logo
Лекция 7

Выбор форм и оптимизация структуры источников финансирования основных средств.

Существуют следующие источники финансирования:

1.Собственные финансовые средства: ·       прибыль;·       амортизационные отчисления;·       сбережения и накопления физических  лиц и юридических лиц.

2.Привлеченные финансовые средства: ·       эмиссия акций;·       взносы;·       пожертвования;·       финансовые ресурсы инвестиционных компаний;·       финансовые ресурсы страховых компаний;·       финансовые ресурсы негосударственных пенсионных фондов.

3.Заемные финансовые средства:·       облигационные займы;·       банковские кредиты;·       бюджетные кредиты.

4.Ассигнования:·       федеральный бюджет;·       бюджеты субъектов федерации;·       внебюджетные фонды

  1. Характеристика состояния основных средств железнодорожной компании

Одной из причин начала реформирования на железнодорожном транспорте было состояние основных фондов на конец 90-х годов ХХ и начало ХХIвека и отсутствие источников финансирования воспроизводства основных фондов.

Основными причинами были:

    1. уровень цен на продукцию железнодорожного транспорта существенно отставал от уровня цен в других отраслях промышленности (см. рис. 1.)

    2. увеличение сроков окупаемости объектов основных средств;

    3. отсутствие дотаций со стороны государства на развитие при существенном ограничение роста цен на железнодорожные перевозки

    4. рост износа основных средств, особенно по вагонам и локомотивам и т.п.

В результате было принято решение о развитии материальной базы железнодорожного транспорта. В 2008 году, когда реформа отрасли была уже в активной фазе, Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года (далее Стратегия 2030), разработанную с ОАО «РЖД совместно с Минтрансом РФ.

Стратегия 2030 делится на два этапа – инновационный (до 2015 г.) и этап динамичного развития сети железных дорог (2016-2030 гг). В течение первого этапа должна быть обеспечена необходимая пропускная способность на основных направлениях перевозок, осуществлена коренная модернизация существующей инфраструктуры, обновлен парк подвижного состава, разработаны новые отраслевые технические требования, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий.

На втором этапе должны быть построены важнейшие стратегические, социально значимые и градообразующие линии, в т.ч. трансконтинентальная железнодорожная магистраль с выходом к Беринговому проливу, железнодорожная линия для сообщения с Сахалином, высокоскоростная магистраль Москва –Санкт-Петербург. Будет существенно расширен полигон скоростного пассажирского движения, увеличены скорости грузовых поездов и грузоподъемность подвижного состава на основе внедрения новейших технологий и технических решений.

Одним из принципиальных аспектов успешной реализации Стратегии – 2030 является вовлечение в данный процесс наибольшего количества участников, заинтересованных в развитии железных дорог, в первую очередь выгодополучателей и потенциальных инвесторов инфраструктурных проектов. Для реализации Стратегии – 2030 планируется активно использовать механизм государственно-частного партнерства .

Согласно оценкам, приблизительно 45% средств, необходимых для реализации этих проектов, ОАО «РЖД» заработает самостоятельно, в т.ч. путем продажи на рынок части своих активов, до 25% сгенерирует частный бизнес, остальное инвестирует государство как владелец и распорядитель инфраструктуры.

Но в реализацию планов вмешался экономический кризис 2008-2009 годов. В последние годы основным инвестором для реализации намеченных программ является сама компания, а этого явно недостаточно.