Лабораторная работа №1-1
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СУДОВЫХ СИСТЕМ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1. Цель работы
- изучить устройство всех конструктивных элементов судовых систем, выставленных на стенде, путем их разборки и сборки;
- определить геометрические и условные характеристики заданного элемента;
- выполнить эскиз этого элемента в разрезе и проставить присоединительные и габаритные размеры.
2. Теоретические сведения
В связи с тем, что количество судовых систем велико и их функции многообразны, для упрощения проектирования, постройки и эксплуатации принято классифицировать их по двум следующим принципам:
по роду рабочей среды, перемещаемой по трубопроводам (водо-, газо-воздухо-, паро-, нефте-, масло-, топливопроводы);
по назначению и характеру выполняемых системами функций (трюмные, балластные, противопожарные, санитарные, искусственного микроклимата, сжатого воздуха и др.).
Трубопроводы судовых систем принято классифицировать по функциональному признаку на приемный, напорный, перепускной, перекачивающий, наливной, сливной, отливной, продувания, стравливающий, газовыпускной, вытяжной и приточный; а линии трубопроводов на магистраль, ответвление, ответвление групповое, перемычка, обвод.
Судовые системы включают в себя множество отдельных конструктивных элементов, в каждую из которых входят:
трубопроводы, состоящие из отдельных труб, фасонных частей и путевых соединений;
арматура и ее приводы (для управления работой системы);
контрольно-измерительные и сигнальные приборы (для контроля за работой систем и параметров);
подвески, кронштейны и фундаменты (для крепления судовой системы к конструкциям корпуса судна).
В системы также могут входить:
механизмы (для перемещения рабочих сред по трубопроводам систем - насосы, вентиляторы, компрессоры);
аппараты и различные устройства (для обработки рабочей среды или ее фазового состояния - теплообменники, испарители и т. п.);
- цистерны и емкости (для размещения и хранения рабочей среды).
Трубопроводы выполняют из отдельных труб, соединенных между собой разъемными и неразъемными соединениями.
В судовых системах используются трубы стальные, стальные оцинкованные (плакированные, футерованные), латунные, пластмассовые, резиновые, дюралюминиевые, из сплавов на медной основе и др. Трубы могут быть цельнотянутыми и сварными. Они имеют нормализованные государственными стандартами характеристики, основными из которых являются:
химические (дают представление о коррозионно-эрозионных качествах и химической стойкости материала);
физические (определяют механические и технологические качества материала труб - предел текучести, предел временного сопротивления, относительное удлинение, ударную вязкость и различные технологические пробы - изгиб, отбуртовку, сплющивание и др.);
геометрические (определяют размеры и форму труб - наружный диаметр, толщину стенки, длину однородной части трубы);
условные (некоторые условные величины для труб и конструктивных элементов - условный диаметр и условное давление).
Под условным диаметром или условным проходом-Dу, для трубопроводных элементов понимают номинальный внутренний диаметр в миллиметрах. Для арматуры условный проход и действительный внутренний диаметр совпадают, а для труб условный проход не всегда совпадает с их внутренним диаметром. Размеры условных проходов регламентированы стандартом.
Условным давлением – Ру, называют то наибольшее давление, которое можно допустить в трубопроводе при температуре рабочей среды от 0 до 120 оС. Использование этой характеристики позволяет не рассчитывать прочность трубопроводов, она как бы заведомо обеспечивает его прочность. Условное давление назначается как часть пробного давления.
Нормальное напряжение в продольных сечениях труб определяется зависимостью
, (1)
где Рпр - пробное давление, МПа; , dв - соответственно толщина стенки и внутренний диаметр трубы, мм; - допустимое напряжение, МПа.
Пробным давлением -Рпр называют давление гидравлических испытаний трубопровода водой на прочность при температуре не выше 100°С. Для питательных трубопроводов с рабочим давлением более 0,343 МПа пробное давление Рпр=1,5Р, где Р- наибольшее расчетное давление в трубопроводе.
Рабочим давлением – Рраб называют наибольшее избыточное давление, при котором обеспечивается длительная и безопасная эксплуатация трубопровода.
Зная Ру можно определить Рраб Эти характеристики связанны зависимостью, которая учитывает изменение механического свойства материала трубы под воздействием температуры рабочей среды. Например, для малоуглеродистой стали:
Рраб= Ру при t <120°С,
Рраб = 0,8Ру при t120-300°С, (2)
Рраб = 0,6Ру при t>300°С,
В неподнадзорных Регистром трубопроводах расчетная толщина стенки может быть определена по выражению
, (3)
где Р - наибольшее давление в трубопроводе, МПа; dн - наружный диаметр трубопровода, мм; g - допускаемое напряжение на растяжение, МПа (для медных труб g=41 МПа, труб из алюминиевой бронзы g = 78 МПа, для стальных труб g = 130 - 173 МПа, или g = 112 - 166 МПа соответственно от стали 10 до хромомолибденовой стали при температурах стенки 20°С и 250°С); -коэффициент прочности (для бесшовных труб = 1; для стальных сварных труб = 0,9 если иное не оговорено в ТУ на поставку труб).
Действительная толщина стенки определяется как
S=S0+b+с ,
где S0 - расчетная толщина стенки, мм; b- прибавка обусловленная утонением трубы при гибе, мм; с - прибавка на коррозию трубы, мм.
Прибавка на утонение определяется как
,
где RГ - средний радиус гиба трубы в мм.
Прибавка на коррозию трубы –c для стальных трубопроводов регламентирована Правилами Регистра в зависимости от их назначения и составляет: питательная вода в системах открытых – 1,5 мм, закрытых – 0,5 мм; продувание котлов – 1,5 мм; пресная вода – 0,8 мм, морская вода – 3,0 мм; гидросистемы и смазочное масло – 0,3 мм; перегретый пар – 0,3 мм, насыщенный – 0,8 мм; грузовые, зачистные трубопроводы и змеевики системы подогрева - 2 мм, а при изготовлении их из медных и латунных труб - 0,8 мм.
При выборе стандартной толщины стенки, как правило, принимают ближайшее большее ее значение. При давлениях в трубопроводе менее 1 МПа толщина стенки трубы выбирается по прототипу без расчетной проверки на прочность.
На практике толщину стенки трубы определяют следующим образом. По заданному рабочему давлению и температуре по зависимости (2) находят условное давление - Ру. По условному давлению в дальнейшем подбираются соединительные элементы и арматура для труб. По пробному давлению - Рпр с помощью формулы (3) может быть найдена толщина стенки трубы. Далее по стандартному ряду толщин (по ГОСТам) подбирают ближайшую большую толщину стенки трубы.
Подбор водо-газопроводных труб по условному проходу можно производить по ряду: Dу = 3, 8,10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 70, 80,100, 125, 150 мм и далее + 50 мм до 400 мм (СТ СЭВ 254 - 76).
Согласно данному стандарту арматура и соединительные части трубопроводов должны изготавливаться на следующие избыточные условные давления: Ру= 0,1; 0,25; 0,4; 0,6; 1,0; 1,6; 2,5; 4,0 МПа и др.
Фасонные части служат для разветвления линий трубопроводов, изменения направления перемещаемой среды и обеспечения непроницаемости
корпусных конструкций и емкостей при пересечении их линиями трубопроводов. Основными из них являются: отвод (колено), угольник, тройник, крестовина, переборочный стакан (для пропуска трубы через водонепроницаемые переборки), полустакан (крепится к переборке или к палубе), приварыш ( утолщенный фланец приварен к емкости или корпусной конструкции), отросток (отрезок трубы приварен к трубопроводу) и др. Применение фасонных частей дает возможность почти совершенно освободиться от гибки труб.
Фланцевые соединения применяются для труб, как правило, с Dу от 20 мм и выше. По конструкции делятся на: плоские; выступ - впадина; шип - паз.
Штуцерные соединения находят широкое применение для соединения труб и др. с Dу от 3 до 32 мм. По конструктивному признаку они подразделяются на штуцерно-торцевые, штуцерные по наружному конусу, штуцерные по внутреннему конусу. Штуцерные по наружному конусу имеют следующие основные элементы: цилиндрическую часть (трубу) с развальцовкой на конце, ниппель, накидную гайку и штуцер. Угол развальцованного конуса обычно выбирают в пределах 60° ÷ 74°. Соединения по внутреннему конусу часто выполняются сферическими или полусферическими. В этих соединениях ниппель имеет внешнюю сферическую поверхность.
Преимущество штуцерно-торцевых соединений состоит в том, что они имеют меньший момент затяжки и большую ремонтопригодность в условиях эксплуатации судна.
Фитинговые соединения применяются для соединения водо-газопроводных труб. Основными элементами этого соединения являются муфта и контргайка, которые полностью перемещаются на полной резьбе (сгоне) трубы. Другой конец муфты имеет резьбу в половину длины муфты. При соединении концов труб муфта свинчивается на укороченную резьбу. Уплотнение достигается путем подматывания пакли или льна на сурике и поджатия контргайки. Угольники, тройники и другие фитинги завертываются на трубы до конца (сбега) трубы.
Дюритовые соединения состоят из резиновой муфты (шланга) и обжимных хомутов. Применяются для подключения трубопроводов к патрубкам механизмов, установленных на амортизаторах, и других подвижных устройств. Эти соединения имеют самый малый срок службы.
Арматура, используемая в судовых системах, подразделяется на пять видов:
- запорно-переключающая (клапаны, клинкеты, клапанные коробки, краны, заслонки, манипуляторы);
- пропускающая в одном направлении (невозвратные или невозвратно-запорные клапаны, захлопки);
регулирующая (редукционные и дроссельные клапаны);
предохранительная (предохранительные клапаны, фильтры, приемные сетки) ;
- специальная (кингстоны, пожарные краны, донные клинкеты).
Арматуру изготовляют из чугуна, бронзы, стали, латуни, а для трубопроводов морской воды - из алюминиево-марганцовистой бронзы. Основными требованиями к качеству арматуры являются:
долговечность;
циклическая стойкость за соответствующий срок службы;
вероятность безотказной работы;
ремонтопригодность;
необходимость силовой фиксации;
обеспечение выдачи информации о положении запорного органа.
Характерными отказами в работе арматуры являются: повреждение запирающих органов (седла и тарелки клапана, клинкетных дисков, периферийных уплотнений поворотной заслонки, уплотняющей поверхности крана и т.п.); износ набивки сальника штока (вымывание, затвердение); повреждение поверхности штока в районе сальника (задир или срабатывание); износ резьбового соединения перемещения штока; повреждение присоединительных уплотняющих поверхностей; перекос грунбуксы сальника в результате неравномерной затяжки; нарушение плотности соединений с трубопроводом из-за разрушения (старения) прокладочного материала.
При выборе вида арматуры следует предпочтение отдавать арматуре поворотного типа, которая в открытом положении обеспечивает минимальное гидравлическое сопротивление. В частности, краны с шаровой пробкой (Ру> 40 МПа).
Существует три вида управления арматурой: ручное, дистанционное, автоматическое. В последнее время все больше возрастает роль дистанционного и автоматического управления. Однако предусматривается и ручное, как запасной или резервный режим управления, либо при авариях, а также ремонте систем и трубопроводов. Конструкции приводов дистанционного и автоматического управления арматурой подробно показаны в (1. С. 147-166).
Следует помнить, что неправильные операции по управлению системами, вызываемые главным образом недостаточным знанием систем, могут привести к порче оборудования и груза, к потере судовых запасов, вызвать аварийное состояние и даже послужить причиной гибели судна.
3. Описание стенда
В машинном зале на стенде пронумерованы и выставлены конструктивные элементы судовых систем: путевые соединения, фасонные части, арматура всех видов, прокладочный материал, контрольно-измерительные приборы. Прототипы этих элементов имеются в системах, обслуживающих действующий котел КВВА, и являются дополнением к стенду
4. Порядок выполнения работы
В процессе выполнения лабораторной работы требуется:
4.1. Ознакомиться с теоретической частью настоящих методических указаний.
4.2. Уяснить потребность в классификации судовых систем, во введении понятий «условный проход» и «условное давление».
Изучить устройство всех конструктивных элементов, выставленных на стенде, путем их разборки и сборки. Уяснить характерные отказы арматуры в процессе ее эксплуатации и способы их предупреждения и устранения.
Выполнить эскиз конструктивного элемента (по указанию преподавателя), снять необходимые размеры для определения основных характеристик и местного сопротивления.
Определить материал составных деталей указанного элемента, максимальную подачу через трубопровод, содержащий этот элемент.
Ответить на контрольные вопросы.
5. Контрольные вопросы
5.1. Что означает «условный диаметр» и «условное давление»?
5.2. Из каких материалов изготавливают трубы судовых систем?
5.3. Какие виды судовой арматуры вы знаете и какие характерные отказы свойственны ей?
5.4. Какие материалы применяются для обеспечения плотности путевых соединений (по воде, пару, воздуху, нефтепродуктам, фреону)?
5.5. Чем отличается манипулятор от крана, дроссельный клапан от редукционного?
Какие приводы управления арматурой вы знаете?
Какие приборы контроля и измерения применяются в судовых системах?
Для каких целей служат на судне трюмные системы?
Какие принципы положены в основу работы устройств для очистки трюмных и балластных вод от нефтепродуктов?
5.10. Какие операции по управлению арматурой могут вызвать аварийную ситуацию на судне?
6. Содержание и оформление отчета
Титульный лист (по образцу).
Четкое изложение цели работы.
Эскиз конструктивного элемента в разрезе (по ЕСКД) на листе формата А4 с указанием материала составных деталей.
Сводная таблица определяемых величин - Dу, Ру, , δ, dн, dв,Qvmax.
Четкие письменные ответы на контрольные вопросы.
- Министерство образования и науки украины одесский национальный морской университет
- Специальности: 6.090500 ''Судовые энергетические установки и оборудование" 6.100300 "Эксплуатация судовых энергетических установок"
- Лабораторная работа №2-1 Изучение конструкций и определение основных
- Введение
- Лабораторная работа №1-1