2.11.4. Служба передачи коротких сообщений sms
Переход сотовых операторов к цифровым методам кодирования речевых сигналов и распространение систем персональных коммуникаций (PCS), использующих цифровые технологии, стали предпосылками для появления целого класса новых приложений. Идея обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями была предложена в начале 90-х гг. ETSI. Вскоре появились первые коммерческие службы передачи коротких сообщений (ПКС) SMS в сетях GSM, а в последние годы заметно усилился интерес к этой технологии и со стороны операторов систем сотовой и PCS-связи, использующих стандарты CDMA (Северная Америка и Юго-Восточная Азия), TDMA/D-AMPS (США и Канада) и PDC (Япония).
На первых этапах служба SMS рассматривалась как дополнение к существующим услугам сотовой связи. В дальнейшем, по мере совершенствования сетевой инфраструктуры и терминальных устройств, круг приложений, поддерживаемых службой SMS, расширялся. Сначала он охватил функции ЭП и факсимильной связи, различные виды информационного обслуживания мобильных пользователей (биржевые сводки, новости, погода), а затем - и интерактивные услуги (доступ к банковским счетам и ресурсам Интернет).
Отличительной особенностью службы SMS (и одним из ее преимуществ перед традиционной пейджинговой связью) является гарантированная доставка сообщения адресату. Сообщение поступит на мобильный телефон независимо от того, ведется ли в данный момент по нему разговор (обмен данными) или он находится в режиме ожидания. Сообщение также дойдет до адресата и в том случае, если последний временно недоступен (например, он находится вне зоны обслуживания или его телефон выключен). Система автоматически определяет факт неудачной попытки соединения, запоминает сообщение и хранит его до тех пор, пока связь с получателем не восстановится [33, 47].
Концепция и архитектура SMS
Технологию ПКС можно внедрять в уже действующие беспроводные сети, не прерывая их эксплуатации и не внося каких-либо значительных изменений в существующую инфраструктуру. Кроме того, функциональность системы обмена данными можно наращивать постепенно, в зависимости от появления спроса на те или иные услуги.
Для организации службы SMS (рис. 2.89) создается центр обработки сообщений (SMSC), который выполняет все функции, связанные с получением, промежуточным хранением и контролем за доставкой сообщений мобильным пользователям. Хотя состав входящего в SMSC оборудования и ПО может быть различным для разных сетей, в его структуре обычно выделяют типовые компоненты: это сервер сообщений (непосредственно занимается обработкой сообщений и отслеживает их доставку) и шлюзовое устройство, которое обеспечивает взаимодействие сервера с элементами сетевой инфраструктуры (ЦК мобильной связи MSC, регистром HLR), интерфейс со службами голосовой и электронной почты, а также связь с внешними для данной сети источниками сообщений, например центрами SMSC других мобильных систем.
В рамках возможностей ОКС №7 технология SMS для своего воплощения подразумевает программно-аппаратную реализацию уровней подсистемы передачи сообщений (MTPI, МТР2 и МТРЗ), управления соединениями SCCP и поддержки транзакций ТСАР (рис. 2.90).
Рис. 2.89. Общая схема организации службы SMS
Рис. 2.90. Место сервиса SMS в архитектуре ОКС 7
Уровень SCCP в данном случае отвечает за передачу блоков данных сигнализации (собственно сообщений) в рамках процедур услуг, не ориентированных на соединение. Уровень ТСАР (взаимодействуя с SCCP и МТР) в технологии SMS обеспечивает корректность передачи сообщений через сеть (подуровень транзакций TSL) и результативность этих передач (компонентный подуровень CSL).На рис. 2.90 показаны все эти реализуемые технологией SMS компоненты, а также компоненты, отвечающие за организацию мобильной связи для стандартов GSM (подсистема MAP) и NMT (подсистемы MUP и HUP).
При проектировании центра SMS учитываются основополагающие принципы модели ВОС, что позволяет интегрировать решения технологии SMS в единую аппаратно-программную масштабируемую платформу для всего многообразия внедряемых служб сети. Такая концепция архитектуры позволяет операторам минимизировать затраты на внедрение новых технологий, таких, как IVR (интерактивное речевое взаимодействие), PrePaid (предоп-лаченные телефонные карты), VMS (речевая почта), и осуществлять их на базе универсального контроллера, реализующего все необходимые компоненты передачи и управления соединениями, причем как для подуровней сервисов, ориентированных на соединение, так и для сервисов с коммутацией пакетов, а также для их комбинаций. Подсистемы ISUP и INAP наряду с рассмотренными выше позволяют внедрять весь комплекс современных услуг связи.
Реализация службы SMS в сотовых сетях
Механизмы обмена текстовыми сообщениями, размер последних и организация трактов передачи данных варьируются в зависимости от используемых в беспроводных системах радиоинтерфейсов. И хотя поддержка технологии SMS предусмотрена во многих стандартах сотовой и PCS-связи (табл. 2.16), эта служба получила наибольшее распространение в сетях GSM.
Стандарт GSM предусматривает возможность реализации двух видов услуг SMS - индивидуального обмена информацией и вещания.
Режим индивидуального обмена сообщениями по схеме «точка-точка» предполагает передачу между MC и центром обработки сообщений блока данных размером не более 160 байт с подтверждением его получения принимающей стороной. Ограниченный объем информации позволяет осуществлять передачу непосредственно во время телефонного разговора абонента; при этом не оказывается сколько-нибудь существенного влияния на речевой и служебный трафик.
Предназначенные для мобильных пользователей сообщения могут поступать в SMSC от абонентов той же или других сетей, по каналам ПД различных информационных служб, а также набираться вручную оператором центра, принимающим звонки по обычным телефонным линиям.
Отправляемое сообщение вместе со служебной информацией (адресом получателя и меткой времени) передается с сервера SMSC на интерфейсное устройство, которое запрашивает базу данных HLR и определяет текущее местонахождение абонента. Затем сообщение в виде сигнального пакета направляется в соответствующий ЦК сети, который устанавливает связь с MC (если она не была активизирована ранее вызовом речевой связи) и передает ей данные, используя протокол сигнального канала.
Полученный текст отображается на экране, запоминается в идентификационном модуле SIM сотового телефона или пересылается на другое устройство (например, ПК). Если соединение с MC не состоялось, MSC сообщает об этом в SMSC и просит повторить передачу, когда связь станет возможной. Сообщения от пользователя (набранные с клавиатуры сотового телефона, предварительно записанные в модуле SIM или передаваемые с помощью компьютера) проходят тот же путь в обратном направлении, до сервера SMSC, который затем посылает этому пользователю подтверждение приема.
Режим вещания предназначен для односторонней передачи сведений общего характера (сводки погоды, условия дорожного движения и т.д.) мобильным пользователям.
Текстовые сообщения формируются в центре вещания SMS. Они адресованы одновременно всем абонентам и подтверждения факта приема не требуется, поэтому сообщения поступают (непосредственно или через контроллер) на BTS, минуя центр мобильной коммутации (рис. 2.91). От BTS до MS такие сообщения передаются по одному из служебных каналов общего пользования (ВССН), предусмотренных спецификациями GSM. Следует отметить, что в пределах сотовой сети могут создаваться несколько центров вещания, обслуживающих разные ее участки (группы ячеек), однако каждая из BTS (или BSC) должна быть соединена только с одним из них.
Сами сообщения составляются в центре вещания или поступают в него из различных внешних источников. Периодичность трансляции в эфир определяется содержанием сообщений или графиком, согласованным с контент-провайдером. Стандарт GSM предусматривает передачу макросообщений, включающих в себя до 16 блоков текста (страниц), каждый из которых, в свою очередь, содержит примерно 80 символов. Все такие блоки имеют признаки принадлежности к какому-либо сообщению и порядковые номера, благодаря чему MS могут игнорировать повторно принятые сообщения. Свои решения по организации двухстороннего обмена короткими сообщениями и вещания в сетях GSM предлагают многие ведущие поставщики базового оборудования и терминальных устройств. В качестве примера можно указать системы МХЕ компании Ericsson и Nokia SMSC. Первая из них обеспечивает все основные функции центра SMS - от пересылки небольших текстовых блоков, уведомления мобильных пользователей о поступлении сообщений голосовой почты и факсов до выполнения различных приложений, основанных на использовании модулей SIM. Вторая поддерживает целый ряд функций, связанных с информационным обслуживанием абонентов, - передачу биржевых сводок, прогноза погоды, спортивных новостей и т.д.
Рис. 2.91. Организация службы вещания в сети GSM
Основными факторами, способствующими росту популярности услуг SMS в сетях GSM, являются глобальный характер распространения данного стандарта. Доминирующее положение стандарта GSM на европейском континенте (примерно 80% владельцев сотовых телефонов являются абонентами сетей GSM) снимает многие проблемы международного роуминга и создаст условия для охвата службами SMS практически всего населения региона. В Северной Америке наиболее распространены системы аналоговой сотовой связи AMPS (около 75% абонентов), а в цифровых сетях конкурируют между собой три стандарта - GSM, CDMA, TDMA/D-AMPS. В США, например, абоненты данных сетей распределялись как 30%, 50% и 20%. И хотя все эти системы в той или иной степени поддерживают технологию обмена короткими сообщениями, общая раздробленность рынка мобильной связи затрудняет развертывание служб SMS в национальном масштабе, что сдерживает рост числа их пользователей.
В течение ряда лет услуги SMS предлагают некоторые ведущие американские операторы сетей NAMPS (Narrowband AMPS), поддерживающих спецификации IS-91. Однако из-за присущих аналоговым системам беспроводной связи технических ограничений, возможности службы SMS весьма ограничены. Если в стандарте GSM предусматривается разделение основного и служебного трафика, то в сетях NAMPS для доставки текстовых сообщений используется тот же радиоканал, что и при передаче речи. Максимальная длина сообщений составляет всего 14 алфавитно-цифровых или 32 цифровых символа. Наиболее распространенные приложения SMS в этих системах связаны с расширением базовых функций сотовой телефонии, таких как идентификация вызывающего абонента или уведомление пользователя о поступлении голосовой почты.
В спецификации NMT-450/900 также была включена поддержка технологии SMS, основанная на специально введенной дополнительной функции ожидания сообщений (MWI). Используется следующий механизм обмена. Когда поступает сообщение, адресованное абоненту сети, центр SMSC определяет местонахождение MS и посылает ей признак MWI, который формируется с помощью обычного сигнала вызова, прекращаемого раньше, чем срабатывает звонок. Затем сотовый телефон (в автоматическом режиме или после нажатия соответствующей кнопки пользователем) дозванивается до центра и принимает текстовое сообщение.
Максимальный размер блока данных не специфицирован и определяется оператором сети и/или поставщиком оборудования для центра обработки сообщений, но количество символов должно быть небольшим, поскольку для передачи, как и в системах NAMPS, используется речевой радиоканал. По этой же причине обмен сообщениями не может осуществляться одновременно с разговором
Отмеченные особенности североамериканского рынка мобильной связи оказывают влияние и на развитие услуг SMS. Значительное численное превосходство абонентов аналоговых систем вынуждены учитывать операторы, развертывающие цифровые сотовые сети на основе технологий кодового и временного разделения каналов.
В одной из первых версий стандарта на радиоинтерфейс CDMA, IS-95 А, предусматривается совместимость с NAMPS, а передача коротких сообщений ограничивается 14 символами. В цифровые варианты IS-95 были включены спецификации односторонней передачи по управляющему каналу блоков данных длиной 120 символов от центра SMS к мобильным станциям (Mobile Terminate - МТ) и в обратном направлении (Mobile Originate - МО), однако в настоящее время как центры обработки сообщений, так и терминальные устройства CDMA поддерживают только режим МТ. В следующих редакциях стандарта IS-95 предполагается увеличить максимальный размер блока данных до 255 символов.
В начальной стадии развития находятся и службы коротких сообщений в сетях TDMA/D-AMPS. Спецификации первого стандарта IS-54 и заменившего его впоследствии IS-136 не предусматривали функций SMS, и только в редакции IS-136B появилась поддержка режима вещания с использованием управляющего канала.
Обмен короткими сообщениями также поддерживают цифровые сотовые сети РОС, охватывающие большую часть мобильных пользователей Японии, а также некоторые системы транкинговой и спутниковой связи.
В табл. 2.16 приведены характеристики службы SMS в сотовых сетях различных стандартов.
Взаимодействие с другими сетевыми технологиями. Одним из основных достоинств технологии SMS является ее способность интегрироваться с другими сетевыми информационными технологиями и предоставлять абоненту мобильной сотовой сети универсальное средство эффективного доступа ко всему многообразию типов и видов передачи текстовой информации, т.е. технология SMS обеспечивает возможность взаимодействия и обмена информацией между абонентами различных сетей.
Работа с системой интерактивного речевого взаимодействия. Взаимодействие центра SMS с системой IVR позволяет посылать на МТ короткие сообщения с телефона как фиксированной, так и любой другой телефонной сети. Единственное условие - наличие у ТА возможностей тонального набора. В рамках сеанса взаимодействия с системой IVR отправитель имеет возможность либо выбрать и отправить предопределенное сообщение из имеющейся библиотеки, либо самостоятельно набрать сообщение с тастатуры телефона (в последнем случае желательно, чтобы на аппарате отправителя имелся дисплей).
Взаимодействие со службой Web. Интеграция центра SMS со службой Web позволяет любому пользователю ПК, подключенному к сети Интернет, обмениваться короткими сообщениями с абонентом сотовой сети. При этом возможны следующие варианты обмена сообщениями: отправка сообщения с ПК на «трубку» - отправитель из Web-интерфейса вводит идентификатор вызызваемого абонента (в общем случае номер телефона), текст сообщения и нажимает кнопку, инициирующую отправку этого сообщения абоненту; прием посланного с трубки сообщения через Web-сервер. Такую возможность технология SMS предоставляет посредством размещения посланных сообщений на сайте оператора. Абонент сотовой сети (подписчик услуги SMS) может открыть соответствующую страницу и прочитать оставленные ему сообщения с любого подключенного к Интернет компьютера с Web-браузером, независимо от своего местонахождения. Такая возможность особенно важна в тех случаях, когда абонент, перемещаясь, выходит из зоны охвата сотовой сети, но имеет доступ к Интернет.
Таблица 2.16. Службы SMS в сотовых сетях
Стандарт | Тип сети | Максимальная длина сообщений, симв. /режим передачи | Используемый канал | Регион преимущественного распространения |
GSM-800/ 1800/1900 | Цифровая | 160 / двухсторонний; 80x16 /вещание | Сигнальный, вещательный | Европа, Сев. Америка, Азия |
NAMPS | Аналоговая | 14 (32) / двухсторонний | Речевой | Сев. Америка |
NMT | Аналоговая | Н/с / двухсторонний | Речевой | Сев. и Вост. Европа |
CDMA | Цифровая | 120 (256) / односторонний, двухсторонний, вещание | Управляющий или выделенный дополнительно | Сев. Америка, Азия |
TDMA/ D-AMPS | Цифровая | Н/с' / вещание | Управляющий | Сев. Америка |
РОС | Цифровая | Н/с / двухсторонний | - | Япония |
Рассматриваемое взаимодействие сетей интересно тем, что абонент обеих систем (пользователь, имеющий и МТ и пейджер) может использовать центр SMS как маршрутизатор сообщений, т.е. задавать ему схемы пересылки сообщений на те или иные приемные терминалы. Например, можно привести ситуацию, когда МТ становится недоступным (выход из зоны обслуживания, временное отключение трубки) и пользователь дает указание о перенаправлении/дублировании сообщений на пейджер. Возможна также и обратная ситуация. Такой вид обслуживания повышает общую доступность абонента.
Работа с электронной почтой. Взаимодействие центра SMS и ЭП позволяет абоненту мобильной сети динамично отслеживать поступление новых сообщений и вести обмен сообщениями. Технология обеспечивает следующие варианты обмена: отправка сообщения e-mail с «трубки» - абонент набирает на дисплее трубки адрес и текст сообщения и передает эту информацию центру SMS, который обеспечивает отправку сообщения по заданному адресу; получение сообщения e-mail абонентом мобильной сети на «трубку». Каждому абоненту сотовой сети ставится в соответствие некий электронный адрес, идентифицирующий его в пространстве электронных адресов данного оператора. Поступающая на этот адрес ЭП направляется центром SMS на МТ абонента. В зависимости от объема письма будет посылаться либо все сообщение, либо его часть; получение абонентом сотовой сети уведомлений о поступлении ЭП. В этом случае абонент будет оперативно принимать на трубку сообщения о поступлении новых электронных писем. Настройки данного сервиса позволяют получать либо просто информацию о количестве новых писем, либо краткую информацию о письме.
Работа с речевой почтой. Данная функция позволяет выводить на дисплей МТ предупреждение о поступлении новых сообщений в речевой почтовый ящик абонента. Если его телефон включен, сообщение поступит немедленно. Если аппарат абонента отключен или находится вне зоны обслуживания, попытки доставить сообщение будут повторяться периодически в соответствии с заданной схемой.
Взаимодействие с информационно-биллинговой системой (ИБС). Технология SMS предоставляет оператору мощный инструментарий в части организации предоставления абонентам сотовых сетей широкого спектра услуг, связанных с функционированием ИБС.
Сервис коротких текстовых сообщений реализует для абонента интерактивный режим взаимодействия с ИБС и компонентами активизации услуг мобильной связи. Примеры такого взаимодействия: запрос об остатке на счете - позволяет абоненту сети получить данные о состоянии своего счета, сделав стандартный запрос; информирование о приближении к порогу отключения - абонент заблаговременно уведомляется о приближении к порогу отключения и о действиях оператора при достижении минимального значения баланса; информирование абонента о скорости расходования средств в процессе разговора - позволяет абоненту посредством стандартного запроса контролировать динамику расходования средств; прием платежей по картам авансовых платежей. Абонент формирует сообщение по активации карты и отправляет его. В ответ поступает сообщение, подтверждающее увеличение баланса на соответствующуюсумму; подключение и отключение услуг - абонент короткой командной строкой может включать или отключать практически любые из предоставляемых ему оператором услуг.
Работа со справочно-информационными сетями. Позволяет абоненту иметь на экране дисплея самую разнообразную оперативную информацию. Имеется два возможных режима ее поступления: «пассивного» получения циркулярно рассылаемой информации, подписчиком на которую является данный абонент; интерактивного взаимодействия с информационными БД посредством коротких сообщений - такой режим обеспечивает гибкое перемещение по БД и позволяет абоненту проникнуть на любой уровень глубины и детализации информации.
Другие комбинации взаимодействия сетей и сервисы на их основе. Центр SMS, являясь главным связующим звеном между перечисленными типами сетей, обеспечивает их перекрестное взаимодействие и позволяет предоставлять большое количество комбинированных видов услуг. Например: рассылка короткого сообщения по всем возможным пунктам приема. Например, из сети Интернет на МТ, на пейджер, в почтовый ящик e-mail. В таком случае центр SMS функционирует как настраиваемый маршрутизатор сообщений и обеспечивает поиск абонента по всем сетям, с которыми он может быть связан; организация пре-тензионно-справочной службы; регистрация пожеланий, жалоб, предложений абонентов; прием факсимильных сообщений из ТфОП и других сетей. Нотификация сообщений и их пересылка на заданный абонентом терминал приема; рассылка сообщения группе абонентов тех или иных сетей. Абонент службы SMS формирует сообщение (с «трубки» или терминала ПК) и задает список и маршруты рассылки.
Работа с центром SMS другого оператора. Обеспечивает глобальную интеграцию телефонных сетей, использующих технологию SMS, причем как мобильных (в том числе с разными стандартами), так и фиксированных. При этом унифицированной единицей обмена является короткое сообщение.
- Глава I общие сведения о сетях подвижной связи
- 1.1. Назначение сетей подвижной связи
- 1.2. Сети сотовой подвижной связи
- 1.3. Сети транкинговой связи
- 1.4. Сети персонального радиовызова
- 1.5. Сети мобильной спутниковой связи
- Глава 2 сети сотовой подвижной связи
- 2.1. История развития сотовых сетей
- 2.1.1. Основные даты
- 2.1.2. Поколения сотовой связи
- 2.2. Элементы сетей сотовой связи
- 2.2.1. Функциональная схема
- 2.2.2. Подвижная станция
- 2.2.3. Базовая станция
- 2.2.4. Центр коммутации
- 2.2.5. Интерфейсы сотовой связи
- 2.3. Основные стандарты сотовой связи
- 2.3.1. Аналоговые системы сотовой связи
- 2.3.2. Цифровые системы сотовой связи
- 2.4. Организация каналов доступа
- 2.4.1. Полосы частот сотовой связи
- 2.4.2. Пути повышения емкости системы сотовой связи
- 2.4.3. Принцип повторного использования частот
- 2.4.4. Методы множественного доступа
- 2.4.5. Многолучевое распространение
- 2.5. Процесс обслуживания вызова
- 2.5.1. Алгоритмы функционирования ссс
- 2.5.2. Инициализация и установление связи
- 2.5.3. Аутентификация и идентификация
- 2.5.4. Передача обслуживания
- 2.5.5. Роуминг
- 2.6. Сигнализация в сотовых сетях
- 2.6.1. Сигнализация в сетях стандарта gsm
- 2.7. Услуги сотовой связи
- 2.7.1. Службы сотовой связи
- 2.7.2. Дополнительные услуги
- 2.7.3. Пакетная коммутация в сетях подвижной связи
- 2.11.4. Служба передачи коротких сообщений sms
- 2.11.5. Мобильный доступ к сети Интернет
- Глава 3
- 3.1. Классификация сетей транкинговой связи
- 3.2. Принципы построения транкинговых сетей
- 3.3. Услуги сетей транкинговой связи
- 3.5.3. Транкинговые сети стандарта tetra
- Глава 4
- 4.1. Принципы организации пейджинговой связи
- 4.1.1. Классификация систем пейджинговой связи
- 4.1.2. Ведомственные пейджинговые сети
- 4.1.3. Городские пейджинговые сети
- 4.1.4. Региональные сети персонального радиовызова
- 4.1.5. Федеральные сети персонального радиовызова
- 4.1.6. Спутниковые системы персонального радиовызова
- Глава 5
- 5.5.1. Классификация сетей спутниковой связи
- 5.3. Характеристика систем спутниковой связи
- 5.3.1. Низкоорбитальные системы спутниковой связи
- 5.3.2. Среднеорбитальные системы спутниковой связи
- 5.3.3. Геостационарные системы спутниковой связи