6 1. Автопилот ап-28л1
Электрический автопилот
АП-28Л1 предназначен для автоматического пилотирования самолета относительно продольной, поперечной и вертикальной осей и управления полетом самолета по заданной траектории.
Автопилот АП-28Л1 обеспечивает: автоматический полет самолета по ортодромии от сигналов ШК-52АП и по локсодромии от сигналов компаса ГИК-1; автоматические довороты на углы до 120° от левого задатчика курса ЗК-2 из комплекта ГПК-52АП. При этом максимальный угол крена составляет 15±3°; автоматическое триммирование руля высоты с сигнализацией на пульте автопилота об отказе канала триммирования; возможность отключения рулевой машинки канала высоты, что может потребоваться при заходе на посадку; стабилизацию высоты полета при включенном корректоре высоты KB-11 с точностью ±20 м; стабилизацию углов крена, курса и тангажа; выполнение координированных разворотов с углом крена до 30°; набор высоты, планирование, снижение и выполнение спиралей с углом тангажа до 20°.
Рулевые машинки допускают при включенном автопилоте управление самолетом с помощью штурвала и педалей при повышенных усилиях на них.
Если происходит отказ любого канала управления автопилота, рулевые машинки отключаются автоматически с сигнализацией об отключении, т. е. загораются лампочки с надписью «Курс —Крен» и «Тангаж».
Приведение самолета к режиму горизонтального полета обеспечивается нажатием кнопки «Горизонт», если углы крена не превышают ±30°, а улы тангажа ±20°.
Включение автопилота не требует предварительной настройки и может производиться на любом курсе и при любых положениях продольной и поперечной осей самолета в зоне углов ±20° по тангажу и ±30° по крену. При включении автопилота тангаж и курс самолета сохраняются такими, какими они были в момент включения автопилота, а по крену самолет автоматически выходит в нулевой крен.
При нажатии кнопки «Совмещенное управление» отключаются рулевые машинки и пилотирование осуществляется вручную. При отпускании кнопки автопилот снова берет управление на себя.
Аварийное отключение автопилота осуществляется на горизонтальном пульте левого пилота.
Комплект автопилота. В комплект автопилота АП-28Л1 (рис. 97) входят: пульт управления, установленный на центральном пульте летчиков; выключатель «Аварийного отключения рулевых машинок автопилота» — на горизонтальной панели пульта левого пилота; задатчик курса ЗК.-2 — на средней панели приборной доски слева; кнопки отключения автопилота и кнопки совмещенного управления— на штурвалах левого и правого летчика; лампочки сигнализации отключения рулевых машинок «Курс — Крен» и «Тангаж»— над средней и правой панелью приборной доски; агрегат управления, усилитель рулевых машинок, блок связи и корректор высоты KB-11—под столиком штурмана; блок триммирования— под полом кабины экипажа слева; датчик угловых скоростей — над потолком пассажирской кабины между шпангоутами № 12 и 13; рулевая машинка элеронов и ДПОР элерона (датчик предельного отклонения руля) — в левой части центроплана; блок фазочувствительных выпрямителей — под полом между шпангоутами № 18 и 19; блок реле — над потолком слева между шпангоутами № 21 и 22; рулевые машинки руля высоты, руля направления и триммера руля высоты — в негерметичной хвостовой части фюзеляжа; ДПОР руля высоты и направления — в хвостовой части фюзеляжа на шпангоуте № 45; выключатель ДПОР руля высоты и направления и выключатель проверки автопилота на земле — под столиком штурмана.
В качестве датчиков углов крена и тангажа используется правый гиродатчик АГД, а в качестве датчиков углов курса применяются компас ГИК-1 и гирополукомпас ГПК-52АП.
Питается комплект постоянным током напряжением 28,5 В, переменным трехфазным током напряжением 36 В и частотой 400 Гц, а также переменным током напряжением 115 В и частотой 400 Гц. Автопилот включается в работу с помощью автомата защиты сети АЗС-2 с надписью «АП-28» на щите автоматов защиты сети (АЗС), а также выключателем с надписью «Питание» на пульте автопилота.
Защита цепи питания постоянным током от коротких замыканий и перегрузок производится с помощью АЗС-5 на щите АЗС и предохранителями СП-1, СП-5, расположенными в РК кабины экипажа, цепи переменного трехфазного тока — тремя предохранителями СП-5 на панели переменного тока 115/36 В, а цепи переменного двухфазного тока — двумя предохранителями СП-10, установленными в РК переменного тока 115 В.
Пульт управления. На пульте управления (рис. 98) размещены: желтая лампочка «Готов», сигнализирующая о готовности автопилота к включению рулевых машинок; зеленая лампочка «Включен», сигнализирующая о том, что автопилот включен; рукоятка «Разворот» для выполнения координированных разворотов; два переключателя «Спуск — Подъем» для изменения высоты полета самолета; выключатель «Автотриммер» для включения и выключения блока триммера рулевой машинки руля высоты; выключатель «Питание» для включения питания автопилота; кнопка « Включение АП» для включения рулевых машинок автопилота; переключатель «ГИК — ГПК — Разворот» для подключения к автопилоту ГИК-1, ГПК-52АП или задатчика курса ЗК-2; выключатель «Тангаж» (в положении «Отключено» самолет по тангажу управляется вручную); лампочки «От себя» и «На себя», сигнализирующие о возникновении усилия на колонке при отказе канала триммирования; кнопка «Горизонт» приведения самолета к горизонту; кнопка «KB» (корректор высоты) и лампочка сигнализации «KB» для включения и сигнализации о включении высотного корректора КВ-11.
Проверка автопилота перед полетом. Перед запуском двигателей убедиться, что на пульте управления автопилотом рукоятка «Разворот» установлена в нулевом положении. Выключатель «Автотриммер» и «Питание» — в положении «Отключено», а переключатель «ГИК —ГПК —Развороты» —в положении «ГПК», выключатель «Тангаж» — в положении «Включено». Включить автоматы защиты сети (АЗС и АЗР) ГИК-1, ГПК-52АП, АГД-1, а также автопилота АП-28Л1.
Убедиться, что выключатель датчиков «ДПОР» законтрен и опломбирован в положении «Включено», а выключатель «Проверка АП на земле» установлен в положение «Работа».
Расстопорить органы управления самолетом и проверить свободный ход рулей, отклоняя их от одного крайнего положения до другого. Органы управления должны перемещаться свободно без затираний.
После запуска двигателей убедиться в наличии на борту электропитания 28,5 В; 36 В и 115 В. Включить выключатели ГИК; ГПК, АГД. Убедиться в нормальной работе правого авиагоризонта. Нажатием кнопки согласования согласовать комплект компаса ГИК-1. Включить выключатель «Питание». Через 10—100 с должна загореться желтая лампочка «Готов».
Резко поочередно отклонить органы управления самолетом от нейтрального положения на половину их хода. При этом лампочка «Готов» должна погаснуть, а после прекращения движения органа управления загореться. Следует иметь в виду, что при отклонении педалей и штурвала более чем на половину хода допускается незагорание лампочки «Готов», а позже она загорается. Затем установить органы управления в нейтральное положение. При горящей желтой лампочке «Готов» нажать кнопку «Включение АП». Лампочка «Готов» должна погаснуть, а зеленая лампочка «Включен» — загореться: автопилот включен.
Прикладывая усилия к органам управления (около 10 кгс), убедиться, что рулевые машинки включены. Проверить срабатывание датчиков «ДПОР», а также убедиться в возможности пересиливания рулевых машинок, прикладывая поочередно усилия около 20 кгс к штурвалу и около 30 кгс к штурвалу по тангажу. При этом должна загореться лампочка сигнализации отключения РМ «Курс — Крен», а также «Тангаж». Штурвал по крену и тангажу, а также педали должны свободно перемещаться.
Нажать кнопку «Отключение АП», а затем кнопку «Включение АП». Лампочки «Курс — Крен» и «Тангаж» должны погаснуть.
Выключатель «Автотриммер» поставить в положение «Включено». Приложить к штурвалу усилие «на себя», приблизительно через 1 с должен начать двигаться штурвал триммера. Через 6—10 с должна загореться лампочка «На себя». Проделать аналогичную проверку, прикладывая усилие «от себя». Поворачивая штурвальчик триммера руля высоты «На себя» или «От себя», убедиться, что пересиливание автотриммера возможно.
Повернуть рукоятку «Разворот» влево или вправо. Штурвал должен отклониться в соответствующую сторону. Нажать переключатель «Спуск — Подъем», при этом штурвал должен отклоняться в ту или другую сторону. Оставить штурвал отклоненным по крену и тангажу.
Примечания: 1. Штурвал отклонять по тангажу не более чем на 3°, по крену — 5°, не допуская срабатывания ДПОР. 2. При срабатывании ДПОР необходимо нажать сначала кнопку «Отключение АП», а затем кнопку «Включение АП» и продолжать проверку.
Нажать кнопку «Горизонт». Органы управления самолетом должны возвратиться в положение, близкое к нейтральному. При этом должна загореться лампочка «KB», а рукоятка «Разворот» и переключатели «Спуск — Подъем» отключится от управления самолетом.
Для подключения рукоятки «Разворот» и переключателя «Спуск — Подъем» необходимо рукоятку «Разворот» поставить в нейтральное положение и нажать кнопку «Включение АП». Лампочка «KB» должна погаснуть.
Нажать кнопку совмещенного управления левого, а затем правого пилотов, убедиться, что рулевые машинки отключены. Отпустить кнопку — рулевые машинки должны включиться в управление.
Поставить выключатель «Тангаж» в положение «Отключено» и убедиться, что штурвал по тангажу перемещается свободно. После чего выключатель «Тангаж» поставить в положение «Включено».
Нажать кнопку «Отключение АП». При этом зеленая лампочка «Включен» должна погаснуть, а желтая лампочка «Готов» загореться. Затем выключатель «Питание» поставить в положение «Отключено». Лампочка «Готов» должна погаснуть: автопилот выключен.
Убедиться в свободном отклонении органов управления самолетом и установить их в нейтральное положение.
Примечание. При несоответствии работы автопилота вышеперечисленным требованиям пользоваться им в полете запрещается.
Пользование автопилотом в полете допускается на высоте не ниже 300 м во всем диапазоне эксплуатационных высот, скоростей, весах и центровках самолета. При выполнении полетов ночью или в сложных метеоусловиях развороты самолета выполняются с креном не более 20°.
Включение автопилота обеспечивается при углах крена до 30° и углах тангажа до 20°.
Если возникла необходимость быстрого вмешательства в управление самолетом, то надо нажать одну из кнопок «Совмещенное управление». При этом рулевые машинки отключаются и пилот может вручную изменять траекторию полета самолета с помощью штурвала и педалей.
При отпускании кнопки рулевые машинки включаются вновь и самолет управляется автоматически с помощью автопилота. Точность стабилизации курса ±1°, тангажа и крена ±0,5°, высоты ±20 м.
При включенном автопилоте запрещается оставлять пилотажно-навигационные приборы без наблюдения. При полете на одном двигателе, а также в сильную болтанку автопилот должен быть выключен.
При отклоненной рукоятке «Разворот» включение рулевых машинок автопилота не происходит.
Горизонтальный полет. На высоте не ниже 300 м установить рукоятку «Разворот» в нейтральное положение, выключатели «Автотриммер» и «Тангаж» — в положение «Включено», переключатель «ГИК — ГПК — Разворот — в положение «ГИК», если полет по локсодромии, и согласовать ГИК-1 или «ГПК», если полет по ортодромии. Включить выключатель «Питание». Через 10—100 с должна загореться желтая лампочка «Готов». Сбалансировать самолет триммерами.
При горящей лампочке «Готов» необходимо нажать кнопку «Включение АП». Лампочка «Готов» должна погаснуть, а зеленая лампочка «Включен» — загореться, сигнализируя о включении автопилота. Легким пересиливанием всех трех стабилизации убедиться, что автопилот взял управление на себя.
Стабилизация высоты. Для включения режима стабилизации высоты необходимо нажать кнопку «KB». При этом должна загореться зеленая лампочка «KB», сигнализируя о включении корректора высоты КВ-11. Если кнопку «KB» нажать при снижении или наборе высоты, самолет автоматически выводится на высоту, на которой была нажата кнопка (с точностью ±20 м). Во избежание появления ощутимых перегрузок вертикальная скорость самолета в момент включения «KB» не должна превышать 1,5 м/с.
При включенном корректоре высоты KB-11 сохраняется возможность выполнения разворотов от рукоятки «Разворот».
При нажатии переключателя «Спуск —Подъем» или кнопки «Совмещенное управление» корректоры высоты К.В-11 автоматически отключаются и на пульте управления гаснет зеленая лампочка «KB». Для повторного включения корректора высоты необходимо вывести самолет в горизонтальный полет и снова нажать кнопку «KB».
Выполнение разворотов и доворотов. Для выполнения разворота самолета необходимо повернуть рукоятку «Разворот» влево или вправо. При достижении самолетом нужного крена оставить рукоятку в отклоненном положении. Самолет с установившимся креном будет совершать координированный разворот.
Для прекращения разворота необходимо вывести самолет из крена, повернув рукоятку «Разворот» в нулевое положение. Это делается в два этапа: сначала надо установить рукоятку «Разворот» в первое фиксированное положение при подходе к нулю, а затем, когда изменение крена прекратится, установить рукоятку в нулевое положение.
Для выполнения доворота на заданный курс необходимо кремальерой на левом задатчике курса ЗК-2 установить новый курс против верхнего неподвижного индекса. Затем переключатель «ГИК — ГПК — Развороты» переключить в положение «Развороты». При этом самолет автоматически будет совершать координированный разворот. В процессе доворота кремальерой можно изменять курс доворота, не выходя из пределов 120°.
После окончания доворота самолет плавно выйдет из доворота и встанет на заданный курс. После чего переключатель установить в положение «ГПК», если полет будет совершаться по ортодромии, или в положение «ГИК», — если по локсодромии.
Выполнение набора высоты или снижения. Для этого следует нажать переключатель «Спуск — Подъем» вверх или вниз и держать его до достижения самолетом необходимого угла тангажа. Затем отпустить переключатель. Самолет с установившимся углом тангажа будет совершать набор высоты или снижение. Для вывода самолета в горизонтальный полет надо нажать переключатель «Спуск — Подъем» в противоположную сторону или нажать кнопку «Горизонт» на пульте автопилота.
Приведение самолета в горизонтальный полет можно выполнять как при включенном автопилоте (горит зеленая лампочка «Включен»), так и при отключенных рулевых машинках автопилота (горит желтая лампочка «Готов»). Для этого необходимо нажать кнопку «Горизонт». При этом самолет автоматически будет приведен в прямолинейный горизонтальный полет.
После окончания процесса приведения самолета в горизонтальный полет автоматически включается корректор высоты KB-11 (загорается зеленая лампочка «KB») и отключаются переключатели «Спуск — Подъем», а также рукоятка «Разворот».
Примечание. Для того, чтобы управлять самолетом от рукоятки «Разворот», если она была отклонена, и переключателями «Спуск — Подъем», необходимо установить рукоятку в нулевое положение, а затем нажать кнопку «Включение АП».
Совмещенное управление. Если нажать и удерживать кнопку «Совмещенное управление», то автопилот не будет препятствовать перемещению рулей и элеронов и летчик вручную может управлять самолетом. При этом лампочка «Включен» гаснет, а лампочка «Готов» загорается.
После изменения траектории полета нужно отпустить кнопку «Совмещенное управление». При этом лампочка «Готов» гаснет, а лампочка «Включен» загорается, что свидетельствует о включении автопилота.
Отключение автопилота производится путем нажатия кнопки «Отключение АП» на штурвале левого или правого пилота. При этом лампочка «Включен» гаснет, а лампочка «Готов» загорается. Затем выключатель «Питание» на пульте автопилота установить в положение «Отключено». Лампочка «Готов» должна погаснуть. Автопилот обесточен и выключен.
Аварийное отключение автопилота осуществляется выключателем на горизонтальной панели пульта левого пилота.
Пилотирование самолета с помощью автопилота в особых случаях полета. При отказах автопилота, вызывающих резкую перекладку элеронов, датчики ДПОР автоматически отключают рулевые машинки канала крена и курса, одновременно загорается лампочка сигнализации отключения рулевых машинок «Курс — Крен». При этом отказ сопровождается изменением крена на 7—8° за 5 с с момента неисправности.
При отказе автопилота по тангажу, что вызывает резкую перекладку руля высоты на скоростях Vпр от 220 до 280 км/ч, автоматически отключается рулевая машинка руля высоты; одновременно загорается лампочка сигнализации отключения рулевой машинки «Тангаж».
На скоростях от Vпр = 280 км/ч до Vmax при отказах автопилота по тангажу отключение рулевой машинки не происходит ввиду малого заброса руля высоты. Отказ сопровождается ростом перегрузки nу=±0,5, угловая скорость изменения тангажа при этом не превышает 2°/с
В случае отказа одного из двигателей с последующим уходом винта на авторотацию автопилот удерживает самолет от резкого кренения. Через 10—15 с с момента отказа двигателя крен изменяется на 3—5°.
При отказах, указанных выше, пилоту необходимо путем отключения автопилота или, используя метод пересиливания, вывести самолет на заданный режим полета и дальнейшее пилотирование выполнять без автопилота.
При снижении со скоростью Vnp выше 400 км/ч в случае возникновения тряски хвостового оперения необходимо выключить автопилот и, сбалансировав самолет, снова включить его и продолжать снижение с включенным автопилотом.
Если после перебалансировки самолета при включении автопилота тряска возобновляется, следует выключить его и продолжать снижение с выключенным автопилотом.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и