Измерение количества топлива и масла
Масса топлива на самолёте достигает 50—60% его взлетной массы, поэтому большое значение имеет результат измерения запаса топлива.
Приборы, измеряющие объемное или весовое количество топлива в баках, называются топливомерами. Они позволяют экипажу самолета в любой момент полета определить, сколько топлива имеется в баках, и оценить время, в течение которого можно продолжать полет.
Они обеспечивают:
-измерение массы топлива (масла), в отдельных баках или группах баков;
-измерение суммарной массы топлива, приходящегося на каждый двигатель, в крыле или самолете;
-автоматическое управление последовательностью выработки топлива из баков и последовательностью заправки баков топливом;
-автоматическое управление перекачкой топлива для поддержания центровки самолета;
-сигнализацию о наличии критического запаса топлива (масла) на борту ЛА.
Методы измерения количества топлива (масла):
Весовой основан на непосредственном взвешивании бака с топливом
Рис.18
Гидростатический основан на зависимости гидростатического давления Р топлива от его уровня
Рис.19
Поплавковый основан на свойстве поплавка плавать на поверхности жидкости и перемещаться вертикально вместе с уровнем жидкости
Рис.20
Емкостной основан на зависимости емкости конденсатора Сх, помещенного в бак, от уровня и диэлектрических свойств топлива
Рис.21
Индуктивный основан на зависимости электрических потерь в катушке индуктивности, помещенной в топливо, от уровня топлива
Рис.22
Резистивный основан на зависимости сопротивления резистора Rx, помещенного в бак, от уровня топлива
Рис.23
Акустический основан на свойстве ультразвуковых колебаний отражаться от границы раздела двух сред
Рис.24
Радиоинтерференционный (ГВЧ - генератор высокой частоты) основан на использовании зависимости распределения напряжений и токов в длинной двухпроводной линии от степени заполнения ее топливом
Рис.25
Радиоизотопный основан на зависимости интенсивности излучения радиоизотопов при их прохождении через слой топлива
Рис.26
Шкалы указателей топливомеров градуируют в единицах объема (литрах) или в килограммах. Поэтому тарировка шкалы зависит от размеров и формы топливного бака, для которого предназначен прибор. Для измерения количества топлива на самолетах служат поплавковые и емкостные топливомеры.
В поплавковом топливомере на поверхности топлива находится поплавок. Линейное перемещение поплавка или угловое перемещение связанного с ним рычага измеряется и позволяет судить о количестве топлива, находящегося в баке.
Работа емкостного топливомера основана на зависимости емкости конденсатора, расположенного в топливном баке, от уровня топлива. Так как диэлектрическая проницаемость топлива отличается от диэлектрической проницаемости воздуха, то при изменении уровня в баке будет меняться и емкость конденсатора.
Поплавковые топливомеры.
Поплавковый топливомер состоит из датчика, расположенного в топливом баке, и указателя, который помещается на приборной доске самолета.
Датчик измеряет уровень топлива в баке и выдает результат измерения в виде электрического сигнала постоянного или переменного тока.
Усилителем служит электроизмерительный прибор, шкала которого отградуирована в единицах количества топлива.
Первичным измерительным преобразователем в этих приборах является полый металлический или пенопластовый поплавок. Форма и размеры поплавка зависят от конфигурации бака, типа топлива и условий эксплуатации системы. Наиболее распространены прямоугольные поплавки.
При наличии нескольких топливных баков можно путем переключения электрических цепей подсоединять один и тот же указатель поочередно к каждому датчику или одновременно ко всем датчикам, соединенным последовательно. Это позволяет с помощью одного указателя и переключателя измерять запас топлива в каждом баке в отдельности или же суммарный запас топлива на самолете.
Рис.27.Конструктивные схемы передачи перемещения
через герметичную стенку:
а — с разделительным сильфоном; б — с магнитной муфтой;
1 — поплавок; 2 — щетки потенциометра; 3 — потенциометр; 4 — сильфон; 5 — рычаг поплавка; б — поплавок; 7 — конические зубчатые колеса;. 8, 9 — магниты; 10 — щетка потенциометра; 11 — потенциометр; 12—немагнитная стенка
Датчик состоит из поплавка, механической передачи и электрического преобразователя перемещений. Механическая передача преобразует вертикальное перемещение поплавка в угловое перемещение промежуточный оси, расположенной внутри бака, и передает угловое перемещение промежуточной оси к, расположенной вне бака выходной оси через герметичную стенку.
Необходимость передачи перемещения через герметичную стенку вызывается требованиями обеспечения пожаробезопасности, так как пары горючего в случае нарушения герметичности, соприкоснувшись с электрическими цепями датчика, могут вспыхнуть от случайной искры, вызванной нарушением контакта.
На рисунке изображены два варианта механической передачи, отличающиеся кинематической схемой и способом передачи углового перемещения через герметичную стенку.
В первом варианте угловое перемещение передается с помощью сильфона, работающего на изгиб, во втором варианте - с помощью магнитной муфты, состоящей из двух постоянных магнитов, разделенных немагнитной стенкой.
Электрический преобразователь перемещений в обоих вариантах выполнен в виде проволочного потенциометра.
Указатель топливомера представляет собой логометр; рамки логометра включены в мостовую схему. Потенциометр датчика образует два плеча этого моста. Электрическая схема аналогична схеме дистанционного манометра.
Поплавковым топливомерам свойственны методические и инструментальные погрешности.
К методическим погрешностям относят:
а) погрешности, обусловленные изменением положения топлива в баке при продольных и поперечных наклонах, самолета и при движении самолета с продольными и поперечными ускорениями;
б) погрешности, вызванные влиянием температуры на уровень топлива (в соответствии с коэффициентом объемного расширения топлива);
в) погрешности, обусловленные приближениями, допущенными при проектировании прибора (аппроксимацией характеристик реостатов и др.).
Инструментальные погрешности топливомера аналогичны погрешностям других электромеханических приборов. Они определяются несовершенством механических и электрических элементов, наличием сил трения, люфтов, влиянием температуры на механические, электрические и магнитные свойства деталей и узлов и т. п.
Топливомеры (масломеры), работающие по суммирующей схеме и не имеющие сигнализации маркируют следующим образом: измеряющие запас бензина - БЭ, керосина - КЭ, масла - МЭ.
Топливомеры, измеряющие запас топлива во всех баках одновременно, а также запас топлива в каждом баке отдельно, т. е. работающие по суммирующей схеме и не имеющие сигнализации, маркируют следующим образом: измеряющие запас бензина - СБЭ, керосина - СКЭ.
Топливомеры (масломеры), имеющие сигнализацию, маркируют: СБЭСМЭС.
Каждый тип ВС имеет свой топливомер (масломер), который отличается от другого своей комплектностью и длиной рычага. Для отличия одного топливомера (масломера) от другого им дается порядковый номер разработки, например: СКЭС-2027В, МЭС-1857В, МЭ-1866. Последняя цифра 7 указывает наличие сигнального устройства, а в случае его отсутствия ставится цифра 6. Последняя буква указывает на изменение длины рычага.
Топливная система ВС служит для размещения и хранения запаса топлива, необходимого для выполнения полетного задания, а также для подачи топлива в авиадвигатель под давлением в количествах, обеспечивающих его работу на всех режимах и располагается в различных частях самолета: в крыле, киле, фюзеляже. Отсюда следует, что топливные баки ВС имеют сложную форму.
Для того, чтобы обеспечивать линейность статической характеристики бака, используют функциональный реостат, каркас которого имеет форму профиля, обусловленную конфигурацией бака, в котором устанавливается датчик. Таким образом учитывается непропорциональность между изменением количества топлива и его уровнем в баке сложной формы. Это вызывает стремление сделать шкалу указателя более равномерной. Высота Н уровня топлива в баке зависит от объема \/ бака: Н = f(V) в связи с чем шкала показывающего прибора отградуирована в литрах.
РЫЧАЖНО-ПОПЛАВКОВЫЙ ТОПЛИВОМЕР СКЭС-2027В
СКЭС-2027В предназначен для непрерывного дистанционного измерения и индикации запаса топлива раздельно в каждом баке, суммарного количества топлива, для включения сигнализации о критическом остатке топлива 300 л и о заполнении.
Принцип действия топливомера основан на изменении активного сопротивления реостатных датчиков при изменении уровня топлива в баках с последующим измерением этого сопротивления симметричным неуравновешенным мостом.
РЫЧАЖНО-ПОПЛАВКОВЫЙ МАСЛОМЕР МЭС-1857В
МЭС-1857В предназначен для непрерывного дистанционного измерения и индикации запаса масла в маслобаках, выдачи сигнализации о критическом остатке масла 20 л.
РЫЧАЖНО-ПОПЛАВКОВЫЙ МАСЛОМЕР М Э -18 66
МЭ-1866 предназначен для дистанционного измерения и индикации количества рабочей жидкости (АМГ-10) в баке гидросистемы.
- Назначение, задачи и состав приборного оборудования.
- Приборы контроля авиационных двигателей
- Авиационные манометры
- Механические манометры
- Электромеханические дистанционные манометры пружинного типа
- Электромеханические дистанционные манометры силового типа
- Авиационные термометры
- Термометр сопротивления унифицированный туэ-48
- Электрический моторный индикатор эми-зртис
- Термометр цилиндров термоэлектрический тцт-13
- Термометр газов тг-2а
- Сдвоенная измерительная аппаратура 2иа-7а
- Авиационные измерители частоты вращения
- Магнитоиндукционные тахометры
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-1т
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-2т
- Тахометрическая сигнальная аппаратура
- Измерение количества топлива и масла
- Электроемкостные топливомеры
- Топливомер типа суит4-1т
- Система измерения масла сим2-1т
- Измерение расхода топлива
- Турбинный преобразователь расхода топлива
- Система измерения и расхода топлива сирт1-2т
- Измерители вибрации
- Аппаратура контроля вибрации ив-154
- Пилотажно-навигационные приборы и устройства
- Измерители высоты полета Общие сведения о высотах, атмосфере, гипсометрической таблице и эшелонировании.
- Погрешности барометрических высотомеров
- Измерители скоростей полета
- Теория аэродинамического метода измерения скорости полета
- Указатель числа м.
- Погрешности указателей скорости
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Методы измерения вертикальной скорости
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Погрешности вариометров
- Измерители путевой скорости и угла сноса.
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Истинные направления.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Основные свойства гироскопа.
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Гироскопические приборы для определения курса. Использование гироскопа с двумя степенями свободы в качестве компаса.
- Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
- Гироскоп с тремя степенями свободы как указатель ортодромического курса
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов
- Астрономические компасы.
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- Системы воздушных сигналов (свс)
- Принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Среда и нагрузки, действующие на самолет
- Самолет как объект регулирования. Системы координат
- Принципы построения и действия автопилота
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу
- Принцип действия автопилота при стабилизации высоты полета самолета
- Бортовые системы управления полетом самолета
- Высотное оборудование самолетов влияние высотных полетов на организм человека
- Методы и средства жизнеобеспечения при выполнении высотного полета
- Основы прикладной теории гироскопа и элементы гироскопических приборов и систем понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кариолисово ускорение и гироскопический момент
- Гироскопический момент
- Гироскопы с тремя степенями свободы
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Бортовой навигационный комплекс бнк-154м