logo
книга по комплексам Майлов

Комплексные системы, сочетающие инерциальные средства с астрономическими и радиолокационными корректорами места

Накапливающаяся с течением времени ошибка измерения места самолета с помощью инерциальных средств устраняется в результате введения корректирующих сигналов в моменты включения дискретной коррекции от астрономического ориентатора (или от панорамного радиолокатора (рис. 40)), которые определяют место самолета с ошибкой, не зависящей от продолжительности и дальности полета. Точность коррекции места с помощью астроориентатора (по схеме рис. 39) с автономной гировертикалью весьма низка, так как она определяется погрешностями самой вертикали, возмущаемой действующими на самолет ускорениями. Поэтому большее распространение получают так называемые астроинерциальные навигационные системы, в которых точность определения координат места самолета значительно повышается за счет органического объединения средств пеленгации светил и средств выработки вертикали.

Рис. 39. Блок-схема коррекции инерциальной системы с помощью астроориентатора.

1—площадка с акселерометрами, 2—первый интегратор, 3—второй интегратор, 4—устройство преобразования координат, 5—стабилизированная в истинном горизонте платформа, 6—телескопы, 7—счетно-решающее устройство, Дв—исполнительный двигатель.

Рис. 40. Блок-схема коррекции инерциальной системы с помощью панорамного радиолокатора.

1—площадка с акселерометрами, 2 и 3—интеграторы, 4—устройство преобразования координат, 5—панорамный радиолокатор. 6—вычислитель панорамного радиолокатора, Дв—исполнительный двигатель.

Для осуществления астрономической коррекции гироориентатора на летательном аппарате устанавливаются два телескопа, направленные на две выбранные звезды. При перемещении летательного аппарата оси телескопов фиксируют два направления в инерциальном пространстве. Если с этими направлениями связать некоторую площадку, то получим стабилизированную платформу. Для того чтобы обеспечить работу астрономической следящей системы и выдержать правильное направление осей телескопов на звезды при временном отсутствии видимости последних, телескопы стабилизируют с помощью гиростабилизатора.

Рис. 41. Общий вид комбинированной системы: астроориентатор — гироориентатор.

1—зеркало телескопа, 2—полупрозрачное стекло, 3—азимутальный гироскоп, 4, 7 и 15—коррекционные электродвигатели, 5—шкала указателя широты, 6, 11 и 17—разгрузочные электродвигатели, 8 и 14—гироскопы, 9—часы, 10—шкала указателя курса, 12 и 13—шкалы указателя долготы, 16—телескоп.

На рис. 41 показан общий вид комбинированной системы, сочетающий в себе астроориентатор и гироориентатор. Ось NSгироориентатора всегда направлена по меридиану, а ось телескопа астросистемы — по оси мира. Принцип работы системы состоит в следующем. При отсутствии видимости светил система работает как гироориентатор.

Если же осуществляется пеленгация светил, то она работает как астроориентатор. Схема выдачи показаний астро- и гироориентаторов приведена на рис. 42. Там же показаны основные связи между гироскопической и астрономической частями системы.

Вопросы студентам:

  1. В чем заключается и что обеспечивает основной режим автоматического управления самолетом в АНК? Опишите режимы КР, КС, ВМ.

  2. Опишите работу схемы захода на посадку АНК, работающего в ГО-координатах.

  3. В чем отличие АНК с БЦВМ от АНК с аналоговым НВ?

  4. Какие задачи решает БЦВМ в АНК? Опишите блок-схему.

  5. Как работает ПУИ в АНК с БЦВМ?

  6. Опишите ПНП.

  7. Опишите ПИНО.

  8. В чем разница работы АНК с СВС, с ДИСС и с астроориентатором- гироориентатором?