logo search
DIAGNOST

Диагностика и ремонт

Вопрос. Какова методика поиска неисправностей в ПК?

Ответ. Поиск неисправностей следует начинать с наиболее простых элементов и только потом переходить к диагностике более сложных и дорогостоящих. Работу необходимо вести по заранее составленному плану. В случае, если в запасе имеются заведомо исправные компоненты для замены, предпочтителен метод последовательного исключения узлов и плат.

Вопрос. Как подразделяют неисправности в ПК?

Ответ. Неисправности в ПК подразделяют на три основных вида:

Например, выход из строя блока питания является аппаратной неисправностью, заражение НЖМД вирусом — программной, неисправность микросхемы с BIOS — программно—аппаратной.

Вопрос. Что является основной задачей специалиста по ремонту ПК (сервис—инженера)?

Ответ. Определение вида неисправности и поиск неисправного узла.

Вопрос. Что такое "плавающая" или эпизодическая неисправность?

Ответ. "Плавающая" неисправность появляется и исчезает эпизодически. Поиск такой неисправности наиболее трудоемок.

Вопрос. Чем отличается программная диагностика неисправностей от ручной?

Ответ. Программная диагностика рассчитана на работоспособный (в целом) ПК. При использовании такой диагностики микропроцессор, адаптер дисплея, дисплей, клавиатура, хотя бы один НГМД, частично системная плата должны работать исправно. Поэтому программная диагностика не всегда приводит к успеху, а ручная всегда.

Вопрос. Что такое диагностическая программа POST?

Ответ. Диагностическая программа POST содержится в ПЗУ BIOS. POST (Power-On-Self-Test) — самоконтроль при включении питания — проверяет все важные системы в ПК и быстро тестирует всю память ОЗУ. При успешном окончании контроля ПК на дисплей выводится сообщение, подается звуковой сигнал и выводится имя текущего накопителя (приглашение к работе).

Вопрос. Что выдает программа POST в случае обнаружения неисправности в ПК?

Ответ. Программа POST при обнаружении неработоспособного устройства выдает визуальное или звуковое сообщение об ошибках. Например:

Вопрос. Приведите примеры кодов ошибок программы POST.

Ответ.

Типичный номер кода ошибки

Неисправное устройство

20-29

Блок питания

100-199

Системная плата

200-299

ОЗУ

300-399

Клавиатура

400-499

Черно — белый дисплейный адаптер

500-599

Цветной графический адаптер

600-699

НГМД или его адаптер

700-799

Сопроцессор

900-999

Адаптер принтера

Вопрос. Какие неисправности могут возникнуть при включении ПК?

Ответ. Это могут быть неисправности:

Вопрос. Приведите примеры отдельных диагностических программ?

Ответ. Примерами отдельных диагностических прикладных программ могут служить программы DIAGNOST (в BOIS) или СНЕСКIТ.

Вопрос. Для чего применяют платы диагностических адаптеров?

Ответ. Платы диагностических адаптеров совместно с разработанным для них программным обеспечением используют для более совершенной диагностики аппаратной и программно—аппаратной части ПК. Эти платы вставляют в слоты расширения на системной плате с процессорами 8086/286/386/486.

Для работы с такими автономными платами DOS не нужна, так как платы работают, непосредственно взаимодействуя с ПЗУ BIOS. Платы продолжают эффективно работать, даже когда ПК вышел из строя и не может проверить себя самостоятельно.

Вопрос. Какова классификация неисправностей системной платы ПК?

Ответ. Существуют три вида неисправностей:

  1. аппаратные "плавающие" и постоянные ошибки (встречаются наиболее часто). К постоянным ошибкам можно отнести неисправности в цепи электропитания; выход из строя компонентов локальной шины, буферов (латчей), каналов адреса и данных, узлов подсистемы ОЗУ и кэш—памяти, компонентов узлов ввода/вывода, компонентов обрамления микропроцессора, узлов подсистемы ПЗУ, компонентов клавиатуры, узлов расширения подсистем, расположенных на системной плате.

  2. программные. К таким ошибкам можно отнести ошибки, связанные с загрузкой системы, с прогоном программных средств и вызываемые наличием вирусов в программных модулях;

  3. программно—аппаратные. К ним можно отнести потери или искажение информации в ПЗУ BIOS, в CMOS SRAM (КМОП СОЗУ), в регистрах портов подсистемы ввода/вывода, а также некорректную установку средств конфигурации системы.

Вопрос. Назовите причины, вызывающие "плавающие" или эпизодические неисправности системной платы?

Ответ. Такими причинами могут быть:

Вопрос. Комплектующие элементы каких фирм наиболее надежны для выполнения на них системных плат?

Ответ. Наиболее надежными являются комплектующие элементы фирм INTEL, CHIPS and TECHOLOGIES, AMD, CYRIX, MOTOROLA, NEC, WESTERN DIGITAL.

Вопрос. В каких случаях проводят диагностику ПК?

Ответ. В трех случаях:

Вопрос. Проверяет ли программа POST все оборудование ПК?

Ответ. Нет. Не проверяет то оборудование, которое может быть установлено в качестве подсистем на системной плате.

Вопрос. Каковы основные причины неисправностей комплектующих элементов, на которых выполнены системные платы?

Ответ. Причинами отказов этих элементов могут быть:

Вопрос. Что такое зависание компьютера?

Ответ. При зависании компьютер не отвечает на команды пользователя и становится неуправляемым. Зависание компьютера может быть как аппаратным, так и программным. Аппаратное зависание, при котором компьютер неожиданно перестает выполнять программу, может наступить через 3—5 мин после включения блока питания.

Причины программного зависания могут быть различными и не всегда легко устранимыми. Наиболее типичными из них являются:

Вопрос. Что необходимо помнить при ремонте и отладке системной платы?

Ответ. При ремонте надо помнить следующее. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо отключить электропитание ПК и убедиться, что все комплектующие элементы, платы, разъемы установлены правильно и имеют хороший контакт, кабели не имеют обрывов или повреждений. Для предотвращения пробоя КМОП—микросхем перед началом работы с рук снять заряд статического электричества, коснувшись металлической конструкции компьютера. Задержка по времени между отключением и повторным включением блока питания ПК должна составлять не менее 30... 40 с. Следует помнить, что при ремонте системной платы нельзя отключать нагрузку. Замеры напряжений питания целесообразно производить на контактах микросхемы и разъемах. Для извлечения и установки микросхем в микроразъемы необходимо применять специальные устройства — экстракторы, для выпаивания многоконтактных микросхем — паяльные станции с отсосом олова. Можно пользоваться маломощным паяльником с рабочим напряжением 6... 12 В. Для одновременного прогрева всех выводов микросхем для паяльника следует применять специальные насадки. При работе необходимо использовать современную контрольно-измерительную аппаратуру.

Вопрос. Неисправность каких комплектующих элементов может вызвать появление "мусора" на экране дисплея?

Ответ. Такими элементами могут быть микропроцессор, интегральные микросхемы ОЗУ, ПЗУ, устройства ввода/ввода и микросхемы, находящиеся в линиях шинных формирователей.

"Мусор" на экране дисплея может появиться из-за плохих контактов в микроразъемах, в которые вставлены выводы микросхем.

Вопрос. Для чего применяют буферы в ПК?

Ответ. Буферы применяют для усиления сигналов и согласования микросхем различных типов. Наличие у буферов третьего состояния (высокоомного) позволяет отключать шину от источника сигнала.

Вопрос. Какой вид неисправностей характерен для шин системной платы?

Ответ. Для шин системной платы характерны короткие замыкания и обрывы, поэтому их необходимо проверять в самом начале ремонтных операций.

Вопрос. Поиск программно—аппаратной неисправности какого

блока ПК наиболее трудоемок?

Ответ. Поиск неисправности НЖМД наиболее трудоемок и требует большого опыта по диагностике и ремонту.

Вопрос. Какую долю неисправностей ПК составляют неисправности дисплея?

Ответ. Приблизительно 30...40% всех отказов. Это обусловлено тем, что дисплей в течение всего дня работает в наиболее тяжелом энергетическом режиме. Плохая вентиляция помещения, большой уровень помех в сетях электропитания и отсутствие мер защиты по сети увеличивают вероятность отказа дисплея.

Вопрос. Какие типовые неисправности мониторов и видеоадаптеров встречаются наиболее часто?

Ответ. Наиболее часто встречаются неисправности:

Вопрос. Что означает яркая горизонтальная полоса посередине экрана?

Ответ. Появление такой полосы означает возникновение неисправности в генераторе кадровой развертки. В этом случае строки накладываются друг на друга, образуя яркую горизонтальную линию посередине экрана.

Вопрос. Неисправность какого элемента генератора кадровой развертки вызывает неустойчивость изображения по вертикали?

Ответ. Конденсаторов.

Вопрос. Неисправность какого элемента генератора кадровой развертки уменьшает размах амплитуды кадровой развертки?

Ответ. Резисторов, находящихся в одной цепи с потенциометром, регулирующим размер по вертикали, или резистивного элемента самого потенциометра.

Вопрос. К чему приводит неисправность генератора строчной развертки?

Ответ. К отсутствию строчной развертки и невозможности отцентрировать кадр по горизонтали.

Вопрос. Что означает наличие яркой вертикальной полосы на экране дисплея?

Ответ. Неисправность в блоке строчной развертки, снижение высоковольтного напряжения, вырабатываемого с помощью оконечного каскада блока строчной развертки.

Вопрос. Какой элемент блока строчной развертки наиболее часто выходит из строя?

Ответ. Высоковольтный мощный транзистор последнего каскада, работающий в ключевом режиме.

Вопрос. Какие функции выполняет устройство кадровой и

строчной развертки?

Ответ. Три функции:

  1. управление отклоняющей системой, имеющей две отдельные горизонтально и вертикально отклоняющие катушки;

  2. управление строчным трансформатором, предназначенным для получения высокого напряжения;

  3. гашение лучей во время обратного хода кадровой и строчной развертки.

Вопрос. Для чего необходимо держать защелку дисковода закрытой?

Ответ. Закрытое положение защелки предотвращает от попадания в дисковод пыли, грязи и заползания в него насекомых.

Вопрос. Какой узел НГМД самый сложный?

Ответ. Это устройство позиционирования на желаемой дорожке (позиции).

Вопрос. В чем заключается ремонт механической части НГМД?

Ответ. Изнашивание и загрязнение механической части НГМД требуют профилактики и юстировки ГЧЗ при работе касающейся поверхности дискеты в отличие от ГЧЗ жесткого диска, которые "парят" над поверхностью. Юстировка НГМД — одна из самых типичных механических настроек в накопителе.

Вопрос. Каким образом преобразуются данные при записи и считывании информации с НГМД?

Ответ. Для считывания и записи данные необходимо преобразовывать. При считывании с диска последовательные данные преобразуются в параллельные, а при записи на диск параллельные данные — в последовательные. Функции преобразования выполняет интерфейсное устройство, которое добавляет к данным управляющие байты.

Вопрос. Каков порядок следования битов слова при записи и считывании в дисковом накопителе?

Ответ. В операции записи бит 0 записывается первым, а бит 7 — последним. При считывании данных с диска бит 0 передается первым, а бит 7 — последним. При ремонте это знать необходимо.

Вопрос. Одновременно ли перемещаются ГЧЗ с обеих сторон диска?

Ответ. Да, одновременно. Обращение к данным производится одновременно с обеих сторон диска.

Вопрос. Совместимы ли накопители 3,5дюйма разной емкости?

Ответ. Нет, не совместимы.

Вопрос. Сколько шагов делает шаговый двигатель за один оборот диска?

Ответ. Шаговый двигатель делает 40 или 80 шагов.

Вопрос. С какой частотой вращается шпиндельный двигатель НГМД?

Ответ. С частотой 300 или 360 об./мин.

Вопрос. Можно ли класть ГМД сверху на монитор?

Ответ. Нельзя, так как в мониторе есть размагничивающая встроенная катушка (она расположена по периметру экрана), электромагнитное поле которой может исказить или стереть информацию, записанную на дискете.

Вопрос. Какие магнитные материалы используют при изготовлении гибких дисков малой и большой емкости?

Ответ. ГМД выполняют из майлара, который покрыт компаундом—лаком, содержащим магнитные вещества. В дисках небольшой емкости применяют окись железа, а в дисках большей емкости вместо железа используют кобальт.

Вопрос. Какой блок проверяют в первую очередь, если компьютер полностью прекращает свою работу?

Ответ. В первую очередь проверяют блок питания.

Вопрос. В каком случае сигнал Power good отключает компьютер?

Ответ. Это происходит, если выходные напряжения блока питания падают на 15...25% ниже критического значения.

Вопрос. Какие особенности конструкции клавиатуры определяют ее надежность?

Ответ. Клавиатура, собранная на основе однокристального микропроцессора типа 8048—8051 фирмы INTEL, при подаче напряжения питания ПК выполняет самодиагностирование, которое в большинстве случаев состоит из двух тестов:

  1. POR — Power—on—Reet — программа сброса при включении;

  2. ВАТ — Basic—Aurance—Test — главный контрольный тест.

В ходе тестирования ВАТ проводит проверки всех путей доступа к ОЗУ, адресный тест ОЗУ и определяет контрольнную сумму ПЗУ. Программа ВАТ запускается также командой REET.

Вопрос. По какой причине могут возникнуть неисправности клавиатуры?

Ответ. Неисправности клавиатуры могут возникнуть, если: разбиты часто употребляемые клавиши INTER, DEL, SHIFT, CONTROL, ALT, Fl—F10; слиплись или замкнулись механические части клавиш от попадания жидкостей с вязкими включениями; оборвались или замкнулись накоротко в матрице контакты клавиатуры; неисправна электронная часть клавиатуры.

Вопрос. Что необходимо помнить при ремонте и наладке ПК?

Ответ. Пользователю необходимо помнить, что: наличие на дисплее разноречивой информации говорит в первую очередь о неисправности блока питания; при ремонте системного блока следует пользоваться специальными тестерами;

в случае, если компьютер при нажатии клавиш не выполняет никаких команд, то это является признаком аппаратного или программного зависания ПК; в случае, если ПК сразу же после включения блока питания зависает, то причиной этого может быть грязь, вирус, неисправность блока питания; при ложном захвате ПДП система может зависнуть; следует помнить, что в ПК присутствует, как правило, одна неисправность, самый быстрый и легкий ремонт — замена неисправного узла, платы, блока новыми, работоспособными, заведомо исправными; при диагностике труднее всего найти неисправный элемент; ремонт — дело творческое, и опыт приходит с практикой; необходимо завести специальный журнал на каждый комплект ПК и записывать в него сведения о проведенных профилактиках, диагностике и ремонте.

Вопрос. На ПК была установлена программа WINDOW—95. Предварительная диагностика показала, что повреждена системная часть НЖМД. Как действовать в этом случае?

Ответ. Приготовить (на другом компьютере или запастись заранее) системную дискету для DOS версии 6.00 или 6.22 с нужными для установки загрузочных файлов утилитами и постараться сначала разметить диск заново (команда FDISK), а затем отформатировать его с помощью команды FORMAT С:/ . Затем с дистрибутивных дискет проинсталлировать оболочку WINDOW—95 (если это нужно). После всех проведенных операций с помощью утилиты CANDIK или NDD проверить качество поверхностей диска и установить антивирусную защиту.

Вопрос. Как предотвратить потери информации при отказе ПК?

Ответ. Следует копировать наиболее ценные материалы на

Вопрос. Как предотвратить потери информации, связанные с физическим износом магнитной поверхности жесткого диска в результате его интенсивной эксплуатации?

гибкие диски или на второй НЖМД

Ответ. Регулярно проверять с помощью утилиты NDD (NU) или CANDIK (DOS—6.22) наличие потерянных кластеров и без сожаления удалять их при условии предварительного дублирования файлов на других дисках или дискетах