от общего объема услуг связи, то в 2007 году предполагается рост трафика IP-телефонии до 58%, особенно возрастет число звонков на дальние расстояния (около 70% трафика междугородних и международных переговоров).

Интерес к данной технологии позволил расширить области применения IP-телефонии. В данный момент с помощью мультисервисных сетей, по которым передаются потоки данных, оцифрованного голоса и видео, возможно создавать многочисленные дополнительные сервисы, такие как Центры телефонного обслуживания (Call-центры, ЦТО).

Call-центр - это программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить автоматизированный прием и обработку большого количества одновременных телефонных звонков, а также осуществлять массовые исходящие звонки. ЦТО (или операторский центр) строится на основе интеграционных технологий компьютерной телефонии (Computer-Telephony Integration - CTI). ЦТО интегрирует все доступные на предприятии информационные и коммуникационные ресурсы: базы данных, компьютерное и сетевое оборудование, подсистемы телефонии и пр. Основная область применения Центров телефонного обслуживания - это организация и автоматизация работы сервисных служб предприятий.

Таким образом, мы видим, что рынок IP-телефонии и смежных технологий бурно развивается. Для того чтобы разобраться в том, что представляют на этом рынке компании-конкуренты, а также в чем отличия между различными продуктами и решениями, нам необходимо определить, из каких основных частей складывается архитектура сети IP-телефонии.

Основным элементом сети является Шлюз (Gateway), подключенный как к глобальной IP-сети, так и к телефонной сети общего пользования, что обеспечивает пользователю доступ к любому персональному компьютеру и любому телефону. В функции шлюза входит:

· Обеспечение взаимодействия между оконечными пользователями

· Преобразование (оцифровка) голосовой информации

· Сжатие, восстановление, кодировка потоков цифровой информации

Как известно, качество разговора с помощью IP-телефонии обуславливается загруженностью сети. В результате слабой пропускной способности при разговоре абонентов могут возникать задержки, искажения и т.п. Для обеспечения приемлемого качества связи шлюз IP-телефонии следует рассматривать по следующим параметрам:

· Быстродействие

· Качество и скорость сжатия/восстановления

· Возможности восстановления утерянных пакетов

Шлюзы разных производителей отличаются способом подключения к телефонной сети, емкостью, аппаратной платформой, интерфейсом, возможностями администрирования и другими характеристиками.

В состав IP-сети также входит Диспетчер (GateKeeper). Это дополнительное устройство, подключенное только к IP-сети и выполняющее следующие функции:

· Аутентификация и авторизация абонента

· Маршрутизация вызовов между шлюзами

Биллинг, взаимодействующий с другими приложениями на основе стандартных интерфейсов.

Функции диспетчера можно сравнить с работой маршрутизаторов в локальных сетях. Следует отметить, что это сходство остается при рассмотрении технической реализации диспетчера: он может выступать как отдельное устройство, так и часть шлюза.

Еще одной обязательной составляющей архитектуры IP-сетей, конечно же, является абонентский узел, который может быть реализован не только аппаратным, но и программным способом.

Итак, сеть IP-телефонии состоит из трех основных частей: шлюза, диспетчера и абонентского места. Все эти части должны присутствовать в каждом из решений от различных компаний-производителей. Соответственно, выбор оптимального решения для нужд конкретной организации должен базироваться именно на дополнительных возможностях и услугах, поставляемых вместе с основным продуктом.

В настоящий момент существует два противоположных подхода к внедрению систем IP-телефонии. Один из них (революционный, как его принято называть) заключается в том, что требуется отказаться от традиционной телефонной сети и использовать только локальную сеть, которая по своим каналам обеспечит передачу голоса между абонентами. Второй подход (эволюционный), наоборот, предполагает сохранение существующей структуры и одновременное добавление нового оборудования для расширения функциональности телекоммуникационной системы. В каждом конкретном случае следует анализировать внешние условия, а также требования к комплексу оборудования, с той целью, чтобы обеспечить выбор правильной стратегии при внедрении систем IP-телефонии.