На изменение условий труда и характер производства.
Во второй половине ХХ века человечество вступило в новый этап своего развития. Закончился этап индустриального развития и начался переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот переход, получил название информатизации. Информатизация охватывает все сферы деятельности человека и, прежде всего, элементы рыночной инфраструктуры экономики:
-
сеть оптовой и розничной торговли;
-
товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда, ярмарки др.;
-
сети банков и кредитно-финансовых учреждений;
-
складское и транспортное хозяйство;
-
страховые компании;
-
сеть независимых посреднических фирм и контор, оказывающих различные услуги, в том числе и информационные, субъектам рынка;
-
налоговую службу;
-
аудиторскую службу;
-
систему подготовки и переквалификации кадров и т.д.
Именно информатизация призвана обеспечить решение проблем экономической реформы и на этой базе существенно повысить жизненный уровень людей, усовершенствовать структуру и ускорение процессов, определяющих научно-технический прогресс, усовершенствовать общественные, производственные, правовые отношения.
Информатизация – это процесс создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни людей.
Информатизация необходимое условие научно-технического прогресса в обществе. По мнению специалистов-экспертов, любая страна, насколько бы индустриально развитой она ни была, перейдет в разряд стран третьего мира, если опоздает с информатизацией. Процесс перехода к информационному обществу происходит в разных странах неодновременно. Темпы его развития также разные. Первыми на этот путь встали в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века США, Япония и страны Западной Европы.
При этом информация становится важнейшим стратегическим ресурсом и занимает ключевое место в жизни человеческого общества в производственной и социальной сферах. Например, в информационном процессе, каким является управленческая деятельность, информация выступает как один из возможных ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами. Прежде, чем создать новый материальный или интеллектуальный продукт, необходимо провести большую работу по сбору, обработке и анализу информации о существующих аналогах, методах и способах его создания, рыночном спросе, конкурентоспособности и т.д.. В настоящее время выработка научного понятия информации дала людям новые знания об окружающем нас мире, показала новую сторону материального единства мира. Это позволило подойти с единой точки зрения ко многим, ранее казавшимися совершенно различными процессам. Например, что общего в передаче сообщений по техническим каналам связи, развитии биологических систем, работе компьютеров, функционировании нервной системы человека, автоматическом управлении различными процессами? Все это, помимо затрат энергии и материальных затрат, связано с передачей, хранением и обработкой информации. Информация во всех этих процессах играет роль, аналогичную понятию энергии в физике, дающему возможность с общей точки зрения описать самые различные физические явления. Поэтому понятие информации – одно из самых фундаментальных в современной жизни. Наряду с понятиями “вещество” и “энергия” оно составляет основу современной научной картины мира, является одной из категорий мироздания.
Источниками информации являются, прежде всего, природные объекты: галактики, планеты, звезды, леса, луга, растения, животные, люди и т.д. Вместе с тем, по мере развития науки и техники, источниками информации становятся научные эксперименты, машины, аппараты, технологические процессы. Источники информации в то же время являются и приемниками (потребителями) ее. Различные источники информации порождают разные способы и методы ее представления в виде звуковых, электрических, световых и других сигналов, в виде речи человека или письменного сообщения, в виде графических знаков дорожного движения, рисунков, чертежей, видеороликов, различных таблиц и т.д.
Информация, полученная в ходе научно-исследовательских опытов и экспериментов, или получаемая от работников, собирающих данные непосредственно на производстве о производственных и хозяйственных операциях, о материально-энергетических, трудовых и финансовых затратах, выпуске продукции, фактах приобретения и продажи товаров и т.д., впервые сформулированная и документированная, или информация, характеризующая технологический процесс и собираемая техническим устройством от датчиков с целью выработки управляющих сигналов, является первичной. Собранная первичная информация накапливается, структурируется, обрабатывается, анализируется и передается в пункты потребления информации для использования. Это уже вторичная информация – информационный продукт.
В зависимости от сферы применения информацию можно подразделить на следующие виды: политическая, техническая, экономическая, геологическая, криминалистическая, биологическая, химическая и т.д. Отдельно выделяют логическую информацию, адекватно отображающую объективные закономерности природы, общества и мышления. Это научная информация. Огромный объем составляет управленческая информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, обеспечивает решение задач организационно-экономическо-го управления народным хозяйством и его звеньями. Это разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического, демографического и другого содержания. В информационном процессе, каким является управленческая деятельность, информация выступает как один из возможных ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами. Она позволяет принимать как краткосрочные решения, так и на длительную перспективу.
Важнейшей составляющей управленческой информации является информация экономическая. Она отражает социально-экономические процессы, как в сфере производства, так и в непроизводственной сфере, во всех органах и на всех уровнях управления: государственного, отраслевого, регионального, местного, управления концернами, холдингами, фирмами и т.д.
Свойства информации. Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает. Поэтому можно выделить три группы внешних свойств, важнейшими из которых являются свойства информации с точки зрения потребителя.
Сформулируем следующие определения свойств информации.
-
Релевантность – способность информации соответствовать нуждам потребителя.
-
Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс.
-
Своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный для него момент времени.
-
Доступность – свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем.
-
Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации.
-
Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок. Это особенно важно для алгоритмов и компьютерных программ.
Научная информация характеризует не взаимоотношение «информация-потребитель», а взаимоотношение «информация - отражаемый объект или явление», то есть это уже следующая группа внешних свойств информации. Здесь наиболее важным является свойство адекватности.
Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющим себя через релевантность и достоверность.
Среди внутренних свойств информации важнейшими являются также объем (количество) информации и ее внутренняя организация (структура). О количестве и структуре информации более подробно мы будем говорить далее. Здесь же кратко заметим, что по способу внутренней организации информацию делят на две группы.
-
Данные, то есть простой, логически неупорядоченный набор сведений.
-
Логически упорядоченные, организованные определенным образом наборы данных (таблицы, массивы, базы данных и т.д.). Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию – знания. Знания, в отличие от данных, представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа.
Можно отметить также свойства информации, связанные с процессом ее хранения. Здесь важнейшим свойством является живучесть – способность информации сохранять свое качество с течением времени. К этому можно добавить еще свойство уникальности. Уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре.
Особенностью экономической информации является отражение актов производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей (цифровые значения). Это предопределяет возможность широкого применения компьютерной техники в экономике.
Вторая особенность экономической информации – ее цикличность. Для большинства производственных и хозяйственных процессов характерна повторяемость составляющих их стадий и информации, отражающей эти процессы. Цикличность позволяет, однажды создав программу машинного счета, многократно ее использовать.
Экономическая информация непременно отражается в материальных носителях или передается по каналам связи. Для повышения достоверности передача и обработка ведутся лишь юридически оформленной информации (с подписями ответственных лиц, с кодами, подтверждающими достоверность передающих сообщений и т.д.).
Еще одна особенность экономической информации – ее объемность. Качественное управление экономическими процессами невозможно без детальной информации о них. Экономическая информация описывает разные сущности, как простые, так и сложные, имеющие определенные свойства. Например, материал обладает массой, габаритами, имеет цену, относится к конкретному виду материальных ресурсов и т.д.
Совокупность сведений, отражающих какую-либо сущность, называют информационной совокупностью. Информационные совокупности могут быть разного уровня и иметь иерархическую структуру. Так, данные о поставщике включают его наименование и адрес, номенклатуру поставляемой продукции, условия поставки, фактические сведения о произведенных поставках и т. д.
Информационная совокупность, неделимая далее на более мелкие смысловые единицы, получила название реквизита. Различают два вида реквизитов: реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Первые характеризуют качественные свойства отражаемых сущностей. Вторые представляют собой количественные величины, характеризующие данную сущность.
Сочетание одного реквизита-основания с одним или несколькими соответствующими ему реквизитами-признаками образует показатель. Показатель является информационной совокупностью наименьшего состава, достаточной для образования самостоятельного сообщения или формирования документа. Например, информационная совокупность «23 вагона угля» состоит из реквизита-основания «23» и реквизитов-признаков «вагона» и «угля», что вполне отражает экономический смысл сообщения и потому является показателем.
Умение определить количество и состав реквизитов в документе позволяет оценить его уровень информативности, рассчитать при необходимости объемы информации в документе. Зная максимальную разрядность каждого реквизита и число таких документов, можно рассчитать общий объем информации.
Изобретение и освоение человеческого языка, устная речь выделили человека из мира животных. Это позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать и увеличивать приобретенную информацию (знания). С этого момента в развитии процессов накопления, хранения, обработки и передачи информации выделяют четыре революционных этапа, давшие мощный толчок новым информационным технологиям:
-
возникновение письменности – появилась возможность фиксации, накопления и передачи знаний от поколения к поколению;
-
изобретение книгопечатания – позволило радикальным образом изменить культуру и организацию деятельности в обществе, поскольку воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу. Это повысило сохранность информации, доступность к ней большого числа людей и точность ее воспроизведения;
-
открытие электричества – появились радио, телефон, телеграф, магнитная запись, кино, позволившие оперативно передавать и накапливать информацию в больших объемах;
-
появление полвека тому назад компьютеров – появилась возможность индустриальной обработки информации и создания телекоммуникационных компьютерных систем.
Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах жизнедеятельности человека привели к росту потребностей в знаниях, то есть к росту научно–технической информации. Быстрыми темпами расширяется познание человеком окружающего мира. Чуть ли не ежедневно мы становимся свидетелями все новых открытий, синтеза новейших материалов, совершеннейшей уникальной техники и технологий.
Велики потоки информации в производстве. Для управления любым экономическим объектом необходимо располагать и манипулировать определенными сведениями о его фактическом и желаемом состояниях. Ежегодно выпускаются миллионы наименований и типоразмеров продукции, с которой связаны огромные объемы конструкторской, технологической, потребительской и другой информации. Например, к концу 80-х годов в СССР ассортимент выпускаемых в народном хозяйстве изделий насчитывал около 20 млн. наименований и типоразмеров. Реализация продукции для населения осуществлялась через 1 млн. предприятий розничной торговли и общепита. Среди производителей было 44 тыс. промышленных предприятий, 32 тыс. строительных организаций, 47 тыс. сельхозпредприятий и т.д. Легко подсчитать общее число межхозяйственных связей, требующих полной и достоверной информации. Составляются миллиарды различных нормативных, учетных документов, планов, прогнозов, финансово-бухгалтерских документов, отчетов, калькуляций, расчетных ведомостей, накладных на отпуск товаров, счетов на оплату и т.д.
Огромны потоки статистической информации о развитии народного хозяйства для координации всех отраслей промышленности и изучения развития отдельных районов страны. Добавьте общественно-политическую и рекламную информацию на телевидении, радио, в печатных изданиях, информацию в сфере искусства, художественную литературу и получите безбрежный информационный океан.
При резком увеличении коммуникабельности людей информационные потоки растут лавинообразно. Если общая сумма человеческих знаний еще совсем недавно, в начале ХХ века, удваивалась каждые 50 лет, то к 1950 году удвоение происходило уже каждые 10 лет, к 1970 году – каждые пять лет, а к началу 90-х годов – каждые 1,5-2 года.
Сегодня речь идет уже о так называемом информационном взрыве (кризисе перепроизводства информации), негативными явлениями которого являются:
-
избыточность информации, затрудняющая восприятие потребителем полезных, необходимых ему данных;
-
противоречия между ограниченными информационными возможностями человека и мощными потоками информации;
-
возникновение экономических, политических и других социальных барьеров (например, по причине секретности), препятствующих распространению информации.
Если до середины ХХ века основными предметами труда были материальные объекты, а экономическая мощь государства определялась его материальными, энергетическими, финансовыми, природными, трудовыми и другими ресурсами, то сейчас появилось понятие информационных ресурсов государства. Это научные теории, открытия, изобретения, сведения о недрах земли и океанов, проекты новейшего оборудования и приборов, математические модели экономики и человеческого общества и многое другое, в том числе программное обеспечение компьютеров. Это то, что определяет интеллектуальную мощь современного государства. Это знания предыдущих и настоящего поколений людей. В отличие от других ресурсов, например природных, информационные ресурсы со временем не убывают, а, наоборот накапливаются все в больших объемах. Еще раз подчеркнем, что именно информационные ресурсы становятся движущей силой общества.
Общество становится все более информационным. Информационное общество – это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлены для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода пассивных форм его (книги, журналы, технические отчеты о выполненных научно-исследовательских работах, базы данных и т.д.) в активные формы (модели, алгоритмы, проекты, программы и др.). Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, то есть в его стоимости произойдет увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. Деятельность людей сосредоточивается главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии все больше перекладывается на роботов, автоматические машины, линии и системы. Так, например, в докладе Бюро трудовой статистики США в 1992 г. приведен прогноз уменьшения численности на сборочных линиях в станкостроительной отрасли с 330 тыс. человек в 1990 году до 14 тыс. человек в 2005 г.
Влияние информатизации на производственные отношения и характер труда. Информатика оказывает столь сильное воздействие на экономическую, социальную, научно-техническую и культурную сферы жизни современного общества, что повлечет за собой радикальные изменения не только в сфере производства и деловой активности людей, но и всей социальной сферы.
Влияние информационных технологий на сферу труда в США можно назвать поистине революционным. Так, по прогнозам, к 2006 году около половины экономически активного населения страны либо будет занято в отраслях, производящих информационные технологии, либо станет активно использовать их в своей работе. Здесь имеется в виду широкое использование персональных компьютеров, количество которых уже перевалило за 110 млн. единиц; компьютерного оборудования, контролирующего работу производственных систем, и, прежде всего робототехники; компьютеров, управляющих товароматериальными запасами, что позволило радикально трансформировать систему материально-технического снабжения предприятий, установив надежные связи между поставщиками и оптовыми покупателями продукции в режиме on-line; компьютерных систем проектирования и дизайна, многократно увеличивающих производительность инженерного труда; компьютеров и телекоммуникационных технологий на финансовых рынках и в банковской сфере, обеспечивающих все виды финансовых транзакций без участия огромного числа банковских служащих; телекоммуникаций, включая быстро развивающуюся сотовую связь; и, наконец, возможностей Интернета. В настоящее время среди 110 млн. человек взрослого населения (от 18 лет и старше) в России максимальная аудитория Интернета на сегодня составляет 8,5 – 9%, в то время как в США уже в 2000 году было 133 млн. пользователей. Объем продаж через «глобальную паутину» в США превысил 300 млрд. долларов (таков объем продаж всей автомобильной промышленности США).
Благодаря информатизации реализуется принцип дальнодействия, осуществляется планирование программ целевого управления на основе эффективного использования прошлого опыта и высокоорганизованных знаний. Внедрение информационных технологий, как правило, ведет к изменению промышленных технологий, переоснащению производства, созданию и внедрению новых видов энергии, созданию и распространению новых видов продукции и, даже к перепрофилированию отдельных производств. Результатом утверждения нового технологического уклада является обесценивание старых технологий и продуктов их применения. Наибольшему обесцениванию подвергаются примитивные технологии на слабомонополизированных рынках с сильной конкуренцией. Перспективной становится наукоемкая информационно-технологическая промышленная активность.
В информационном обществе изменяется не только производство (главенствует не материальное производство, а производство информационных продуктов), но и весь уклад жизни, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям, появляются большие возможности духовного и культурного развития личности. Меняются характер и принципы организации труда. Прежняя привязанность к рабочему месту во многих случаях становится не обязательной, равно как и жесткий временной режим труда. На смену им приходят работа на дому, графики гибкого рабочего времени. (Зачем, например, программисту или специалисту по рекламе идти на фирму и сидеть там за компьютером, разрабатывая программы и рекламные ролики, если это можно делать и за домашним компьютером, а с фирмой при необходимости связываться по сети?). По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас около 30 миллионов работающих могут осуществлять свою деятельность, не выходя из дома.
Новые режимы труда создают немало преимуществ для работников: появляется возможность более гибко планировать свое рабочее и личное время, уделять больше внимания самообразованию, а также семье и воспитанию детей, избегать часов пик на транспорте и т.д.
Информатизация привела не только к появлению массы новых профессий (операторы локальных сетей, создатели периферийного оборудования, программисты, компьютерные дизайнеры и т.д.), но и повлияла на абсолютное большинство традиционных профессий. Без компьютера уже давно не обходятся инженеры и ученые, финансовые аналитики и банковские служащие, врачи и адвокаты, транспортные и торговые агенты. Автомобильные механики сегодня вряд ли найдут работу, если они не в состоянии провести компьютерную диагностику машины. Это же касается подавляющего большинства специалистов по ремонту и обслуживанию бытовой техники.
Вместе с тем, и это отмечают многие американские исследователи, подобная организационная и временная гибкость открывает возможности для усиления эксплуатации работников, пренебрежения их законными интересами, поскольку позволяет, пользуясь их изолированностью и отрывом от коллег и руководства, увеличивать сверхурочное время, ограничивать в информации, в частности о возможностях служебного роста и повышения заработной платы. Это требует принятия соответствующих законов, защищающих права трудящихся в новых условиях.
Новые технологии могут отрицательно влиять и на другие права и интересы работников. Особую тревогу вызывает угроза вмешательства в их частную жизнь. По данным Американской ассоциации управления, 45% американских компаний прослушивают и записывают телефонные разговоры своих сотрудников, просматривают их электронную почту и компьютерные файлы.
Таким образом, информатизация порождает целый ряд во многом новых проблем, касающихся как занятости и квалификации работников, так и их законных прав и интересов, требующих адекватной реакции общества.
Следует отметить и гигантское развитие средств массовой информации. Используя современные научно-технические разработки, они перешли на качественно новый уровень. Объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают необыкновенно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений и целенаправленных воздействий на общество. От их воздействия в значительной степени зависит формирование общественно-политических движений и партий, социальная стабильность в обществе.
Можно смело сказать, что сегодня практически каждый человек так или иначе связан с обработкой информации. Гибкая и оперативная обработка информации в таких огромных объемах уже не может осуществляться вручную, с помощью простейших технических средств. Необходим процесс индустриализации обработки информации с использованием современнейшей компьютерной техники и систем передачи данных (как это было с развитием промышленного производства).
Лекция 2
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта уральский государственный университет путей сообщения
- Оглавление
- Лекция 1. Информации, ее виды и свойства. Информатизация общества.
- Лекция 2. Понятие об информатике и информационных технологиях.
- Лекция 13. Классификация компьютеров…………………………………………....95
- Введение
- Лекция 1
- Информация ее виды и свойства.
- Информатизация общества. Влияние информатизации
- На изменение условий труда и характер производства.
- Понятие об информатике и информационных технологиях. Рынок информационных продуктов и услуг. Индустрия информатики.
- Связь между информацией, сообщением и сигналом. Виды сигналов.
- Процессы восприятия, сбора и передачи информации в информационных системах
- Системы счисления
- Измерение количества информации и ее кодирование
- Представление чисел при обработке в компьютере
- Информационные системы, их назначение, Структуры и признаки классификации
- Понятие об экспертных системах
- Понятие об алгоритмах
- Понятие об алгебре логики
- Классификация компьютеров
- Основные принципы работы компьютера.
- Архитектура, конфигурация и организация эвм
- Информационная модель эвм
- Физический и логический уровни работы с компьютером
- Организация взаимодействия устройств персонального компьютера
- Принципы хранения информации в компьютере
- Обработка информации в компьютере. Классификация программ
- Понятие о телеобработке и вычислительных сетях
- Классификация сетей. Способы коммутации и передачи данных
- Сообщение (данные)
- Методы доступа в лвс
- Лекция 24 Обеспечение безопасности информации в лвс
- Лекция 25 Глобальные сети. Сеть Интернет
- Службы или ресурсы Интернета
- Поиск информации в Интернете. Классификация web – сайтов
- Информатика
- 620034, Екатеринбург, Колмогорова, 66, УрГупс