Машина постоянного тока независимого возбуждения. Режимы работы и механические характеристики
Условное изображение машины постоянного тока независимого возбуждения на электрических схемах приведено на рис.20.2.
Рис.20.2. Условное изображение машины постоянного тока независимого возбуждения
При вращении якоря его обмотка пересекает Фост и в ней индуцируется небольшая по величине остаточная ЭДС Еост. Под действием этой ЭДС по обмотке возбуждения потечет ток возбуждения, который создаст небольшой магнитный поток. Если обмотка возбуждения включена правильно, то этот магнитный поток совпадет с остаточным магнитным потоком. В результате общий магнитный поток возрастает, увеличится и ЭДС, наводимая этим потоком в обмотке якоря. Поскольку возросла ЭДС якоря, возрастает и ток возбуждения, что в свою очередь ведет к новому увеличению магнитного потока и ЭДС якоря. Процесс продолжается до тех пор, пока ЭДС якоря не станет равной падению напряжения в цепи возбуждения.
Запишем уравнение согласно второго закона Кирхгофа для контура, включающего в себя цепь якоря и цепь возбуждения:
Ея=Iв Rов+IвRя+IвRв=IвRцв
Здесь:
Rов— сопротивление обмотки возбуждения;
Rя — сопротивление обмотки якоря;
Rв — сопротивление реостата;
Rцв= Rов + Rя+ Iя Rя — сопротивление цепи возбуждения.
Если Ея> IвRцв, то процесс самовозбуждения проходит.
Если Ея= IвRцв, то процесс самовозбуждения останавливается.
Если Ея< IвRцв, то процесса самовозбуждения нет и машина не возбуждается.
Таким образом, для обеспечения процесса самовозбуждения генератора постоянного тока необходимо три условия:
a. наличие остаточного магнитного потока в магнитной системе машины;
b. правильное включение обмотки возбуждения;
c. сопротивление цепи возбуждения должно быть меньше критического.
Аналогично процесс возбуждения происходит у генераторов с последовательным возбуждением, но для этого к ним необходимо подключить нагрузку.
Рассмотрим работу машины постоянного тока независимого возбуждения в режиме двигателя (рис. 20.3).
Рис.20.3. Машина постоянного тока независимого возбуждения в режиме двигателя
Обмотку возбуждения подключена к источнику постоянного тока, под действием которого в ней будет протекать ток возбуждения и создаваться магнитный поток машины. Если к источнику постоянного тока подключить обмотку якоря, то по ней потечет ток якоря. Тогда на проводники с током якоря, находящиеся в магнитном поле возбуждения будут действовать электромагнитные силы, совокупность которых образует вращающий момент, приложенный к якорю. Направление этого момента можно найти по правилу левой руки, а величину его по выражению
M=kФIя.
Под действием этого момента якорь придет во вращение, а его проводники — пересекать магнитный поток возбуждения и в них будет индуцироваться ЭДС Ея, величину которой можно найти согласно:
Ея=kФω
ЭДС определяется по правилу правой руки. В двигательном режиме ЭДС якоря в двигателе будет направлена против тока якоря. По величине Ея близка напряжению сети, но всегда его меньше.
Значение Ея зависит от частоты вращения якоря (ω). Если под действием постороннего вращающего момента увеличивать скорость вращения якоря, то можно достичь такой скорости (ω0), при которой Ея =U. В этом случае ток через якорь протекать не будет (Iя=0) несмотря на то, что обмотка якоря подключена к сети постоянного тока. Такой режим работы называют режимом идеального холостого хода.
Запишем уравнение для цепи якоря двигателя согласно второго закона Кирхгофа:
U - Ея = Iя(R+Rp).
Учитывая, что Ея=kФ ω, после подстановки получим:
ω= (U - Iя(R+Rp))/kФ.
Полученное уравнение называют уравнением электромеханической характеристики.
Если принять, что U=Uн, Ф=Фн, Rр=0, то получим уравнение естественной электромеханической характеристики:
Чтобы получить выражение для механической характеристики, нужно учесть, что M=kФIя., выразить отсюда ток якоря Iя=M/(kФ) и подставить его в уравнение электромеханической характеристики:
Полученное уравнение называется уравнением механической характеристики.
Если в это уравнение подставить U=Uн, Ф=Фн, Rp=0, то получим уравнение естественной механической характеристики:
В режиме идеального холостого хода, когда Ея=U, Iя=0, М=0, якорь должен вращаться со скоростью ω0, тогда из выражений для механической и электромеханической характеристик следует, что скорость идеального холостого хода можно найти согласно выражению:
ω0= U/(kФ)
Механическая характеристика двигателя — это зависимость угловой скорости двигателя от вращающего момента ω =f(M), полученная при неизменных других параметрах (при U=const, Ф=const, Rp=const). Механическая характеристика, снятая при нормальных рабочих условиях (Uн,Iвн,Rр=0) называется естественной характеристикой. Все прочие характеристики называют искусственными.
На рис.20.4 приведено семейство искусственных характеристик, соответствующих различным значениям сопротивления реостата Rp, включенного последовательно с якорем.
Рис.20.4. Семейство искусственных характеристик
Все характеристики пересекаются в точке идеального холостого хода ω0, поскольку скорость идеального холостого хода не зависит от сопротивления якорной цепи двигателя
(ω0=U/kФ).
Разность значений установившихся скоростей до и после приложения заданной статической нагрузки называется статическим падением скорости электропривода (Δω0). Для данного двигателя из уравнения естественной механической характеристики следует, что:
.
Для искусственных характеристик статическое падение скорости определится из выражения:
.
Уравнение для скорости двигателя запишется в следующей форме:
ω= ω0- Δω.
- Департамент образования и молодежной политики
- Оглавление
- Предисловие
- 1. Введение. Классификация элементов систем автоматики Основные понятия и определения
- Обзор развития, современное состояние и значение элементов и технических средств автоматики
- Основные принципы управления и регулирования
- 2. Типовые структуры и средства асу тп Обобщенная блок-схема асу тп. Комплекс типовых функций
- Локальные системы контроля, регулирования и управления
- Автоматизированные системы управления технологическими процессами
- Принципы функциональной и топологической децентрализации
- 3. Типизация, унификация и агрегатирование средств асу тп Основные сведения
- Унифицированные сигналы устройств автоматизации
- Последовательная передача данных
- Параллельная передача данных
- Агрегатные комплексы
- 4. Функциональные схемы автоматизации Общие сведения
- Изображение технологического оборудования и коммуникаций
- Примеры построения условных обозначений приборов и средств автоматизации на функциональных схемах
- Позиционные обозначения приборов и средств автоматизации
- Примеры выполнения функциональных схем автоматизации
- Последовательность чтения функциональных схем автоматизации
- 5. Автоматические регуляторы систем автоматики Общие сведения
- Структурные схемы автоматических регуляторов
- 6. Электронные элементы систем автоматики Электронные компоненты
- Резисторы
- Конденсаторы
- Катушки индуктивности
- Полупроводниковые диоды
- Биполярные транзисторы
- Полупроводниковые тиристоры
- Программируемые логические контроллеры
- 7. Электромагнитные устройства автоматики Электромагниты
- Электромагнитные реле
- Типовые релейные схемы
- Синтез и минимизация дискретных схем логического управления
- 8. Выбор элементов систем автоматики Общие сведения
- Выбор промышленных приборов и средств автоматизации
- 9. Трансформаторы Принцип действия и конструкция
- Основные режимы работы и соотношения в трансформаторе
- 10. Измерительные преобразователи Общие сведения
- Основные характеристики датчиков систем автоматики
- 11. Датчики температуры Общие сведения
- Манометрические термометры
- Термометры сопротивления
- Термоэлектрические преобразователи
- 12. Датчики угловых перемещений Общие сведения
- Шифраторы углового перемещения (положения)
- 13. Датчики давления Общие сведения
- Классификация измерительных преобразователей давления
- Пружинные приборы
- Тензометрические измерительные преобразователи
- Пьезоэлектрические измерительные преобразователи
- 14. Датчики уровня жидкостей и сыпучих материалов Общие сведения
- Уровнемеры поплавковые, буйковые, акустические, ультразвуковые, радиоизотопные, емкостные, дифманометрические
- Датчики-реле уровня поплавковые, емкостные, индуктивные, радиоизотопные, фотоэлектрические, акустические, мембранные и работающие на принципе проводимости
- 15. Технические средства измерения и контроля углового перемещения Тахогенераторы. Общие сведения
- Синхронные тахогенераторы
- Асинхронные тахогенераторы
- Индукторные тахогенераторы
- 16. Технические средства измерения и контроля расхода материалов Общие сведения
- Объемные счетчики
- Скоростные счетчики
- Расходомеры переменного перепада давления (дроссельные расходомеры)
- Расходомеры обтекания
- Расходомеры переменного уровня
- Электромагнитные расходомеры
- 17. Технические средства измерения и контроля уровня среды Визуальные средства измерений уровня
- Поплавковые средства измерений уровня
- Буйковые средства измерений уровня
- Гидростатические средства измерений уровня
- Электрические средства измерений уровня
- Акустические средства измерений уровня
- Ультразвуковые средства измерений уровня
- Радарные средства измерений уровня
- Измерения уровня с помощью магнитных погружных зондов
- Вибрационные сигнализаторы уровня
- 18. Исполнительные механизмы и устройства систем автоматики Общие сведения
- Иу электрические, пневматические и гидравлические
- Электрические исполнительные устройства
- Основные характеристики эиу с электродвигателями
- Позиционные эиу
- 19. Управление вентильными преобразователями Классификация управляемых преобразователей
- Тиристорные преобразователи постоянного тока
- Импульсные преобразователи постоянного тока
- Коммутаторы переменного напряжения
- Непосредственные преобразователи частоты
- Инверторы напряжения
- 20. Электрические машины постоянного тока Общие сведения. Конструкция
- Машина постоянного тока независимого возбуждения. Режимы работы и механические характеристики
- Машина постоянного тока последовательного возбуждения. Режимы работы и механические характеристики
- 21. Электрические машины переменного тока Асинхронная машина переменного тока. Конструкция, режимы работы, механические характеристики
- Синхронная машина переменного тока. Конструкция, режимы работы, механические характеристики
- 22. Электрические микромашины Электрические микромашины постоянного тока
- Электрические микромашины переменного тока
- Шаговые и моментные двигатели
- Двигатели для микроперемещений
- Литература
- 628400, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ,