logo
Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт радиостанции "Ядро-2"

1.1 Бортовые и наземные системы радиообеспечения полетов

В бортовые системы радиообеспечения полетов включается:

Метеонавигационная радиолокационная станция (РЛС);

Бортовой самолетный ответчик (СО);

Доплеровский измеритель скорости и угла сноса (ДИСС);

Радиовысотомер (РВ);

Радиосистема посадки (РСП);

Радиосистема ближней навигации (РСБН);

Радиосистема дальней навигации (РСДН);

Автоматический радиокомпас (АРК);

Самолетный радиодальномер (СД);

Связная радиостанция KB диапазона;

Связная радиостанция УКВ диапазона радиоволн;

Самолетное переговорное устройство (СПУ);

Самолетное громкоговорящее устройство (СГУ);

Бортовой магнитофон и др.

Подавляющее большинство этих систем может быть отнесено к классам информационным и кибернетическим. Основной особенностью является то, что они работают в системе управления воздушным движением (УВД) будучи связаны с ней функционально или электрически.

Работу системы УВД на земле в свою очередь обеспечивают:

РЛС трассовые обзорные (ОРЛ-Т);

РЛС трассовые и аэроузловые (ОРЛ-ТА);

Аэродромные обзорные (ОРЛ-А);

Вторичные РЛС (ВРЛ);

Посадочные (ПРЛ);

Метеорологические (MPЛ);

Радиосистемы ближней навигации наземные (РСБН-Н);

Радиосистемы дальней навигации (РСДН);

Радиосистемы посадки метрового и микроволнового диапазонов;

Наземные автоматические радиопеленгаторы (АРП) бортовых связных радиостанций и наземные радиостанции KB и УКВ диапазонов.

Около половины перечисленных радиоэлектронных систем работают в автономном режиме получения информации об окружающей обстановке и координатах удаленных объектов и относятся к классу радиолокационных систем (РЛС, ДИСС, РВ, СО). Радиолокационные системы -- это технические средства получения информации об удаленных объектах в воздухе и на земле путем приема отраженных от этих объектов (или переизлученных ими в активном режиме) электромагнитных волн, содержащих данные об их типе и координатах.

Особенностями РЛС являются:

диапазон используемых частот -- от постоянного тока до 1010 Гц (с перспективой увеличения до 1012 Гц);

большой динамический диапазон сигналов -- от десятков киловатт в импульсе, излучаемом РЛС, до тысячных долей микроватт принимаемых сигналов;

большая разнохарактерность физических процессов, протекающих в различных трактах, входящих в состав РЛС и устройств, с помощью которых реализуются эти процессы, -- механических узлов вращения и наклона антенны, генераторов радиоволн СВЧ диапазона, усилителей СВЧ диапазона на лампах обратной волны, усилителей промежуточной частоты на полевых транзисторах, микросхем и микропроцессоров обработки радиолокационной информации и др.;

структурная сложность РЛС, которая представляется обилием сотен и тысяч резисторов, конденсаторов, транзисторов, интегральных микросхем, соединений, паек;

наличие в большинстве бортовых РЛС съемной и стационарной не демонтируемой частей; формирование больших информационных объемов на выходе оконечных устройств;

разнообразие условий применения бортовых РЛС -- перепады атмосферного давления, большие температурные воздействия, влажность и высокая динамика воздействия внешних условии, стимулирующих развитие деградационных процессов;

скрытность протекающих в устройствах РЛС физических процессов, возможность возникновения неявных отказов; наличие внезапных и постепенных отказов.