logo
учебное пособие Устр

Работа стартера

При нажатии на кнопку СТАРТЕР на щитке приборов механика-водителя ток от минусовой группы аккумуляторных батарей, через автомат защиты сети АЗС-50 СТАРТЕР, поступает в обмотку контактора включения стартера КМ-600Д-В. (При этом контактор 1-104 должен быть предварительно выключен. Включение стартера возможно только при включенном маслозакачивающем насосе МЗН –2 системы смазки двигателя машины)

В результате происходит замыкание главной цепи аккумуляторные батареи – стартер. При этом загорается красная сигнальная лампочка на щитке приборов механика – водителя.

Так, проходя по обмотке возбуждения и обмотке якоря стартера, ток вызывает вращение якоря стартера.

При этом якорь с валом начинает вращаться с большим угловым ускорением , а привод в сборе в следствии инерции стремится остаться на месте и поэтому вращается медленнее, чем вал якоря.

Привод, отставая во вращении от вала, свинчивается с него по спиральным шлицам вала 22 и. Перемещаясь вдаль оси вала, входит шестерней 16 хвостика в зацепление с зубчатым венцом маховика.

После того, как двигатель заведется, хвостовик с шестерней 16 из ведущего превращается в ведомый, привод навинчивается на спиральные шлицы вала и хвостик с шестерней 16 выходит из зацепления с венцом маховика, предохраняя тем самым якорь –стартера от разноса.

При прекращении нажатия на кнопку СТАРТЕР цепь катушки контактора включения стартера КМ-6000Д-В окажется прерванной, что приведет к выключению стартера. Одновременно погаснет красная сигнальная лампа на щитке приборов механика-водителя.

Электродвигатели, применяемые на машине, используются для приведения в действие водяного насоса и вентилятора системы подогрева, маслозакачивающего и топливозакачивающего насосов, вентилятора аккумуляторных батарей, водяного насоса стеклообмыва и стеклоочистителя. Эти электродвигатели представляют собой электрические машины постоянного тока с последовательным и параллельным возбуждением.

Приборы освещения и световой сигнализации. К приборам наружного освещения относятся фары, к внутреннему освещению – плафоны, лампы освещения щитка приборов механика-водителя, подсвет лимба командирской башенки и переносная лампа.

К приборам световой сигнализации относятся передние и задние габаритные фонари, а также сигнальные лампы, расположенные на щитке приборов механика-водителя и пульте управления ПАЗ.

Управление приборами освещения и сигнализации осуществляется при помощи центрального переключателя света ФАРА на щитке приборов механика-водителя, переключателя ФАРЫ ТВН-СМУ, а также соответствующими выключателями плафонов и ламп освещения.

Световая сигнализация включена в электрическую схему соответствующих систем и устройств, при включении которых она работает.

С левой стороны на кронштейнах лобового листа машины и с правой стороны на кожухе воздухопритока установлены четыре фары. Из них две фары типа ФГ-127 (рис.86) со светомаскировочными насадками и две фары 14 типа ФГ-125 (рис.87) с линзами-фильтрами, которые служат осветителями при применении прибора ТВНО-2.

На машине с правой стороны на кронштейне скулового листа и с левой стороны на кожухе воздухопритока установлены два передних габаритных фонаря (светильника) с зелеными светофорами и на кронштейнах кормового листа два задних габаритных фонаря с красными светофорами.

Переключатель света ФАРА служит для включения приборов наружного освещения и световой сигнализации.

Переключатель крепится к панели щитка приборов механика – водителя.

Внутри корпуса переключателя смонтирована контактная система, переключаемая стержнем переключателя, который фиксируется в трех положениях: нулевом, I, II:

Питание на переключатель света ФАРА подается от бортовой сети через автомат защиты сети ФАРЫ.

Внутреннее освещение машины составляют: плафон, установленный в отделении управления, два плафона, размещенные на эжекторе в силовом отделении, и две штепсельные розетки для переносной лампы.

Одна розетка находится на щитке приборов механика – водителя, вторая розетка – в силовом отделении на кормовом листе.

Кроме того, в отделении экипажа находится плафон, фонарик на командирской башенке и штепсельная розетка на пульте управления ПАЗ.

Надо помнить, что при выключении питания машины плафоны штепсельные розетки не отключаются от аккумуляторных батарей. Поэтому по окончании работ в машине плафоны и электроприборы, подключенные к штепсельным розеткам, необходимо выключить для исключения разряда аккумуляторных батарей.

г)Вспомогательная аппаратура

Щиток приборов механика – водителя установлен в отделении управления слева от механика-водителя, в нише корпуса машины.

На передней панели щитка приборов слева от разделительной полосы «а» (рис.88) расположены приборы контроля и управления системой первичного электропитания (СЭП), а справа - приборы контроля и управления двигателем машины, освещением и сигнализацией. Сверху крепится щиток с сигнальными лампами системы ПАЗ.

С левой стороны щитка расположены автоматы защиты сети (АЗС) с надписями, указывающие цепи, которые они защищают.

Накала ламп подсветки, а следовательно степень освещенности приборов регулируется резистором 44 (рис.4-18) ПОДСВЕТКА. Включаются лампы подсветки при включенном положении АЗС ФАРЫ при включении питания кнопкой ВКЛ. ПИТАНИЕ.

Термобиметаллический предохранитель типа ПР2-Б, защищающий платформы силового отделения, приборы и провода, подключенные к штепсельной розетке силового отделения, от коротких замыканий и перегрузок, установлен на розетке внешнего питания в силовом отделении на кормовом листе.

Включать сработавший предохранитель можно только после устранения короткого замыкания. Для включения кратковременно нажать на кнопку 4. Если причина неисправности не была установлена, предохранитель может сразу же срабатывать опять, а поэтому кнопку нельзя задерживать в нажатом положении, так как при этом предохранитель может выйти из строя.

Фильтр радиопомех. Для уменьшения помех радиоприему в цепи датчика спидометра установлен электрический фильтр ФР-82В 41.

Фильтр (рис89) состоит из дросселя (катушки с железным сердечником) и двух конденсаторов. Переменные токи высокой частоты (помехи), которые возникают при работе блоков питания приборов, дросселем фильтра не пропускаются в провода системы электрооборудования, а конденсаторы свободно пропускают их и замыкают на корпус машины, тем самым устраняя помехи радиоприема.

Розетка внешнего питания служит для подключения внешнего источника электропитания постоянного тока при запуске тягового двигателя, работе гидроприводов 2Э2. Питание РПК от внешнего источника переменного тока производить через штепсельный разъем внешнего питания (ШРВП), установленный в отсеке блока преобразовательного БП-112 (рис.82, поз.53).

Розетка внешнего питания (рис90) установлена в силовом отделении машины на кормовом листе между люками под контактором включения стартеров. Для доступа к розетке необходимо открыть дверку левого люка.

В основании и крышке розетки внешнего питания имеются три гнезда для подсоединения наконечников проводов внешнего питания, которые имеются в в групповом комплекте ЗИП машины.

ВНИМАНИЕ! При подключении через ШРВП внешнего источника переменного тока для питания РПК корпус машины должен быть заземлен. Включение питания переменного тока без заземления корпуса запрещается. Заземлитель забивается в землю, после чего он соединяется проводом со специальным штырем 54 (рис.82) приваренным на левом кронштейне крепления бревна. Заземлитель размещается на заднем левом листе крышки машины, провод укладывается в ящик №3 ЗИП на корме.

На крышке розетки выполнена надпись ВНЕШНЕЕ ПИТАНИЕ и проставлены обозначения трех гнезд: –27, масса, +27.

Гнезда розетки внешнего питания имеют разное сечение, такое же разное сечение имеют наконечники проводов, чтобы их можно было включать только в одноименные гнезда двух соединяемых розеток.

Посторонними источниками тока могут служить аккумуляторные батареи другой машины ГМ-575 или другие источники внешнего питания, оборудованные соответствующим образом и имеющие такие же розетки внешнего питания.

Присоединять провода к розеткам внешнего запуска надо с осторожностью, так как соприкосновение наконечника провода, находящегося под током, с металлом (корпусом) машины вызывает короткое замыкание.

Для запуска стартера машины от аккумуляторных батарей этой машины и другой машины ГМ-575 пользуются двумя проводами, включая их в среднее и верхнее гнездо розеток обеих машин. Над этими гнездами имеются надпись ЗАПУСК. При запуске только от батарей другой машины – необходимы все три провода.

Отсоединение проводов от розеток внешнего запуска выполняется также с осторожностью, чтобы избежать короткого замыкания.

Сверху на розетке внешнего питания укреплен кронштейн, на котором установлены штепсельная розетка аварийного освещения и предохранитель цепи питания этой штепсельной розетки.

д) Контрольно – измерительные приборы

На машине установлены следующие контрольно – измерительные электрические приборы: манометры ТЭМ – 15В, термометры ТУЭ – 48, указатель уровня топлива УБ-125, спидометр СП – 106, термоэлектрические термометры ТСТ – 29Д, тахометры ТЭ – 4В и счетчик часов 563 – ЧПМ.

Приборы получают питание от бортовой сети машины, номинальным напряжением 24 вольта, за исключением термометров ТСТ – 29Д и тахометров ТЭ – 4В, которые с бортовой сетью не связаны.

Электрический манометр ТЭМ – 15В предназначен для дистанционного измерения давления масла в системе смазки двигателя в пределах от 0 до 15 кг/см2.

Электрический термометр ТУЭ – 48 предназначен для дистанционного измерения температуры масла или охлаждающей жидкости в пределах от –700 до +1500С.

Указатель уровня топлива показывает количество топлива в заднем баке.

Шкала указателя имеет отметки, соответствующие долям объема бака 0, ¼ , ½ , ¾ и П (полный бак) на шкале нанесена оцифровка «О», «0,5» и «П».

Электрический спидометр СП-106 предназначен для определения скорости движения машины и суммарного пройденного пути. Спидометр состоит из указателя, который установлен на щитке приборов механика - водителя и датчика МЭ – 301, который установлен на коробке передач. Датчик МЭ –301 приводится во вращение от главного вала коробки передач.

Электрический тахометр ТЭ-4В предназначен для непрерывного измерения числа оборотов в минуту вала двигателя при его работе в пределах до 4000 об/мин. Тахометр состоит из датчика Д-4 и измерителя Датчик установлен на нижней половине картера двигателя, а измеритель на щитке приборов механика - водителя.

Счетчик часов служит для автоматического отсчета времени работы механизмов. На щитке приборов механика – водителя имеются три счетчика, которые подсчитывают часы работы двигателя машины, двигателя СЭП и преобразователя.