Тарировка тензометрических измерителей силовых параметров
Для того чтобы иметь возможность по показаниям микроамперметра μА определять величину силы или крутящего момента, проводится экспериментальная тарировка системы измерения. На рис. 19, б) приведена структурная схема установки для тарировки системы измерения силы.
Для выполнения тарировки силоизмерительный датчик 2 с наклеенными тензометрическими преобразователями устанавливают в нагружающее устройство 1 так, чтобы при подвешивании тарировочных гирь 4 на подвес 3, упор нагружающего устройства воздействовал на датчик 2 с силой Fд. Допустим, что измерительная система должна обеспечивать измерение силы, в диапазоне от Fmin= 0H, до Fmах= 600H. Необходимо определить абсолютную ΔF и относительную погрешности измерения системы.
Для решения поставленной задачи будем дискретно нагружать измерительный датчик 2 силой Fд, поочередно подвешивая тарировочные гири 4 на подвес 3. Учитывая плечи рычагов, усилие Fд на датчике будет равно:
(2.6)
где Fгр – вес тарировочных гирь.
а) б)
Рис. 19. Тарировочный график и структурная схема установки для тарировки системы измерения силы
В процессе нагружения значения силы Fд и показания Iис измерительного микроамперметра μА будем заносить в таблицу 2.1.
После окончания нагружения тарировка продолжается в режиме разгружения датчика. При этом последовательно убирают тарировочные гири и заносят полученные результаты в ту же таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Режим нагружения датчика | |||||||
Усилие на датчике Fд , [H] | 0 | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 |
Показания микроамперметра, Iис [μА] | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Режим разгружения датчика | |||||||
Усилие на датчике Fд , [H] | 0 | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 |
Показания микроамперметра, Iис [μА] | 0,11 | 6,2 | 11,9 | 16,7 | 21,2 | 26 | 30 |
После полного разгружения датчика строят тарировочный график (см. рис. 19, а). Полученный вид графика в виде петли носит название – петля гистерезиса. Её наличие объясняется трением между элементами измерительной системы. Чем больше трение, тем больше площадь петли гистерезиса, а, следовательно, и погрешность измерений.
Используя результаты тарировки, определяют коэффициент К преобразования измерительной системы:
, (2.7)
Для приведенного выше примера тарировки коэффициент преобразования имеет значение: = 20.
Далее определяют погрешности измерения. Так абсолютная погрешность измерения ΔF системы измерения силы может быть определена как максимальное значение разности:
(2.8)
где Iнагр - показания прибора в режиме нагружения датчика, Iразгр - показания прибора в режиме разгружения датчика. При этом оба показания Iнагр и Iразгр берутся при одинаковых значениях нагрузки на измерительный датчик.
Для приведенного выше примера тарировки максимальное значение абсолютной погрешности наблюдается при нагрузке на датчик 200 Н (см. таблицу 2.1). Его величина равна:
20 = 1,920 = 38 Н.
Относительная погрешность измерения силы определяется исходя из выражения:
(2.9)
Для приведенного выше примера тарировки относительная погрешность измерения имеет значение: = 6,3%
Тарировка тензометрических измерителей крутящего момента выполняется аналогично, по вышеприведенной методике. Для этого собирают установку, внешний вид которой представлен на рис. 20. Устанавливают в неё тензометрический вал 1, с наклеенными на него тензометрическими преобразователями. Один конец тензовала 1 жестко закрепляется в точке 3. С противоположного конца к тензовалу прикрепляют тарировочный рычаг 2 с подвесом 4. В процессе тарировки на подвес 4 крепят тарировочные грузы 5, имеющие эталонные массы.
Рис. 20. Установка для тарировки тензометрического вала
В процессе тарировки дискретно нагружают тензовал 1 крутящим моментом Мкр, поочередно подвешивая тарировочные гири 5 на подвес 4. Учитывая плечо L рычага 2, крутящий момент Мкр, будет равен:
Мкр = Fгр L (2.10)
В ходе последовательного нагружения, а затем и разгружения тензовала все значения крутящего момента Мкр и показания измерительного микроамперметра Iис заносят в таблицу, аналогичную таблице 1.1.
Используя результаты тарировки, строят график зависимости тока измерительной системы Iис от величины приложенного к тензовалу крутящего момента Мкр (аналогичный, представленному на рис. 20, а). Затем определяют коэффициент К преобразования измерительной системы по формуле:
, (2.11)
Далее определяют погрешности измерения. Абсолютная погрешность измерения системы крутящего момента ΔМ определяется по формуле:
, [Нм]. (2.12)
Оба показания Iнагр и Iразгр берутся при одинаковых значениях крутящего момента на тензовалу, при максимальном модуле разности (Iнагр - Iразгр).
И в заключении определяется относительная погрешность системы измерения крутящего момента - по формуле:
(2.13)
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Методологические основы научного познания и творчества
- Формулирование цели и постановка задач исследования
- 2. Теоретические и эмпирические методы исследования
- Методика планирования экспериментального исследования
- Тема 3. Изучаемые вопросы: Методика планирования экспериментального исследования; Цель планирования экспериментального исследования; Определение объема выборки методом проверки статистических гипотез.
- Оборудование для задания тестовых режимов
- Измерительные приборы и системы, используемые при проведении научных исследований
- Измерение сил с помощью тензорезисторного моста
- Тарировка тензометрических измерителей силовых параметров
- Измерение давления
- Измерение интервалов времени
- Измерение скорости вращения
- Измерение угла поворота вала
- Измерение температуры
- Термопреобразователи сопротивления
- Анализ температурных полей
- Гироскопический метод измерения углов
- Измерение расхода топлива расходомером поршневого типа
- Оборудование для визуализации результатов измерений
- Тема 6. Изучаемые вопросы: Принцип работы электронно-лучевого осциллографа; Калибровка электронно-лучевого осциллографа.
- Аналого-цифровое преобразование измеряемых сигналов
- Тема 7. Изучаемые вопросы: Числовой код и представление чисел в виде двоичного кода; Принцип аналого-цифрового преобразования.
- Метрологические характеристики аналого-цифрового преобразования
- Теория и методология научно-технического творчества
- Статистические характеристики
- Аналитические научные исследования на автомобильном транспорте
- Аппроксимация данных с использованием метода наименьших квадратов
- Построение трендовых моделей при помощи диаграмм
- Регрессионный анализ
- Тема 11. Изучаемые вопросы. Методика проведения регрессионного анализа; Построение модели множественной регрессии в среде mikrosoft excel.
- Пример использования множественной линейной регрессии
- Контрольные вопросы
- Список основной литературы:
- Список дополнительной литературы:
- Оглавление
- Основы научных исследований Учебно-методическое пособие
- Иркутский государственный технический университет
- 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83