logo
учебное пособие Устр

Назначение устройство и принцип действия блоков φ, τy , βy и к1, блока проверок.

а) БЛОК φ

Блок φ предназначен для выработки угла возвышения и определения d0 и Ζ0.

Блок φ конструктивно выполнен в виде отдельного блока на лицевую панель (3) (рис. 7) которого выведены следующие элементы:

Принцип действия

Выработка φ производится СС блока φ. На вход усилителя блока φ подается сигнал Δ3 (рис.8).

Напряжение Δ3 получается на ВТ М52 и масштабном трансформаторе М67 при подаче напряжений пропорциональных δH, Δ1 и ΔH´cosφ на их статорные обмотки. Масштабный трансформатор М67 служит для масштабирования значений углов прицеливания α.

Ротор ВТ М52 соединен через редуктор с валом исполнительного двигателя М53.

При изменении текущих координат цели величины Δ1, δH и ΔH´cosφ изменяются и двигатель отрабатывает такое значение φ при котором напряжение Δ3 стремится к нулю, чтобы удовлетворилось равенство (13).

Для демпфирования СС на усилитель подается сигнал обратной связи вырабатываемый тахогенератором ТГП-1 М54 и RС-контуром.

Сигнал обратной связи пропорционален скорости и ускорению вращения двигателя.

Таким образом, СС блока выработала φ. С роторных обмоток ВТ М48 при повороте ротора на угол φ снимаются напряжения, пропорциональные d0, Ζ0.

ВТ М65 совместно с масштабными трансформаторами М66 и М67 вырабатывают поправки ΔH´sinφ и ΔH´cosφ, учитывающие зависимость Ту и α от угла места.

б) БЛОК Ту

Блок Ту предназначен для:

На лицевую панель (3) (рис.9) блока выведены следующие элементы:

Принцип действия

Напряжение пропорциональное Δ4, поступает в блок Ту (рис. 10) с роторных обмоток ВТ М-52 и масштабного трансформатора М66, расположенных в блоке φ.

Отрабатывающим элементом в СС является ВТ М26, ротор которого соединяется с исполнительным двигателем через редуктор, кулачок и щуп.

При подаче Δ4 на вход усилителя двигатель начинает вращаться, вращается кулачок, а следовательно и ротор ВТ М26.

С роторной обмотки ВТ М26 снимается напряжение пропорциональное фиктивной дальности Dфо, которое используется для выработки координат фиктивной (упрежденной) точки Xф ,Yф , Hф.

Двигатель, вращаясь, поворачивает ротор ВТ М26 до тех пор, пока сигналы δH, Δ1 и ΔH´sinφ, а следовательно и Δ4 не обратятся в нуль.

Для демпфирования СС на вход усилителя по цепи обратной связи поступает напряжение, вырабатываемое тахогенератором ТГП-1. С помощью RС- контура обратной связи - получают напряжение пропорциональное ускорению вращения вала.

Для уменьшения скорости вращения двигателя напряжение на обмотке возбуждения уменьшается путем отключения конденсатора С16, контактами реле Р38, которое срабатывает одновременно с реле схемы электрического стопорения.

Зависимость ΔΗ΄=ƒ(Ty) может быть апроксимирована зависимостью I­cosj, где- j угол поворота ССТу. Для воспроизведения этой зависимости используются два ВТ М20 и М21.

Выходное напряжение ВТ М20 и М21 пропорционально величине превышения ΔΗ’. Напряжение, снимаемое с роторной обмотки М21 изменяется по закону косинуса.

Напряжение, снимаемое с роторной обмотки ВТ М20, постоянно по амплитуде и равно максимальному напряжению, снимаемому с синусной обмотки М21. При вычитании этих двух напряжений получаем выходное напряжение. Это напряжение , пропорциональное ΔΗ΄=ƒ(Ty) поступает на статорную обмотку ВТ М65 в блоке φ, с роторных обмоток которого снимаются напряжения, пропорциональное ΔΗ΄sinφ и ΔΗ΄cosφ. Масштабные трансформаторы М66 и М67служат для согласования этих напряжений с напряжением Dф и Dу.

Реле Р4,Р7,Р8 микровыключатели В7, В9 осуществляют коммутацию цепи стрельбы и дают сигнал ЕСТЬ ДАННЫЕ.

Выработка упредительного времени, с учетом динамического отставания СС X,Y,H, (τ+Ty) производится линейным ВТ М24, ротор которого соединен с валом используемого двигателя М22 через редуктор. На ЛВТ М24 подается напряжение питание 40В 400Гц. Напряжение снимаемое с роторной обмотки ЛВТ М24, пропорционально углу поворота Ту. Для того, чтобы компенсировать динамическое отставание сглаживающих СС X,Y,H необходимо линейную зависимость напряжения, снимаемого с роторной обмотки ЛВТ М24 сместить по отношению к нулю шкалы блока на τ=0,5 сек. Это осуществлено разворотом статора ВТ М24 на угол, соответствующий 0,5 сек.

Таким образом, при установке по шкалам любого значения Ту с выхода ЛВТ М24 снимается напряжение пропорциональное Ту+τ.

в) БЛОК βy и K1

БЛОК βy и K1 предназначен для:

Блок βy и K1 конструктивно выполнен в виде отдельного блока состоящего из двух самостоятельных СС βy и K1, кинематически связанных между собой механическим дифференциалом.

На лицевую панель 2 (рис.11) блока выведены следующие элементы:

Принцип действия следящей системы βy

Выработка упрежденного азимута βy производится СС βy (рис.12) блока βy и KI. При этом на вход усилителя СС βy подается сигнал:

Δ2=δУcosβy – δXsinβy

Напряжение Δ2 получается на ВТ М63 при подаче на его статорные обмотки напряжений, пропорциональных δX и δY.

Ротор ВТ М63 соединен через редуктор с валом исполнительного двигателя М 60. Напряжение, пропорциональное Δ2 с роторной обмотки ВТ М63 поступает на вход усилителя.

При изменении текущих координат цели величины δX и δY изменяются и двигатель М60 отрабатывает такое значения βy, при котором напряжения, пропорциональные δX и δY, а следовательно и Δ2 стремятся к нулю.

Для демпфирования СС на вход обратной связи усилителя подается сигнал обратной связи, вырабатываемый таходинамо ТД-102 М61 контура обратной связи и RС - контуром. Сигнал обратной связи пропорционален скорости и ускорению вращения двигателя.

Таким образом, следящая система βy блока вырабатывает упрежденный азимут βy.

Принцип действия следящей системы К I.

Отработка курса, определенного гироазимутгоризонтом, осуществляется СС КI блока βy и KI (рис.13).

Задающий ВТ, установленный в ГАГе, и отрабатывающий ВТ М57 блока βy и KI соединены трехпроводной связью по трансформаторной схеме включения. На вход усилителя СС KI блока поступает напряжение с обмотки С2-С1 ВТ М57. Ротор ВТ М57 через редуктор соединен с валом исполнительного двигателя М56.

При появлении сигнала рассогласования на входе усилителя, двигатель приходит во вращение. Вращаясь, двигатель поворачивает ротор ВТ М57 до тех пор, пока сигнал снимаемый с его статорной обмотки не станет равным нулю.

Таким образом СС КI блока βy и KI отработала определенное гироазимутгоризонтом значение курса.

Для демпфирования СС КI на вход усилителя через модулятор подается сигнал, вырабатываемый таходинамо ТД-102, контура обратной связи. С помощью контура обратной связи получаем напряжение, пропорциональное скорости вращения вала. Величина сигала обратной связи регулируется потенциометром СС KI ОС, выведенным на лицевую панель блока βy и KI.

С ВТ М58, ротор которого соеденен с исполнительным двигателем, отработанное значение курса К (Хст.,Yст) подается в ВПК.

Связь СС βy и KI осуществляется на дифференциале.

Ротор ВТ М64 связан с выходной осью дифференциала и поворачивается на угол qy= βy - KI. При подаче на его статорную обмотку напряжения, пропорционального d0, с роторных обмоток снимаются напряжения пропорциональные X0 и Y0.

г)БЛОК ПРОВЕРОК (БП)

Блок проверок (БП) предназначен для:

Кроме того, БП обеспечивает переход с 3-секундного сглаживания на 5-секундное.

БП является вспомогательным блоком, в каркасе 14 (рис. 14) которого смонтированы:

На задней стенке каркаса крепится вставка 16 разъема и направляющие штыри 17.

На лицевой панели 3 блока расположены:

Трансформатор Тр2 предназначен для получения питающих напряжений 6,3В 400Гц и 40В 400Гц при подаче на его первичную обмотку 115В 400Гц.

Механизм ΔV0 служит для ввода поправки на изменения начальной скорости снаряда. Он состоит из редуктора и ВТ М28.

Реле времени предназначено для задержки выдачи команды «Есть данные» на 3 сек. после выдачи команды «Автомат» для того чтобы СРП успел отработать входные данные, а ОПК и привода успели навести АЗП в упреждённую точку.

Блок выпрямителя предназначен для получения напряжения постоянного тока 110В для питания тахогенератора ТД-102В