logo
разд

19. Управление вентильными преобразователями Классификация управляемых преобразователей

Регулируемые преобразователи электрической энергии предназначены для непрерывного управления энергией потребляемой нагрузкой. Современные управляемые преобразователи собраны, как правило, на базе полупроводниковых управляемых вентилей. Управляемые преобразователи имеют высокую надежность, просты в эксплуатации, имеют высокие технико-экономические показатели и нашли широкое применение в промышленности. Коэффициент полезного действия преобразователей весьма высок и составляет более 95%. К недостаткам тиристорных преобразователей следует отнести — искажение синусоидальной формы напряжения источника питания, что негативно сказывается на характеристиках других потребителей подключенных к этому же источнику электроэнергии.

Основной функцией управляемых выпрямителей является преобразование переменного напряжения в регулируемое постоянное напряжение.

Выпускаемые промышленностью управляемые выпрямители подразделяются в зависимости от параметров источника питания силовой части преобразователя на однофазные и трехфазные. Выбор оптимальной схемы преобразователя зависит от числа фаз питающей сети, мощности привода, допустимой амплитуды пульсаций напряжения на нагрузке, необходимости изменения полярности напряжения на нагрузке и необходимости рекуперации энергии в сеть.

По схемотехническому решению силовой части управляемого выпрямителя можно выделить две группы — полууправляемые и полностью управляемые.

Полууправляемые преобразователи работают только в режиме управляемой передачи энергии от источника к нагрузке (двигательный режим). Полностью управляемые преобразователи обеспечивают работу, как в двигательном режиме, так и в рекуперативном (управляемый возврат энергии от нагрузки к источнику), однако для организации реверса (изменения полярности напряжения на нагрузке) требуется два комплекта управляемых выпрямителей.

Полностью управляемые, двухкомплектные преобразователи в составе регулируемого электропривода постоянного тока позволяют регулировать скорость двигателя во всех четырех квадрантах. Двухкомплектные схемы с полууправляемыми мостами обеспечивают работу электропривода в двух квадрантах. Двухкомплектные преобразователи обеспечивают практически мгновенный реверс тока в якорной цепи двигателя и соответственно непрерывное регулирование.