14. Система запуска двигателей
Назначение, особенности и состав. Система запуска двигателей АИ-24 обеспечивает: запуск двигателей на земле; холодную прокрутку двигателей на земле; прекращение запуска или холодной прокрутки двигателя в любой момент времени; запуск двигателей в воздухе.
Управление процессом запуска двигателя автоматизировано. С этой целью в системе запуска используется программный механизм электромоторного типа. Он обеспечивает необходимую последовательность включения и выключения отдельных агрегатов и элементов системы запуска.
Основными частями программного механизма являются электродвигатель с постоянной частотой вращения якоря, набор профилированных дисков (кулачковых шайб) и концевые выключатели. Электродвигатель вращает диски, которые в соответствии с их профилем в течение определенных интервалов времени нажимают штоки концевых выключателей. При нажатии штока концевой выключатель замыкает цепь питания электромагнитного реле, осуществляющего необходимые включения или выключения.
Во время запуска двигателя стартер выключается автоматически при достижении ротором двигателя определенной скорости вращения. Если в течение установленного времени ротор не достигнет заданной скорости, то стартер выключается автоматически по истечении этого времени. При холодной прокрутке стартер выключается автоматически только по истечении определенного времени после начала раскрутки ротора двигателя.
Запуск или холодную прокрутку двигателя можно осуществить при питании стартера СТГ-18ТМО и бортовой сети постоянного тока от двух аэродромных источников электроэнергии постоянного тока или от генератора ГС-24А и бортовых аккумуляторов.
Упрощенная схема запуска одного двигателя показана на рис. 9, для другого двигателя она аналогична.
Стартер СТГ-18ТМО предназначен для раскрутки ротора двигателя.
Автоматическая панель запуска АПД-27 включает в себя программный механизм, отрабатывающий временную программу запуска или холодной прокрутки двигателя.
Панель пуска стартер-генератора ПСГ-1А обеспечивает заданный режим работы стартера, определенную последовательность нарастания частоты вращения его вала. Частота вращения вала стартера определяется по формуле
Рис. 9. Упрощенная схема системы запуска двигателя:
1 — выключатель «Стоп-кран»; 2 и 3— катушки и свечи зажигания; 4 — клапан пускового топлива электромагнитный; 5 — клапан рабочего топлива электромагнитный; 6—выключатель пневмоэлектрический ВС-1А; 7—выключатель «Запуск в воздухе; 8 — контакторы включения стартера; 9 — лампочка «Работа АПД; 10 — переключатель выбора двигателя «Левый — Правый»; 11 —кнопка «Запуск»; 12 — выключатель «Земля — Воздух»; 13 — выключатель «Холодная прокрутка — Запуск»; 14 — контактор включения регулятора тока РУТ-600Д2; 15 — кнопка «Прекращение запуска»; 16, 17 — разъемы аэродромного питания; 18 — контактор последовательного подключения аэродромных источников электроэнергии к шине запуска; 19 — контактор подключения аэродромных источников электроэнергии к шине запуска; 20 — контакторы включения генератора ГС-24А в режим питания шины запуска; 21 — генератор ГС-24А
где п — число оборотов в минуту вала стартера; U — напряжение на шине запуска; Iя— ток в якорной обмотке стартера; Rя — сопротивление якорной обмотки стартера; Rд — дополнительное сопротивление в цепи якоря, расположенное в панели ПСГ-1А; с — постоянная величина, зависящая от конструкции стартера; Фв — магнитный поток, создаваемый током обмотки возбуждения стартера и приближенно прямо пропорциональный этому току.
Кроме дополнительного сопротивления Rд в панели ПСГ-1А имеется угольный регулятор тока РУТ-600Д2, при помощи которого изменяется ток в обмотке возбуждения стартера (магнитный поток Фв). Одновременно регулятор поддерживает на заданном уровне ток, потребляемый якорной обмоткой стартера. Это обеспечивает регулировку вращающего момента, развиваемого стартером.
Пускорегулирующая коробка ПРК-8А, в состав которой входит регулятор напряжения РН-180Д2, включается в систему только при запуске двигателя от бортовых источников электроэнергии, т. е. от генератора ГС-24А и бортовых аккумуляторов. Она обеспечивает заданную последовательность увеличения напряжения генератора ГС-24А, что, в свою очередь, необходимо для увеличения частоты вращения вала стартера СТГ-18ТМО.
Панели АПД-27, ПСГ-1А и коробка ПРК-8А являются общими для системы запуска обоих двигателей АИ-24.
Пневмоэлектрический выключатель ВС-1А предназначен для автоматического выключения стартера, когда частота вращения ротора двигателя при запуске достигнет заданной величины. По принципу действия он представляет собой пневмоэлектрическое реле и срабатывает за счет давления воздуха, поступающего на него из-за компрессора двигателя.
Две катушки зажигания 1КНО-11 предназначены для преобразования постоянного напряжения бортовой сети в высокое напряжение, подаваемое на свечи СПН-4-3, которые служат для зажигания топлива при запуске двигателя.
Электромагнитный клапан пускового топлива предназначен для управления подачей пускового топлива. Это топливо поступает к пусковым форсункам двигателя, только когда включено электропитание обмотки клапана.
Электромагнитный клапан рабочего топлива (стоп-кран) предназначен для прекращения подачи рабочего топлива в авиационный двигатель.
При включенном электропитании клапана топливо не поступает к рабочим форсункам двигателя. Минимальное напряжение срабатывания стоп-крана 16 В.
Органы управления системой запуска двигателей и газотурбинной установки размещены на щитке запуска, который расположен на левом пульте кабины экипажа (рис. 10). Назначение их следующее:
выключатель «Земля — Воздух» — для подачи напряжения к автоматике запуска;
переключатель «Левый — Правый» — для подключения автоматики к системе запуска соответствующего двигателя;
переключатель «Холодная прокрутка двигателя — Запуск» — для переключения панели АПД-27 на выработку соответствующей программы;
лампочка «Работа АПД» с белым светофильтром — для сигнализации о работе программного механизма панели АПД-27;
кнопка «Запуск»—для включения системы запуска в работу;
кнопка «Прекращение запуска двигателя» — для выключения электропитания стартера СТГ-18ТМО в случае прекращения запуска или холодной прокрутки двигателя.
На вертикальной панели левого пульта кабины экипажа установлены амперметр «Ток запуска» и вольтметр «Напряжение запуска». Амперметр предназначен для измерения тока в якорной обмотке стартера СТГ-18ТМО, вольтметр — для измерения напряжения, подводимого к этой обмотке. Шкала этого амперметра аналогична шкале амперметра генератора СТГ-
1 8ТМО. Вольтметр имеет деления от 0 до 75 В, цена деления 2 В» оцифровка —0, 20, 40, 60, 75 В.
На верхнем щитке летчиков под защитными колпачками установлены выключатели «Левый двигатель, запуск в воздухе» и «Правый двигатель, запуск в воздухе». Каждый выключатель предназначен для включения электропитания системы зажигания и электромагнитного клапана пускового топлива при запуске соответствующего двигателя в воздухе.
Якорная обмотка стартера питается электроэнергией от шины запуска. Остальные цепи системы запуска питаются от основных шин бортовой сети постоянного тока.
На центральном пульте летчиков установлены два выключателя «Стоп-краны.
Открыто — Закрыто», предназначенные для включения и выключения электропитания клапанов рабочего топлива. При положении выключателя «Закрыто» напряжение подводится к стоп-крану от аварийной шины через АЗР-6 «Останов двигателей», расположенного на щите АЗС.
Запуск двигателя от аэродромных источников электроэнергии. Перед запуском двигателя подготавливают вспомогательные системы, подключают аэродромные источники электроэнергии к бортовой сети. Выключатель «Стоп-краны» устанавливают в положение «Открыто».
На щитке запуска переключатель выбора двигателя «Левый — Правый» устанавливают в положение, соответствующее запускаемому двигателю, переключатель «Холодная прокрутка — Запуск двигателя» — в положение «Запуск двигателя» и переключатель «Земля — Воздух» — в положение «Земля».
Для включения системы в работу необходимо на 1—1,5 с нажать на кнопку «Запуск». В дальнейшем отсчет времени отработки программы запуска ведется с этого момента, который называют «нулевой» секундой.
На упрощенной схеме запуска двигателя (см. рис. 9) стрелками показаны направления токов в отдельных цепях системы и числами — время от начала запуска, в течение которого токи протекают в этих цепях. С момента нажатия кнопки «Запуск» и далее отработку заданной программы обеспечивает панель АПД-27.
На «нулевой» секунде включается в работу программный механизм, о чем сигнализирует горение лампочки «Работа АНД», затем включается электропитание клапана рабочего топлива, чем предотвращается преждевременная подача этого топлива в двигатель. Одновременно включается электропитание контактора 19, который подключает параллельно аэродромные источники электроэнергии к шине запуска. При этом источники остаются подключенными к бортовой сети. От стартер-генератора СТГ-18ТМО отключаются устройства, обеспечивающие регулирование и контроль его работы в генераторном режиме.
В результате срабатывания контакторов 8 включается электропитание стартера СТГ-18ТМО. Его обмотка возбуждения подключается к шине бортовой сети, а якорная обмотка — к шине запуска. Одновременно срабатывает контактор, включающий в цепь якорной обмотки стартера дополнительное сопротивление Rд, вследствие чего к этой обмотке подводится напряжение 3—7 В, и стартер медленно прокручивает ротор двигателя. Медленная раскрутка ротора двигателя в начале запуска необходима для выбора люфтов в редукторах. Затем включается система зажигания, чем обеспечивается «прожиг» свечей.
На 3-й секунде выключается электропитание контактора, который выключает из цепи якорной обмотки сопротивление Rд; от шины запуска к этой обмотке подводится напряжение 16—24 В, поэтому стартер начинает интенсивно раскручивать ротор двигателя.
На 9-й секунде срабатывает контактор 14, включающий последовательно в цепь обмотки возбуждения стартера угольный столб регулятора РУТ-600Д2. Так как этот столб представляет собой электрическое сопротивление, то уменьшаются ток в обмотке возбуждения и магнитный поток возбуждения, что приводит к увеличению оборотов стартера. После этого включается электропитание клапана пускового топлива, которое поступает к пусковым форсункам.
На 15-й секунде включаются контакторы 18, которые отключают аэродромный источник АР-2 от бортовой сети постоянного тока и подключают источники АР-1 и АР-2 к шине запуска последовательно. При этом напряжение на шине запуска увеличивается до 35—48 В, что вызывает увеличение оборотов стартера. В дальнейшем бортовая сеть постоянного тока питается от аэродромного источника электроэнергии АР-1. Одновременно отключается регулятор РУТ-600Д2, что обеспечивает менее резкое возрастание оборотов стартера, вызванное увеличением напряжения питания его якорной обмотки.
На 20-й секунде повторно включается регулятор РУТ-600Д2, в результате чего увеличиваются обороты раскрутки ротора двигателя. Затем выключается электропитание клапана рабочего топлива (стоп-крана). Топливо поступает в камеру сгорания и воспламеняется от факела пускового топлива.
На 28-й секунде выключаются система зажигания, электромагнитный' клапан пускового топлива — прекращается подача топлива к пусковым форсункам.
Когда частота вращения вала двигателя достигнет 33—48% по тахометру, сила давления воздуха за его компрессором станет достаточной для срабатывания пневмоэлектрического выключателя ВС-1А. При размыкании контактов выключателя обесточатся реле и контакторы, в результате чего произойдут следующие переключения:
выключится электропитание стартера СТГ-18ТМО;
аэродромные источники электроэнергии отключатся от шины запуска;
программный механизм панели АПД-27 переключится на ускоренную доработку программы, через несколько секунд доработает программу, установится в исходное положение и погаснет лампочка «Работа АПД».
Если по какой-либо причине частота вращения вала двигателя не достигнет 33—48% до 70-й секунды от начала запуска и его запуск не будет прекращен, то по истечении указанного времени программный механизм произведет те же выключения, которые происходят после срабатывания выключателя ВС-1А.
Запуск двигателя от бортовых источников электроэнергии. При запуске двигателя от бортовых источников электроэнергии предварительно осуществляют такую же подготовку, как перед запуском от аэродромных источников электроэнергии, которые в данном случае не подключают к бортовой сети. Необходимо также запустить газотурбинную установку, подключить к бортовой сети генератор ГС-24А, а бортовые аккумуляторные батареи — к основной и аварийной шинам, установив главный переключатель в положение «Борт», аварийный — в положение «Основная шина».
В момент нажатия кнопки «Запуск» срабатывают контакторы 20, которые выключают генератор ГС-24А из режима питания бортовой сети и включают его в режим питания стартера СТГ-18ТМО. В дальнейшем от этого генератора через шину запуска питается только якорная обмотка стартера, бортовая сеть получает питание от аккумуляторных батарей.
Регулирование напряжения генератора ГС-24А осуществляется коробкой ПРК-8А по сигналам, поступающим от программного механизма панели АПД-27. На различных этапах работы системы напряжение, подводимое к якорной обмотке стартера, имеет следующие значения (отсчет времени с момента нажатия кнопки «Запуск»):
Время, с………………0—3 3—9 9—15 15—20 20—28 28
Напряжение, В……….3—7 20—26 29—36 39—47 43—51 51—60
В остальном процесс отработки программы запуска происходит в такой же последовательности, как при запуске двигателя от аэродромных источников электроэнергии.
Холодная прокрутка двигателя. Во время холодной прокрутки двигателя стартер СТГ-18ТМО, как и при запуске, питается от аэродромных источников электроэнергии или от генератора ГС-24А.
Перед холодной прокруткой переключатель «Холодная прокрутка двигателя — Запуск» на щитке запуска устанавливают в положение «Холодная прокрутка двигателя», а выключатель «Стоп-кран» на центральном пульте летчиков — в положение «Закрыто». В результате этого во время холодной прокрутки не включаются регулятор РУТ-600Д2, система зажигания, к форсункам не подается пусковое и рабочее топливо. В остальном до 28-й секунды от момента нажатия кнопки «Запуск» отрабатывается программа, аналогичная программе запуска.
На 28-й секунде панель АПД-27 автоматически переключается на ускоренную доработку программы.
На 35-й секунде выключается электропитание стартера, источники электроэнергии отключаются от шины запуска, программный механизм устанавливается в исходное положение, гаснет лампочка «Работа АПД».
Запуск двигателя в полете. После запуска двигателей на земле выключатель «Земля — Воздух» на щитке запуска устанавливают в положение «Воздух», в котором он должен находиться в полете всегда. При таком его положении напряжение к автоматике запуска двигателей не подводится, поэтому со щитка запуска система не может быть включена в работу.
В полете разрешается запускать заведомо исправный двигатель и только в исключительных случаях.
После подготовки систем к запуску двигателя в воздухе включают выключатель «Запуск в воздухе» соответствующего двигателя на верхнем щитке летчиков. Этим включаются система зажигания и электропитание клапана пускового топлива, в результате чего это топливо поступает в камеру сгорания и воспламеняется.
Через 3—4 с после включения выключателя винт выводят из флюгерного положения. За счет авторотации винта раскручивается ротор двигателя.
Так как при этом выключатель «Стоп-кран» находится в положении «Открыто», то в камеру сгорания поступает рабочее топливо и двигатель запускается.
Необходимо помнить следующее:
нельзя включать выключатель «Запуск в воздухе» работающего двигателя, так как это приведет к попаданию воздуха в топливную систему, в результате чего двигатель может остановиться;
электромагнитный клапан пускового топлива, системы зажигания и вывода винта из флюгерного положения питаются от основной шины бортовой сети постоянного тока, поэтому в случае, когда оба генератора СТГ-18ТМО отключены от бортовой сети, перед запуском необходимо бортовые аккумуляторные батареи подключить к основной и аварийной шинам, установив аварийный переключатель на электрощитке энергетики в положение «Основная шина» (главный переключатель находится в положении «Борт»).
Контроль работы системы на земле. Во время запуска или холодной прокрутки двигателя, кроме параметров, характеризующих его работу, необходимо контролировать работу электрической системы запуска. При этом напряжение на якорной обмотке стартера СТГ-18ТМО, измеряемое по вольтметру «Напряжение запуска», должно изменяться в соответствии с программой, которая отрабатывается панелью АПД-27.
На любом этапе запуска или холодной прокрутки двигателя стрелка амперметра «Ток запуска» не должна зашкаливать за отметку 1000 А в течение более 3—4 с. Зависимость показаний этого прибора от времени, отсчитываемого с момента нажатия кнопки «Запуск», при запуске двигателя показана на рис. 11.
Напряжение бортовой сети постоянного тока, измеряемое по вольтметру «Напряжение», который расположен на электрощитке энергетики, не должно устойчиво падать ниже 16 В. Это обусловлено тем, что при напряжении менее 16 В не обеспечивается надежное срабатывание реле, контакторов и электромагнитных клапанов, что во время запуска двигателя не допустимо.
Отключение стартера контролируют по амперметру «Ток запуска». В момент его отключения стрелка прибора устанавливается на отметку «нуль». Во время запуска стартер должен отключиться при оборотах двигателя 33—48%.
Прекращение запуска и холодной прокрутки. Если не выполняется хотя бы одно из указанных выше условий, необходимо немедленно прекратить запуск или холодную прокрутку двигателя. Для прекращения запуска нужно установить выключатель «Стоп-кран» в положение «Закрыто» и нажать кнопку «Прекращение запуска».
При установке выключателя в положение «Закрыто» включается электропитание клапана рабочего топлива, поэтому прекращается подача топлива к рабочим форсункам. В результате нажатия кнопки «Прекращение запуска» отключаются стартер, система зажигания и электромагнитный клапан подачи пускового топлива. Для прекращения холодной прокрутки двигателя следует нажать кнопку «Прекращение запуска», т. е. отключить стартер.
Если во время запуска двигателя от аэродромных источников электроэнергии эти источники по какой-либо причине отключатся от бортовой сети, то необходимо немедленно подключить к бортовой сети аккумуляторные батареи, установив главный переключатель на электрощитке энергетики в положение «Борт», и после этого прекратить запуск двигателя.
При запуске двигателя на высокогорном аэродроме, где разрежен воздух, стартер при частоте вращения вала 48% может автоматически не выключиться. В этом случае его необходимо отключить, нажав кнопку «Прекращение запуска».
Рис. 11. Изменение показаний амперметра «Ток запуска» при запуске двигателя:
а — от аэродромных источников электроэнергии; б — от генератора ГС-24А и бортовых аккумуляторов
Останов двигателей. Перед остановом двигателей на земле следует:
проверить работоспособность стартер-генераторов СТГ-18ТМО, для этого убедиться, что лампочки «Отказ СТГ» не горят и амперметры обоих генераторов показывают токи их нагрузки;
после проверки генераторов выключить все потребители электроэнергии, за исключением систем, которые будут или могут быть использованы в процессе останова или после останова двигателей;
подключить бортовые аккумуляторы к основной и аварийной шинам, установив аварийный переключатель на электрощитке энергетики в положение «Основная шина» и отключить генераторы;
по вольтметру проверить напряжение бортовой сети (аккумуляторных батарей), которое должно быть не менее 24 В. Если напряжение аккумуляторов меньше 24 В, то они не обеспечат срабатывание стоп-крана, и останов двигателей производят путем аварийного флюгирования винтов.
Для останова двигателя необходимо выключатель «Стоп-кран» установить в положение «Закрыто». Этим включается электропитание клапана рабочего топлива, вследствие чего прекращается подача этого топлива к форсункам, и двигатель останавливается.
До полной остановки лопастей винтов запрещается отключать аккумуляторные батареи от бортовой сети или устанавливать выключатель «Стоп-кран» в положение «Открыто». При несоблюдении этих условий будет обесточен электромагнитный клапан рабочего топлива, это топливо поступит в камеру сгорания, что может вызвать пожар на двигателе.
Система запуска газотурбинной установки ТГ-16. Назначение и состав. Система запуска газотурбинной установки обеспечивает запуск, холодную прокрутку, прекращение запуска или холодной прокрутки в любой момент времени, а также останов двигателя ГТД-16 газотурбинной установки ТГ-16.
В состав системы запуска (рис. 12) входят следующие агрегаты: стартер ГС-24А, автоматическая панель запуска ПТ-16А, две катушки зажигания 1К.НО-11, две свечи зажигания СПН-4-3, электромагнитные топливные клапаны и маслоконтактор.
Стартер ГС-24А предназначен для раскрутки ротора газотурбинного двигателя ГТД-16.
Рис. 12. Упрощенная схема запуска турбогенератора ТГ-16:
1 — контактор включения обмотки возбуждения стартера ГС-24А; 2 — контактор включения якорной обмотки стартера; 3 — контактор включения дополнительного сопротивления в цепь якорной обмотки стартера; 4 — маслоконтактор; 5 — топливный клапан; 6 — катушка зажигания; 7 — свечи зажигания
Автоматическая панель запуска ПТ-16А включает в себя программный механизм, реле максимальных оборотов РМО-16, дополнительное сопротивление, электромагнитные реле и контакторы, которые предназначены:
программный механизм — для выработки временной программы запуска или холодной прокрутки двигателя; по устройству и принципу работы он аналогичен программному механизму панели АПД-27;
реле максимальных оборотов РМО-16 — для автоматического выключения электропитания стартера ГС-24А при запуске двигателя, когда частота вращения ротора достигнет 12 000— 15 000 об/мин;
дополнительное сопротивление — для изменения оборотов стартера путем изменения тока в его обмотке возбуждения.
Топливо поступает в камеру сгорания авиационного двигателя только в том случае, когда включено электропитание топливных клапанов.
Маслоконтактор подготавливает систему для работы генератора ГС-24А в режиме питания бортовой сети, когда при запуске газотурбинной установки ее ротор достигает частоты вращения 29 000 об/мин.
Управление работой системы осуществляется со щитка запуска двигателей и газотурбинной установки, где расположены соответствующие органы управления. Их назначение следующее:
выключатель «Подготовка запуска» — для подачи напряжения к автоматике системы;
переключатель «Холодная прокрутка ТГ — Запуск» —для включения соответствующего режима работы системы; . кнопка «Запуск ТГ» — для включения системы в работу;
кнопка «Останов ТГ» — для прекращения запуска, холодной прокрутки и останова двигателя газотурбинной установки.
На вертикальной панели левого пульта кабины экипажа установлены две сигнальные лампочки с зелеными светофильтрами. Лампочка «Запуск ТГ идет» горит во время работы программного механизма, а лампочка «ТГ запущен» — когда генератор ГС-24А подготовлен для питания бортовой сети постоянного тока.
Принцип работы. Автоматика системы запуска и электромагнитные топливные клапаны питаются непосредственно от бортовых аккумуляторов. Это исключает останов газотурбинной установки в том случае, когда после запуска от аэродромных источников переключают питание бортовой сети постоянного тока с аэродромных на бортовые источники и сеть кратковременно обесточится.
Стартер ГС-24А питается от основной шины бортовой сети постоянного тока, к которой перед запуском или холодной прокруткой газотурбинной установки подключают аэродромный источник электроэнергии или бортовые аккумуляторные батареи.
Если запуск или холодная прокрутка газотурбинной установки производится при работающих одном или обоих двигателях, то генераторы СТГ-18ТМО должны быть отключены от бортовой сети. Это вызвано тем, что в начальный момент раскрутки стартер ГС-24А потребляет большой ток, в результате чего при подключенных генераторах разрушились бы их предельные предохранительные муфты.
Перед запуском включают выключатель «Подготовка запуска» и переключатель «Холодная прокрутка ТГ — Запуск» устанавливают в положение «Запуск». После этого для включения системы нажимают на 1—1,5 с кнопку «Запуск ТГ». При этом включается программный механизм панели ПТ-16А, загорается лампочка «Запуск ТГ идет». В дальнейшем работой системы управляет программный механизм, отсчет времени ведется с момента его включения.
На «нулевой» секунде включается система зажигания («прожиг» свечей). Одновременно контактором 1 (см. рис. 12) подключается обмотка возбуждения стартера ГС-24А.
На 5-й секунде срабатывают контактор 2 и реле максимальных оборотов РМО-16, в результате чего замыкается цепь питания якорной обмотки стартера, который начинает раскрутку ротора установки. Контакты реле РМО-16 замыкаются за счет кратковременного включения питания его параллельной обмотки. После замыкания контактов реле через его последовательную обмотку протекает ток якорной обмотки стартера. Этот ток создает магнитное поле, которым контакты реле удерживаются замкнутыми.
На 8-й секунде включается электропитание топливных клапанов, топливо поступает в камеру сгорания. Одновременно контактором 3 в цепь обмотки возбуждения стартера включается сопротивление Rд, за счет чего уменьшается ток в этой обмотке и увеличиваются обороты раскрутки. С увеличением частоты вращения вала стартера ток в его якорной обмотке уменьшается. При частоте вращения вала 12 000—15 000 об/мин этого тока становится недостаточно для удержания контактов реле РМО-16 замкнутыми и они размыкаются, т. е. выключается стартер ГС-24А.
Когда ротор газотурбинного двигателя достигнет частоты вращения 29 000 об/мин, срабатывает маслоконтактор, который включает ГС-24А в генераторный режим, и загорается лампочка «ТГ запущен».
На 17-й секунде отключается система зажигания.
На 20-й секунде программный механизм приходит в исходное состояние (за исключением реле, включающих топливные клапаны) и гаснет лампочка «Запуск ТГ идет».
Перед холодной прокруткой газотурбинного двигателя переключатель «Холодная прокрутка ТГ—Запуск» устанавливают в положение «Холодная прокрутка ТГ». В результате этого система зажигания и топливные клапаны при холодной прокрутке не подключаются. Стартер включается и начинает раскрутку ротора газотурбинного двигателя в момент нажатия кнопки «Запуск ТГ». В остальном в течение 10 с программа отрабатывается так же, как при запуске.
На 10-й секунде стартер отключается.
На 20-й секунде дорабатывается программа и гаснет лампочка «Запуск ТГ идет»:
Во время запуска или холодной прокрутки газотурбинного двигателя необходимо контролировать напряжение бортовой сети постоянного тока, которое не должно устойчиво падать ниже 16 В.
Для прекращения запуска, холодной прокрутки или останова работающего газотурбинного двигателя нужно кратковременно нажать на кнопку «Останов ТГ». При нажатии кнопки во время запуска отключаются стартер, система зажигания и топливные клапаны, во время холодной прокрутки отключается стартер, а при работающем двигателе обесточиваются топливные клапаны.
Система запуска вспомогательной силовой установки. На самолетах последних выпусков взамен газотурбинной установки ТГ-16 устанавливается вспомогательная силовая установка. Электрооборудование вспомогательной силовой установки обеспечивает:
запуск двигателя установки на земле и в полете, а также его холодную прокрутку на земле;
питание стартера СТГ-18ТМО при запуске или холодной прокрутке двигателя АИ-24 на земле;
питание бортовой сети постоянного тока на земле и в полете.
В систему электрооборудования установки входят: генератор ГС-24Б, угольный регулятор напряжения РН-12ОУ, автомат защиты от перенапряжения АЗП-8М 4-й серии, дифференциально-минимальное реле ДМР-6000Т 2-й серии, панель ПТ-29, тахиметрическая сигнальная аппаратура ТСА-15УМ, а также коммутационная, защитная и сигнально-измерительная аппаратура (выключатели, АЗС, сигнальные лампы и т. п.).
Генератор ГС-24Б по назначению и принципу работы аналогичен генератору ГС-24А, а также может быть использован для питания бортовой сети постоянного тока в полете. В стартерном режиме ГС-24Б питается от бортовой сети постоянного тока, к которой в этом случае могут быть подключены аэродромный источник электроэнергии, бортовые аккумуляторы или хотя бы один генератор СТГ-18ТМО.
Угольный регулятор напряжения, автомат защиты от перенапряжения и дифференциально-минимальное реле обеспечивает работу генератора ГС-24Б в режиме питания бортовой сети.
Панель ПТ-29 и тахометрическая сигнальная аппаратура ТСА-15УМ обеспечивают автоматический запуск двигателя вспомогательной установки на земле и в полете, а также его холодную прокрутку на земле.
Органы управления системой запуска установки расположены на щитке запуска (см. рис. 10), который размещен на левом пульте кабины экипажа. Кнопки «Запуск в воздухе» и «Запуск на земле» служат для включения системы в соответствующих условиях, кнопка «Прекращение запуска» предназначена для выключения стартера ГС-24Б. Переключатель «Холодная прокрутка — Запуск» обеспечивает включение нужного режима работы системы, а переключатель «Управление лентой» — включение автоматического управления лентой перепуска воздуха за компрессором во время запуска двигателя. «Главный выключатель» предназначен для подачи напряжения от бортовой сети постоянного тока к автоматике запуска установки.
На левом пульте кабины экипажа установлены сигнальные лампочки «Работа ПТ-29» и «Лента открыта». Горение первой из них сигнализирует о работе программного механизма панели ПТ-29, а второй — об открытом положении ленты перепуска воздуха за компрессором вспомогательной силовой установки. Автоматы защиты цепей питания автоматики системы запуска установки расположены на щите АЗС.
Электроэнергетика самолета со вспомогательной силовой установкой имеет следующие особенности:
на самолете установлены три аккумуляторные батареи 12-САМ-28;
при запуске двигателя АИ-24 или вспомогательной силовой установки выключатель «Подкл. ГС-24 на бортовую сеть» должен быть выключен;
установленный на электрощитке энергетики переключатель «Запуск от аэрод. — Запуск от ГС-24» служит для переключения системы запуска двигателей АИ-24 на питание стартера СТГ-18ТМО от соответствующего источника электроэнергии.
Рис. 13. Схема флюгирования воздушного винта:
1 — кнопка «Частичное флюгирование»; 2— контактор включения электродвигателя флюгернасоса; 3— лампочка «Вывод из флюгера; 4 — сигнализатор вывода винта из флюгерного положения; 5 — лампочка «Флюгирование двигателя;» 6 — датчик включения флюгирования по отрицательной тяге; 7 — реле подготовки автоматического флюгирования по крутящему моменту; 8 — лампочка «Готовность автофлюгера; 9, 10— датчики ИКМ на давление масла 10 и 25 кгс/см2;
11 — датчик блокировки автоматического флюгирования по режимам работы двигателя; 12 — выключатель проверки автофлюгирования по ИКМ; 13 — электромагнитный клапан проверки сигнализации отрицательной тяги; 14— выключатель проверки сигнализации отрицательной тяги; 15 — сигнализатор отрицательной тяги
Порядок использования системы запуска вспомогательной силовой установки и контроля ее работы изложен в руководстве по летной эксплуатации и пилотированию самолета.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и