logo
книга ПССС

2.11.4. Служба передачи коротких сообщений sms

Переход сотовых операторов к цифровым методам кодирования речевых сигналов и распространение систем персональных коммуникаций (PCS), использующих цифровые тех­нологии, стали предпосылками для появления целого класса новых приложений. Идея обме­на небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станция­ми была предложена в начале 90-х гг. ETSI. Вскоре появились первые коммерческие службы передачи коротких сообщений (ПКС) SMS в сетях GSM, а в последние годы заметно усилил­ся интерес к этой технологии и со стороны операторов систем сотовой и PCS-связи, исполь­зующих стандарты CDMA (Северная Америка и Юго-Восточная Азия), TDMA/D-AMPS (США и Канада) и PDC (Япония).

На первых этапах служба SMS рассматривалась как дополнение к существующим ус­лугам сотовой связи. В дальнейшем, по мере совершенствования сетевой инфраструктуры и терминальных устройств, круг приложений, поддерживаемых службой SMS, расширялся. Сначала он охватил функции ЭП и факсимильной связи, различные виды информационного обслуживания мобильных пользователей (биржевые сводки, новости, погода), а затем - и интерактивные услуги (доступ к банковским счетам и ресурсам Интернет).

Отличительной особенностью службы SMS (и одним из ее преимуществ перед тради­ционной пейджинговой связью) является гарантированная доставка сообщения адресату. Со­общение поступит на мобильный телефон независимо от того, ведется ли в данный момент по нему разговор (обмен данными) или он находится в режиме ожидания. Сообщение также дойдет до адресата и в том случае, если последний временно недоступен (например, он нахо­дится вне зоны обслуживания или его телефон выключен). Система автоматически определя­ет факт неудачной попытки соединения, запоминает сообщение и хранит его до тех пор, пока связь с получателем не восстановится [33, 47].

Концепция и архитектура SMS

Технологию ПКС можно внедрять в уже действующие беспроводные сети, не преры­вая их эксплуатации и не внося каких-либо значительных изменений в существующую ин­фраструктуру. Кроме того, функциональность системы обмена данными можно наращивать постепенно, в зависимости от появления спроса на те или иные услуги.

Для организации службы SMS (рис. 2.89) создается центр обработки сообщений (SMSC), который выполняет все функции, связанные с получением, промежуточным хранением и кон­тролем за доставкой сообщений мобильным пользователям. Хотя состав входящего в SMSC оборудования и ПО может быть различным для разных сетей, в его структуре обычно выделяют типовые компоненты: это сервер сообщений (непосредственно занимается обработкой сообще­ний и отслеживает их доставку) и шлюзовое устройство, которое обеспечивает взаимодействие сервера с элементами сетевой инфраструктуры (ЦК мобильной связи MSC, регистром HLR), интерфейс со службами голосовой и электронной почты, а также связь с внешними для данной сети источниками сообщений, например центрами SMSC других мобильных систем.

В рамках возможностей ОКС №7 технология SMS для своего воплощения подразуме­вает программно-аппаратную реализацию уровней подсистемы передачи сообщений (MTPI, МТР2 и МТРЗ), управления соединениями SCCP и поддержки транзакций ТСАР (рис. 2.90).

Рис. 2.89. Общая схема организации службы SMS

Рис. 2.90. Место сервиса SMS в архитектуре ОКС 7

Уровень SCCP в данном случае отвечает за передачу блоков данных сигнализации (собственно сообщений) в рамках процедур услуг, не ориентированных на соединение. Уро­вень ТСАР (взаимодействуя с SCCP и МТР) в технологии SMS обеспечивает корректность передачи сообщений через сеть (подуровень транзакций TSL) и результативность этих пере­дач (компонентный подуровень CSL).На рис. 2.90 показаны все эти реализуемые технологией SMS компоненты, а также компоненты, отвечающие за организацию мобильной связи для стандартов GSM (подсистема MAP) и NMT (подсистемы MUP и HUP).

При проектировании центра SMS учитываются основополагающие принципы модели ВОС, что позволяет интегрировать решения технологии SMS в единую аппаратно-программную масштабируемую платформу для всего многообразия внедряемых служб сети. Такая концепция архитектуры позволяет операторам минимизировать затраты на внедрение новых технологий, таких, как IVR (интерактивное речевое взаимодействие), PrePaid (предоп-лаченные телефонные карты), VMS (речевая почта), и осуществлять их на базе универсально­го контроллера, реализующего все необходимые компоненты передачи и управления соедине­ниями, причем как для подуровней сервисов, ориентированных на соединение, так и для сер­висов с коммутацией пакетов, а также для их комбинаций. Подсистемы ISUP и INAP наряду с рассмотренными выше позволяют внедрять весь комплекс современных услуг связи.

Реализация службы SMS в сотовых сетях

Механизмы обмена текстовыми сообщениями, размер последних и организация трактов передачи данных варьируются в зависимости от используемых в беспроводных системах радио­интерфейсов. И хотя поддержка технологии SMS предусмотрена во многих стандартах сотовой и PCS-связи (табл. 2.16), эта служба получила наибольшее распространение в сетях GSM.

Стандарт GSM предусматривает возможность реализации двух видов услуг SMS - ин­дивидуального обмена информацией и вещания.

Режим индивидуального обмена сообщениями по схеме «точка-точка» предполагает передачу между MC и центром обработки сообщений блока данных размером не более 160 байт с подтверждением его получения принимающей стороной. Ограниченный объем ин­формации позволяет осуществлять передачу непосредственно во время телефонного разгово­ра абонента; при этом не оказывается сколько-нибудь существенного влияния на речевой и служебный трафик.

Предназначенные для мобильных пользователей сообщения могут поступать в SMSC от абонентов той же или других сетей, по каналам ПД различных информационных служб, а также набираться вручную оператором центра, принимающим звонки по обычным телефон­ным линиям.

Отправляемое сообщение вместе со служебной информацией (адресом получателя и меткой времени) передается с сервера SMSC на интерфейсное устройство, которое запраши­вает базу данных HLR и определяет текущее местонахождение абонента. Затем сообщение в виде сигнального пакета направляется в соответствующий ЦК сети, который устанавливает связь с MC (если она не была активизирована ранее вызовом речевой связи) и передает ей данные, используя протокол сигнального канала.

Полученный текст отображается на экране, запоминается в идентификационном моду­ле SIM сотового телефона или пересылается на другое устройство (например, ПК). Если со­единение с MC не состоялось, MSC сообщает об этом в SMSC и просит повторить передачу, когда связь станет возможной. Сообщения от пользователя (набранные с клавиатуры сотово­го телефона, предварительно записанные в модуле SIM или передаваемые с помощью ком­пьютера) проходят тот же путь в обратном направлении, до сервера SMSC, который затем посылает этому пользователю подтверждение приема.

Режим вещания предназначен для односторонней передачи сведений общего характе­ра (сводки погоды, условия дорожного движения и т.д.) мобильным пользователям.

Текстовые сообщения формируются в центре вещания SMS. Они адресованы одно­временно всем абонентам и подтверждения факта приема не требуется, поэтому сообщения поступают (непосредственно или через контроллер) на BTS, минуя центр мобильной комму­тации (рис. 2.91). От BTS до MS такие сообщения передаются по одному из служебных кана­лов общего пользования (ВССН), предусмотренных спецификациями GSM. Следует отме­тить, что в пределах сотовой сети могут создаваться несколько центров вещания, обслужи­вающих разные ее участки (группы ячеек), однако каждая из BTS (или BSC) должна быть соединена только с одним из них.

Сами сообщения составляются в центре вещания или поступают в него из различных внешних источников. Периодичность трансляции в эфир определяется содержанием сообще­ний или графиком, согласованным с контент-провайдером. Стандарт GSM предусматривает передачу макросообщений, включающих в себя до 16 блоков текста (страниц), каждый из которых, в свою очередь, содержит примерно 80 символов. Все такие блоки имеют признаки принадлежности к какому-либо сообщению и порядковые номера, благодаря чему MS могут игнорировать повторно принятые сообщения. Свои решения по организации двухстороннего обмена короткими сообщениями и вещания в сетях GSM предлагают многие ведущие по­ставщики базового оборудования и терминальных устройств. В качестве примера можно ука­зать системы МХЕ компании Ericsson и Nokia SMSC. Первая из них обеспечивает все основ­ные функции центра SMS - от пересылки небольших текстовых блоков, уведомления мо­бильных пользователей о поступлении сообщений голосовой почты и факсов до выполнения различных приложений, основанных на использовании модулей SIM. Вторая поддерживает целый ряд функций, связанных с информационным обслуживанием абонентов, - передачу биржевых сводок, прогноза погоды, спортивных новостей и т.д.

Рис. 2.91. Организация службы вещания в сети GSM

Основными факторами, способствующими росту популярности услуг SMS в сетях GSM, являются глобальный характер распространения данного стандарта. Доминирующее положение стандарта GSM на европейском континенте (примерно 80% владельцев сотовых телефонов являются абонентами сетей GSM) снимает многие проблемы международного роуминга и создаст условия для охвата службами SMS практически всего населения региона. В Северной Америке наиболее распространены системы аналоговой сотовой связи AMPS (около 75% абонентов), а в цифровых сетях конкурируют между собой три стандарта - GSM, CDMA, TDMA/D-AMPS. В США, например, абоненты данных сетей распределялись как 30%, 50% и 20%. И хотя все эти системы в той или иной степени поддерживают техноло­гию обмена короткими сообщениями, общая раздробленность рынка мобильной связи за­трудняет развертывание служб SMS в национальном масштабе, что сдерживает рост числа их пользователей.

В течение ряда лет услуги SMS предлагают некоторые ведущие американские опера­торы сетей NAMPS (Narrowband AMPS), поддерживающих спецификации IS-91. Однако из-за присущих аналоговым системам беспроводной связи технических ограничений, возмож­ности службы SMS весьма ограничены. Если в стандарте GSM предусматривается разделе­ние основного и служебного трафика, то в сетях NAMPS для доставки текстовых сообщений используется тот же радиоканал, что и при передаче речи. Максимальная длина сообщений составляет всего 14 алфавитно-цифровых или 32 цифровых символа. Наиболее распростра­ненные приложения SMS в этих системах связаны с расширением базовых функций сотовой телефонии, таких как идентификация вызывающего абонента или уведомление пользователя о поступлении голосовой почты.

В спецификации NMT-450/900 также была включена поддержка технологии SMS, ос­нованная на специально введенной дополнительной функции ожидания сообщений (MWI). Используется следующий механизм обмена. Когда поступает сообщение, адресованное або­ненту сети, центр SMSC определяет местонахождение MS и посылает ей признак MWI, кото­рый формируется с помощью обычного сигнала вызова, прекращаемого раньше, чем срабаты­вает звонок. Затем сотовый телефон (в автоматическом режиме или после нажатия соответст­вующей кнопки пользователем) дозванивается до центра и принимает текстовое сообщение.

Максимальный размер блока данных не специфицирован и определяется оператором сети и/или поставщиком оборудования для центра обработки сообщений, но количество сим­волов должно быть небольшим, поскольку для передачи, как и в системах NAMPS, использу­ется речевой радиоканал. По этой же причине обмен сообщениями не может осуществляться одновременно с разговором

Отмеченные особенности североамериканского рынка мобильной связи оказывают влияние и на развитие услуг SMS. Значительное численное превосходство абонентов анало­говых систем вынуждены учитывать операторы, развертывающие цифровые сотовые сети на основе технологий кодового и временного разделения каналов.

В одной из первых версий стандарта на радиоинтерфейс CDMA, IS-95 А, предусмат­ривается совместимость с NAMPS, а передача коротких сообщений ограничивается 14 сим­волами. В цифровые варианты IS-95 были включены спецификации односторонней передачи по управляющему каналу блоков данных длиной 120 символов от центра SMS к мобильным станциям (Mobile Terminate - МТ) и в обратном направлении (Mobile Originate - МО), однако в настоящее время как центры обработки сообщений, так и терминальные устройства CDMA поддерживают только режим МТ. В следующих редакциях стандарта IS-95 предполагается увеличить максимальный размер блока данных до 255 символов.

В начальной стадии развития находятся и службы коротких сообщений в сетях TDMA/D-AMPS. Спецификации первого стандарта IS-54 и заменившего его впоследствии IS-136 не предусматривали функций SMS, и только в редакции IS-136B появилась поддержка режима вещания с использованием управляющего канала.

Обмен короткими сообщениями также поддерживают цифровые сотовые сети РОС, охватывающие большую часть мобильных пользователей Японии, а также некоторые систе­мы транкинговой и спутниковой связи.

В табл. 2.16 приведены характеристики службы SMS в сотовых сетях различных стан­дартов.

Взаимодействие с другими сетевыми технологиями. Одним из основных досто­инств технологии SMS является ее способность интегрироваться с другими сетевыми ин­формационными технологиями и предоставлять абоненту мобильной сотовой сети универ­сальное средство эффективного доступа ко всему многообразию типов и видов передачи тек­стовой информации, т.е. технология SMS обеспечивает возможность взаимодействия и обме­на информацией между абонентами различных сетей.

Работа с системой интерактивного речевого взаимодействия. Взаимодействие центра SMS с системой IVR позволяет посылать на МТ короткие сообщения с телефона как фиксированной, так и любой другой телефонной сети. Единственное условие - наличие у ТА возможностей тонального набора. В рамках сеанса взаимодействия с системой IVR отправи­тель имеет возможность либо выбрать и отправить предопределенное сообщение из имею­щейся библиотеки, либо самостоятельно набрать сообщение с тастатуры телефона (в послед­нем случае желательно, чтобы на аппарате отправителя имелся дисплей).

Взаимодействие со службой Web. Интеграция центра SMS со службой Web позволяет любому пользователю ПК, подключенному к сети Интернет, обмениваться короткими сооб­щениями с абонентом сотовой сети. При этом возможны следующие варианты обмена сооб­щениями: отправка сообщения с ПК на «трубку» - отправитель из Web-интерфейса вводит идентификатор вызызваемого абонента (в общем случае номер телефона), текст сообщения и нажимает кнопку, инициирующую отправку этого сообщения абоненту; прием посланного с трубки сообщения через Web-сервер. Такую возможность технология SMS предоставляет по­средством размещения посланных сообщений на сайте оператора. Абонент сотовой сети (под­писчик услуги SMS) может открыть соответствующую страницу и прочитать оставленные ему сообщения с любого подключенного к Интернет компьютера с Web-браузером, независимо от своего местонахождения. Такая возможность особенно важна в тех случаях, когда абонент, перемещаясь, выходит из зоны охвата сотовой сети, но имеет доступ к Интернет.

Таблица 2.16. Службы SMS в сотовых сетях

Стандарт

Тип сети

Максимальная длина сообщений, симв. /режим передачи

Используемый канал

Регион преиму­щественного рас­пространения

GSM-800/ 1800/1900

Цифровая

160 / двухсторонний; 80x16 /вещание

Сигнальный, вещательный

Европа, Сев. Аме­рика, Азия

NAMPS

Аналоговая

14 (32) / двухсторонний

Речевой

Сев. Америка

NMT

Аналоговая

Н/с / двухсторонний

Речевой

Сев. и Вост. Европа

CDMA

Цифровая

120 (256) / односторон­ний, двухсторонний, вещание

Управляющий или выделенный дополнительно

Сев. Америка, Азия

TDMA/ D-AMPS

Цифровая

Н/с' / вещание

Управляющий

Сев. Америка

РОС

Цифровая

Н/с / двухсторонний

-

Япония

Взимодействие с пейджинговой сетью. Данный вид обслуживания обеспечивает воз­можность взаимодействия и обмена сообщениями между абонентами сотовой и пейджинго-вых сетей, имеющих подключение к центру SMS мобильной сети. Возможны следующие ва­рианты обмена сообщениями: отправка сообщения с «трубки» на «пейджер» - позволяет або­ненту с МТ послать текстовые сообщения абонентам пейджинговых сетей; отправка сообще­ния на «трубку» - дает возможность, используя любой телефон, послать по схеме, обычной для пейджинговой связи, короткое сообщение для абонента мобильной сети. Если же отпра­вителем сообщения является абонент пейджинговой сети, то с учетом предыдущей данная возможность позволит вести текстовый диалог абонентам функционально разных сетей.

Рассматриваемое взаимодействие сетей интересно тем, что абонент обеих систем (пользователь, имеющий и МТ и пейджер) может использовать центр SMS как маршрутиза­тор сообщений, т.е. задавать ему схемы пересылки сообщений на те или иные приемные тер­миналы. Например, можно привести ситуацию, когда МТ становится недоступным (выход из зоны обслуживания, временное отключение трубки) и пользователь дает указание о перена­правлении/дублировании сообщений на пейджер. Возможна также и обратная ситуация. Та­кой вид обслуживания повышает общую доступность абонента.

Работа с электронной почтой. Взаимодействие центра SMS и ЭП позволяет абонен­ту мобильной сети динамично отслеживать поступление новых сообщений и вести обмен сообщениями. Технология обеспечивает следующие варианты обмена: отправка сообщения e-mail с «трубки» - абонент набирает на дисплее трубки адрес и текст сообщения и передает эту информацию центру SMS, который обеспечивает отправку сообщения по заданному ад­ресу; получение сообщения e-mail абонентом мобильной сети на «трубку». Каждому абонен­ту сотовой сети ставится в соответствие некий электронный адрес, идентифицирующий его в пространстве электронных адресов данного оператора. Поступающая на этот адрес ЭП на­правляется центром SMS на МТ абонента. В зависимости от объема письма будет посылаться либо все сообщение, либо его часть; получение абонентом сотовой сети уведомлений о по­ступлении ЭП. В этом случае абонент будет оперативно принимать на трубку сообщения о поступлении новых электронных писем. Настройки данного сервиса позволяют получать либо просто информацию о количестве новых писем, либо краткую информацию о письме.

Работа с речевой почтой. Данная функция позволяет выводить на дисплей МТ пре­дупреждение о поступлении новых сообщений в речевой почтовый ящик абонента. Если его телефон включен, сообщение поступит немедленно. Если аппарат абонента отключен или находится вне зоны обслуживания, попытки доставить сообщение будут повторяться перио­дически в соответствии с заданной схемой.

Взаимодействие с информационно-биллинговой системой (ИБС). Технология SMS предоставляет оператору мощный инструментарий в части организации предоставления або­нентам сотовых сетей широкого спектра услуг, связанных с функционированием ИБС.

Сервис коротких текстовых сообщений реализует для абонента интерактивный режим взаимодействия с ИБС и компонентами активизации услуг мобильной связи. Примеры такого взаимодействия: запрос об остатке на счете - позволяет абоненту сети получить данные о со­стоянии своего счета, сделав стандартный запрос; информирование о приближении к порогу отключения - абонент заблаговременно уведомляется о приближении к порогу отключения и о действиях оператора при достижении минимального значения баланса; информирование або­нента о скорости расходования средств в процессе разговора - позволяет абоненту посредством стандартного запроса контролировать динамику расходования средств; прием платежей по кар­там авансовых платежей. Абонент формирует сообщение по активации карты и отправляет его. В ответ поступает сообщение, подтверждающее увеличение баланса на соответствующуюсумму; подключение и отключение услуг - абонент короткой командной строкой может вклю­чать или отключать практически любые из предоставляемых ему оператором услуг.

Работа со справочно-информационными сетями. Позволяет абоненту иметь на эк­ране дисплея самую разнообразную оперативную информацию. Имеется два возможных ре­жима ее поступления: «пассивного» получения циркулярно рассылаемой информации, под­писчиком на которую является данный абонент; интерактивного взаимодействия с информа­ционными БД посредством коротких сообщений - такой режим обеспечивает гибкое пере­мещение по БД и позволяет абоненту проникнуть на любой уровень глубины и детализации информации.

Другие комбинации взаимодействия сетей и сервисы на их основе. Центр SMS, яв­ляясь главным связующим звеном между перечисленными типами сетей, обеспечивает их перекрестное взаимодействие и позволяет предоставлять большое количество комбиниро­ванных видов услуг. Например: рассылка короткого сообщения по всем возможным пунктам приема. Например, из сети Интернет на МТ, на пейджер, в почтовый ящик e-mail. В таком случае центр SMS функционирует как настраиваемый маршрутизатор сообщений и обеспе­чивает поиск абонента по всем сетям, с которыми он может быть связан; организация пре-тензионно-справочной службы; регистрация пожеланий, жалоб, предложений абонентов; прием факсимильных сообщений из ТфОП и других сетей. Нотификация сообщений и их пересылка на заданный абонентом терминал приема; рассылка сообщения группе абонентов тех или иных сетей. Абонент службы SMS формирует сообщение (с «трубки» или терминала ПК) и задает список и маршруты рассылки.

Работа с центром SMS другого оператора. Обеспечивает глобальную интеграцию телефонных сетей, использующих технологию SMS, причем как мобильных (в том числе с разными стандартами), так и фиксированных. При этом унифицированной единицей обмена является короткое сообщение.