Построение трендовых моделей при помощи диаграмм
Многие экспериментальные данные можно интерпретировать как временные ряды - последовательность измерений, полученных в определенные моменты времени ti, где i - порядковый номер измерения на оси времени. Такие ряды характеризуются некоторой тенденцией развития процесса во времени и называются трендовыми. Используя трендовые модели, можно выдавать прогнозы на краткосрочный и среднесрочный периоды. Excel имеет средства для создания трендовых моделей встроенные в построитель диаграмм.
Одной из форм трендовых моделей при постоянном шаге по времени является линейная модель:
(67)
В качестве примера используем данные о динамике изменения числа автомобилей в АТП с 2000 по 2010 гг. Знание этой динамики позволяет планировать развитие АТП и его инфраструктуры на перспективу. Исходные данные приведены в таблице 3. Таблица 3.
Порядок расчетов следующий.
Выделить диапазон B2:B12 и построить по этим данным диаграмму типа "График", щелкнув по значку "Мастер диаграмм" на панели инструментов.
Выделить диаграмму и выполнить Диаграмма/Добавить линию тренда.
В окне "Линия тренда" открыть вкладку "Параметры" и установить флажки "Показывать уравнение на диаграмме" и "Поместить на диаграмму величину достоверности аппроксимации".
На вкладке "Тип" выбрать тип диаграммы – линейная и нажать Ok. Результаты показаны на рисунке.
Вычислить по формуле y = 23,818x + 105,82. Следует учесть, что аргументом трендовой модели является порядковый номер, т.е. в нашем примере x=12. В результате получим прогноз на 2011 год: 391 автомобиль.
Коэффициент достоверности аппроксимации R2 показывает степень соответствия трендовой модели исходным данным. Его значение может лежать в диапазоне от 0 до 1. Чем ближе R2 к 1, тем точнее модель описывает имеющиеся данные.
Возможно, что более точный прогноз был бы получен с помощью степенной или экспоненциальной линий тренда. Поэтому рассмотрим еще один пример использования нелинейного тренда.
В процессе изменения угла опережения зажигания у двигателя автомобиля ГАЗ-3307 контролировали часовой расход топлива. Регулировку выполняли на стенде тяговых качеств. Значения угла опережения зажигания Х и значения часового расхода топлива записывали в таблицу 4.
Таблица 4.
Х | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
41 | 25 | 20 | 19 | 27 | 41 | 68 |
После чего результаты измерений были занесены в таблицу 5 среды Microsoft Excel:
Таблица5.
Рис. 33. Внешний вид таблицы 1 в среде Microsoft Excel
Выделим диапазон А2:B8 и построим по этим данным диаграмму типа "Точечная", щелкнув по значку "Мастер диаграмм" на панели инструментов.
Рис. 34 Внешний вид графика функции в средеMicrosoft Excel
Выделим диаграмму и выполним Диаграмма/Добавить линию тренда. (см. рис. 35).
Рис. 35. Опция добавления линии тренда на график функции
В окне "Линия тренда" открыть вкладку "Параметры" и установить флажки "Показывать уравнение на диаграмме" и "Поместить на диаграмму величину достоверности аппроксимации" (см. рис. 34 и 35).
Рис. 36. Опция добавления линии тренда на график функции
Рис. 37 Опция добавления уравнения графика функции
На вкладке "Тип" выбрать тип диаграммы – «Полиномиальная» и нажать Ok. Результаты показаны на рисунке 36.
Рис. 38 График и уравнение функции
Полученное уравнение y = 3,9048x2 – 26,952x + 64,143 зависимости часового расхода топлива от величины угла опережения зажигания с достоверностью аппроксимации R2 = 0,9952 позволяет определить оптимальный для данного автомобиля угол опережения зажигания (на уровне 3,5о), обеспечивающий минимум часового расхода топлива.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Методологические основы научного познания и творчества
- Формулирование цели и постановка задач исследования
- 2. Теоретические и эмпирические методы исследования
- Методика планирования экспериментального исследования
- Тема 3. Изучаемые вопросы: Методика планирования экспериментального исследования; Цель планирования экспериментального исследования; Определение объема выборки методом проверки статистических гипотез.
- Оборудование для задания тестовых режимов
- Измерительные приборы и системы, используемые при проведении научных исследований
- Измерение сил с помощью тензорезисторного моста
- Тарировка тензометрических измерителей силовых параметров
- Измерение давления
- Измерение интервалов времени
- Измерение скорости вращения
- Измерение угла поворота вала
- Измерение температуры
- Термопреобразователи сопротивления
- Анализ температурных полей
- Гироскопический метод измерения углов
- Измерение расхода топлива расходомером поршневого типа
- Оборудование для визуализации результатов измерений
- Тема 6. Изучаемые вопросы: Принцип работы электронно-лучевого осциллографа; Калибровка электронно-лучевого осциллографа.
- Аналого-цифровое преобразование измеряемых сигналов
- Тема 7. Изучаемые вопросы: Числовой код и представление чисел в виде двоичного кода; Принцип аналого-цифрового преобразования.
- Метрологические характеристики аналого-цифрового преобразования
- Теория и методология научно-технического творчества
- Статистические характеристики
- Аналитические научные исследования на автомобильном транспорте
- Аппроксимация данных с использованием метода наименьших квадратов
- Построение трендовых моделей при помощи диаграмм
- Регрессионный анализ
- Тема 11. Изучаемые вопросы. Методика проведения регрессионного анализа; Построение модели множественной регрессии в среде mikrosoft excel.
- Пример использования множественной линейной регрессии
- Контрольные вопросы
- Список основной литературы:
- Список дополнительной литературы:
- Оглавление
- Основы научных исследований Учебно-методическое пособие
- Иркутский государственный технический университет
- 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83