logo
ОПТКС (6 семестр) / Krukhmalev (1)

Лекция 7 Общие принципы построения многоканальных систем передачи

Технико-экономическое обоснование применения многоканальных систем передачи

Основу современных телекоммуникационных систем составляют многоканальные системы передачи (МСП), позволяющие получить типовые каналы и тракты и обеспечить экономически целесообраз­но организованную связь на любые расстояния. Последнее утвер­ждение подтвердим следующими рассуждениями.

Пусть между пунктами А и Б, расстояние между которыми L км, требуется организовать N каналов. Необходимое количество каналов может быть организовано на воздушных, кабельных и радиорелейных линиях различными способами. Например, требуется организовать 480 каналов. Их можно получить путем организации 480 физических цепей и на каждой цепи организовать один канал, а можно использо­вать одну физическую цепь и с помощью МСП получить необходимое число каналов.

С экономической точки зрения представляют интерес только те варианты организации связи, которые при прочих равных условиях требуют меньших затрат.

Представление об эффективности использования МСП можно получить путем сравнения вариантов организации связи между пунктами А и Б путем сравнения вариантов по общим или удельным капитальным вложениям. Рассмотрим два варианта организации N каналов: по первому из них необходимое количество каналов N получается путем использования N физических цепей, а по второму варианту необходимое количество каналов получается путем ис­пользования МСП и одной физической цепи.

Общие капитальные вложения определяются формулами: по первому варианту

(1)

и по второму варианту

К2 = (Кл + Кц) L + 2Ко, (2)

где КЛ - стоимость прокладки одного километра физической цепи и соответствующего технического оснащения; КЦ - стоимость одного километра физической цепи; N - необходимое количество каналов (цепей); L - протяженность магистрали (расстояние между пунктами А и Б); Ко - стоимость оборудования МСП оконечных пунктов маги­страли.

Удельные капитальные вложения по вариантам k1 и k2 определяют­ся как частное от деления общих капитальных вложений на протяжен­ность каналов магистрали - на канало-километры NL.

Для первого варианта

(3)

для второго варианта

(4)

Общая экономия от применения оборудования многоканальных систем передачи (МСП) будет равна

(5)

и удельная экономия

(6)

Зависимости, выраженные формулами (1) - (6), представлены графически на рис. 1 и рис. 3 при фиксированном количестве кана­лов N = const и на рис. 2 и рис. 4 при фиксированной протяженности магистрали L = const.

Из формул (5) и (6) и рис.1 - 4 видно, что использование многока­нальных систем передачи для получения заданного числа каналов на одной физической цепи экономически оправдано, если потребность каналов и протяженность магистрали больше некоторых критических значений NK и LK. Экономия от применения МСП тем выше, чем боль­ше пучок каналов N и протяженность магистрали L.

Рис. 1. К определению капитальных вло­жений и общей экономии для вариантов организации связи при N = const

Рис. 2. К определению капитальных вло­жений и удельной экономии для вариантов организации связи при L = const

Рис. 3. К определению удельных капи­тальных вложений и удельной экономии для вариантов организации связи при N = const

Рис. 4. К определению удельных капитальных вложений и экономии для вариантов организации связи при L = const

При использовании многоканальных систем передачи для раз­личных линий связи (кабельные, радиорелейные и др.) общие капитальные вложения равны

K = (KЛ+KСn)L (7)

и удельные капитальные вложения

(8)

где КЛ - стоимость одного километра магистрали без стоимости оборудования МСП; Кс- стоимость одной МСП, отнесенная на один километр магистрали; n - количество многоканальных систем пере­дачи; N'- количество каналов, образуемых одной МСП; L - протя­женность магистрали, км.

Для иллюстрации эффективности использования МСП (или про­сто систем передачи) рассмотрим некоторые примеры.

Пример 1. Необходимо организовать N = 30 телефонных каналов между пунктами А и В. Определить расстояние LK, начиная с которого целесообразно использовать систему передачи для организации 30 кана­лов на одной физической цепи. Известно, что стоимость одного километра физической цепи КЛ = 6000 руб/км, стоимость оборудования систем переда­чи оконечных станций равно Ко = 1 150 000 руб.

Решение. Необходимое число каналов может быть получено путем использования 30 физических цепей или с использованием одной физиче­ской цепи и системы передачи на 30 каналов. Общая экономия от примене­ния системы передачи и одной физической цепи определяется по формуле (5) . Так как при (см. рис. 1 и 3), то , откуда = 2 х 1 150 000/6000 (30 - 1) = 13,2 км. Следовательно, до расстояния, равного 13,2 км, экономически целесообразнее заданное число каналов получить с помощью 30 физических цепей, а начиная с расстояния между пунктами А и В, большего 13,2 км, экономически выгоднее использовать систему передачи, позволяющую на одной физической цепи получить 30 каналов.

П р и м е р 2. Определить экономию от использования системы передачи К-300 вместо системы К-60 для организации 600 каналов тональной частоты на магистрали протяженностью L = 1000 км. Варианты организации: 1-й вариант - используются кабель типа МКС 7х4х1,2 и n=10 систем К-60, позволяющих получить 600 каналов; 2-й вариант - применяются кабель типа МКТП-4 и n = 2 системы передачи К-300, позволяющих получить также 600 каналов. Стоимость одного километра кабеля типа МКС равна КЛ = = 278 500 руб/км и стоимость одной системы передачи К-60, отнесенная к одному километру магистрали, равна Кс = 5250 руб/км; стоимость одного километра кабеля типа МКТП равна КЛ = 217 600 руб/км и стоимость одной системы передачи К-300, отнесенная к одному километру равна Кс= = 10 075 руб/км.

Решение.Согласно формуле (7) имеем:

по первому варианту = (278 500 + 5250 х 10) X 1000 = = 331 000 000 руб;

по второму варианту = (217600 + 10075 х 2) X 1000 = = 273 750 000 руб.

Общая экономия при использовании второго варианта равна = 93 250 000 руб.

Рассмотренные примеры показывают, что применение многоканальных систем передачи позволяет экономически целесообразными способами организовать необходимое число каналов на телекоммуникационных сетях.