logo
ОНИ

Формулирование цели и постановка задач исследования

Перед началом проведения исследования формулируется его цель. Цель исследования обязательно должна быть социально значимой, т.е. направленной на повышение уровня и безопасности жизни людей, снижения негативного воздействия на экологию окружающей среды, снижения затрат на производство, эксплуатацию, хранение и утилизацию автомобильной техники и её компонентов и т.п. Вот несколько примеров целей научных исследований:

1) Целью работы является повышение безопасности автотранспортных средств за счет повышения информативности и снижения трудоемкости диагностирования тормозных систем АТС с пневматическим приводом на стендах с беговыми барабанами в условиях эксплуатации (из диссертации А.А.Смолина);

2) Целью работы является повышение безопасности автомобилей, оснащённых ABS в условиях эксплуатации на основе эффективного контроля технического состояния тормозной и антиблокировочной систем в процессе их совместного функционирования на инерционных роликовых диагностических стендах (из диссертации Портнягина Е.М.)

3) Цель исследований - повышение эффективности использования и активной безопасности автомобилей за счет реализации высокоинформативных, оперативных динамических методов и средств технического диагностирования пневматического тормозного привода и пневмоаппаратов, на основе современных компьютерных технологий и системной последовательности (из диссертации Федотова А.И.)

Для достижения поставленной цели (в рамках научного исследования) исследователь ставит ряд научных задач. При выполнении кандидатской диссертации количество научных задач обычно в пределах 3  5, при выполнении докторской, 5  7 (иногда и больше).

Здесь следует обратить внимание на то, что задачи научного исследования должны быть именно научными, а не инженерными, и уж тем более не учебными. В качестве одного из примеров, приведем задачи научного исследования, сформулированные в кандидатской диссертаций:

1) Задачи исследования (из диссертации Е.М. Портнягина):

1. Теоретически обосновать метод контроля тормозной эффективности и устойчивости автомобилей с функционирующей ABS при их диагностировании на роликовых стендах и разработать математическую модель системы «Автомобиль (подрессоренная масса, подвеска – тормозная система – ABS – колеса) – стенд», позволяющую выполнять аналитические исследования процесса торможения автомобиля с функционирующей ABS на роликовых стендах с учётом влияния наиболее значимых факторов, характеризующих взаимодействие элементов системы;

2. Теоретически обосновать тестовые режимы диагностирования тормозных систем автомобилей с функционирующей ABS, а также интегральные показатели эффективности совместного функционирования тормозной системы и ABS на роликовых стендах:

- интегральный показатель тормозной эффективности автомобиля с ABS;

- интегральный показатель устойчивости автомобиля с ABS при торможении;

- интегральные показатели качества регулирования антиблокировочной системой процесса торможения колёс автомобиля.

3. Выполнить экспериментальную проверку метода контроля тормозной эффективности и устойчивости автомобилей с функционирующей ABS при их диагностировании на роликовых стендах, дать сравнительную оценку разработанного метода с существующим, основанным на показателях, регламентируемых ГОСТ Р 51709-2001.

2) Задачи исследования (из диссертации И.М.Григорьева):

1. Разработать теоретические предпосылки метода функционального диагностирования аппаратов многоконтурного пневматического тормозного привода (МПТП) на стенде с беговыми барабанами.

2. Разработать математическую модель пневмоаппарата как объекта диагностирования и на её основе установить функциональные связи диагностических признаков с параметрами технического.

3. Разработать диагностический комплекс и алгоритм функционального диагностирования аппаратов МПТП с пневматическим управлением.

4. Произвести экспериментальную проверку и технико-экономическую оценку разработанного метода функционального диагностирования аппаратов МПТП с пневматическим управлением.

Виды научных исследований. В технике, наибольшее распространение получили два вида научных исследований: экспериментальные и аналитические.

В ходе экспериментальных научных исследований новые знания получают на основе анализа информации, полученной в процессе измерения и обработки параметров на натурном объекте исследования. В зависимости от цели и задач экспериментального исследования, автомобиль (его исследуемый агрегат, система, деталь и т.п.) может находиться как в функционирующем, так и не функционирующем состоянии.

Аналитические научные исследования принципиально отличаются от экспериментальных. В ходе аналитических научных исследований новые знания получают на основе анализа информации, полученной в процессе моделирования (или расчета) исследуемых параметров на ЭВМ. Чаще всего для этого используют (или разрабатывают) математические модели исследуемого процесса, на их основе пишут алгоритмические программы, которые и позволяют расчетными методами устанавливать закономерности между исследуемыми параметрами.