logo search
УМП по Курсовому проектированию 100101 САПС

3.1.3.2. Создание и редактирование символов компонентов

схем и принципиальных схем

Настройка конфигурации графического редактора

Работа с графическим редактором начинается с очистки поля экрана выбором команды File>New или загрузкой созданного ранее файла схемы по команде File>Open. После этого приступают к настройке конфигурации схемного редактора с помощью команд меню Options(рис.3.14, а)).

а) б)

Рис.3.14.Меню Optionsa) и диалоговое окноPageSizeб)

Выбор формат чертежа и система единиц.

Формат чертежа и система единиц (метрическая/английская) выбираются по команде Options>PageSize(рис.3.14, б)). В левой колонке меню этой команды выбирается формат листа схемы в американской системе А, В, ...., Е — и одновременно тем самым все размеры на схеме устанавливаются в дюймах (inch). В правой колонке выбирается формат листа в привычной нам европейской системе А4, A3, ..., А0 — и все размеры на схеме устанавливаются в миллиметрах

(mm). Обратим внимание, что во всех стандартных форматах длинная сторона листа располагается по горизонтали.

Нестандартные размеры листа схемы устанавливаются выбором пункта меню User Defined (Формат, задаваемый пользователем). Следует иметь в виду, что указываемые здесь данные определяют размеры внутренней рамки на листе схемы, поэтому при задании полей по 5 мм со всех сторон листа формата А4 следует задать размер по горизонтали 200 мм, по вертикали

287 мм. Формат бумаги (и, соответственно, систему единиц) можно многократно изменять в процессе редактирования схемы.

Основная надпись

Изображение основной надписи и ряд других параметров выбираются в меню команды Options>EditorConfiguration(рис.3.15).

На строке Title Block Symbol указывается имя символа основной надписи (углового штампа). По умолчанию загружается угловой штамп titleblk, находящийся в библиотеке special.slb как отдельный символ изображенный на рис.3.16.

Можно самостоятельно создавать угловые штампы по ЕСКД, переходя в режим редактирования символов. Нужно только иметь в виду ряд обстоятельств:

1) После создания графики углового штампа по команде Graphics>Origin в качестве точки привязки символа указать правый нижний угол штампа (тем самым обеспечивается правильное расположение углового штампа относительно рамки чертежа);

2) В строке Туре команды Part>Definition выбрать тип символа title block;

3) Стандартные надписи в угловом штампе могут быть представлены в виде атрибутов для облегчения их заполнения и редактирования.

Нажатием на панель Page Settings (см. рис.3.15) открывается меню настройки параметров листа схемы (рис.3.17). В верхней части этого меню дублируются данные о размерах листа. На строке Pin-to-Pin Spacing указывается расстояние между смежными выводами символов, устанавливаемое при автоматической генерации символов.

Рис.3.15.Диалоговое окно настройки конфигурации

Рис.3.16.Угловой штамп и рамка листа в стиле OrCAD

В окне Borders выбирается один из двух пунктов:

Outline — изображение только внутренней рамки листа. Размер полей устанавливается в строке Margin, количество зон (строки Zones) задается равным нулю по горизонтали и по вертикали;

Рис.3.17.Диалоговое окно выбора параметров листа

Zoned — изображение по периферии рамки зон, помечаемых буквами или цифрами, как принято в американской документации.

На строке Rounded Corners включается режим рисования внешней рамки листа со скругленными углами.

Основные параметры

По команде Options>Display Options (рис.3.18) устанавливаются следующие параметры:

Grid On — включение/выключение координатной сетки;

Snap-to-Pin — включение/выключение режима привязки концов проводников или сегментов шин при их нанесении на схему к ближайшему выводу компонента, находящемуся в области захвата, радиус которой определяется параметром Gravity (этот режим рекомендуется включать всегда);

Stay-on-Grid — включение/выключение режима привязки всех объектов к узлам сетки при нанесении их на схему (этот режим рекомендуется включать всегда);

Rubberband — включение/выключение режима перемещения компонентов вместе с подсоединенными к нему проводниками (при выключении этого режима перемещаемые

Рис.3.18.Диалоговое окно Options>Display Options

компоненты отрываются от подсоединенных к нему проводников, что удобно при перемещении компонентов на большие расстояния; его рекомендуется включать при незначительных смещениях компонентов, выполняемых при редактировании схемы);

Orthogonal - переключение режимов ввода только ортогональных проводников и проводников с произвольным наклоном;

Cursor X and Y — вывод текущих координат курсора в строке состояний (рекомендуется включать всегда);

GridSize— шаг сетки;

TextGrid— привязка текста к узлам сетки (StayonGrid) и задание ее шага (GridSize);

Gravity — радиус области захвата.

Шаг координатной сетки Grid Size рекомендуется устанавливать равным 2,5 мм или 0,1 дюйма. С таким шагом выполнены фирменные библиотеки, поставляемые вместе с OrCAD, и это обеспечивает попадание в узлы сетки выводов всех компонентов (рис.3.19).

5

Рис.3.19.Масштабное изображение резистора

При этом символы компонентов имеют меньшие размеры, чем требуют отечественные ЕСКД. Так, например, размеры резистора составляют 5x2,5 мм, в то время как по ЕСКД должно быть 10x4 мм.Это было необходимо при выполнении графических работ вручную. Сейчас при выводе чертежей на современное периферийное оборудование имеет смысл уменьшить габариты символов для сокращения размеров схем при сохранении их высокой читаемости. В крайнем случае, для удовлетворения всем требованиям ЕСКД достаточно при выводе схем на печать применять увеличение масштаба. Что касается непривычной графики импортных символов, то ее можно самостоятельно легко изменить, что сделано, см. рис.2.44 на примере резистора. Изменение выполнено с помощью мастера создания символов активизируемого щелчком пиктограммыEditSymbolи в появившемся окнеSymbolEditorпиктограммыNewSymbol.

Подключение библиотек символов

В верхней части меню команды Editor Configuration (см.3.15) в окне Libraries приведен список подключенных библиотек символов компонентов (расширение имени файлов .SLB) и их упаковочной информации (расширение имени файлов .PLB), а в строке Library Path — путь доступа к библиотекам. Эти библиотеки подключаются к программе Schematic

при ее загрузке (их список хранится в файле pspice.ini). Для редактирования списка этих библиотек щелчком выбирается кнопка Library Settings, и открывается меню, показанное на рис.3.20.

Рис.3.20.Диалоговое окно подключение библиотек символов

Имя файла подключаемой библиотеки указывается после щелчка по кнопке Browse в стандартном стиле Windows. После выбора имени файла библиотеки нажимается одна из кнопок Add* или Add Local. При нажатии

кнопки Add* подключаемая библиотека будет доступна для всех проектов, а при нажатии Add Local — только для текущего проекта.

Вызов отдельных программ системы OrCAD

Кнопка Арр SettingsменюEditorConfiguration(см. рис.2.15) открывает меню настройки командных строк вызова отдельных программ системыOrCAD, вызываемых из оболочкиPSpiceSchematics.

На панели SimulationCommandдиалогового окна Арр Settings (рис.3.21) указывается имя программы моделирования pspice.exe. На панели Other Commands вводятся командные строки вызова остальных программ системы, кроме схемного редактора. Для этого нужно по очереди выбрать щелчком курсора имя одной из команд, которое перенесется на строку Command, и отредактировать ее.

Рис.3.21.Диалоговое окно вызова отдельных программ системы

Вывод на дисплей и принтер графической и текстовой информации

Разрешение размещения на экране и твердой копии различной графической и текстовой информации и задание их параметров (цвет объекта и фона, толщина линий, высота и тип шрифта и т.п.) выполняется в ДО Display>Preferences, показанном на рис.3.22.

В окне Display Layers выбирается один из графических или текстовых объектов, перечень которых приведен в табл. 3.2.

В правой части диалогового окна расположены три закладки:

General — выбор цвета объекта, включение/выключение изображения его на экране (поставить/стереть значок на панели Display) и принтре/плоттере (поставить/стереть значок на панели Print);

Graphics — выбор цвета линий графики, их ширины, стиля (сплошная, пунктир, штрих-пунктир) и цвета заливки фона;

Text — выбор названия шрифта, его размера, цвета фона и скругление его рамки.Нажатие клавиши Restore All Defaults устанавливает все настройки по умолчанию.

Рис.3.22.Диалоговое окно параметров отображения на экране и твёрдой копии графической и текстовой информации

Таблица 3.2.

Перечень графических и текстовых объектов

Annotation Graphics

Графика неэлектрических объектов

Attribute Text

Текст атрибутов

Background

Фон

Buses

Шина

Grid

Сетка

Hidden Pins

Скрытые выводы (обычно это выводы

питания и «земли» интегральных схем)

Junctions

Точки соединения проводников

Labels

Имена (метки) цепей

Продолжение табл.3.2.

MarkersandViepoints

Маркеры

ObsoleteSim.Currents

Панель отображения постоянных токов

ObsoleteSim.Voltages

Панель отображения постоянных

напряжений

PageBoundary

Рамка чертежа страницы

Part Names

Имена корпусов компонентов

Pin Names

Имена выводов

Pin Numbers

Номеров выводов

Pins

Выводы символов

Ports

Порты

RefDes

Позиционные обозначения компонейтов

Selection

Выбранные объекты

Simulation Currents

Значения постоянных токов

Simulation Voltages

Значения постоянных напряжений

Stimulus

Генераторы сигналов

Symbol Text

Текст символа

Text

Текстовая строка

TextBox

Текст окна с несколькими строками

Title Block

Рамка чертежа

UserDef. #1

Первый параметр, задаваемый

пользователем

UserDef. #2

Второй параметр, задаваемый

пользователем

Wires

Проводники

Создание и редактирование принципиальной схемы

Размещение компанетов на схеме

Создание схемы начинается с размещения компонентов. Нажатием на пиктограмму (команда Draw>Get New Part) открывается ДО выбора имени компонента рис.3.23.

Если в строке Part Name указать символ *, то в расположенном под ней окне выводится алфавитный список компонентов, содержащихся во всех подключенных библиотеках. Список компонентов пролистывается с помощью линейки прокрутки. Можно также в строке Part Name набрать имя компонента или его начальные символы. Нужный компонент указывается щелчком курсора, после чего изображение его символа выводится в центральном окне, а имя библиотеки, в которой он находится, — в расположенной выше этого окна строке Library. Одновременно в окне Description выводится краткая характеристика выбранного компонента. Если известно имя библиотеки, где находится нужный компонент, нажимается кнопка Libraries и в открывшемся меню выбирается библиотека и затем компонент (рис.2.24).

Рис.3.23.Диалоговое окно выбора имени компонента

Рис.3.24.Диалоговое окно библиотеки выбора компонента LibraryBrowse

Кроме того имеется средство поиска компонента по ключевым словам, указываемым в окне DescriptionSearch(рис.3.25). В этом окне водится одно или несколько ключевых слов, разделяемых символами &. Поиск выполняется в текстовых описаниях компонентов,

Рис.3.25.Диалоговое окно поиска по ключевым словам

по всем компонентам

тех же самых, что отображаются в окне Description. Режим поиска выбирается в расположенной ниже строке:

Create New Part List — создание нового списка компонентов, в описаниях которых содержатся указанные ключевые слова;

Add to Part List — добавление найденных компонентов к существующему списку;

Search within Part List — дополнительный поиск в пределах существующего списка.

Информация об области поиска выводится в левой нижней части окна: Full List — поиск по всем компонентам;

Partial List — поиск в существующем списке компонентов.

После выбора компонентов его символ размещается на схеме. Сначала на схеме появляется изображение символа, перемещаемое вместе с курсором. Одновременное нажатие клавиш Ctrl+R поворачивает компонент на 90°, Ctrl+F — его зеркально отражает. Щелчок левой кнопки мыши фиксирует компонент, и после этого можно разместить на схеме еще одну его копию. Щелчок ПК мыши прекращает ввод данного компонента.

Режим размещения компонентов определяется в ДО команды Draw>Get New Part с помощью следующих кнопок (см. рис.3.23):

Close — закрыть диалоговое меню;

Place — разместить символ компонента на схеме;

Place&Close — разместить символ компонента на схеме и закрыть диалоговое меню.

Нажатие кнопки Edit Symbol переводит программу в режим редактирования графического символа выбранного компонента.

Имена последних 10 размещенных на схеме символов заносятся в стек для ускорения поиска наиболее распространенных компонентов. Содержимое этого стека раскрывается из меню Drawпо команде Place Part или щелчком по изображению стрелки справа от панели(GetRecentPart). Символ выбранного в раскрывшемся вниз списке компонента размещается на схеме.

Замечания.

1). В процессе выбора места расположения компонента на схеме его можно повернуть или получить зеркальное изображение нажатием клавиш Ctrl+R (Rotate) или Ctrl+F (Flip).

2). Выбранный компонент (окрашен другим цветом, обычно красным) перемещается на схеме после фиксации и удерживания на нем курсора.

Простановка позиционных обозначений

Для автоматической простановки позиционных обозначений компонентов при их вводе нужно в меню команды Options>Auto-Naming (рис.3.26) включить режим Enable Auto-Naming и проставить начальный номер позиционного обозначения. Тогда, например, при вводе резисторов они последовательно получат позиционные обозначения Rl, R2 и т.д. Биполярные транзисторы из фирменных библиотек получат обозначения Q1, Q2 и т.д. Префикс позиционного обозначения компонента задается при создании его символа. Отредактировав атрибут позиционного обозначения REFDES, можно именовать транзистор (и другие компоненты) по ЕСКД, например как VT1, VT2 и т.д.

Рис.3.26.Диалоговое окно автоматической простановки позиционных обозначений компонентов и имён цепей

Если же режим Enable Auto-Naming выключить, то после префикса позиционного обозначения всех введенных компонентов будет проставляться знак вопроса, например R?. Символы компонентов, у которых в одном корпусе находится несколько секций, приобретают позиционные обозначения с указанием именем первой секции А, например, U1A, U2A. и т.д. Редактирование позиционных обозначений и распределение секций компонентов по корпусам производится двумя способами.

Для редактирования вручную необходимо щелчком курсора выбрать позиционное обозначение компонента, вокруг которого будет обведена рамка, и одновременно пунктирной рамкой будет выделен компонент, которому оно принадлежит, как показано на рис.3.27, а). Дважды щёлкнуть ЛК мыши по позиционному обозначению компонента (U?A) откроется ДО редактирования позиционного обозначения (см. рис.3.27, б), в котором имеются строки:

Pakage Reference Designator — позиционное обозначение корпуса компонента;

Gate — имя секции компонента (обозначаются буквами А, В, С, ...);

а) б)

Рис.3.27.Выбор позиционного обозначения компонента а) и диалоговое окно и его редактирование б)

Package Type (Footprint) — тип корпуса (DIP14, DIP16, SOIC24, ТО-5, CDIP8 и др.).

Проставляемое на схеме позиционное обозначение символа компонента состоит из позиционного обозначения корпуса компонента, к которому добавляется имя секции, например, U1A, U1B, U1C, U1D, U2A, U2B. Редактирование позиционных обозначений с

учетом распределения секций по корпусам (так называемая процедура «упаковки») выполняется по окончании рисования схемы вручную или в

автоматическом режиме по команде Tools>Package.

Редактирование параметров компонентов

Все компоненты характеризуются списком атрибутов (параметров), который открывается двойным щелчком по любой точке, находящейся внутри изображения символа компонента (или сначала можно щелчком курсора выбрать компонент — он изменит цвет на красный — и после этого выполнить команду Edit>Attribute). На рис.3.28 в качестве примера приведён список атрибутов транзистора. Если имеются слева символы, например

* — это означает, что атрибуты нельзя редактировать в режиме рисования схем (только в режиме редактирования символов);

а — отмечен атрибут, назначаемые системой.

Рис.3.28.Диалоговое окно редактирования атрибутов транзистора

На рис.3.29 в ДО приведён список атрибутов резистора и показано значение сопротивления.

На панели атрибутов редактируется любой параметр, не помеченный символом «*». Однако параметры, отображаемые на схеме, удобнее редактировать индивидуально, дважды щелкнув по нему на схеме курсором. В результате откроется панель редактирования (рис.3.30).

Рис.3.29.Диалоговое окно редактирования атрибутов резистора

Рис.3.30.Диалоговое окно редактирования значение

сопротивления резистора

Размещение электрических цепей

После выбора команды Draw>Wire или пиктограммы курсор при-обретает форму карандаша. Начало цепи, точка излома, точка соединения с другой цепью или выводом компонента фиксируется щелчком левой

кнопки мыши. Если в меню Options>Display Options помечена строка Orthogonal, то цепи проводятся только по горизонтали или вертикали. Для прокладки цепей под произвольным углом следует этот режим отключить. Щелчок правой кнопкой прекращает рисование цепи. При этом последний сегмент цепи окрашен в красный цвет, т.е. данная цепь выбрана для редактирования. В частности, ей можно присвоить имя по команде Edit>Label (или одновременным нажатием клавиш Ctrl + E). Если в меню Options > Auto-Naming (см. рис.3.26) включен режим автоматического именования цепей Wire>Port Labels>Enable Auto-Increment, то последовательное выполнение команды Edit>Label присвоит выбираемым цепям имена, шаблон которых указан в строке Label Template.

Однако для проведения моделирования присваивать вручную имена проводникам не обязательно, так как всем неименованным проводникам автоматически присваиваются имена вида $N_0001, $N_0002 и т.д. Ссылаться на них неудобно, поэтому имеет смысл проставить вручную имена только тех проводников, на которые будут сделаны ссылки в процессе моделирования (например, при расчете уровня шума нужно указывать имена входных и выходных зажимов устройства).

Электрические соединения пересекающихся проводников обозначаются жирной точкой (рис.3.31, а).

а) б)

Рис.3.31.Т-образное соединение цепей а), пересечение проводников без электрического соединения б)

На схеме обязательно должен быть узел «земли», имеющий имя 0, — к нему подсоединяется символ AGND (аналоговая «земля») из библиотеки port.slb.

Обратим внимание, что при выполнении однотипных операций (рисования нескольких проводников, присвоения им имен и т.п.) удобно двойным щелчком правой кнопки мыши повторить выполнение предыдущей команды (ее имя помещено в правой части строки состояний).

При редактировании схемы, возможно перемещать отдельные сегменты проводников. Причем характер перемещений зависит от того, включен ли режим Rubberband в меню Display Options. Если этот режим не включен, то выбранные сегмент отрывается от смежных и перемещается независимо от них, не изменяя размеров и., разрывая электрические связи. При включении этого режима электрические связи не рвутся, а сегмент проводника, при параллельном перемещении не изменяет своих размеров, растягивая или сжимая смежные проводники, а при продольном перемещении изменяет свои размеры.

Размещение шин

Шина (линия групповой связи) рисуется по команде Draw/Bus или после нажатия на пиктограмму, и ей обязательно присваивается имя. Имя шины может иметь одну из форм: D[0—12],Т)[0:12], D[0..12] или перечисление имен входящих в нее цепей DBO, DB1, CLK. Например, на рис.3.32, а) изображена шина, которой присвоено имя D[1…5], означающее, что в ее состав входят цепи Dl, D2,...,D5. Имена можно присваивать и отдельным секциям шины, состоящим из разного количества цепей.

Входящие в состав шины цепи рисуются либо индивидуально, либо с использованием возможностей копирования. Во втором

случае сначала открывается панель Auto-Repeat в меню Options(рис.2.32, б) указывается величина смещения между соседними проводниками

по горизонтали или вертикали и включается режим Enable Auto-Repeat (щелчком курсора проставляется галочка в прямоугольном окошечке). Затем нажимается пиктограмма и проводится отрезок цепи, конец которого фиксируется щелчком левой клавиши мыши (правая клавиша ни

в коем случае не нажимается, так что команда ввода не заканчивается и изображение карандаша не пропадает). Нажатие клавиши [Пробел] рисует копию этого отрезка,

а) б)

Рис.3.32.Изображение шины а) и диалоговое окно автоматического

копирования отрезков цепей б)

смещенную вниз или вправо на заданное расстояние.

Именование цепей, входящих в состав шины, также производится либо вручную, либо автоматически. При именовании вручную ЛК мыши выбирают цепь (она изменит цвет), затем дважды щёлкнуть ЛК по цепи появится ДО (см. рис.3.30), в поле которого необходимо набрать имя цепи, например D1 или имя шиныD[1-5]. В случае автоматическом именовании в ДО (см. рис.3.26) команды Auto-Naming на строке Label Template указывается имя первой цепи, например D1, и включают режимEnableAuto-Increment. После этого щелчком курсора выбирают первую цепь (она изменяет цвет) и нажимают клавиши Ctrl+E (быстрый вызов команды Edit>Label) — цепь получает имя D1. Далее курсором выбирают вторую цепь и снова нажимают клавиши Ctrl+E — цепь получает имя D2 и т.д.

Ввод и редактирование графических объектов

Графические объекты вводятся с помощью команд Draw>Arc, Draw > Circle, Draw>Box и Draw>Polyline, они не имеют электрических свойств и не могут использоваться для ввода символов или электрических цепей — только для ввода вспомогательной информации. На рис.3.33приведены примеры ввода этих объектов.

Рис.3.33.Графические объекты, (Draw>Polyline (полилинии) в режиме редактирования)

При выборе курсором такого объекта (на рисунке это Draw>Polyline

показан именно в этом состоянии) появляются изображения маленьких прямоугольников, предназначенных для их редактирования. Если щелкнуть курсором по такому прямоугольнику и не отпускать клавишу мыши, то движением мыши можно изменить форму объекта.

С помощью команды Edit>Graphical Priperties изменяются параметры текущего графического объекта (рис.3.34).

Ввод текста

Размещение на схеме произвольного текста, который выводится на твердую копию чертежа, но не передается в программу моделирования, производится по командам Draw>Text (Ctrl+T) - ввод текстовой строки и Draw>Text Box, пиктограмма - ввод нескольких строк в прямоугольной области. Изменение стиля и размера шрифта, наличие фона и его цвет производится для текущего текста по команде Edit>Text Properties или двойным щелчком курсора по границе текста (рис.3.35). Имя шрифта типа TruType указывается на строке Font Name.

Рис.3.34.Диалоговое окно выбор параметров графических объектов

Рис.3.35.Диалоговое окно выбора шрифта и фона для текста

Многостраничные схемы

Схемы большого размера помещаются на нескольких страницах. Создание новых страниц и переход на другую страницу осуществляются по командам группы Navigate.

Новая страница схемы создается по команде Navigate>Create Page, меню которой показано на рис.2.36, а)

а) б)

Имя соединителя Имя цепи

страницы

в)

Рис.3.36.Создание новой страницы а), выбор страницы б),

именование соединителей страницы и/или цепей в)

На строке Page Number указывается номер страницы, а на строке Page Title — ее имя, которое не выводится на схему и используется только при навигации по многостраничной схеме. После этого открывается новая чистая страница схемы, номер страницы указывается на верхней строке экрана справа от имени схемы (см. рис.3.10). Выбор одной из нескольких страниц осуществляется по команде Navigate>Select Page — выбор страницы (рис.3.36, б) или Previouse Page — предыдущая страница, Next Page — следующая страница. Цепи, расположенные на нескольких страницах, соединяются с помощью символов OFFPAGE из библиотеки port.sib. К выводам этих символов, располагаемых на разных страницах, нужно подключить соединяемые цепи. Соединяемым цепям и/или символам OFFPAGE необходимо присвоить имена (рис.3.36, в). Причем имена цепей и символов OFFPAGE не обязательно должны совпадать. При этом достаточно присвоить имена или цепям, или символам OFFPAGE (в этом случае цепь получит то же имя).

Сохранение схемы

Внесенные в схему изменения записываются в текущий каталог в файл схем с расширением .SCH по команде File>Save>(Ctrl+S,). Если схема создана вновь, дополнительно запрашивается имя схемы. Запись схемы в файл с другим именем производится по команде File>Save As.

Перенесение проекта на другой компьютер

Для перенесения проекта на другой компьютер, на котором установлена

программа PSpice Schematics, необходимо переписать на него файлы схем и все созданные пользователем файлы библиотек математических моделей, символов компонентов, входных сигналов и др., используемые в этом проекте. Дополнительные проблемы могут возникнуть при использовании иерархических символов, в которых в явном виде указан путь размещения их схем замещения — при необходимости по команде Edit>View производится его редактирование.

Создание и редактирование символов компонентов схем

Режим редактирования символов компонентов активизируется из режима редактирования схем одним из двух способов.

1 способ. На редактируемой схеме щелчком курсора выбирается компонент и в меню Edit команда Symbol, после чего в новом окне выводится символ выбранного компонента, доступный для редактирования. При этом в верхней строке экрана изменяется перечень команд и слева от меню команд вместо значка с изображением схемы появляется изображение символа (рис.3.37). Режим редактирования символов завершается щелчком по символу и последующем выбором строки Close (Закрыть), нажатием

комбинации клавиш Ctrl+F4 или выбором команды File>Close, после чего выполняется переход в окно схемы.

2 способ. Выбор команды File>Edit Library включает режим редактирования символов, после чего создается новая библиотека символов (по команде File>New) или открывается существующая (по команде File>Open).

Редактирование символов компонентов выполняется с помощью ряда команд, сгруппированных в следующих пунктах горизонтального

меню:

File — создание и редактирование библиотек символов компонентов, их вывод на принтер или плоттер;

Edit — редактирование символов;

Graphics — создание графического изображения символа;

Part — создание/редактирование описания символа;

Packaging — создание/редактирование информации об упаковке символов компонента в корпус;

Рис.3.37.Графический редактор Schematicsв режиме

редактирования символов

View — изменение масштаба изображения на экране;

Options — установка параметров изображения данных на дисплее и принтере/плоттере;

Window — работа с окнами;

Help — вызов средств помощи.

Краткое описание этих команд приведено в табл. 3.3. Конфигурация режима редактирования символов устанавливается по команде Options>Display. В диалоговом окне этой команды задают шаг сетки и другие параметры. Обратим внимание, что в режиме редактирования символов устанавливается та же система единиц, что принята в режиме редактирования текущей схемы, поэтому для ее изменения нужно вернуться обратно в этот режим и выполнить команду Options>Page Size. А шаг сетки Grid Spacing устанавливается в режиме редактирования символов независимо, обычно его выбирают в несколько раз более мелким, чем в режиме редактирования схем.

Создание символов с помощью мастера

В программу PSpice Schematics включен Мастер создания символов, предназначенный для автоматической генерации последовательности символов, для которых создана библиотека математических моделей, или для создания отдельных символов. Мастер символов использует как

Таблица 3.3

Команды редактирования символов компонентов

Команда

Назначение

Меню File (Файл)

New

Создание нового библиотечного файла. На экране появляется

прямоугольник, внутри которого создается символ компонента, и строка заголовка, свидетельствующая о том, что открывается новый файл

Open...

Открытие существующей библиотеки символов для

редактирования

Close

Закрытие текущего библиотечного файла

Export

Экспорт одного или нескольких символов текущей библиотеки в AutoCAD (создание файла в формате DXF)

Save (Ctrl+S)

Запись обновленной библиотеки символов в файл с текущим именем. Старая версия библиотеки записывается в каталог \BACKUP

Save As...

Запись обновленной библиотеки символов в файл с новым именем

Print...

Вывод твердой копии символа выбранного компонента

текущей библиотеки или всего содержимого библиотеки

Print Setup...

Установка параметров принтера: разрешающая способность, размер бумаги, горизонтальное (Landscape) или вертикальное (Portrait) расположение изображения на бумаге

View Messages

(F10)

Вывод списка ошибок для просмотра, печати или" записи в файл

1, 2, ...

Список последних загруженных файлов

Exit (Alt+F4)

Выход из графического редактора Schematics

Меню Edit (Редактирование)

Undelete (Ctrl+U)

Восстановление последнего удаленного объекта(ов)

Cut (Ctrl+X)

Удалить с экрана выбранный объект, который заносится в буфер для возможного переноса на экран по команде Paste

Copy (Ctrl+C)

Занести в буфер изображение выбранного объекта для его копирования по команде Paste

В Paste (Ctrl+V)

Нанести на чертеж последний объект, занесенный в буфер по командам Cutили Сору. Место расположения объекта отмечается щелчком левой кнопки мыши

Delete (Del)

Удалить выбранный объект без копирования в буфер обмена (его содержание не изменяется)

Change (Ctrl+H)

Разрешить редактирование выбранного вывода, текста или атрибутов, ассоциированных с символом компонента

Pin Type... (Ctrl+T)

Изменить изображение вывода, назначенное по

умолчанию:

Normal

Сигнал

Bubble

Сигнал с инверсией

Clock

Вход тактовых импульсов

Bubble Clock

Инверсный вход тактовых

импульсов

ANSI Inverted Out

Инверсный выход в стандарте ANSI

ANSI Inverted In

Инверсный вход в стандарте ANSI

ANSI Inverted Clock

Инверсный вход тактовых импульсов в стандарте ANSI

Zero Length

Вывод нулевой длины

Normal (long)

Сигнал (длинный вывод)

Bubble (long)

Сигнал с инверсией (длинный вывод)

Clock (long)

Вход тактовых импульсов (длинный вывод)

Bubble Clock (long)

Инверсный вход тактовых импульсов (длинный вывод)

Model...

Редактирование директивы .MODEL или .SUBCKT текущего символа. По умолчанию все изменения заносятся в файл библиотеки математических моделей <имя схемы>.LIB

Stimulus

Вызов редактора Stimulus Editor, если редактируется символ внешнего воздействия

Push-

Переход в режим редактирования схемы замещения иерархического символа. Если такой схемы замещения нет, то создается пустой экран схемного редактора, на котором размещены порты интерфейса; их имена проставляются в соответствии

с именами выводов символа

Set Schematic...

Составление перечня схем, ассоциированных с данным символом

Check Schematic

Проверка взаимного соответствия глобальных и интерфейсных портов и глобальных цепей, к которым подключены скрытые выводы иерархического символа, и его схемы замещения

Rotate (Ctrl+R)

Вращение выбранного объекта на 90° против часовой стрелки

Flip (Ctrl+F)

Зеркальное отображение объекта

Align Horizontal

Выравнивание точек привязки (origin) всех выбранных объектов (линий, дуг, текста и т.п.) по горизонтали. Объекты выравниваются по самому левому объекту

Align Vertical

Выравнивание точек привязки (origin) всех выбранных объектов (линий, дуг, текста и т.п.) по вертикали. Объекты выравниваются по самому верхнему объекту

Graphics

Properties...

Редактирование параметров не электрических

графических объектов (полилиний, прямоугольников,

дуг и окружностей):

Color

Выбор цвета

Width

Выбор ширины линий

Style

Стиль линии (сплошная, штриховая, пунктирная)

Fill

Заливка круга, прямоугольника и полилинии

Arrowhead

Нанесение стрелок на концах

полилиний

Text Properties...

Просмотр и изменение стиля и размера шрифт.а, наличие фона и цвета выбранного текста

Send to Back

Размещение выбранного объекта снизу от остальных

перекрывающихся объектов

BringtoFront

Размещение выбранного объекта сверху над остальными перекрывающимися объектами (выбираемый курсором графический объект автоматически перемещается наверх, поэтому эта команда излишняя)

Меню Graphics (Графика символа)

Arc

Рисование дуги. Нажатием левой кнопки мыши отмечаются концы отрезка, на котором строится дуга; перемещением курсора (в форме карандаша) устанавливается необходимый размер дуги, которая фиксируется одинарным нажатием левой кнопки

BOX

Рисование прямоугольника. Нажатием левой кнопки отмечаются его противоположные углы

Circle

Рисование окружности. Левой кнопкой отмечаются ее центр и любая точка на окружности

Polyline

Рисование полилинии. Левой кнопкой отмечаются начало линии и точки излома. Построение завершается двукратным нажатием левой кнопки или однократным нажатием правой кнопки

Pin

Добавление вывода к символу компонента и разрешение редактирования его имени и номера, а также электрического типа вывода, используемого в режиме поиска ошибок схемы ERC:

don't care

Не проверяется

input

Вход

output

Выход

bidir

Двунаправленный

highZ

Высокий импеданс

open collec

Открытый коллектор

open emitter

Открытый эмиттер

power

Подключения источника питания

Text

Добавление текстовой строки

Picture...

Ввод рисунка (из растровых графических файлов формата BMP, DIB или метафайлов WMF, EMF)

Bbox

Изменение размеров прямоугольного окна, в котором

размещен символ компонента

Origin

Изменение положения начала координат

Repeat (Пробел)

Повторение последней команды

Меню Part (Компоненты)

Symbol Wizard...

Мастер создания символов. Символы могут иметь прямоугольную, квадратную и одну их стандартных форм (diode, GaAsFET, IGBT, JFET_N, JFET_P, mosfet_n_3,mosfet_n_4,mosfet_p_3,mosfet_p_4,npn,opamp5, оратрб,opamp7,pnp,zener_diode)

New...

Разрешение на создание в текущей библиотеке символов нового компонента

Copy...

Копирование символа компонента из другой библиотеки и придание ему статуса текущего компонента (его имя помещается на верхней строке меню)

Get... (Ctrl+G)

Выбор компонента из текущей библиотеки для редактирования его символа, которое отображается в окне редактора

Remove...

Удаление компонента из текущей библиотеки

Save to Library...

Запись в текущую библиотеку символов выбранного

компонента

Attributes...

Разрешение ввода новых атрибутов компонента, или редактирование существующих. Кроме того, можно изменить любые атрибуты системы

Definition... (Ctrl+D)

Разрешение редактирования определений компонента: описания компонента — Description, его имени —Partname, списка подобных параметров —Aliaslist, имени подобного компонента — АКО (применяется для сокращения объема библиотеки символов) и типа символа (Туре)

Pin List... (Ctrl+P)

Разрешение редактирования всех выводов компонента

Get Symbol

Graphics...

Перенос символа существующего компонента в качестве символа текущего компонента

Export...

Запись графического и текстового описания компонента из текущей библиотеки в текстовый файл .sym для последующего переноса символа компонента из одной библиотеки символов в другую

Import...

Чтение текстового файла и придание ему статуса символа текущего компонента с последующей возможностью включения в текущую библиотеку символов

Меню Packaging (Упаковка компонента)

New...

Создание новой упаковочной информации: имя прототипа -Package Name, количество вентилей в корпусе — Number of Gates, количество выводов — NumberPinsperGate, тип корпуса -Footprint, список имен и номеров выводов — Pin Assignments, список логически эквивалентных выводов — Pin Swaps

Copy...

Копирование упаковочной информации

Get...

Редактирование упаковочной информации в текущей

библиотеке PackageLibrary

Remove...

Удаление упаковочной информации из текущей библиотеки

Edit... (Ctrl+E)

Редактирование упаковочной информации текущего

компонента

ConfigurePackagee

Types...

Выбор типа корпуса компонента из списка (DIP,SOIC,

SOJ, ТО,TSOP,PQFP,DISCRETE,LCC) и редактирование этого списка

Export...

Запись упаковочной информации одного или более

компонентов в текстовый файл .pkg

Import...

Чтение упаковочной информации из текстового файла .pkg

Меню View (Просмотр)

Fit (Ctrl+N)

Изменение масштаба изображения так, чтобы на полном экране разместились все имеющиеся на схеме компоненты, проводники и соединители

In (Ctrl+I)

Увеличение масштаба изображения (центр поля зрения указы

вается курсором). Степень увеличения назначается с помощью параметра ZOOMFACTOR в файле msim.ini

Out (Ctrl+O)

Уменьшение масштаба изображения (центр поля зрения указывается курсором)

Area (Ctrl+A)

Вывод на весь экран окаймленной части изображения

Previous

Возвращение к предыдущему масштабу изображения

Entire Symbol

Вывод на экран полного изображения символа

Redraw (Ctrl+L)

Перечерчивание экрана

Pan to New Center

Расположение символа симметрично относительно

точки расположения курсора без изменения масштаба

Toolbars...

Включение/выключение строки инструментов с изображением пиктограмм

Status Bar

Включение/выключение в основном меню строки состояний

Меню Options (Настройка параметров)

Display Options...

Установка следующих опций дисплея:

Grid On

Включение сетки

Snap-to-Grid

Автоматическое перемеще-ние объекта для привязки к узлам сетки при его размещении вне сетки чертежа

Stay-on-Grid

Привязка объектов к узлам сетки

Cursor X and Y

Вывод текущих координат курсора в строке состояний

Grid Spacing

Шаг сетки

Gravity

Радиус области захвата

Text Stay-on-Grid

Привязка текста к узлам сетки

Spacing

Расстояние между повторяющимися

объектами

Auto-Repeat...

Автоматическое размещение на экране одного или несколь-ких объектов, аналогичных предыдущему, на заданном расстоянии по осям X и Y (после двойного щелчка мышью)

Display

Preferences...

Разрешение размещения на экране и /или твердой копии текста и других параметров компонента

Pan & Zoom

Изменение коэффициентов масштабирования

Меню Window (Окно)

NewSchematic

Window

Открытие нового окна, на котором размещена текущая схема, для одновременного просмотра разных фрагментов, одной и той же схемы большого размера

Cascade

Каскадное расположение открытых окон

TileHorizontal

Последовательное расположение открытых окон по

горизонтали

Tile Vertical

Последовательное расположение открытых окон по

вертикали

Arrange Icons

Упорядочивание размещения иконок свернутых окон в

нижней части экрана

<6-кa>.slb:

<символ>

Имя текущей библиотеки и символа

Меню Help (Помощь)

Help Topics (F1)

Вывод встроенной инструкции

WebResources

Выход в Интернет:

PSpice Home Page

Загрузка сайта www.orcad.com

Customer Support

Выход на службу технической поддержки www.orcad.com/technical

About PSpice

Schematics

Вывод номера версии программы и ее регистрационного номера

стандартную графику символов, предлагаемую фирмой Cadence, так и копирует графику имеющихся символов (последнее полезно при выпуске документации по ЕСКД). Мастер символов активизируется щелчком по пиктограмме EditSymbolи в окнеSymbolEditorпо пиктограммеNewSymbol(команда Part > Symbol Wizard). В ДО (рис.3.38) выбрать один из методов создания символов:

From a model library — создание символов компонентов, имеющих математические модели;

From scratch — создание отдельных символов.

Рис.3.38.Выбор способа создания символа

1.Создание символов компонентов, имеющих математические модели.После выбора варианта From a model library сначала запрашивается имя библиотеки, где находятся математические модели компонентов (рис.3.39, а)), а затем имя библиотеки, куда заносятся создаваемые символы (рис.3.39, б)).

а) б)

Рис.3.39.Указание имён библиотек математических моделей а)

и символов компонентов б)

После нажатия на кнопку Next (Далее) указывается, для какого количества моделей, содержащихся в указанной библиотеке моделей, можно автоматически создать символы и сообщается, сколько моделей уже имеют символы в указанной библиотеке символов (символы создаются для всех моделей, описанных с помощью команд .MODEL и .SUBCKT). После этого предлагается выбрать один из вариантов:

Yes, replace the existing symbols with new ones — Да, заменить все существующие символы новыми;

No, only create new symbol for models without symbols — Нет, создать новые символы только для моделей, не имеющих символы.

После выбора одного из вариантов Мастер объединяет все модели в группы, имеющие одинаковое количество выводов и одинаковые

имена выводов, и размещает их списки в двух окнах (рис.3.40):

Subcircuits without Symbols — макромодели, не имеющие символов;

Subcircuits with Symbols — макромодели, имеющие символы.

В одном из этих окон выбирается имя модели компонента и нажимается одна из кнопок:

Existing Symbol — копирование графики одного из существующих символов;

Generic Rectangle — создание символа прямоугольной формы.

Если выбрать первый вариант, то в следующем диалоговом окне выводится список символов (Symbol List), в котором нужно выбрать подходящий. Графика символа, отмеченного щелчком курсора, выводится в среднем окне. При этом следует иметь в виду, что предлагаемый список

Рис.3.40.Диалоговое окно выбора модели, для которой создаётся символ

содержит все символы открытых библиотек. Поэтому если отмеченный курсором символ не согласуется с математической моделью компонента, для которого создается символ (имеет другое количество выводов или другие имена выводов), панель Next остается серой и переход к следующему шагу невозможен. Для сокращения списка компонентов нажимается кнопка Valid

Symbols, в результате чего в список символов будут выведены только подходящие (однако на это требуется довольно много времени). Для дальней-шего сокращения этого списка можно воспользоваться средствами поиска Description Search, например, для вывода списка биполярных n-р-n-транзисторов достаточно указать ключевые слова Bipolar & NPN. Если известна библиотека, где находится нужный символ, ее имя указывается на панели Libraries. И, наконец, если точно известно имя подходящего символа, его имя указывается на строке Symbol Name.

После выбора символа в следующем диалоговом окне необходимо по очереди выбрать номера выводов в графе Subcircuits

Terminal и щелчком курсора поставить им в соответствия их имена, выбираемые в графе Pin Names. При необходимости в нижней

части окна можно ознакомиться с текстовым описа-нием модели компонента. Нажатие кнопки Set Default Pin Names назначает

стандартные имена выводов по умолчанию.

На завершающем шаге редактируется текстовое описание компонента и нажимается кнопка Finish.

2. Создание отдельного символа шаг за шагом.

После выбора в диалоговом окне (см. рис.3.38) кнопки From scratch на первом шаге указывается имя символа и вводится его текстовое описание (см. рис.3.39, б)). Далее выбирается форма символа (рис.3.41):

Рис.3.41.Выбор формы символа

Rectangular — прямоугольный;

Square — квадратный;

Other - другой формы (diode, GaAsFET, IGBT, JFET_N, JFET_P,mosfet_n_3, mosfet_n_4, mosfet_p_3, mosfet_p_4, npn, opamp5, opamp6,opamp7,pnp,zener_diode).

При выборе любой формы символа в следующем ДО (рис.3.42) предлагается ввести необхо

Рис.3.42.Задание выводов компонента

димое количество выводов компонента с указанием из расположения (слева, справа, сверху и снизу). При необходимости изменения имен выводов нажимается кнопка ChangePin. Кнопка Insert Space вставляет между соседними выводами дополнительный интервал. Созданный в результате символ показан на рис.3.43. В завершение обычным образом можно отредактировать графику и текстовую информацию символа.

Рис.3.43.Созданный автоматически символ абстрактного компонента

Создание символов в ручную и их редактирование

Рассмотрим последовательность операций по созданию нового символа компонента или его редактирования.

1.Создание нового символа.Для создания нового символа переходят в режим редактирования символов (см. рис.3.37) графический редактор и выбирают команду Part>New, в результате на экране появляется ДО для описания символа (рис.3.44).

Рис.3.44.Диалоговое окно описание символа

Это же окно активизируется по команде Part>Definition для редактирования информации о новом или существующем символе:

Description — текстовое описание символа (например, биполярный п-р-п транзистор, резистор и т.п., к сожалению, только по английски), которое просматривается при выборе символов из библиотек и используется в средствах поиска компонента по ключевым словам;

Part Name — имя компонента, под которым он занесен в библиотеку символов;

Alias List — список псевдонимов символа; при размещении символа на схеме можно равноправно указывать как основное имя (Part Name), так и любой из псевдонимов (Alias);

АКО Name — имя прототипа, т.е. компонента, графика которого, выводы и все атрибуты переносятся для построения нового символа. При этом в текущем компоненте нужно отредактировать атрибуты и можно добавить новые и изменить текстовое описание, графику изменить нельзя — для этого нужно редактировать прототип. Символ компонента и его прототип должны находиться в одной и той же библиотеке. Этот способ значительно сокращает размер библиотек символов. Если у компонента имеется прототип, то в списке компонентов в скобках указывается его имя, например КТ316А (АКО NPN-R);

Туре — тип компонента, принимающий значения:

component — стандартные компоненты или иерархические символы;

annotation — неэлектрические символы;

hier port — соединения между разными уровнями иерархии;

global port — глобальные узлы, соединяющиеся друг с другом на всех страницах схемы (например, соединение с «землей»);

off page — соединители цепей на одной или разных страницах;

title block — угловой штамп чертежа;

border — рамка чертежа;

marker — маркер для вывода графиков;

viewpoint — отображение напряжения узла цепи в рабочей точке;

current probe — отображение тока вывода в рабочей точке;

optimizer parameter — задание значений оптимизируемых параметров;

stimulus — указание узла, к которому подключается источник сигналов, созданный с помощью StmEd;

simulation control — задание команд моделирования типа .IC, .NODESET;

No Connect — отсутствие соединений.

Правильное назначение типа компонентов обеспечивает правильность выполнения ряда операций. Например, по команде Edit>Select All выбираются все символы схемы вместе с соединительными цепями, кроме символа углового штампа, имеющего тип title block. Это позволяет смещать изо-бражение принципиальной схемы внутри рамки, оставляя угловой штамп на прежнем месте в нижнем правом углу листа. В противном случае угло-вой штамп перемещался бы вместе с остальными символами и его затем нужно было возвращать на прежнее место.

Для ввода текстовых переменных курсором выбирается соответствующее поле редактирования и на клавиатуре набирается текст.

При этом для внесения в список псевдонимов Alias еще одного имени нажимается кнопка Add. Работа в диалоговом окне завершается выбором ОК.

2.Графика символа.Графика символа компонента создается по командам Graphics. По окончании построения графики символа по команде Graphics > Bbox изменяют размеры прямоугольника, стороны которого нарисованы пунктирной линией, чтобы внутри контура прямоугольника находились все выводы компонента. Контур символа вычерчивается по командам Arc, Box, Circle и Line. Пояснительные надписи (к ним не относятся имена вы-водов и позиционное обозначение) наносятся по команде Text.

3.Выводы компонента.Выводы компонента изображаются по команде Graphics>Pin . На экране появляются изображение

вывода, помеченное крестиком, и линия вывода, которые перемещаются вместе с курсором. Прежде чем нажатием левой кнопки зафиксировать расположение вывода, можно «горячими» клавишами Ctrl+F, Ctrl+R и Ctrl+T зеркально отобразить линию вывода (Flip), повернуть ее на 90° (Rotate) и изменить тип вывода (Pin Type). Имеются следующие типы выводов:

Normal — сигнал;

Bubble — сигнал с инверсией;

Clock — вход тактовых импульсов;

Bubble Clock — инверсный вход тактовых импульсов;

ANSI Inverted Out — выход в стандарте ANSI;

ANSI Inverted In — вход в стандарте ANSI;

ANSI Inverted Clock — инверсный вход тактовых импульсов в стандарте ANSI;

Zero Length — вывод нулевой длины;

Normal (long) — сигнал (длинный вывод);

Bubble (long) — сигнал с инверсией (длинный вывод);

Clock (long) — вход тактовых импульсов (длинный вывод);

Bubble Clock (long) — инверсный вход тактовых импульсов (длинный вывод).

После фиксации вывода редактор предлагает разместить следующий вывод. Этот режим заканчивается двукратным нажатием левой кнопки.

В заключение по команде Graphics>Origin курсором указывается положение начала координат на чертеже символа, которое отмечается квадратиком. К нему привязан курсор при размещении символа на схеме.

При выполнении команды Graphics>Pin выводы нумеруются как 1, 2 и т.д. в порядке их подключения к символу и им присваиваются имена pin1, pin2 и т.д. Изменения номеров и/или имен выводов производятся в меню команды Part>Pin List (рис.3.45).

В списке имен выводов, помещенном в правом верхнем углу меню, выбирается имя редактируемого вывода, и оно переносится в окно Pin Name. После изменения имени вывода нужно включить/выключить опцию Display Name, чтобы это имя было видно/не видно на схеме. Одновременно редактируется тип вывода и его ориентация. На панели атрибутов вывода (Pin Attributes) изменяется номер вывода и указывается реакция модуля контроля ошибок электрической схемы (ERC), если на схеме к данному выводу не подключена ни одна цепь.

В выпадающем списке

If unconnected выбирается один из следующих вариантов:

Error — выводится сообщение об ошибке (список соединений не составляется);

RtoGND — вывод подключается к «земле» через резистор с большим сопротивлением;

Рис.3.45.Редактирование списка выводов

UniqueNet — создается новое имя цепи (для контроля состояния цепи и подключения к этому выводу маркера программы Probe).

В строке Modeled Pin каждому выводу присваивается признак его участия в моделировании. Если в описании модели компонента какой-нибудь вывод не участвует (например, вывод для подачи напряжения смещения на операционный усилитель), ему этот признак не присваивается, и на схеме он будет изображен пунктиром.

4.Редактирование выводов компонента.После нанесения на чертеж всех выводов компонента и их атрибутов может возникнуть необхо-димость их редактирования. Для задания типа вывода его сначала необходимо выбрать (например, одинарным нажатием левой кнопки мыши) и затем по команде Edit>Pin Type (Ctrl+T) назначить тип вывода (одинарнре выполнение этой команды переключает тип вывода на одну позицию в списке типов). Тип вывода, а также все его остальные атрибуты вводятся на ДО (рис.3.46) после двукратного нажатия левой кнопки при расположении курсора на выбранном выводе (аналогично команде Edit>Change). В нем редактируются следующие параметры:

Pin Name — имя вывода;

Туре — тип графического изображения вывода (т.е. указателя вывода);

Hidden - признак скрытого вывода, который не отображается на схеме (например, на схемах цифровых устройств не принято изображать цепи подключения питания и «земли», для операционных усилителей не всегда указывают подключение цепей питания), но необходим для моделирования (крестик слева от опции Hidden свидетельствует о ее активизации);

Рис.3.46.Диалоговое окно редактирование отдельного вывода

Net — имя проводника, к которому на схеме должен быть подключен скрытый вывод;

Display Name — вывод на чертеж схемы имен выводов;

Size, Orient, Hjust, Vjust — размер, ориентация, горизонтальная и вертикальная привязка имен выводов;

Pin — порядковый номер вывода;

ERC — электрический тип вывода, используемый только при выполнении команды поиска ошибок схемы Electrical Rule Check, принимающий значения:

don't care — не проверяется;

input — вход;

output — выход;

bidir — двунаправленный вывод;

highZ — высокий импеданс;

open collec — открытый коллектор;

openemitter— открытый эмиттер;

power -- подключение источника питани.

Из рассматриваемой панели выбором командной кнопки Edit Attributes переходят в панель диалога для редактирования атрибутов выводов. Просмотр имен всех выводов и при необходимости их редактирование производятся по команде Part>Pin List (Ctrl+P).

5.Редактирование атрибутов и шаблона символа.На заключительном этапе создания символа компонента редактируют введенные ранее и дописывают новые атрибуты, задается его шаблон. Это производится одним из двух способов.

1 способ. По команде Part>Attributes возможно редактирование всех существующих атрибутов символа и добавление новых с помощью диалогового окна (рис.3.47, а)). Следует обратить внимание, что согласно требованиям ЕСКД префикс позиционного обозначения операционного усилителя DA, а в импортных библиотеках им присваивается префиксU, поэтому в поле нужно изменитьREFDES=DA?.

2 способ.Курсор устанавливается на редактируемый атрибут компонента, и два раза щелкают левой кнопкой мыши. В результате управление передается в панель диалога для изменения этого атрибута.

В связи с тем, что способ редактирования атрибутов в различных ДО одинаков, обсудим работу в изображенной на рис.3.47, а) на панели с наиболее полной информацией. На ней имеются следующие поля:

Name — задание имени атрибута (если атрибут с введенным именем существует, то можно отредактировать его значение);

Value — значение атрибута;

What to Display (что выводить на экран):

- Value only — только значение атрибута;

- Name only — только имя атрибута;

- Both name and value — имя и значение атрибута;

- Both name and value only if value define — имя и значение атрибута, если его значение определено;

а)

б)

Рис.3.47.Диалоговое окно атрибутов компонента а) и символ с

диалоговым окном редактирование отдельного атрибута б)

- None — ничего;

Display Characteristics (спецификация параметров текста атрибута):

- Layer — задание слоя, на котором размещается имя и/или значение атрибута (видимость на экране информации,

размещенной в разных слоях, устанавливается по команде Options>Set Display Level);

- Orient — ориентация текста атрибута;

- Hjust — привязка текста по горизонтали (левая, по центру, правая);

- Vjust — привязка текста по вертикали (нижняя, по центру, верхняя);

- Size — масштаб изображения текста в процентах;

Changeable in schematic — разрешение изменять значение атрибута в режиме редактирования схем;

Keep relative orientation — вращение атрибута вместе с символом.

Обсудим, как редактируются атрибуты. В поле списка на правой стороне ДО приводится перечень всех атрибутов компонента. Для ввода нового атрибута курсором отмечается первая свободная строка в поле списка, а для редактирования существующего — строка, где он расположен. В результате в верхнем поле редактирования (Name) появляются имя атрибута, а во втором (Value) — его значение, которые редактируются как обычные текстовые переменные. Результаты редактирования

сохраняются после выбора командной кнопки Save Attr (отмена Del Attr).

6.Копирование символов.По команде Part>Copy создается новый символ путем копирования графической и текстовой информации одного из существующей. В диалоговом окне этой команды (рис.3.48) сначала на строкеExistingPartNameуказывают имя существующего компонента (его удобно выбрать из списка в окне Part), затем на

Рис.3.48.Диалоговое окно копирования символа компонента

строке New Part Name вводится имя нового компонента. После нажатия кнопки ОК на экране появляется графическое изображение символа и по командам Part>Attribute и Part > Definition вводятся необходимые коррективы в текстовую информацию (исправляется имя модели компонента, корректируется при необходимости его описание и т.п.). При этом если копируемый компонент имел прототип АКО, этот же прототип присваивается и новому компоненту.

7.Создание символов с помощью программы Model Editor.

Отметим здесь способность программы Model Editor создавать

типовые графические символы компонентов, для которых рассчитаны параметры математической модели (символ компонента помещается в библиотеку символов, имеющую то же имя, что и библиотека математических моделей). Вопрос создание символов с помощью программы Model Editor в пособии не рассматривается).

В проекте допускается использовать компоненты из библиотек системы OrCAD. Разработанная электрическая схема вPSpiceSchematicsэкспортируется в графический редактор OrCAD Capture для создания ПП.