logo
Ан-24 А и РЭО

64. Электрический моторный индикатор эми-3рти

Назначение и принцип действия. Электрический моторный инди­катор (рис. 102) предназначен для измерения давления масла, дав­ления топлива перед рабочими форсунками и температуры масла на входе в авиадвигатель АИ-24.

Принцип действия манометра основан на измерении индуктив­ности катушек в зависимости от величины измеряемого давления масла или топлива.

Принцип действия термометра масла основан на измерении эле­ктрического сопротивления (никелевой проволоки) приемника П-1, которое изменяется в зависимости от температуры окружающей среды, при помощи неуравновешенного измерительного моста по­стоянного тока. На самолете установлены два комплекта индика­торов. Каждый комплект состоит из строенного указателя УИЗ-3, установленного на средней панели приборной доски, датчика ИД-8 (ИДТ-8) давления масла, датчика ИД-100 (ИДТ-100) давления топлива и приемника температуры масла П-1 (П-63), установлен­ных на двигателях.

Манометры питаются через трансформатор 115/36 В перемен­ным однофазным током напряжением 36 В, частотой 400 Гц; термо­метры масла —постоянным током напряжением 28,5 В.

Индикаторы в работу включаются с помощью автоматов защи­ты сети АЗС-2 с надписью «t° масла» на щите АЗС, а также пере­ключателем с надписью «Питание приборов ДИМ» (рис. 103), ко­торый установлен на распределительной коробке приборов ДИМ (дистанционный индуктивный манометр).

Защита цепи питания постоянным током от коротких замыка­ний и перегрузок осуществляется автоматом защиты сети АЗС-2 на щите АЗС, цепи переменного тока—двумя предохранителями СП-2, расположенными на панели переменного тока 115/36 В, а также двумя предохрани­телями СП-1 на

Рис. 102. Электрический моторный индикатор ЭМИ-3РТИ

р аспреде­лительной коробке при­боров ДИМ, которая уста­новлена над щитом авто­матов защиты сети.

Устройство указателя УИЗ-3 и датчика ИД. Ука­затель УИЗ-3 объединяет в одном корпусе три изме­рительных прибора: мано­метр масла ДИМ-8, мано­метр топлива ДИМ-100 и термометр масла, конст­руктивно выполненных аналогично, работающих независимо один от дру­гого. Каждый указатель представляет собой маг­нитоэлектрический логометр, состоящий из ротора и статора. В ка­честве ротора используется двухполюсный постоянный магнит, на оси которого закреплена стрелка. Неподвижная часть логометра (статор) состоит из двух рамок с обмотками, расположенных под углом 120°.

Указатель имеет три шкалы: шкала манометра масла от 0 до 8 кгс/см с оцифровкой через 2 кгс/см2, цена деления 0,5 кгс/см2. Шкала манометра топлива от 0 до 100 кгс/см2 с оцифровкой через 50 кгс/см2, цена деления 10 кгс/см2. Шкала температуры масла от —50 до +150° С с оцифровкой через 50° С, цена деления 10°С. Чувствительным элементом индукционного датчика ИД являет­ся грибковая мембранная коробка 1 (рис. 104), воспринимающая измеряемое давление масла или топлива. При увеличении давления масла мембранная коробка прогибается и толкает шток 2, который перемещает железный якорь 3, вызывая изменение индуктивного сопротивления катушек L1 и L2. В корпусе датчика ввернута пла­та, на которой закреплены сердечники с катушками индуктивности и возвратная пружина.

Принцип работы манометра. Принципиальная электрическая схема манометра масла или топлива (см. рис. 104) представляет собой четырехплечий измерительный мост. В одну из диагоналей измерительного моста включен магнитоэлектрический логометр.

Измеряемое давление подается внутрь чувствительного элемен­та, представляющего собой упругую мембранную коробку. Под воздействием избыточного давления мембрана 1 прогибается и вместе со штоком перемещает якорь 3, изменяя воздушные зазоры магнитных цепей катушек индуктивности L1 и L2. При этом в одной электрической цепи магнитный зазор увеличивается, а в другой — уменьшается, что приводит к изменению индуктивного сопротивле­ния катушек L1 и L2.

П оскольку катушки индуктивности пита­ются переменным током, а магнитоэлектри­ческий логометр питается постоянным то­ком, то для выпрямления переменного тока в постоянный в схеме используются два гер­маниевых диода.

Изменение индуктивного сопротивления катушек ведет к перераспределению токов в рамках логометра. Следовательно, при включении питания ротор логометра уста­навливается в положение, которое определя­ется величиной токов, протекающих в об­мотках статора логометра. Таким образом, каждому значению измеряемого давления соответствует определенный прогиб мемб­ранной коробки, и одно определенное поло­жение стрелки указателя, которая по шкале показывает то или иное давление масла или топлива.

Принцип работы термометра масла. Принципиальная электрическая схема термометра масла (рис. 105) представляет собой четырехплечий измерительный мост

постоянного тока, которым измеряется сопротивление приемника П-1 Rn при изменении температуры масла в авиадвигателе.

И звестно, что электрическое сопротивление металлических про­водников изменяется при изменении температуры. Чем ниже температура, тем меньше сопротивление проводника и, наоборот, чем выше температура проводника, тем больше его электрическое со­противление. Исходя из этой зависимости, можно судить о температуре проводника, измерив его электрическое сопротивление. Изменение температуры измеряемой сре­ды воспринимается теплочувствительным элементом приемника П-1 и воспроизводит­ся магнитоэлектрическим логометром. Каж­дому значению измеряемой температуры со­ответствует лишь одно определенное значе­ние сопротивления теплочувствительного элемента приемника Rn, включенного в од­но из плеч измерительного моста.

При изменении температуры измеряе­мой среды изменяется сопротивление чув­ствительного элемента приемника П-1, при этом происходит перераспределение тока в обмотках рамок логометра. Ток, протекая по обмоткам рамок логометра, создает во­круг них магнитное поле, которое, взаимо­действуя с магнитным полем постоянного магнита, создает момент, под действием которого поворачивается двухполюсный постоянный магнат, и стрелка показывает по шкале температуру измеряемой среды.

Таким образом, положение стрелки зависит от соотношения то­ков в обмотках рамок логометра, а следовательно, и от величины измеряемой температуры, воспринимаемой теплочувствительным элементом приемника П-1.