logo
opsspi / Уч

3.4. Операторы на рынке перспективных инфокоммуникационных услуг

Введение услуг широкополосного доступа (ШПД), особенно таких как Triple Play, когда в сервисный набор помимо цифровой телефонии входит высокоскоростной доступ в Интернет и многопрограммное ТВ-вещание, сталкивается с проблемой экономического консенсуса между потребителем и поставщиком услуги. Для снижения стоимости услуги предлагаются различные решения, в частности, создание так называемых «интеллектуальных домов», где сконцентрированы потенциальные пользователи, для которых создается мультисервисная инфраструктура связи.

Рис.3.4 Интеллектуальное здание

Одной из особенностей российского рынка является то, что предоставление услуг широкополосного доступа (xDSL,Wi-Fi,IP-TVи др.) пока еще чаще воспринимается лишь как использование некой технологии, позволяющей обеспечить высокоскоростной доступ в Интернет. Однако во многих развитых странах огромный спрос уже приходится на так называемыеконтент-ориентированные услуги.Это и набор услуг голосовой связи, и видео по запросу, и телевидение по запросу, это игрыon-line, это участие в телевикторинах, электронная коммерция, возможность работать вне офиса. Именно контент-ориентированные услуги приносят операторам большую часть дохода. И именно для этого нужен сегодня широкополосный доступ.

Сегодня в центре генерации услуг становится пользователь, который уже имеет личный набор информации и приложений и которому выгодно получать все затребованные им услуги в любом месте из единого устройства в рамках процесса персонализации связи, а также оплачивать все это с единого счета. При этом пользователю невыгодно иметь несколько терминалов, несколько номеров/адресов, несколько почтовых и голосовых ящиков, несколько систем защиты и пр. Так потребитель «подталкивает» рынок связи к конвергентным решениям.

Развитие современного рынка услуг связи подошло к той точке, в которой начинаются процессы конвергенции фундаментальных способов связи,в частности, фиксированной и мобильной. Эти процессы имеют целый ряд предпосылок, а именно:

Таким образом, на российском телекоммуникационном рынке набирает силу мировая тенденция интеграции коммуникационных и информационных технологий в МСС, приведшая к появлению целого спектра услуг нового типа - инфокоммуникационных. Растет интерес конечных потребителей к новым услугам, снижаются доходы операторов от традиционных услуг связи, усиливается конкуренция на всех уровнях операторской деятельности, идет процесс консолидации рынка.

По статистике операторов, доход от одного пользователя новых инфокоммуникационных услуг в несколько раз выше, чем от абонента традиционной телефонии.

Ведущие российские операторы фиксированной связи (филиалы МРК «Связьинвеста», крупные альтернативные региональные операторы) делают ставку на предоставление услуг Triple Play, которые продвигаются ими на рынок как услуги NGS.

Услуги следующего поколения (Next Generation Services, NGS)– это новое понятие, у которого пока нет четкого и общепризнанного определения. Однако у NGS уже можно выделить некоторые характерные свойства, а именно:

Первое свойство, в частности, обусловлено тем, что исторически большинство платформ для предоставления услуг было адаптировано к только одному виду сетей – либо ТфОП, либо СПС. Однако с развитием рынков услуг SIP и Wi-Fi-телефонии и появлением технологий «бесшовного» переключения между ними, а также услугами ТфОП и СПС возникает потребность в адаптации услуг NGS к разным видам терминалов одновременно.

Следует также отметить, что традиционные операторы фиксированных сетей, внедряя МСС нового поколения, зачастую преследуют еще одну цель - сокращение капитальных затрат и операционных расходов за счет создания единой мультисервисной транспортной среды для пропуска голосового трафика и трафика передачи данных.

По сравнению с традиционными телекоммуникационными сетями МСС, построенные по технологии NGN, лучше приспособлены для предоставления конвергентных услуг, в которых именно взаимодействие и взаимопроникновение базовых телекоммуникационных сервисов создает новое потребительское качество. Сегодня такие услуги нужны и частному, и корпоративному пользователю, и спрос на них будет только расти.

Этим и обусловлен серьезный интерес российских операторов связи к созданию МСС нового поколения.

Рассмотрим теперь подробнее два класса наиболее популярных у операторов услуг-VPN и Triple play.