Использование зарубежных магнитных компасов на морском флоте (МК компании "С.Plath", "Sperry Marine" и "Tokyo Keiki")

курсовая работа

5. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАГНИТНОГО КОМПАСА

Магнитный компас, как и другие навигационные приборы, нуждается в тщательном уходе. Котелок компаса следует оберегать от резких толчков. Его необходимо протирать мягкой чистой ветошью. Азимутальное кольцо и острия осей карданова подвеса смазывают тонким слоем технического вазелина. Все части компаса необходимо содержать в чистоте. Когда главный компас не используется, он должен быть закрыт защитным колпаком. При стоянке в порту на него надевают парусиновый чехол. Совершенно недопустимо какое-либо передвижение специального девиационного железа и магнитов. Внутри нактоуза нельзя хранить посторонние предметы.

Во время эксплуатации магнитного компаса некоторые его части деформируются, что может привести к рассогласованию и ошибкам при определении курсов и пеленгов. Поэтому компас следует периодически проверять. Однако в судовых условиях обычно проводятся такие работы, как проверка картушки на застой, смена шпильки, удаление пузырьков воздуха и ряд других. Проверка же и ремонт других ответственных деталей компаса производятся в навигационных камерах пароходств. Проверка картушки на застой. Застой картушки происходит от затупления острия шпильки, а также от трещины в топке или срабатывания ее нижней, соприкасающейся со шпилькой поверхности. При этом в точке соприкосновения топки со шпилькой возникает добавочное трение и картушка компаса устанавливается не в плоскости компасного меридиана, а в каком-то другом положении. Для того чтобы обнаружить застой картушки, следует подвести под призму пеленгатора отсчет 180°, а затем магнитом отклонить картушку вправо и влево на небольшой "2° угол. Когда картушка успокоится, замечают отсчеты под призмой. Если новые отсчеты отличаются от первоначальных более чем на 0,2°, то у картушки наблюдается застой. Обнаружив застой картушки, в первую очередь следует осмотреть компасную шпильку, а затем, смотря по тому, что покажет осмотр, заточить или заменить ее. Если после замены шпильки застой остается, котелок следует сдать в ремонт. Замена шпильки. Котелок снимают с амортизирующего подвеса и кладут на стол стеклом вниз. Предварительно, чтобы не повредить шкалу азимутального круга, стол застилают ветошью или толстой бумагой. Вывертывают пробку диафрагмы. Затем вводят в отверстие специальную отвертку и, вращая против часовой стрелки, вначале навинчивают ее на хвостовую часть шпильки, а потом, продолжая вращать отвертку в ту же сторону, вывинчивают шпильку из колонки. В комплекте дефлектора имеется лупа, через которую и осматривают компасную шпильку. Затупившуюся шпильку лучше заменить новой. При установке новой шпильки вначале на ее хвостовую часть навинчивают отвертку, затем вводят отвертку со шпилькой в отверстие донной части котелка и поворачивают по направлению часовой стрелки, пока шпилька не встанет на место; продолжая вращать отвертку, свинчивают ее с хвостовой части шпильки.

После этого картушку вновь проверяют на застой. Удаление пузырьков воздуха из котелка. Световые лучи, проходящие через пузырьки воздуха, находящиеся в компасной жидкости, преломляются под другим углом, чем в самой жидкости, а это может привести к ошибкам в отсчете курсов и пеленгов. Для удаления пузырьков котелок снимают с амортизирующего подвеса, переворачивают вверх дном и слегка покачивают из стороны в сторону. При этом воздух через отверстие в дне верхней камеры проходит в нижнюю камеру котелка. Однако таким способом можно удалить только небольшие по объему воздушные пузырьки. Для удаления больших по объему пузырьков воздуха в котелок небольшими порциями доливают компасную жидкость. При этом котелок периодически покачивают из стороны в сторону для скорейшего удаления воздуха.

Делись добром ;)