11.5.1 Модель управления телекоммуникациями
Конкуренция и существенное расширение номенклатуры услуг связи на рынке привело к тому, что пользователя привлекает не столько наличие технической возможности организации связи, сколько качественные и количественные показатели, такие как гарантированное качество услуги, мобильность, универсальность оборудования доступа, гарантия совместимости различных стандартов, развитая и удобная система расчета. Поэтому эффективные решения в области управления телекоммуникациями являются ключевыми компонентами сетей связи любого масштаба – от локальных сетей до национальных и международных. Оператор сети должен иметь центр управления сетями и/или услугами связи, который позволит ему реализовывать следующие функции:
оптимально управлять существующими сетями и осуществлять проектирование перспективных сетей;
быстро внедрять новые услуги для привлечения новых пользователей и получения дополнительных источников доходов;
поддерживать нормативное качество обслуживания пользователей, включая минимизацию времени восстановления оборудования после сбоев и техническую поддержку пользователей;
достигать минимума затрат на эксплуатацию при оптимальном соотношении стоимость/производительность сети 8.
Для решения задачи разработки и внедрения системы управления телекоммуникациями Международный союз электросвязи (МСЭ) рекомендует использовать концепцию TMN - модели (Telecommunications Management Network),являющейся способом логического описания системы (сети) управления телекоммуникациями. Данная концепция предполагает многоуровневую иерархическую структуру управления телекоммуникациями (рисунок 11.8).
Рисунок 11.8 – Базовая модель сети управления телекоммуникациями 19
В составе модели выделяется пять уровней:
уровень сетевых элементов, к которому относится сетевое оборудование: каналы, коммутационные системы, мультиплексоры, каналообразующая аппаратура и т. д.;
уровень управления элементами сети – представляет собой элементарные системы управления, которые управляют отдельными элементами сети (данный уровень изолирует верхние уровни системы управления от деталей и особенностей управления конкретным оборудованием);
уровень управления сетью – координирует работу систем управления предыдущего уровня, контролирует конфигурацию составных каналов, согласует работу транспортных подсетей разных технологий и т. п. (с помощью этого уровня сеть начинает работать как единое целое, передавая сообщения между пользователями);
уровень управления услугами – охватывает те аспекты функционирования сети, с которыми непосредственно сталкиваются абоненты или другие поставщики услуг и выполняет следующие функции: контроль качества сервиса, контроль выполнения условий контрактов на обслуживание, управление регистрационными записями абонентов и услуг, добавление или удаление пользователей, присвоение адресов, организация автоматизированных систем расчетов, взаимодействие с внешними управляющими системами;
уровень бизнес-управления – осуществляет стратегическое управление сетью с учетом финансовых аспектов деятельности организации, владеющей сетью.
Задачи управления сетью подразделяются на функциональные области:
Управление конфигурацией сети и именованием - устанавливает и модифицирует параметры элементов сети и всей сети в целом. С помощью этой группы задач определяются сетевые адреса, идентификаторы, географическое положение таких элементов как коммутационные станции, маршрутизаторы, интерфейсы «пользователь-сеть» и другие. Конфигурация сети обычно отображается на карте реальными связями между ее элементами. Управление конфигурацией сети и ее элементов может быть реализовано автоматически, полуавтоматически и вручную. В эту же группу функций входит и настройка маршрутизаторов корпоративных сетей для поддержки маршрутов и виртуальных путей «из конца в конец».
Управление устранением последствий отказов – в эту группу функций входит обнаружение и устранение последствий отказов и сбоев в работе сети (регистрация сообщений об ошибках, их фильтрация по заданному признаку, анализ причин отказов), маршрутирование потоков сообщений об ошибках к требуемому объекту системы управления, выявление проблем, для решения которых требуется привлечение специалистов. В телекоммуникационных сетях общего пользования управление устранением последствий отказов может быть реализовано как автоматически, так и полуавтоматически. В полуавтоматическом режим система управления оформляет документы, контролирует этапы восстановительных работ, а операции восстановления работоспособности отказавших элементов выполняют люди.
Управление производительностью и надежностью – специфические функции этих задач:
- контроль выполнения соглашения об уровне обслуживания пользователей (SLA–ServicesLevelAgreement);
- контроль интенсивности трафика направлений связи или виртуальные соединения;
- определение коэффициента готовности элемента сети (системы передачи, коммутационной станции, виртуального соединения «из конца в конец» в сети с пакетной коммутацией);
- анализ производительности и надежности сети для целей планирования и оперативного управления.
Управление безопасностью –в конкретной системе управления сетью функции управления безопасностью могут отсутствовать. Оператор телекоммуникационной сети может приобрести специальный продукт управления безопасностью, который обеспечит аутентификацию пользователей, управление полномочиями, назначение и проверку прав доступа к ресурсам сети, если эти функции не реализуются уже функционирующими операционными системами элементов сети.
Учет работы сети –в эту группу включены функции регистрации использования таких ресурсов сети, как тракты, соединения, каналы, службы, начисление платы за использование этих и других ресурсов.
- Сети связи и системы коммутации Учебное пособие
- 210406 – Сети связи и системы коммутации
- Екатеринбург
- Содержание
- 2 Общие принципы построения телефонных сетей 25
- 2.5 Внутризоновые телефонные сети 33
- Введение
- 1 Основы построения телекоммуникационных сетей
- 1.1 Понятие системы и сети связи
- 1.2 Этапы развития сетей и их классификация
- 1.3 Основные способы построения телекоммуникационных сетей связи
- 1.4 Эталонная модель взаимодействия открытых систем
- 1.5 Методы коммутации в телекоммуникационных сетях
- Дейтаграммный (датаграммный),при котором пакеты движутся по сети независимо друг от друга любыми свободными маршрутами;
- Для коммутации пакетов присущи следующие фазы установления соединения:
- 1.6 Стандартизация в области телекоммуникаций
- Вопросы для самоконтроля
- 2 Общие принципы построения телефонных сетей
- 2.1 Общегосударственная система автоматической телефонной связи
- 2.2 Построение городских телефонных сетей (гтс)
- 2.2.3 Гтс с узлами входящих сообщений (увс)
- 2.2.4 Гтс с узлами исходящих (уис) и входящих сообщений (увс)
- Максимальная емкость сети 8000000 номеров. Экономически выгодная емкость 5-6 млн. Номеров.
- 2.3 Перспективы развития гтс
- 2.3.1 Стратегия перехода от аналоговых гтс к цифровым
- 2.3.2 Структура цифровых гтс
- 2.4 Построение сельских телефонных сетей (стс)
- 2.5 Внутризоновые телефонные сети
- 2.6 Организация междугородной сети
- Вопросы для самоконтроля
- 3 Абонентский доступ
- 3.1 Оконечные устройства тракта телефонной передачи
- 3.1.1 Характеристики речевых сигналов
- 3.1.2 Состав телефонного аппарата
- 3.1.3 Структурная схема кнопочного телефонного аппарата
- 3.2 Базовая структура сети абонентского доступа
- 3.2.1 Структура типовой абонентской сети
- 3.2.2 Базовая структура сети доступа
- Вопросы для самоконтроля:
- 4 Основы автоматической коммутации
- 4.1 Структура системы коммутации
- 4.2 Элементная база систем коммутации
- 4.3 Коммутационные поля
- 4.3.1 Структура коммутационного поля
- 4.3.2 Модель коммутационной системы
- 4.3.3 Управляющие устройства
- 5 Аналоговые системы коммутации
- 5.1 Координатные атс
- 5.1.1 Структура атск
- 5.1.2 Коммутационное оборудование
- 5.1.3 Управляющие устройства
- 5.2 Квазиэлектронные атс
- 5.2.1 Структура атскэ
- 5.2.2 Коммутационное оборудование
- 5.2.3 Управляющие устройства
- Вопросы для самоконтроля
- 6 Цифровые системы коммутации
- 6.1 Функциональная архитектура цск
- 6.1.1 Функциональная архитектура современной цск
- 6.1.2 Интерфейсы цск
- 6.1.3 Абонентские интерфейсы
- 6.1.4 Интерфейсы сети доступа
- 6.1.5 Сетевые интерфейсы
- 6.2 Структура цск
- 6.3 Оборудование доступа к цск
- 6.3.1 Модуль аналоговых абонентских комплектов
- 6.3.2 Цифровой абонентский доступ
- 6.4 Системы управления в цск
- 6.4.1 Классификация систем управления
- 6.4.2 Фазы работы управляющих устройств
- 6.5 Коммутационные поля цск
- 6.5.1 Виды цифровой коммутации
- 6.5.2 Особенности коммутационных полей цск
- 6.6 Программное обеспечение цск
- 6.6.1Понятие алгоритмического и программного обеспечения
- 6.6.2 Состав по цск
- 6.6.3Этапы проектирования по цск
- 6.6.4Основные принципы построения по цск
- 6.6.5 Структура данных по
- 6.7 Современные цск
- 6.7.4 Цск s-12 (Система 12)
- Вопросы для самоконтроля
- 7 Системы сигнализации в телекоммуникациях
- 7.1 Классификация протоколов сигнализации
- 7.2 Абонентская сигнализация
- 7.2.2 Передача номера абонента по абонентской линии
- 7.3 Системы межстанционной сигнализации
- 7.3.1 Классы систем межстанционной сигнализации
- 7.3.2 Сигнализация 2вск
- 7.3.3 Сигнализация токами тональных частот
- 7.3.4 Примеры протоколов сигнализации токами тональных частот
- 7.4 Общеканальная система сигнализации окс№7
- 7.4.1 Понятие и режимы работы окс№7
- 7.4.2 Передача сигнальных сообщений
- Вопросы для самоконтроля:
- 8 Основы теории телетрафика
- 8.1 Предмет и задачи теории телетрафика
- 8.2 Характеристики и свойства потоков вызовов
- 8.2.1 Основные понятия случайного процесса в системе массового обслуживания
- 8.2.2 Характеристики и свойства потоков вызовов
- 8.2.3 Длительность обслуживания вызовов
- 8.3 Характеристики систем обслуживания вызовов
- 8.4 Понятие телефонной нагрузки и ее виды
- Вопросы для самоконтроля
- 9 Сети подвижной связи
- 9.1 Характеристика сетей подвижной связи
- 9.2 Сотовые системы подвижной связи (сспс)
- 9.2.4 Методы множественного доступа
- Вопросы для самоконтроля
- 4 На какие виды делятся сспс по диапазону частот?
- 10 Основы документальной электросвязи
- 10.1 Сети телеграфной связи
- 10.1.1Виды телеграфных сетей
- 10.1.3 Сеть абонентского телеграфирования
- 10.2 Принципы организации факсимильной связи
- 10.2.1 Принцип факсимильной передачи сообщений
- 10.2.2 Организация факсимильной связи
- 10.2.3 Клиентская служба Бюрофакс
- 10.3 Система Видеотекст
- 10.3.1 Характеристика и услуги службы Видеотекст
- 10.3.2 Построение системы Видеотекст
- 10.4 Сети передачи данных
- 10.4.1 Классификация компьютерных сетей
- 10.4.2 Локальные сети
- 10.4.3 Телефонная связь в локальной сети
- 10.4.4 Глобальная связь в глобальной сети Интернет
- 10.5 Интеграция услуг документальной электросвязи
- 10.5.1 Единая система документальной электросвязи (есдэс)
- 10.5.2 Многофункциональные терминалы есдэс
- Микропроцессор выполняет следующие основные функции:
- Вопросы для самоконтроля
- 11 Тенденции развития телекоммуникационных сетей
- 11.1 Цифровая сеть с интеграцией обслуживания (цсио)
- 11.2 Интеллектуальная сеть
- 11.3 Конвергенция сетей
- 11.4 Концепция сетей связи следующего поколения ngn
- 11.4.1 Понятие инфокоммуникационных услуг
- 11.4.2 Понятие мультисервисной сети. Классификация услуг мультисервисной сети
- 11.4.3 Архитектура сетей связи следующего поколения
- 11.5 Управление телекоммуникационными сетями
- 11.5.1 Модель управления телекоммуникациями
- 11.5.2 Управление есэ рф
- Вопросы для самоконтроля:
- Список сокращений
- Литература
- Приложение 1
- Сети связи и системы коммутации Учебное пособие
- 620109, Екатеринбург, ул. Репина, 15