2.4 Свойства восприятия
Хотя восприятие субъективно и у всех оно разное, есть некоторые общие черты, характеризующие восприятие человека -- свойства восприятия.
1. Активность. Восприятие всегда в действии, его работу нельзя остановить по собственному желанию. Можно его приглушить, изменить, не обращать на что-то внимание, но нельзя его прекратить. Восприятие всегда в поиске новой информации -- так уж оно устроено.
2. Предметность. Восприятие всегда связано с каким-то предметом или явлением, вызвано ими. Вся информация, получаемая нами с помощью органов чувств, относится нами к этому предмету. Вещь вызвала в наших рецепторах какие-то сигналы, а не деятельность рецепторов вызвала образ вещи (это уже не восприятие, а галлюцинации -- представление о предмете). Восприятие -- это отражение реально существующих предметов и явлений, поэтому предметные свойства окружающего нас мира являются решающими для нормальной работы восприятия. Когда нет реальных воздействий, нет нормального восприятия, оно искажено. Это показано в опытах по сенсорной депривации (лишению ощущений). Человека погружали в ванну с водой температуры тела (таким образом он не чувствовал никаких телесных ощущений), под монотонные однообразные звуки (а восприятие не терпит однообразия, ему нужны изменения и приносимая ими информация), при рассеянном белом свете («никаком», будто его и нет), руки были в перчатках (чтобы исключить осязание). В такой ситуации восприятию нечего было перерабатывать -- не поступало никакой информации. И тогда оно начинало работать искаженно -- «развлекать само себя»: у человека возникали галлюцинации и ему начинало казаться, что он сходит с ума. Аналогичные состояния возникают у человека при воздействии однообразных стимулов: беспорядочных узоров, повторяющихся звуков, бессмысленных слов, -- восприятие притупляется.
3. Целостность. Мы живем в мире вещей, их отношений друг с другом, в мире целых ситуаций. В любой совокупности признаков наше восприятие отражает отношения между ними, стремится объединить в какое-то целое, чтобы определить, что это. В бессмысленных пятнах мы видим знакомые нам образы. В простом наборе линий рано или поздно мы увидим какие-то фигуры (рис.2.6 и 2.7).
Рис. 2.6. Набор линий
Рис. 2.7. Набор линий
В эксперименте с курами птицам предъявлялись две кормушки с кормом: в светло-серой зерна можно было есть, тогда как в темно-серой они были приклеены. Куры научились клевать зерна только со светло-серой кормушки. В дальнейшем им предъявлялось другие две кормушки: светло-серого и почти белого цвета. Если бы куры реагировали только на цвет, они бы направлялись к светло-серой кормушке. Но они всегда шли к белой, тем самым реагируя на отношения между цветами. То же наблюдалось и в дальнейшем, когда прежняя темно-серая («несъедобная») кормушка предъявлялась вместе с черной: куры направлялись к ней, как к более светлой. Благодаря целостности, мы воспринимаем мир в виде вещей и событий, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений. При некоторых заболеваниях происходит нарушение целостности восприятия и тогда больной видит отдельные части предмета, не опознавая целого (видит два колеса, перекладину, руль, но не узнает велосипед).
4. Константность (постоянство). Условия, в которых происходит восприятие, чрезвычайно многообразны и изменчивы. Но объект воспринимается нами достаточно постоянным, независимо от условий его восприятия. Такая относительная независимость характеристик объекта от его отображения на рецепторной поверхности обеспечивает его узнаваемость. Например, верблюд может повернуться к нам передом или боком, быть плохо освещен, может быть выкрашен в черно-белую полоску, -- но мы все равно признаем в нем верблюда, а не зебру. Благодаря константности, предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению.
5. Осмысленность. Животное способно воспринимать несомую предметом информацию только буквально: хрустнула ветка -- крадется враг, стукнула миска -- несут еду. Человек может из воспринимаемых им вещей и событий делать совершенно «непрямые» выводы. Как Штирлиц: стоит цветок на окне -- явка провалена, штора отдернута -- можно заходить. Так же по части изображения человек способен «додумать» целую картину, да еще и объяснить ее. Можете ли вы в рис. 2.8 признать солдата, идущего с собакой мимо дыры в заборе? А на рис. 2.9 -- угадать слово? А понять смысл сочетания букв: СОБАКАЕСТМЯСО?
Рис. 2.8. Солдат, идущий с собакой мимо дыры в заборе
Рис. 2.9. Угадайте слово
Некоторые свойства восприятия можно охарактеризовать количественно:
Порог восприятия. Существует физиологический порог восприятия -- уровень чувствительности рецептора, при котором он регистрирует наличие стимула. А есть порог осознания восприятия стимула. Между ними есть разница. Иногда организм чувствует что-то, но не может понять что. Например, знаешь, что написал с ошибкой, но не видишь ее. Порог восприятия можно измерить только специальными приборами.
А вот объем восприятия можно измерить без приборов.
Вывод: Восприятие является одним из основных процессов непосредственного познания действительности. [5, 112-115]
- Введение
- 1. Цифровые фотокамеры Nikon. Классификация, основные технические характеристики современных моделей
- 1.1 Основные технические характеристики современных моделей фотокамер Nikon
- 1.1.1 Объектив
- 1.1.2 Затвор
- 1.1.3 Экспозамер и режимы экспозиции
- 1.1.6 Стабилизаторы изображения
- 1.1.7 Видоискатель и дисплей
- 1.1.8 Скоростные характеристики
- 1.1.9 Внешние интерфейсы
- 1.2 Классификация фотокамер Nikon
- 1.2.1 Ультракомпактные аппараты начального уровня
- 1.2.2 Ультракомпактные аппараты с зум-объективом
- 1.2.3 Компактные камеры с зум-объективом и расширенными функциональными возможностями
- 1.2.4 Зеркальные (SLR) камеры с несменным объективом
- 1.2.5 Зеркальные камеры со сменным объективом
- 2. Информация. Восприятие информации
- 2.1 Понятие информации
- 2.2 Восприятие информации
- 2.3 Виды восприятия
- 2.4 Свойства восприятия
- Заключение