2.3.1. Аналоговые системы сотовой связи
Сотовые сети стандарта NMT
Системы стандарта NMT были разработаны для пяти скандинавских стран. Это были аналоговые системы первого поколения, которые работали в диапазоне 450-467 МГц и имели 180 каналов связи шириной по 25 кГц каждый. За счет многократного использования частот эффективное число каналов составляло 5568. Среднее число каналов, выделяемое БС, было равно 30, радиус ячейки 5-25 км. Особенностью стандарта является то, что все подвижные (мобильные) абоненты (МА) имеют возможность работать в любой из стран, входящих в систему, благодаря тому, что ПС совместимы со всеми БС системы любой страны [ 10, 20, 21 ].
Система сотовой связи стандарта NMT обеспечивает: вхождение в связь и регистрацию стоимости разговора в автоматическом режиме; организацию связи между ПС и любым абонентом стационарной телефонной сети или с любой включенной в систему ПС, независимо от страны; автоматический поиск МА в пределах объединенных ССС.
Системы сотовой связи стандарта NMT, кроме передачи речевых сообщений на местном, междугородном и международном уровнях, позволяют отправлять телефаксы и иметь доступ к различным БД (скорость ПД не должна превышать 4,8 кбит/с), а также предоставляют абонентам различные дополнительные услуги.
Стандарт NMT-450 был усовершенствован: увеличилась производительность системы связи; повысилось качество работы; произведена защита доступа к сети с помощью системы идентификации абонента, исключившая возможность пиратского использования канала связи. Эта версия стандарта получила обозначение NMT-450Н. Основной ее особенностью является применение системы сигнализации ОКС №7 (SS №7 по спецификации МККТТ), что позволяет быстрее переключать абонентские станции на обслуживание другой БС при перемещениях абонента, выполнять функции их идентификации и снижать потребление энергии радиотелефонами.
Основные характеристики стандарта NMT-450 сохранены и в более новой его версии NMT-900 (табл. 2.3).
Таблица 2.3. Основные характеристики стандартов NMT-450 и NMT-900
Наименование параметра | NMT-450 (NMT-450i) | NMT-900 | |
Полоса частот, МГц: для передачи подвижной станцией для приема подвижной станцией | 453,0-457,5 463,0-467,5 | 890-915 935-960 | |
Частотный разнос каналов, кГц | 25 (20) | 25 | |
Число каналов | 180(225) | 999 | |
Дуплексный разнос каналов приема и передачи, МГц | 10 | 45 | |
Мощность передатчика базовой станции, Вт | До 50 | До 25 | |
Мощность передатчика подвижной станции, Вт | 15; 1,5; 0,15 | 6; 1;0,1 | |
Радиус ячейки, км | 15-40 | 2-20 | |
|
|
|
Рабочие частоты стандарта NMT-450 находятся в двух полосах: 453,0-457,5 и 463,0-467,5 МГц. Следовательно, разнос каналов приема и передачи равен 10 МГц. Поскольку общее число каналов ограничено (разнос соседних каналов равен 20-25 кГц), то для того, чтобы увеличить абонентскую емкость системы, предусматривается организация'малых зон связи.
Система стандарта NMT-450 предназначена для обслуживания наземных МА, но может быть использована и морскими подвижными службами вблизи берега.
Принцип работы ССПС основан на взаимодействии с ТфОП. Структурная схема сети стандарта NMT-450 представлена на рис. 2.8.
В состав ССПС входят: ЦК подвижной связи (MSC - Mobile Services Switching Center); БС (BTS - Base Transceiver Station); ПС (MS - Mobile Station); контроллеры.
Центр коммутации обеспечивает управление системой подвижной радиосвязи и является соединительным звеном между ПС и ТфОП. Каждый MSC обслуживает группу БС, совокупность которых образует его зону обслуживания ТА. Принцип формирования зоны обслуживания изображен на рис. 2.9.
MSC - центр коммутации подвижной связи PSTN - телефонная сеть общего пользования BTS - базовая станция ТА - зона обслуживания
MS - подвижная станция
Рис. 2.8. Структурная схема сети стандарта NMT-450 Зона действия MSC
Рис. 2.9. Формирование зоны обслуживания сети стандарта NMT-450
Каналы связи каждой БС подразделяются на разговорные каналы и КУ (вызова). По КУ передается специальный сигнал опознавания. По свободным разговорным каналам транслируется другой сигнал опознавания, подтверждающий, что канал свободен и может быть использован для ведения переговоров. Все ПС, находящиеся в зоне действия БС, постоянно работают на прием на частоте КУ. В случае, когда все разговорные каналы заняты, допускается использование КУ для ведения разговора.
В системе NMT для обмена служебной информацией между MSC, BTS и MS, кроме служебных сигналов, определяющих КУ и разговорные каналы, используются сигналы, определяющие зону обслуживания, страну, в которой находится МА, а также сигналы, обозначаю щие номер канала. Все эти служебные сигналы являются цифровыми и формируются с помощью быстрой частотной манипуляции FFSK (Fast Frequency Shift Keying). Цифровой сигнал, определенный как логическая единица, представляет собой один период колебания частотой 1200 Гц, а сигнал логического нуля- 1,5 периода колебания частотой 1800 Гц.Таким образом цифровой сигнал передается по каналу связи со скоростью 1200 бит/с.
Служебная информация в системе NMT передается в 64-разрядном пакете и располагается в середине полного рабочего кадра. Каждый такой пакет содержит пять полей: номер канала N1N2N3, по которому передается данное сообщение; префикс Р, характеризующий тип кадра; номер района обслуживания Y1Y2, где расположена БС с номером канала N1N2N3; номер ПС XI - Х7; информационное поле.
При передаче в направлении MSC - MS информационное поле содержит 12 бит; в направлении MS - MSC номер района обслуживания Y1Y2 не передается, информационное поле содержит 20 бит. В стандарте NMT в качестве управляющего может использоваться любой из разговорных радиоканалов, что повышает эффективность управления системой связи.
Сотовые сети стандарта AMPS
Система работает в диапазоне 825-890 МГц и имеет 666 дуплексных каналов при ширине полосы частот каждого канала 30 кГц. Мощность передатчика БС составляет 45 Вт, автомобильной ПС - 12 Вт, переносного аппарата - 1 Вт. На основе стандарта AMPS разработаны две его модификации (аналоговая N-AMPS и цифровая D-AMPS) для размещения в выделенной полосе частот большего числа разговорных каналов. В N-AMPS это достигается использованием более узких полос частот каналов, а в D-AMPS - использованием временного разделения каналов [10, 20, 21].
В ССС стандарта AMPS применяются БС с антеннами, имеющими ширину диаграммы направленности 120°, которые устанавливаются в углах ячеек. В системе используется принцип разнесенного приема сообщений, поэтому БС содержат по две антенны и соответствующие полосовые фильтры. Приемник - двухканальный, с двойным преобразованием частоты в каждом канале. Блок контроля выполняет функции диагностики состояния станции.
Для принятия решения о переключении каналов в системе осуществляется периодический контроль качества каждого из них путем измерения интенсивности принимаемого сигнала (напряженности поля) с помощью специального приемника. Информация об уровне сигнала в контролируемом канале передается в ЦК подвижной связи, где производится сравнение принятой информации с аналогичными данными соседних БС и, в случае необходимости, принимается решение о переключении абонента на другую БС.
Подвижная станция состоит из трех блоков: приемопередатчика с синтезатором частоты на 666 каналов, блока управления, состоящего из клавиатуры и панели индикации, и логического блока.
Сотовые сети стандарта TACS
Системы стандарта TACS строятся по радиальному принципу с использованием небольшого числа БС. В таких системах каждая БС непосредственно соединяется с ЦК (центральной станцией), который имеет выход в ТфОП.
По принципу построения, сопряжению между станциями и организации управления ССПС стандарта TACS почти полностью идентична AMPS. Отличие, в основном, состоит в ширине каналов и пиковой девиации частоты: в AMPS ширина канала равна 30 кГц, пиковая девиация частоты 12 кГц, а в TACS - 25 и 9,5 кГц соответственно.
В системе TACS используется 1000 дуплексных каналов, из которых 956 являются речевыми, а остальные образуют две группы по 21 каналу, которые являются КУ. В речевых каналах для передачи информации используется узкополосная 4M. В каналах, которые используются для ПД, для преобразования цифровой информации в аналоговый сигнал применяется двоичная 4M. Параметры сигналов приведены в табл. 2.4.
Таблица 2.4. Девиация частоты в системах стандарта
В сельской местности радиусы ячеек достигают 30 км, в городе они могут уменьшаться до 200 м вследствие плохого качества приема сигнала. В системах этого стандарта обычно используются ненаправленные антенны. Коэффициент повторения частот при этом равен 7.
Система предусматривает автоматическую регулировку мощности передающих устройств: для автомобильной АС на 32 дБ, для портативной - на 20 дБ.
Тональные сигналы служат для организации дуплексного канала связи между базовой и абонентской станциями. Коэффициент повторения этих сигналов Супр=7хЗ=21, причем для передачи используются частоты 5970, 6000, 6030 Гц. Сигнал частотой 800 Гц является ответным и передается только подвижной станцией.
- Глава I общие сведения о сетях подвижной связи
- 1.1. Назначение сетей подвижной связи
- 1.2. Сети сотовой подвижной связи
- 1.3. Сети транкинговой связи
- 1.4. Сети персонального радиовызова
- 1.5. Сети мобильной спутниковой связи
- Глава 2 сети сотовой подвижной связи
- 2.1. История развития сотовых сетей
- 2.1.1. Основные даты
- 2.1.2. Поколения сотовой связи
- 2.2. Элементы сетей сотовой связи
- 2.2.1. Функциональная схема
- 2.2.2. Подвижная станция
- 2.2.3. Базовая станция
- 2.2.4. Центр коммутации
- 2.2.5. Интерфейсы сотовой связи
- 2.3. Основные стандарты сотовой связи
- 2.3.1. Аналоговые системы сотовой связи
- 2.3.2. Цифровые системы сотовой связи
- 2.4. Организация каналов доступа
- 2.4.1. Полосы частот сотовой связи
- 2.4.2. Пути повышения емкости системы сотовой связи
- 2.4.3. Принцип повторного использования частот
- 2.4.4. Методы множественного доступа
- 2.4.5. Многолучевое распространение
- 2.5. Процесс обслуживания вызова
- 2.5.1. Алгоритмы функционирования ссс
- 2.5.2. Инициализация и установление связи
- 2.5.3. Аутентификация и идентификация
- 2.5.4. Передача обслуживания
- 2.5.5. Роуминг
- 2.6. Сигнализация в сотовых сетях
- 2.6.1. Сигнализация в сетях стандарта gsm
- 2.7. Услуги сотовой связи
- 2.7.1. Службы сотовой связи
- 2.7.2. Дополнительные услуги
- 2.7.3. Пакетная коммутация в сетях подвижной связи
- 2.11.4. Служба передачи коротких сообщений sms
- 2.11.5. Мобильный доступ к сети Интернет
- Глава 3
- 3.1. Классификация сетей транкинговой связи
- 3.2. Принципы построения транкинговых сетей
- 3.3. Услуги сетей транкинговой связи
- 3.5.3. Транкинговые сети стандарта tetra
- Глава 4
- 4.1. Принципы организации пейджинговой связи
- 4.1.1. Классификация систем пейджинговой связи
- 4.1.2. Ведомственные пейджинговые сети
- 4.1.3. Городские пейджинговые сети
- 4.1.4. Региональные сети персонального радиовызова
- 4.1.5. Федеральные сети персонального радиовызова
- 4.1.6. Спутниковые системы персонального радиовызова
- Глава 5
- 5.5.1. Классификация сетей спутниковой связи
- 5.3. Характеристика систем спутниковой связи
- 5.3.1. Низкоорбитальные системы спутниковой связи
- 5.3.2. Среднеорбитальные системы спутниковой связи
- 5.3.3. Геостационарные системы спутниковой связи