64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
Назначение и принцип действия. Электрический моторный индикатор (рис. 102) предназначен для измерения давления масла, давления топлива перед рабочими форсунками и температуры масла на входе в авиадвигатель АИ-24.
Принцип действия манометра основан на измерении индуктивности катушек в зависимости от величины измеряемого давления масла или топлива.
Принцип действия термометра масла основан на измерении электрического сопротивления (никелевой проволоки) приемника П-1, которое изменяется в зависимости от температуры окружающей среды, при помощи неуравновешенного измерительного моста постоянного тока. На самолете установлены два комплекта индикаторов. Каждый комплект состоит из строенного указателя УИЗ-3, установленного на средней панели приборной доски, датчика ИД-8 (ИДТ-8) давления масла, датчика ИД-100 (ИДТ-100) давления топлива и приемника температуры масла П-1 (П-63), установленных на двигателях.
Манометры питаются через трансформатор 115/36 В переменным однофазным током напряжением 36 В, частотой 400 Гц; термометры масла —постоянным током напряжением 28,5 В.
Индикаторы в работу включаются с помощью автоматов защиты сети АЗС-2 с надписью «t° масла» на щите АЗС, а также переключателем с надписью «Питание приборов ДИМ» (рис. 103), который установлен на распределительной коробке приборов ДИМ (дистанционный индуктивный манометр).
Защита цепи питания постоянным током от коротких замыканий и перегрузок осуществляется автоматом защиты сети АЗС-2 на щите АЗС, цепи переменного тока—двумя предохранителями СП-2, расположенными на панели переменного тока 115/36 В, а также двумя предохранителями СП-1 на
Рис. 102. Электрический моторный индикатор ЭМИ-3РТИ
р аспределительной коробке приборов ДИМ, которая установлена над щитом автоматов защиты сети.
Устройство указателя УИЗ-3 и датчика ИД. Указатель УИЗ-3 объединяет в одном корпусе три измерительных прибора: манометр масла ДИМ-8, манометр топлива ДИМ-100 и термометр масла, конструктивно выполненных аналогично, работающих независимо один от другого. Каждый указатель представляет собой магнитоэлектрический логометр, состоящий из ротора и статора. В качестве ротора используется двухполюсный постоянный магнит, на оси которого закреплена стрелка. Неподвижная часть логометра (статор) состоит из двух рамок с обмотками, расположенных под углом 120°.
Указатель имеет три шкалы: шкала манометра масла от 0 до 8 кгс/см с оцифровкой через 2 кгс/см2, цена деления 0,5 кгс/см2. Шкала манометра топлива от 0 до 100 кгс/см2 с оцифровкой через 50 кгс/см2, цена деления 10 кгс/см2. Шкала температуры масла от —50 до +150° С с оцифровкой через 50° С, цена деления 10°С. Чувствительным элементом индукционного датчика ИД является грибковая мембранная коробка 1 (рис. 104), воспринимающая измеряемое давление масла или топлива. При увеличении давления масла мембранная коробка прогибается и толкает шток 2, который перемещает железный якорь 3, вызывая изменение индуктивного сопротивления катушек L1 и L2. В корпусе датчика ввернута плата, на которой закреплены сердечники с катушками индуктивности и возвратная пружина.
Принцип работы манометра. Принципиальная электрическая схема манометра масла или топлива (см. рис. 104) представляет собой четырехплечий измерительный мост. В одну из диагоналей измерительного моста включен магнитоэлектрический логометр.
Измеряемое давление подается внутрь чувствительного элемента, представляющего собой упругую мембранную коробку. Под воздействием избыточного давления мембрана 1 прогибается и вместе со штоком перемещает якорь 3, изменяя воздушные зазоры магнитных цепей катушек индуктивности L1 и L2. При этом в одной электрической цепи магнитный зазор увеличивается, а в другой — уменьшается, что приводит к изменению индуктивного сопротивления катушек L1 и L2.
П оскольку катушки индуктивности питаются переменным током, а магнитоэлектрический логометр питается постоянным током, то для выпрямления переменного тока в постоянный в схеме используются два германиевых диода.
Изменение индуктивного сопротивления катушек ведет к перераспределению токов в рамках логометра. Следовательно, при включении питания ротор логометра устанавливается в положение, которое определяется величиной токов, протекающих в обмотках статора логометра. Таким образом, каждому значению измеряемого давления соответствует определенный прогиб мембранной коробки, и одно определенное положение стрелки указателя, которая по шкале показывает то или иное давление масла или топлива.
Принцип работы термометра масла. Принципиальная электрическая схема термометра масла (рис. 105) представляет собой четырехплечий измерительный мост
постоянного тока, которым измеряется сопротивление приемника П-1 Rn при изменении температуры масла в авиадвигателе.
И звестно, что электрическое сопротивление металлических проводников изменяется при изменении температуры. Чем ниже температура, тем меньше сопротивление проводника и, наоборот, чем выше температура проводника, тем больше его электрическое сопротивление. Исходя из этой зависимости, можно судить о температуре проводника, измерив его электрическое сопротивление. Изменение температуры измеряемой среды воспринимается теплочувствительным элементом приемника П-1 и воспроизводится магнитоэлектрическим логометром. Каждому значению измеряемой температуры соответствует лишь одно определенное значение сопротивления теплочувствительного элемента приемника Rn, включенного в одно из плеч измерительного моста.
При изменении температуры измеряемой среды изменяется сопротивление чувствительного элемента приемника П-1, при этом происходит перераспределение тока в обмотках рамок логометра. Ток, протекая по обмоткам рамок логометра, создает вокруг них магнитное поле, которое, взаимодействуя с магнитным полем постоянного магнита, создает момент, под действием которого поворачивается двухполюсный постоянный магнат, и стрелка показывает по шкале температуру измеряемой среды.
Таким образом, положение стрелки зависит от соотношения токов в обмотках рамок логометра, а следовательно, и от величины измеряемой температуры, воспринимаемой теплочувствительным элементом приемника П-1.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и