logo search
А

4.5 Сотовая связь. P. S.

То, что сотовые (территориальные) системы связи получили сегодня такое широкое распространение и с большим отрывом обогнали по темпам развития все остальные виды связи, включая даже проводную телефонную связь, является результатом не только (и не столько!) технического прогресса в данной области и исключительного удобства использования

112

этих систем. Нужно полностью отдавать себе отчет в том, что многие достижения в этой области – прямое следствие грамотной маркетинговой политики определенных финансовых кругов (в частности, альянса производитель аппаратуры – оператор связи), направленной на получение сверхприбылей. Уже неоднократно различными авторами высказывалось мнение, что достигшая современных высот радиопромышленность развитых стран давно искала массовое устройство, которое можно было бы до предела насытить дополнительными функциями, сделать высокотехнологичным и, соответственно, дорогим. Причем желательно, чтобы такое устройство было носимым и человек хотел постоянно иметь его при себе, тогда с одной стороны, оно стало бы предметом влияния моды, мерилом престижа владельца, а с другой – концепция универсального носимого устройства позволила бы добавлять к нему все новые и новые функции (не всегда заботясь о качестве их реализации) и все время повышать его стоимость.

Эта тенденция четко прослеживается на примере эволюции электронных наручных часов. Наручные часы – устройство, которое человек всегда носит с собой. Как только новая элементная база позволила заменить электролюминесцентный или светодиодный индикатор, включаемый кратковременно нажатием кнопки, на постоянно действующий жидкокристаллический и уменьшить внешние габариты электронных наручных часов, началось их превращение в универсальное устройство. Начав с более-менее близких часам функций – будильников, календарей и секундомеров, производитель в дальнейшем стал снабжать свои изделия звуковыми сигналами в виде мелодий, калькуляторами различной сложности, электронными записными книжками, радиоприемниками и, наконец, телевизионными приемниками. Однако наручные часы оказались не очень хорошей базой для нововведений в силу небольших размеров (к примеру, инженерный калькулятор, встроенный в часы, не может отвечать требованиям эргономики по определению в силу очень малых размеров дисплея и, главное, клавиатуры) а также из-за очень жесткой ограниченности энергетических ресурсов источника питания, что не менее важно. И хотя до сих пор появляются нововведения в данной области, например, часы-GPS приемник, часы-накопитель данных и даже часы-КПК или часы-мобильный телефон, это, скорее, отголоски былой тенденции.

Появление сотовых телефонов с точки зрения маркетинга было в прямом смысле подарком для мировой радиопромышленности. В самом деле, устройство, изначально имеющее компьютерную архитектуру, эргономичную клавиатуру, дисплей достаточного размера и мощный источник питания, идеально подходило для превращения в высокотехнологичный универсальный прибор. К тому же, человек ради того, чтобы постоянно оставаться на связи, согласен был всегда и везде иметь его при себе и держать во включенном состоянии.

113

Быстрое совершенствование самого сотового телефона только подстегивало данную тенденцию. К концу 90-х годов 20 века главный стимул для смены модели телефона – значительное уменьшение размеров у каждого последующего модельного ряда – сильно снижается. С другой стороны, распространение мобильной связи заставляет как производителей терминалов, так и провайдеров сетей резко снижать стоимость на свою продукцию и услуги. Ведь к тому моменту все, кто мог пользоваться сотовой связью по высоким ценам, уже пользуются ею. Следовательно, расширять абонентскую базу и рынок сбыта терминалов приходится за счет менее обеспеченных слоев населения. Чтобы хоть как-то удержать уровень дохода (который в идеале должен еще и расти), производителю терминалов приходится разделить их на несколько сегментов с разной ценовой категорией. Так постепенно на рынке появляются аппараты начального уровня, среднего уровня, бизнес, имиджевые, специального назначения, смартфоны и гибридные устройства. Чтобы оправдать высокую стоимость аппаратов более высоких ценовых сегментов, их связевую составляющую совершенствуют функционально, а также снабжают такие аппараты абсолютно новыми функциями, чаще всего вообще не имеющими никакого отношения к связи. В результате сегодня мы видим, как сотовый телефон стандарта GSM или CDMA достаточно высокой ценовой категории превратился в комбинированное устройство с цветным дисплеем, способное поддерживать голосовую связь, передавать SMS и ММS-сообщения, выходить как на адаптированные для мобильных терминалов Интернет-сайты (WAР-сайты), так и в обычный Интернет, определять своё местоположение посредством GPS-приемника и сигналов базовых станций, воспроизводить музыку с помощью встроенного MP3-плейера, принимать сигналы радиовещательных станций в FM-диапазоне (а некоторые модели – и телевизионный сигнал), устанавливать и исполнять Java-приложения (чаще всего – игры), снимать и редактировать цифровые фотографии с тем или иным разрешением (иногда – весьма высоким) и даже снимать и воспроизводить видеоклипы со звуковым сопровождением. И это еще далеко не все возможные функции, из которых собственно к связи имеют отношение меньше половины. С введением в строй сетей поколения 3G и появлением 3G-терминалов тенденция эта только усиливается.

С другой стороны оператор (провайдер) сотовой сети исходя из тех же соображений, что и производитель терминалов, тоже вынужден с развитием своей сети снижать стоимость основной услуги – голосовой связи. Здесь положение еще более усугубляется появлением конкурентов, которые одновременно занимают часть частотного ресурса и сбивают уровень цен. В таких условиях поднять уровень дохода может только предоставление дополнительных высокотехнологичных услуг, основанных на WAР, GPRS и EDGE (продажа картинок, музыкальных файлов, Java-игр и других приложений, предоставление интерактивных сервисов по запросу – погода,

114

гороскоп, курс валют и т. д.). Однако получение всего этого контента (от англ. contain – содержать в себе) прямо зависит от возможностей абонентского терминала. Таким образом, в данном случае интересы оператора (провайдера) сотовой сети и производителя терминалов полностью совпадают. Мало того, они в этом вопросе жестко зависят друг от друга: провайдеру нет смысла вводить у себя в сети новую услугу, если на рынке нет поддерживающих ее терминалов, а производителю терминалов точно так же бессмысленно снабжать терминал функциями, которые не поддерживаются сетями сотовой связи.

Присутствует здесь и психологический момент: чем чаще абонент берёт в руки мобильный телефон и чем дольше в руках пользователя он находится, тем чаще с него совершаются звонки, даже если острой необходимости в этом не было. А частота несвязевого использования терминала напрямую зависит от его функциональности и количества сервисов, поддерживаемых оператором. Подобное положение дел играет на руку провайдерам мобильной связи и является ещё одной причиной (наряду с конкурентной борьбой и стремлением ещё больше увеличить прибыль за счёт неголосовых услуг) того, что провайдер чаще всего стремится запустить в своей сети максимальное количество дополнительных сервисов. Так или иначе затраты на их запуск в конце концов окупаются и начинают приносить прибыль.

К слову, широкое распространение мобильных телефонов с мультимедиа тесно взаимосвязано с появлением на рынке доступных персональных компьютеров. Ещё 15 лет назад бытовой потребитель слабо представлял, для чего ему нужен персональный компьютер. Это положение категорически не устраивало производителей компьютерной техники. Сейчас такой вопрос на повестке дня не стоит: даже если человек никак не связан со сферой умственного труда, огромные объёмы мультимедийной информации (аудио и видео, цифровая фотография и видеосъемка и т. д.) и сеть Internet рано или поздно заставляет его научиться работать с компьютером хотя бы на самом примитивном уровне. Не последнюю роль в этом ряду играет и мультимедийный мобильный терминал, который предполагается использовать фактически в паре с персональным компьютером. В конечном итоге разработка и выпуск подобных терминалов становятся выгодны производителям как мобильных телефонов, так и персональных компьютеров. Причём с каждым годом данная тенденция будет усиливаться. Примерно то же самое можно сказать и о выпуске портативных игровых консолей, плейеров и другой подобной продукции, хотя масштабы их производства и степень влияния на рынок никогда не сравняются с аналогичными показателями индустрии мобильных терминалов.

В результате влияния этих тенденций мы становимся свидетелями гонки, в процессе которой модельные ряды производителей мобильных терминалов обновляются примерно раз в год, а провайдерами предлагаются

115

все новые и новые услуги. С одной стороны абонент в этой ситуации в какой-то мере остается в выигрыше, так как конкуренция и моральное устаревание сильно сбивают цены на абонентские терминалы. Но если несколько отвлечься и посмотреть на проблему со стороны, окажется, что очень многое в сотовой связи просто искусственно навязано нам той агрессивной маркетинговой политикой, которую проводят провайдеры и производители, сознательно взрастившие и всячески поддерживающие в обществе „сотовый бум“. Кроме того, многие из предлагаемых дополнительных услуг настолько несовершенны и сложны в настройке, что их реально использует весьма небольшое количество технически подготовленных абонентов.

Производители терминалов и оборудования тоже несут потери в этой гонке – разработка новой аппаратуры и программного обеспечения становятся настолько затратными, что подразделения мобильных терминалов крупных концернов просто перестают приносить доход (слияние подразделений мобильных телефонов Ericsson и Sony, а также продажа и последующая фактическая ликвидация аналогичного подразделения Siemens AG – яркое тому подтверждение).

К чему в дальнейшем приведет такая тенденция и чем все это закончится для производителей и провайдеров (потери последних от введения в строй нового оборудования также весьма ощутимы) – сейчас на этот вопрос достоверно ответить не может никто. Что же касается абонентов сотовых сетей, то только в их власти критически осмыслить все аспекты того, что им предложено и решить для себя извечный вопрос: пользоваться ли только тем, что действительно необходимо, или слепо идти на поводу у рекламы, подчиняясь веяниям моды и оплачивая чужие прибыли.

116