logo
Лабораторный практикум 100101 САПС

Режиме редактирования)

При выборе курсором такого объекта (на рисунке это Draw>Polyline

показан именно в этом состоянии) появляются изображения маленьких прямоугольников, предназначенных для их редактирования. Если щелкнуть курсором по такому прямоугольнику и не отпускать клавишу мыши, то движением мыши можно изменить форму объекта.

С помощью команды Edit>Graphical Priperties изменяются параметры текущего графического объекта (рис.2.34). Так, например, на см. рис.2.58 на концах полилинии проставлены стрелки.

Ввод текста

Размещение на схеме произвольного текста, который выводится на твердую копию чертежа, но не передается в программу моделирования, производится по командам Draw>Text (Ctrl+T) - ввод текстовой строки и Draw>Text Box, пиктограмма - ввод нескольких строк в прямоуголь-

ной области. Изменение стиля и размера шрифта, наличие фона и его цвет производится для текущего текста по команде Edit>Text Properties или двойным щелчком курсора по границе текста (рис.2.35). Имя шрифта типа TruType указывается на строке Font Name.

Рис.2.34.Диалоговое окно выбор параметров графических объектов

Рис.2.35.Диалоговое окно выбора шрифта и фона для текста

Многостраничные схемы

Схемы большого размера помещаются на нескольких страницах. Создание новых страниц и переход на другую страницу осуществляются по командам группы Navigate.

Новая страница схемы создается по команде Navigate>Create Page, меню которой показано на рис.2.36, а)

а) б)

Имя соединителя Имя цепи

страницы

в)

Рис.2.36.Создание новой страницы а), выбор страницы б),

именование соединителей страницы и/или цепей в)

На строке Page Number указывается номер страницы, а на строке Page Title — ее имя, которое не выводится на схему и используется только при навигации по многостраничной схеме. После этого открывается новая чистая страница схемы, номер страницы указывается на верхней строке экрана справа от имени схемы (см. рис.2.10). Выбор одной из нескольких страниц осуществляется по команде Navigate>Select Page — выбор страницы (рис.2.36, б) или Previouse Page — предыдущая страница, Next Page — следующая страница. Цепи, расположенные на нескольких страницах, соединяются с помощью символов OFFPAGE из библиотеки port.sib. К выводам этих символов, располагаемых на разных страницах, нужно подключить соединяемые цепи. Соединяемым цепям и/или символам OFFPAGE необходимо присвоить имена (рис.2.36, в). Причем имена цепей и символов OFFPAGE не обязательно должны совпадать. При этом достаточно присвоить имена или цепям, или символам OFFPAGE (в этом случае цепь получит то же имя).

Сохранение схемы

Внесенные в схему изменения записываются в текущий каталог в файл схем с расширением .SCH по команде File>Save >(Ctrl+S, ). Если схема создана вновь,

дополнительно запрашивается имя схемы. Запись схемы в файл с другим именем производится по команде File>Save As.

Перенесение проекта на другой компьютер

Для перенесения проекта на другой компьютер, на котором установлена

программа PSpice Schematics, необходимо переписать на него файлы схем и все созданные пользователем файлы библиотек математических моделей, символов компонентов, входных сигналов и др., используемые в этом проекте. Дополнительные проблемы могут возникнуть при использовании иерархических символов, в которых в явном виде указан путь размещения их схем замещения — при необходимости по команде Edit>View производится его редактирование.

Создание и редактирование символов компонентов схем

Режим редактирования символов компонентов активизируется из режима редактирования схем одним из двух способов.

1 способ. На редактируемой схеме щелчком курсора выбирается компонент и в меню Edit команда Symbol, после чего в новом окне выводится символ выбранного компонента, доступный для редактирования. При этом в верхней строке экрана изменяется перечень команд и слева от меню команд вместо значка с изображением схемы появляется изображение символа (рис.2.37). Режим редактирования символов завершается щелчком по символу и последующем выбором строки Close (Закрыть), нажатием

комбинации клавиш Ctrl+F4 или выбором команды File>Close, после чего выполняется переход в окно схемы.

2 способ. Выбор команды File>Edit Library включает режим редактирования символов, после чего создается новая библиотека символов (по команде File>New) или открывается существующая (по команде File>Open).

Редактирование символов компонентов выполняется с помощью ряда команд, сгруппированных в следующих пунктах горизонтального

меню:

File — создание и редактирование библиотек символов компонентов, их вывод на принтер или плоттер;

Edit — редактирование символов;

Graphics — создание графического изображения символа;

Part — создание/редактирование описания символа;

Packaging — создание/редактирование информации об упаковке символов компонента в корпус;

Рис.2.37.Графический редактор Schematicsв режиме

редактирования символов

View — изменение масштаба изображения на экране;

Options — установка параметров изображения данных на дисплее и принтере/плоттере;

Window — работа с окнами;

Help — вызов средств помощи.

Краткое описание этих команд приведено в табл. 2.3. Конфигурация режима редактирования символов устанавливается по команде Options>Display. В диалоговом окне этой команды задают шаг сетки и другие параметры. Обратим внимание, что в режиме редактирования символов устанавливается та же система единиц, что принята в режиме редактирования текущей схемы, поэтому для ее изменения нужно вернуться обратно в этот режим и выполнить команду Options>Page Size. А шаг сетки Grid Spacing устанавливается в режиме редактирования символов независимо, обычно его выбирают в несколько раз более мелким, чем в режиме редактирования схем.

Создание символов с помощью мастера

В программу PSpice Schematics включен Мастер создания символов, предназначенный для автоматической генерации последовательности символов, для которых создана библиотека математических моделей, или для создания отдельных символов. Мастер

Таблица 2.6

.Команды редактирования символов компонентов

Команда

Назначение

Меню File (Файл)

New

Создание нового библиотечного файла. На экране появляется

прямоугольник, внутри которого создается символ компонента, и строка заголовка, свидетельствующая о том, что открывается новый файл

Open...

Открытие существующей библиотеки символов для

редактирования

Close

Закрытие текущего библиотечного файла

Export

Экспорт одного или нескольких символов текущей библиотеки в AutoCAD (создание файла в формате DXF)

Save (Ctrl+S)

Запись обновленной библиотеки символов в файл с текущим именем. Старая версия библиотеки записывается в каталог \BACKUP

Save As...

Запись обновленной библиотеки символов в файл с новым именем

Print...

Вывод твердой копии символа выбранного компонента

текущей библиотеки или всего содержимого библиотеки

Print Setup...

Установка параметров принтера: разрешающая способность, размер бумаги, горизонтальное (Landscape) или вертикальное (Portrait) расположение изображения на бумаге

View Messages

(F10)

Вывод списка ошибок для просмотра, печати или" записи в файл

1, 2, ...

Список последних загруженных файлов

Exit (Alt+F4)

Выход из графического редактора Schematics

Меню Edit (Редактирование)

Undelete (Ctrl+U)

Восстановление последнего удаленного объекта(ов)

Cut (Ctrl+X)

Удалить с экрана выбранный объект, который заносится в буфер для возможного переноса на экран по команде Paste

Copy (Ctrl+C)

Занести в буфер изображение выбранного объекта для его копирования по команде Paste

В Paste (Ctrl+V)

Нанести на чертеж последний объект, занесенный в буфер по командам Cutили Сору. Место расположения объекта отмечается щелчком левой кнопки мыши

Delete (Del)

Удалить выбранный объект без копирования в буфер обмена (его содержание не изменяется)

Change (Ctrl+H)

Разрешить редактирование выбранного вывода, текста или атрибутов, ассоциированных с символом компонента

Pin Type... (Ctrl+T)

Изменить изображение вывода, назначенное по

умолчанию:

Normal

Сигнал

Bubble

Сигнал с инверсией

Clock

Вход тактовых импульсов

Bubble Clock

Инверсный вход тактовых

импульсов

ANSI Inverted Out

Инверсный выход в стандарте ANSI

ANSI Inverted In

Инверсный вход в стандарте ANSI

ANSI Inverted Clock

Инверсный вход тактовых импульсов в стандарте ANSI

Zero Length

Вывод нулевой длины

Normal (long)

Сигнал (длинный вывод)

Bubble (long)

Сигнал с инверсией (длинный вывод)

Clock (long)

Вход тактовых импульсов (длинный вывод)

Bubble Clock (long)

Инверсный вход тактовых импульсов (длинный вывод)

Model...

Редактирование директивы .MODEL или .SUBCKT текущего символа. По умолчанию все изменения заносятся в файл библиотеки математических моделей <имя схемы>.LIB

Stimulus

Вызов редактора Stimulus Editor, если редактируется символ внешнего воздействия

Push-

Переход в режим редактирования схемы замещения иерархического символа. Если такой схемы замещения нет, то создается пустой экран схемного редактора, на котором размещены порты интерфейса; их имена проставляются в соответствии

с именами выводов символа

Set Schematic...

Составление перечня схем, ассоциированных с данным символом

Check Schematic

Проверка взаимного соответствия глобальных и интерфейсных портов и глобальных цепей, к которым подключены скрытые выводы иерархического символа, и его схемы замещения

Rotate (Ctrl+R)

Вращение выбранного объекта на 90° против часовой стрелки

Flip (Ctrl+F)

Зеркальное отображение объекта

Align Horizontal

Выравнивание точек привязки (origin) всех выбранных объектов (линий, дуг, текста и т.п.) по горизонтали. Объекты выравниваются по самому левому объекту

Align Vertical

Выравнивание точек привязки (origin) всех выбранных объектов (линий, дуг, текста и т.п.) по вертикали. Объекты выравниваются по самому верхнему объекту

Graphics

Properties...

Редактирование параметров не электрических

графических объектов (полилиний, прямоугольников,

дуг и окружностей):

Color

Выбор цвета

Width

Выбор ширины линий

Style

Стиль линии (сплошная, штриховая, пунктирная)

Fill

Заливка круга, прямоугольника и полилинии

Arrowhead

Нанесение стрелок на концах

полилиний

Text Properties...

Просмотр и изменение стиля и размера шрифт.а, наличие фона и цвета выбранного текста

Send to Back

Размещение выбранного объекта снизу от остальных

перекрывающихся объектов

BringtoFront

Размещение выбранного объекта сверху над остальными перекрывающимися объектами (выбираемый курсором графический объект автоматически перемещается наверх, поэтому эта команда излишняя)

Меню Graphics (Графика символа)

Arc

Рисование дуги. Нажатием левой кнопки мыши отмечаются концы отрезка, на котором строится дуга; перемещением курсора (в форме карандаша) устанавливается необходимый размер дуги, которая фиксируется одинарным нажатием левой кнопки

BOX

Рисование прямоугольника. Нажатием левой кнопки отмечаются его противоположные углы

Circle

Рисование окружности. Левой кнопкой отмечаются ее центр и любая точка на окружности

Polyline

Рисование полилинии. Левой кнопкой отмечаются начало линии и точки излома. Построение завершается двукратным нажатием левой кнопки или однократным нажатием правой кнопки

Pin

Добавление вывода к символу компонента и разрешение редактирования его имени и номера, а также электрического типа вывода, используемого в режиме поиска ошибок схемы ERC:

don't care

Не проверяется

input

Вход

output

Выход

bidir

Двунаправленный

highZ

Высокий импеданс

open collec

Открытый коллектор

open emitter

Открытый эмиттер

power

Подключения источника питания

Text

Добавление текстовой строки

Picture...

Ввод рисунка (из растровых графических файлов формата BMP, DIB или метафайлов WMF, EMF)

Bbox

Изменение размеров прямоугольного окна, в котором

размещен символ компонента

Origin

Изменение положения начала координат

Repeat (Пробел)

Повторение последней команды

Меню Part (Компоненты)

Symbol Wizard...

Мастер создания символов. Символы могут иметь прямоугольную, квадратную и одну их стандартных форм (diode, GaAsFET, IGBT, JFET_N, JFET_P, mosfet_n_3,mosfet_n_4,mosfet_p_3,mosfet_p_4,npn,opamp5, оратрб,opamp7,pnp,zener_diode)

New...

Разрешение на создание в текущей библиотеке символов нового компонента

Copy...

Копирование символа компонента из другой библиотеки и придание ему статуса текущего компонента (его имя помещается на верхней строке меню)

Get... (Ctrl+G)

Выбор компонента из текущей библиотеки для редактирования его символа, которое отображается в окне редактора

Remove...

Удаление компонента из текущей библиотеки

Save to Library...

Запись в текущую библиотеку символов выбранного

компонента

Attributes...

Разрешение ввода новых атрибутов компонента, или редактирование существующих. Кроме того, можно изменить любые атрибуты системы

Definition... (Ctrl+D)

Разрешение редактирования определений компонента: описания компонента — Description, его имени —Partname, списка подобных параметров —Aliaslist, имени подобного компонента — АКО (применяется для сокращения объема библиотеки символов) и типа символа (Туре)

Pin List... (Ctrl+P)

Разрешение редактирования всех выводов компонента

Get Symbol

Graphics...

Перенос символа существующего компонента в качестве символа текущего компонента

Export...

Запись графического и текстового описания компонента из текущей библиотеки в текстовый файл .sym для последующего переноса символа компонента из одной библиотеки символов в другую

Import...

Чтение текстового файла и придание ему статуса символа текущего компонента с последующей возможностью включения в текущую библиотеку символов

Меню Packaging (Упаковка компонента)

New...

Создание новой упаковочной информации: имя прототипа -Package Name, количество вентилей в корпусе — Number of Gates, количество выводов — NumberPinsperGate, тип корпуса -Footprint, список имен и номеров выводов — Pin Assignments, список логически эквивалентных выводов — Pin Swaps

Copy...

Копирование упаковочной информации

Get...

Редактирование упаковочной информации в текущей

библиотеке PackageLibrary

Remove...

Удаление упаковочной информации из текущей библиотеки

Edit... (Ctrl+E)

Редактирование упаковочной информации текущего

компонента

ConfigurePackagee

Types...

Выбор типа корпуса компонента из списка (DIP,SOIC,

SOJ, ТО,TSOP,PQFP,DISCRETE,LCC) и редактирование этого списка

Export...

Запись упаковочной информации одного или более

компонентов в текстовый файл .pkg

Import...

Чтение упаковочной информации из текстового файла .pkg

Меню View (Просмотр)

Fit (Ctrl+N)

Изменение масштаба изображения так, чтобы на полном экране разместились все имеющиеся на схеме компоненты, проводники и соединители

In (Ctrl+I)

Увеличение масштаба изображения (центр поля зрения указы

вается курсором). Степень увеличения назначается с помощью параметра ZOOMFACTOR в файле msim.ini

Out (Ctrl+O)

Уменьшение масштаба изображения (центр поля зрения указывается курсором)

Area (Ctrl+A)

Вывод на весь экран окаймленной части изображения

Previous

Возвращение к предыдущему масштабу изображения

Entire Symbol

Вывод на экран полного изображения символа

Redraw (Ctrl+L)

Перечерчивание экрана

Pan to New Center

Расположение символа симметрично относительно

точки расположения курсора без изменения масштаба

Toolbars...

Включение/выключение строки инструментов с изображением пиктограмм

Status Bar

Включение/выключение в основном меню строки состояний

Меню Options (Настройка параметров)

Display Options...

Установка следующих опций дисплея:

Grid On

Включение сетки

Snap-to-Grid

Автоматическое перемеще-ние объекта для привязки к узлам сетки при его размещении вне сетки чертежа

Stay-on-Grid

Привязка объектов к узлам сетки

Cursor X and Y

Вывод текущих координат курсора в строке состояний

Grid Spacing

Шаг сетки

Gravity

Радиус области захвата

Text Stay-on-Grid

Привязка текста к узлам сетки

Spacing

Расстояние между повторяющимися

объектами

Auto-Repeat...

Автоматическое размещение на экране одного или несколь-ких объектов, аналогичных предыдущему, на заданном расстоянии по осям X и Y (после двойного щелчка мышью)

Display

Preferences...

Разрешение размещения на экране и /или твердой копии текста и других параметров компонента

Pan & Zoom

Изменение коэффициентов масштабирования

Меню Window (Окно)

NewSchematic

Window

Открытие нового окна, на котором размещена текущая схема, для одновременного просмотра разных фрагментов, одной и той же схемы большого размера

Cascade

Каскадное расположение открытых окон

TileHorizontal

Последовательное расположение открытых окон по

горизонтали

Tile Vertical

Последовательное расположение открытых окон по

вертикали

Arrange Icons

Упорядочивание размещения иконок свернутых окон в

нижней части экрана

<6-кa>.slb:

<символ>

Имя текущей библиотеки и символа

Меню Help (Помощь)

Help Topics (F1)

Вывод встроенной инструкции

WebResources

Выход в Интернет:

PSpice Home Page

Загрузка сайта www.orcad.com

Customer Support

Выход на службу технической поддержки www.orcad.com/technical

About PSpice

Schematics

Вывод номера версии программы и ее регистрационного номера

символов использует как стандартную графику символов, предлагаемую фирмой Cadence, так и копирует графику имеющихся символов (последнее полезно при выпуске документации по ЕСКД). Мастер символов активизируется щелчком по пиктограмме EditSymbolи в окнеSymbolEditorпо пиктограммеNewSymbol(команда Part > Symbol Wizard). В ДО (рис.2.38) выбрать один из методов создания символов:

From a model library — создание символов компонентов, имеющих математические модели;

From scratch — создание отдельных символов.

Рис.2.38.Выбор способа создания символа

1.Создание символов компонентов, имеющих математические модели.После выбора варианта From a model library сначала запрашивается имя библиотеки, где находятся математические модели компонентов (рис.2.39, а)), а затем имя библиотеки, куда заносятся создаваемые символы (рис.2.39, б)).

а) б)

Рис.2.39.Указание имён библиотек математических моделей а)

и символов компонентов б)

После нажатия на кнопку Next (Далее) указывается, для какого количества моделей, содержащихся в указанной библиотеке моделей, можно автоматически создать символы и сообщается, сколько моделей уже имеют символы в указанной библиотеке символов (символы создаются для всех моделей, описанных с помощью команд .MODEL и .SUBCKT). После этого предлагается выбрать один из вариантов:

Yes, replace the existing symbols with new ones — Да, заменить все существующие символы новыми;

No, only create new symbol for models without symbols — Нет, создать новые символы только для моделей, не имеющих символы.

После выбора одного из вариантов Мастер объединяет все модели в группы, имеющие одинаковое количество выводов и одинаковые

имена выводов, и размещает их списки в двух окнах (рис.2.40):

Рис.2.40.Диалоговое окно выбора модели, для которой создаётся символ

Subcircuits without Symbols — макромодели, не имеющие символов;

Subcircuits with Symbols — макромодели, имеющие символы.

В одном из этих окон выбирается имя модели компонента и нажимается одна из кнопок:

Existing Symbol — копирование графики одного из существующих символов;

Generic Rectangle — создание символа прямоугольной формы.

Если выбрать первый вариант, то в следующем диалоговом окне выводится список символов (Symbol List), в котором нужно выбрать подходящий. Графика символа, отмеченного щелчком курсора, выводится в среднем окне. При этом следует иметь в виду, что предлагаемый список содержит все символы открытых библиотек. Поэтому если отмеченный курсором сим-вол не согласуется с математической моделью компонента, для кото-рого создается символ (имеет другое количество выводов или другие имена выводов), панель Next остается серой и переход к следующему шагу невозможен. Для сокращения списка компонентов нажимается кнопка Valid

Symbols, в результате чего в список символов будут выведены только подходящие (однако на это требуется довольно много времени). Для дальней-шего сокращения этого списка можно воспользоваться средствами поиска Description Search, например, для вывода списка биполярных n-р-n-транзисторов достаточно указать ключевые слова Bipolar & NPN. Если известна библиотека, где находится нужный символ, ее имя указывается на панели Libraries. И, наконец, если точно известно имя подходящего символа, его имя указывается на строке Symbol Name.

После выбора символа в следующем диалоговом окне необходимо по очереди выбрать номера выводов в графе Subcircuits

Terminal и щелчком курсора поставить им в соответствия их имена, выбираемые в графе Pin Names. При необходимости в нижней

части окна можно ознакомиться с текстовым описа-нием модели компонента. Нажатие кнопки Set Default Pin Names назначает

стандартные имена выводов по умолчанию.

На завершающем шаге редактируется текстовое описание компонента и нажимается кнопка Finish.

2. Создание отдельного символа шаг за шагом.

После выбора в диалоговом окне (см. рис.2.38) кнопки From scratch на первом шаге указывается имя символа и вводится его текстовое описание (см. рис.2.39, б)). Далее выбирается форма символа (рис.2.41):

Рис.2.41.Выбор формы символа

Rectangular — прямоугольный;

Square — квадратный;

Other - другой формы (diode, GaAsFET, IGBT, JFET_N, JFET_P,mosfet_n_3, mosfet_n_4, mosfet_p_3, mosfet_p_4, npn, opamp5, opamp6,opamp7,pnp,zener_diode).

При выборе любой формы символа в следующем ДО (рис.2.42) предлагается ввести необходимое количество выводов компонента с указанием из расположения (слева, справа, сверху и снизу). При необходимости изменения имен выводов нажимается кнопка ChangePin. Кнопка Insert Space вставляет между соседними выводами дополнительный интервал. Созданный в результате символ показан на рис.2.43. В завершение обычным образом можно отредактировать графику и текстовую информацию символа.

Рис.2.42.Задание выводов компонента

Рис.2.43.Созданный автоматически символ абстрактного компонента

Создание символов в ручную и их редактирование

Рассмотрим последовательность операций по созданию нового символа компонента или его редактирования.

1.Создание нового символа.Для создания нового символа переходят в режим редактирования символов (см. рис.2.37) графический редактор и выбирают команду Part>New, в результате на экране появляется ДО для описания символа (рис.2.44).

Рис.2.44.Диалоговое окно описание символа

Это же окно активизируется по команде Part>Definition для редактирования информации о новом или существующем символе:

Description — текстовое описание символа (например, биполярный п-р-п транзистор, резистор и т.п., к сожалению, только по английски), которое просматривается при выборе символов из библиотек и используется в средствах поиска компонента по ключевым словам;

Part Name — имя компонента, под которым он занесен в библиотеку символов;

Alias List — список псевдонимов символа; при размещении символа на схеме можно равноправно указывать как основное имя (Part Name), так и любой из псевдонимов (Alias);

АКО Name — имя прототипа, т.е. компонента, графика которого, выводы и все атрибуты переносятся для построения нового символа. При этом в текущем компоненте нужно отредактировать атрибуты и можно добавить новые и изменить текстовое описание, графику изменить нельзя — для этого нужно редактировать прототип. Символ компонента и его прототип должны находиться в одной и той же библиотеке. Этот способ значительно сокращает размер библиотек символов. Если у компонента имеется прототип, то в списке компонентов в скобках указывается его имя, например КТ316А (АКО NPN-R);

Туре — тип компонента, принимающий значения:

component — стандартные компоненты или иерархические символы;

annotation — неэлектрические символы;

hier port — соединения между разными уровнями иерархии;

global port — глобальные узлы, соединяющиеся друг с другом на всех страницах схемы (например, соединение с «землей»);

off page — соединители цепей на одной или разных страницах;

title block — угловой штамп чертежа;

border — рамка чертежа;

marker — маркер для вывода графиков;

viewpoint — отображение напряжения узла цепи в рабочей точке;

current probe — отображение тока вывода в рабочей точке;

optimizer parameter — задание значений оптимизируемых параметров;

stimulus — указание узла, к которому подключается источник сигналов, созданный с помощью StmEd;

simulation control — задание команд моделирования типа .IC, .NODESET;

No Connect — отсутствие соединений.

Правильное назначение типа компонентов обеспечивает правильность выполнения ряда операций. Например, по команде Edit>Select All выбираются все символы схемы вместе с соединительными цепями, кроме символа углового штампа, имеющего тип title block. Это позволяет смещать изо-бражение принципиальной схемы внутри рамки, оставляя угловой штамп на прежнем месте в нижнем правом углу листа. В противном случае угло-вой штамп перемещался бы вместе с остальными символами и его затем нужно было возвращать на прежнее место.

Для ввода текстовых переменных курсором выбирается соответствующее поле редактирования (см. рис.2.69) и на клавиатуре набирается текст.

При этом для внесения в список псевдонимов Alias еще одного имени нажимается кнопка Add. Работа в диалоговом окне завершается выбором ОК.

2.Графика символа.Графика символа компонента создается по командам Graphics. По окончании построения графики символа по команде Graphics > Bbox изменяют размеры прямоугольника, стороны которого нарисованы пунктирной линией, чтобы внутри контура прямоугольника находились все выводы компонента. Контур символа вычерчивается по командам Arc, Box, Circle и Line. Пояснительные надписи (к ним не относятся имена вы-водов и позиционное обозначение) наносятся по команде Text.

3.Выводы компонента.Выводы компонента изображаются по команде Graphics>Pin . На экране появляются изображение

вывода, помеченное крестиком, и линия вывода, которые перемещаются вместе с курсором. Прежде чем нажатием левой кнопки зафиксировать расположение вывода, можно «горячими» клавишами Ctrl+F, Ctrl+R и Ctrl+T зеркально отобразить линию вывода (Flip), повернуть ее на 90° (Rotate) и изменить тип вывода (Pin Type). Имеются следующие типы выводов:

Normal — сигнал;

Bubble — сигнал с инверсией;

Clock — вход тактовых импульсов;

Bubble Clock — инверсный вход тактовых импульсов;

ANSI Inverted Out — выход в стандарте ANSI;

ANSI Inverted In — вход в стандарте ANSI;

ANSI Inverted Clock — инверсный вход тактовых импульсов в стандарте ANSI;

Zero Length — вывод нулевой длины;

Normal (long) — сигнал (длинный вывод);

Bubble (long) — сигнал с инверсией (длинный вывод);

Clock (long) — вход тактовых импульсов (длинный вывод);

Bubble Clock (long) — инверсный вход тактовых импульсов (длинный вывод).

После фиксации вывода редактор предлагает разместить следующий вывод. Этот режим заканчивается двукратным нажатием левой кнопки.

В заключение по команде Graphics>Origin курсором указывается положение начала координат на чертеже символа, которое отмечается квадратиком. К нему привязан курсор при размещении символа на схеме.

При выполнении команды Graphics>Pin выводы нумеруются как 1, 2 и т.д. в порядке их подключения к символу и им присваиваются имена pin1, pin2 и т.д. Изменения номеров и/или имен выводов производятся в меню команды Part>Pin List (рис.2.45).

В списке имен выводов, помещенном в правом верхнем углу меню, выбирается имя редактируемого вывода, и оно переносится в окно Pin Name. После изменения имени вывода нужно включить/выключить опцию Display Name, чтобы это имя было видно/не видно на схеме. Одновременно редактируется тип вывода и его ориентация. На панели атрибутов вывода (Pin Attributes) изменяется номер вывода и указывается реакция модуля контроля ошибок электрической схемы (ERC), если на схеме к данному выводу не подключена ни одна цепь.

В выпадающем списке

If unconnected выбирается один из следующих вариантов:

Error — выводится сообщение об ошибке (список соединений не составляется);

RtoGND — вывод подключается к «земле» через резистор с большим сопротивлением;

Рис.2.45.Редактирование списка выводов

UniqueNet — создается новое имя цепи (для контроля состояния цепи и подключения к этому выводу маркера программы Probe).

В строке Modeled Pin каждому выводу присваивается признак его участия в моделировании. Если в описании модели компонента какой-нибудь вывод не участвует (например, вывод для подачи напряжения смещения на операционный усилитель), ему этот признак не присваивается, и на схеме он будет изображен пунктиром.

4.Редактирование выводов компонента.После нанесения на чертеж всех выводов компонента и их атрибутов может возникнуть необхо-димость их редактирования. Для задания типа вывода его сначала необходимо выбрать (например, одинарным нажатием левой кнопки мыши) и затем по команде Edit>Pin Type (Ctrl+T) назначить тип вывода (одинарнре выполнение этой команды переключает тип вывода на одну позицию в списке типов). Тип вывода, а также все его остальные атрибуты вводятся на ДО (рис.2.46) после двукратного нажатия левой кнопки при расположении курсора на выбранном выводе (аналогично команде Edit>Change). В нем редактируются следующие параметры:

Pin Name — имя вывода;

Туре — тип графического изображения вывода (т.е. указателя вывода);

Hidden - признак скрытого вывода, который не отображается на схеме (например, на схемах цифровых устройств не принято изображать цепи подключения питания и «земли», для операционных усилителей не всегда указывают подключение цепей питания), но необходим для моделирования (крестик слева от опции Hidden свидетельствует о ее активизации);

Рис.2.46.Диалоговое окно редактирование отдельного вывода

Net — имя проводника, к которому на схеме должен быть подключен скрытый вывод;

Display Name — вывод на чертеж схемы имен выводов;

Size, Orient, Hjust, Vjust — размер, ориентация, горизонтальная и вертикальная привязка имен выводов;

Pin — порядковый номер вывода;

ERC — электрический тип вывода, используемый только при выполнении команды поиска ошибок схемы Electrical Rule Check, принимающий значения:

don't care — не проверяется;

input — вход;

output — выход;

bidir — двунаправленный вывод;

highZ — высокий импеданс;

open collec — открытый коллектор;

openemitter— открытый эмиттер;

power -- подключение источника питани.

Из рассматриваемой панели выбором командной кнопки Edit Attributes переходят в панель диалога для редактирования атрибутов выводов. Просмотр имен всех выводов и при необходимости их редактирование производятся по команде Part>Pin List (Ctrl+P).

5.Редактирование атрибутов и шаблона символа.На заключительном этапе создания символа компонента редактируют введенные ранее и дописывают новые атрибуты, задается его шаблон. Это производится одним из двух способов.

1 способ. По команде Part>Attributes возможно редактирование всех существующих атрибутов символа и добавление новых с помощью диалогового окна (рис.2.47, а)). Следует обратить внимание, что согласно требованиям ЕСКД префикс позиционного обозначения операционного усилителя DA, а в импортных библиотеках им присваивается префиксU, поэтому в поле нужно изменитьREFDES=DA?.

а)

б)

Рис.2.47.Диалоговое окно атрибутов компонента а) и символ с

диалоговым окном редактирование отдельного атрибута б)

2 способ.Курсор устанавливается на редактируемый атрибут компонента, и два раза щелкают левой кнопкой мыши. В результате управление передается в панель диалога для изменения этого атрибута (рис.2.72, б)).

В связи с тем, что способ редактирования атрибутов в различных ДО одинаков, обсудим работу в изображенной на рис.2.47, а) на панели с наиболее полной информацией. На ней имеются следующие поля:

Name — задание имени атрибута (если атрибут с введенным именем существует, то можно отредактировать его значение);

Value — значение атрибута;

What to Display (что выводить на экран):

- Value only — только значение атрибута;

- Name only — только имя атрибута;

- Both name and value — имя и значение атрибута;

- Both name and value only if value define — имя и значение атрибута, если его значение определено;

- None — ничего;

Display Characteristics (спецификация параметров текста атрибута):

- Layer — задание слоя, на котором размещается имя и/или значение атрибута (видимость на экране информации,

размещенной в разных слоях, устанавливается по команде Options>Set Display Level);

- Orient — ориентация текста атрибута;

- Hjust — привязка текста по горизонтали (левая, по центру, правая);

- Vjust — привязка текста по вертикали (нижняя, по центру, верхняя);

- Size — масштаб изображения текста в процентах;

Changeable in schematic — разрешение изменять значение атрибута в режиме редактирования схем;

Keep relative orientation — вращение атрибута вместе с символом.

Обсудим, как редактируются атрибуты. В поле списка на правой стороне ДО (см. рис.2.72, а)) приводится перечень всех атрибутов компонента. Для ввода нового атрибута курсором отмечается первая свободная строка в поле списка, а для редактирования существующего — строка, где он расположен. В результате в верхнем поле редактирования (Name) появляются имя атрибута, а во втором (Value) — его значение, которые редактируются как обычные текстовые переменные. Результаты редактирования

сохраняются после выбора командной кнопки Save Attr (отмена Del Attr).

6.Копирование символов.По команде Part>Copy создается новый символ путем копирования графической и текстовой информации одного из существующей. В диалоговом окне этой команды (рис.2.48) сначала на строкеExistingPartNameуказывают имя существующего компонента (его удобно выбрать из списка в окне Part), затем на

Рис.2.48.Диалоговое окно копирования символа компонента

строке New Part Name вводится имя нового компонента. После нажатия кнопки ОК на экране появляется графическое изображение символа и по командам Part>Attribute и Part > Definition вводятся необходимые коррективы в текстовую информацию (исправляется имя модели компонента, корректируется при необходимости его описание и т.п.). При этом если копируемый компонент имел прототип АКО, этот же прототип присваивается и новому компоненту.

7.Создание символов с помощью программы Model Editor.

Отметим здесь способность программы Model Editor создавать

типовые графические символы компонентов, для которых рассчитаны параметры математической модели (символ компонента помещается в библиотеку символов, имеющую то же имя, что и библиотека математических моделей). Вопрос создание символов с помощью программы Model Editor в пособии не рассматривается).